Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 514

от 26.09.2009 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Анонс!

27 сентября выходит в свет рассылка с 534-м выпусом Ворчалок об Истории:

Денис Иванович Фонвизин едет в Италию. Часть VII



Стравинский: люди и мир глазами композитора. Часть III



Анахронизмы Римского-Корсакова

Однажды Стравинский попытался обратить внимание Римского-Корсакова на какой-то анахронизм в одном из его либретто:
"Но, дорогой маэстро, неужели вы в самом деле считаете, что подобное выражение существовало в пятнадцатом веке".
Римский-Корсаков ответил:
"Оно в ходу сейчас, и это всё, о чем надо заботиться".


Серебряная корона

В кабинете Римского-Корсакова стояла большая серебряная корона, поднесённая ему Чайковским на первом исполнении Испанского каприччио. Чайковский присутствовал на генеральной репетиции и был так восхищён музыкой, что на следующий день преподнёс Римскому-Корсакову этот знак своего уважения.
Стравинский считал, что Римский-Корсаков завидовал Чайковскому и поэтому постоянно говорил, что
"музыка Чайковского свидетельствует об отвратительном вкусе".


Первая премьера Стравинского

Первая премьера сочинения Стравинского – Симфония Ми-бемоль мажор, посвящённая Римскому-Корсакову – состоялась в Петербурге 27 апреля 1907 года. Это был дневной концерт, и билеты были бесплатными.
Римский сидел рядом со Стравинским и изредка делал критические замечания:
"Это слишком тяжело, будьте осторожны с применением тромбонов в среднем регистре".
Стравинский не был уверен, что аплодисменты публики означали успех и с иронией отмечает:
"Единственным плохим предзнаменованием был Глазунов, который подошёл ко мне со словами:
"Очень мило, очень мило".
[Глазунов Александр Константинович (1865-1936).]

"Фавн и пастушка"

В том же году состоялась и вторая премьера Стравинского, "Фавн и пастушка". Это произведение раздражающим образом подействовало на Римского-Корсакова, который нашёл первую песню "странной", а применение целотонной гаммы подозрительно "дебюссистским". После концерта Римский-Корсаков сказал Стравинскому:
"Видите ли, я прослушал это, но если бы мне пришлось через полчаса прослушать это заново, я должен был бы снова сделать то же усилие, чтобы приспособиться".


Аренский

Римский-Корсаков очень придирчиво критиковал музыку Аренского. Стравинский вместе с Римским-Корсаковым присутствовал на спектакле Аренского "Сон на Волге". Для создания мрачной атмосферы Аренский использовал бас-кларнет, что, по словам Стравинского, вылилось в фарс из ковбойской жизни. Римский-Корсаков по этому поводу громко сказал Стравинскому:
"Благородный бас-корнет не должен использоваться таким позорным образом".
После смерти Аренского Римский-Корсаков разрешил напечатать своё жестокое мнение:
"Аренский сделал очень мало, и это немногое будет скоро забыто".
[Антон Степанович Аренский (1861-1906).]

Портрет Скрябина

Александр Николаевич Скрябин (1872-1915) имел высокомерный вид, белокурые волосы и белокурую бородку.
Скрябин был бестактен и высокомерен. Римскому он не нравился, и в разговорах со Стравинским он называл его "этот Нарцисс".
Композиторский талант Скрябина Римский-Корсаков ставил также не слишком высоко:
"Но это рубинштейновское".
По словам Стравинского, слова "Антон Рубинштейн" в то время были нарицательным термином для обозначения гадости.

Музыкальные вкусы Скрябина

Скрябин часто дискутировал о направлении в музыке Шопен-Лист, противопоставляя его германским традициям. Скрябин был шокирован, когда Стравинский выразил свое восхищение Шубертом, ведь фа-минорную фантазию Шуберта для фортепиано в четыре руки Скрябин считал музыкой для барышень.

Книги Скрябина

Скрябин очень любил книги, особенно Вилье де Лиль Адана, Гюисманса и прочих "декадентов". Он также был последователем госпожи Блаватской и сам считался видным и серьезным теософом.

Стравинский: люди и мир глазами композитора. Часть II

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду

Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2009
abhoc@abhoc.com

В избранное