Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 701

от 24.08.2013 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Анонс!

25 августа выходит в свет 721-й выпуск Ворчалок об Истории:

Луций Корнелий Сулла: попытка портрета диктатора. Часть II



Древний мир в анекдотах и фактах. Часть XII



“Не выноси!”

В Древней Греции возле популярных святилищ часто возводили гостиницы с пиршественными залами. В таких залах после совершения обряда жертвоприношения происходили священные трапезы, которые воспринимались греками как совместные трапезы людей и богов.
Во время этих трапез строго соблюдалось правило “Не выноси!” – за пределы священной территории нельзя было вынести ни кусочка такой жертвенной трапезы.
Позднее правило “Не выноси!” стало просто правилом хорошего тона на любых совместных трапезах, и уже Плутарх писал:
"Постараться унести с собой что-нибудь из угощения, было бы проявлением крайней невоспитанности".
Вместе с тем появились и блюда, которые готовились специально для того, чтобы гости могли унести их с собой в качестве гостинца.

Разделение Гомеровых поэм

В настоящее время сочинения Гомера “Илиада” и “Одиссея” разделены на 24 песни каждая. Однако такое разделение великих поэм произошло только в III веке до Р.Х., и осуществили его учёные Александрийской Библиотеки. Чаще всего эту честь приписывают Зенодоту Эфесскому (325-260). До этого существовало произвольное разделение гомеровских поэм на части в соответствии с их содержанием.
Различные древние авторы упоминают о таких известных частях, как “Каталог кораблей”, “Поединок” или “Передачу скипетра”. У Геродота упоминаются “Подвиги Диомеда” (это VI песнь “Илиады”, начиная с 289 стиха и далее).
С 468 стиха XVIII песни “Илиады” начиналась часть под названием “Изготовление оружия”, в которой даётся описание знаменитого щита Ахилла, изготовленного для него самим Гефестом.

Герои пируют сидя

Кстати, когда у Гомера военачальники пируют в шатре Агамемнона, то они соблюдают все правила приличия, да и пируют они сидя, как и положено героям.
Когда на таком пиру поссорились Ахилл и Одиссей, то предводитель ахейского войска Агамемнон только “веселился в душе”: ведь они спорили об очень важном вопросе – хитростью или силой следует брать Трою.
Даже пьяные женихи в “Одиссее” всего лишь запустили в незваного старика окороком (воловьей ногой), но Ктесипп тогда ещё не знал, что этим оскорбляет Одиссея, хозяина дома, в котором он пировал.
Совсем иную картину пиров можно найти в сочинениях Эсхила и Софокла.

На пирах в Македонии

При дворе Александра Македонского поэмы Гомера был и большом почёте, поэтому сам царь и его гости всегда пировали сидя, подражая древним героям.
Однажды Александр устроил пир для 6000 (шести тысяч!) своих офицеров и рассадил их на серебряных стульях и ложах, застеленных красивыми плащами пурпурового цвета.
Отметим, что в Македонском царстве никому не разрешалось возлегать за столом: это позволялось только герою, который один на один убивал только копьём дикого вепря без сетей и других вспомогательных средств.

Другие таланты Софокла

Известный драматург Софокл (496-406) в молодости был очень красив и ещё с детских лет весьма искусно танцевал и музицировал на различных инструментах.
Рассказывают, что после победы при Саламине (480 г. До Р.Х.) он намазался оливковым маслом и плясал под звуки кифары вокруг только что сооружённого трофея. Одни говорят, что он танцевал обнажённым, другие говорят – в плаще.
Позднее, при постановке своих пьес Софокл часто использовал своё мастерство. Так при постановке пьесы “Фамир” Софокл лично играл на кифаре, а при постановке “Навсикаи” – отлично играл в мяч.

Танцующий Сократ

В египетском городе Мемфисе в честь богини Баст или бога Аписа устраивали специальные пляски, которые сопровождались пением гимнов.
Ксенофонт (444-355) утверждал, что Сократ (469-399) обожал эту Мемфисову пляску, и его часто можно было застать танцующим. Своим друзьям и ученикам Сократ говорил, что пляска – это гимнастика для всех членов тела.

Движения Феофраста

Историк Гермипп (III век до Р.Х.) рассказывал, что знаменитый философ Феофраст (372-287) обычно приходил в Перипат (“крытая галерея для прогулок”) точно в назначенное время. Он всегда был умащён, тщательно одет и причёсан. Усевшись, Феофраст начинал свою лекцию, которую сопровождал всеми необходимыми по случаю движениями тела и лица. Когда однажды он изображал лакомку, то высунул язык и облизнулся.

Новшества Эсхила

Драматург Эсхил (525-456) облагородил сценические костюмы, привнеся в них величавость и благопристойность. Он также придумал множество новых танцевальных фигур и лично обучал им хоры при постановке своих пьес.
Перипатетик Хамелеонт (IV-III в. до Р.Х.) утверждал, что Эсхил первым, без помощи постановщика танцев, научил хор нужным фигурам, которые сам же и придумал. И Аристофан (444-385) выводит в своей комедии такого же Эсхила:
"Хорам разрабатывал сам я фигуры".
Говорят, что Эсхил даже часто играл в своих пьесах.

Вино вдохновляет только гения

Тот же Хамелеонт утверждал, что Эсхил при сочинении своих пьес регулярно вдохновлялся вином. Недаром ещё раньше Софокл говорил об Эсхиле:
"Если он и сочиняет как следует, то бессознательно".
Попробуйте в пьяном виде сочинить подобные шедеры!

Древний мир в анекдотах и фактах. Часть XI

(Продолжение последует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
© Виталий Киселёв (Старый Ворчун), 2013
abhoc@abhoc.com

В избранное