Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 619

от 03.12.2011 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Анонс!

4 декабря выходит в свет 639-й выпуск Ворчалок об Истории:

Андроник Комнин: воин, заговорщик, бабник и любимец народа. Часть XIV



Древний Китай в исторических анекдотах и преданиях. Часть VIII



“Сильный дом” и “люди долга”

В Китае эпохи (династии) Хань появилось понятие "сильного дома". Первоначально это было объединение нескольких родственных семейств, которые постепенно усиливались, обрастая зависимыми людьми.
В древних китайских исторических трудах "сильный дом" определялся как союз людей, доверяющих друг другу, с общими взглядами на добро и зло, способных доминировать в округе и навязывать свою волю даже высокопоставленным чиновникам.
Вскоре выросла фигура предводителя "сильного дома", господина, который оказывал милость своим людям, а те служили ему, воздавая за милость, выполняя свой личный долг.
Шайки наёмных убийц и даже обыкновенных грабителей назывались в то время "людьми долга".
В эпоху поздней Хань таких зависимых людей стали называть "преданными из чувства долга".

Помогай, но меру знай

Цуй Ши (II век н.э.) в своём сочинении о "помесячных указаниях для четырёх групп народа" советовал помогать нуждающимся родственникам накануне сева и перед наступлением холодов, но при этом требовал быть умеренным в своей помощи и соразмерять её со степенью родства.

Дружба по-китайски

Некий чиновник областной управы Куайцзы был приглашён на службу к императорскому двору, а это уже был совсем другой уровень представительства. Чтобы ему соответствовать требовались немалые средства, и Куайцзы запустил руку в казну, позаимствовав около миллиона монет. Растрату быстро обнаружили, Куайцзы был обвинён в казнокрадстве, и ему грозила смертная казнь.
Его друг по имени Чжу Цзюань владел крупным шелкоткацким делом и дал Куайцзы шёлка на предъявленную сумму. Когда мать стала упрекать Чжу Цзюаня в расточительстве, он ей ответил:
"Небольшой убыток сулит большой доход; сначала беден, потом богат – таков неизменный закон".


Евнухи

Император Восточной Хань по имени Хэ-ди (правил 88-106 гг. н.э.) первым начал назначать евнухов на высокие посты в империи. В 102 году он пожаловал высокий титул “хоу” и удел евнуху Чжэн Чжуну. Эти привилегии унаследовал приёмный сын данного евнуха. Такое право евнухов иметь приёмных детей и передавать им титулы было узаконено в 135 году.
В 156 году приёмные дети евнухов получили право ношения по ним трёхлетнего траура, как по настоящим родителям. Это уничтожало последние признаки социальной неполноценности евнухов.
К этому времени евнухи стали настолько могущественными, что могли по своему усмотрению назначать своих родственников на значительные посты, правда, пока только в администрацию провинций.
Увидев такой быстрый рост могущества евнухов, люди забыли о предписаниях Конфуция и стали добровольно калечить себя, надеясь сделать быструю карьеру через службу в императорском гареме. Это поветрие коснулось и членов самых знатных потомственных служилых семейств.

Племянник евнуха

Некий Сюй Сюань, племянник евнуха Сюй Хуана, служил начальником уезда Сяпи в Дунхае. Ему приглянулась одна молодая красавица, которая была женой какого-то отставного чиновника, и он потребовал её себе.
Получив отказ, Сюй Сюань рассвирепел, приказал схватить эту красавицу, а потом
"ради забавы стрелял в неё из лука и убил".
Правителем Дунхая был Хуан Фу, который арестовал Сюй Сюаня и казнил его, несмотря на многочисленные предупреждения о возможной мести со стороны императорского фаворита.
Так вскоре и случилось – Хуан Фу был сослан на каторгу.

Инспектор Чжан Ган

Император Шунь-ди (115-144) в 142 году отправил восемь высокопоставленных чиновников в инспекционную поездку по империи.
Чжан Ган остановился у городской управы Лояна (столицы империи Хань) и дальше не поехал. Когда у него спросили, почему он не едет дальше, Чжан Ган ответил:
"Шакалы и волки у власти, что уж выискивать лисиц!"


Убедительный проситель

Правителем провинции Хэнань был Ян Чжи, без покровительства которого сделать карьеру в столице было невозможно. Хронист говорит об этом так:
"Без Чжи нельзя было приобрести известность среди тунов и цинов".
Когда в столицу прибыл Чжао И, он долго обивал пороги высокопоставленных чиновников, но, наконец, сумел добиться аудиенции у самого Ян Чжи. Попав во дворец правителя, Чжао И начал очень высокопарно жаловаться на свою судьбу, а потом так горько разрыдался, что на эти звуки сбежались даже привратники.
Правителю Ян Чжи так понравилось это “представление”, что он обласкал просителя и дал ему какую-то должность.

Смерть “от печали”

Император Хуань-ди (132-168) в марте 165 года отправил свою жену, императрицу Дэн, в гаремную красильню. Это было последнее пристанище для знатных дам, которые впали в немилость.
Через несколько дней императрица Дэн умерла, как говорилось, “от печали”. Некоторые члены умершей императрицы покончили с собой, а остальные были высланы из столицы в родные места.

Нужна сильная рука

В Китае с очень древних времён господствовало мнение, что люди сами по себе, без твёрдого управления, не способны наладить совместную жизнь. Это мнение выражалось в популярной формуле:
"Если тысяча человек соберётся вместе и среди них не будет главного, то, если они не разбредутся, вспыхнет вражда".


Древний Китай в исторических анекдотах и преданиях. Часть VII

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2011
abhoc@abhoc.com

В избранное