Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 653

от 25.08.2012 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Анонс!

26 августа выходит в свет 673-й выпуск Ворчалок об Истории:

Активные игры и игровые развлечения в античном мире. Часть I



Древний Китай в исторических анекдотах и преданиях. Часть X



“Ши”

В древнем Китае право быть высшими судьями закрепилось за “учёными служилыми людьми”, вернее, они сделали всё возможное, чтобы присвоить себе такую репутацию.
В древних источниках таких людей чаще всего называют “ши” или “шидафу”. Была широко распространена традиционная формула “ши юй шу” – “служилые люди и простонародье”. Такова была первая и грубая классификация китайского общества.

Три категории

Древний учёный и философ Хэ Сю (129-182) уже счёл возможным делить китайское общество на три категории:
“высших ши” – к ним причислялись все “именитые роды”;
“средних ши” – чиновников;
“низших ши” – простых людей.
Однако не все придерживались подобной классификации. Верхушка китайского общества династии Хань распространяла термин “ши” исключительно на себя, так что все китайцы прекрасно знали, кого можно называть “ши”, а кого нельзя.

Ши и простолюдины

Учёный Чжунчан Тун (180-220) так определял различие между “ши” и простолюдинами:
"Тех, кто работает мускулами, называют людьми – люди берут за образец сильных мужчин.
Тех, кто использует ум и талант, называют ши – ши ценят умудрённых старцев".


Проблема выбора

В центре идеологии и политической культуры “ши” лежали проблемы выбора службы, отношения к власти и уединения. Так в одном из комментариев к “Книге Перемен” говорится:
"Путь благородного мужа – то выходить на службу, то скрываться в уединении, то молчать, то говорить".


Путь “ши”

В книге "Лунь юй" написано о людях “ши”:
"Цзэн-цзы [ученик Конфуция] сказал:
“Не бывает ши без широты ума и твердости духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Гуманизм – вот ноша, которую он считает своим долгом нести, – разве не тяжела она? Только смерть прерывает его путь – разве не долог он?”"


Трансформация “ши”

Через пару сотен лет ситуация значительно изменилась, так что философ Мэн-цзы (372-289 до н.э.) уже с полным правом мог написать:
"Нынешние шидафу – все преступники, все они поступают по собственному произволу, потакая своим порокам".


Тоска Лян Суна

В эпоху поздней Хань царедворец Лян Сун был за какую-то оплошность отослан из столицы на службу в провинцию. Пребывая в глубокой тоске, Лян Сун писал:
"Великому мужу подобает при жизни получить титул хоу, а после смерти получать подношения в храме предков. Если это не получается, можно, сидя взаперти, взращивать волю, наслаждаться чтением “Книги Песен” и “Книги Преданий”. А служба в провинции унизительна словно каторга".
[Хоу – второй по знатности титул в древнем Китае. Вначале он был наследственным, но во времена династии Хань наследование титула было прекращено. Обычно этот титул сопровождался названием города или местности, которыми управлял хоу.]

Появление “ши”

Люди “ши” массово стали появляться в эпоху “Борющихся царств” (V-III вв. до н.э.). В обстановке политической раздробленности государства “ши”, странствующие учёные, стали предлагать свои услуги различным правителям. Так возникли учёные служилые люди, примкнувшие к правителям царств и даже уделов. Они находились на положении “гостей” своих хозяев, считались добровольно к ним примкнувшими, но всем им обязанными. Их положение первоначально определялось только службой.

Кун Жун в детстве

Известный поэт и философ Кун Жун (153-208) принадлежал к очень знатному семейству и был далёким потомком самого Конфуция. В своём клане он прославился с раннего детства. Однажды маленький Кун Жун вместе с шестью старшими братьями ел в саду сливы и выбирал себе самые маленькие плоды. Удивлённым родителям он пояснил:
"Мне, младшему, полагается брать маленькие".
Вот тогда его и выделили в клане.

Положение “ши”

Стоит заметить, что положение “ши” во времена династии Хань очень сильно зависело от поведения и отношения к ним связанных с ними людей. Часто случалось так, что “ши” был ни в чём не виноват, но не имел права защищать свою репутацию.
Некий правитель уезда встречал проезжающего мимо его резиденции своего старого покровителя, который и рекомендовал его на государственную службу. Однако этот покровитель по каким-то причинам не стал останавливаться и поехал дальше своей дорогой.
Правитель уезда в отчаянии воскликнул:
"Теперь весь мир будет смеяться надо мной!"
Он покинул свой пост [правитель уезда не мог оставлять свой пост без прямого приказания вышестоящего начальства] и помчался догонять проехавшего покровителя. Добившись у того аудиенции, правитель уезда с громадным облегчением смог уйти в отставку.

Типичный “ши”

Пример типичного представителя “ши” найдём в биографии учёного Чоу Ланя:
"Когда [его] жена и дети поступали дурно, он снимал шапку (в знак публичного раскаяния) и обвинял себя. Когда же жена и дети приходили с извинениями, они не осмеливались войти в главную залу дома до тех пор, пока Чоу Лань не надевал шапку вновь. Домочадцы никогда не видели на его лице выражения радости или гнева".


Спор двух “ши”

В заключение рассмотрим характерный эпизод из жизни “ши”.
Однажды Чэнь Фань и Ли Ин спорили о своих заслугах “в области добродетели” и никак не могли договориться о том, кому принадлежит первенство. Тогда они обратились к известному историку и музыканту Цай Юну (132-192), который рассудил их следующим образом:
"Чэнь Чжунцзюй силён в критике вышестоящих. Ли Юаньли строг в управлении нижестоящими. Критиковать верхи трудно, управлять низами легко".
После этого Цай Юн поставил Чэнь Фаня после “трёх правителей”, а Ли Ина – на первое место среди “восьми героев”.
“Три правителя” – три мифических правителя древнего Китая, которые пришли на смену пяти первым императорам. После “трёх правителей” в Китае начинается отсчёт правивших династий Инь, Чжоу и т.д.
“Восемь героев” считаются в Китае покровителями различных умений и ремёсел.

Древний Китай в исторических анекдотах и преданиях. Часть IX

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2012
abhoc@abhoc.com

В избранное