Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып.67

от 28.01.2001 г.

Заглянем в Венецию

   Нет, мы не будем гулять по каналам, площадям и дворцам этого удивительного города, как вам того, возможно, хотелось бы. Я предлагаю вашему вниманию, уважаемые читатели, лишь несколько бытовых зарисовок. Итак, Венеция...


Волосы венецианок

   Глядя на картины венецианских художников, мы, как и наши предшественники, восхищаемся знаменитыми золотыми волосами венецианок. Никто и не думает, что все венецианские женщины имели такой цвет волос. Разумеется, они их красили. Вот один из сохранившихся старых рецептов:
"Возьми четыре унции золототысячника, две унции гуммиарабика и унцию твердого мыла, поставь на огонь, дай вскипеть, а затем крась этим свои волосы на солнце".
Если вы захотите опробовать этот рецепт, то имейте в виду, что мыло тогда могло быть несколько другим, чем в наши дни.


Перепись куртизанок в Венеции

   В начале XVI века Венеция вела тяжелые войны с Турцией. Денег естественно не хватало, и правительство изыскивало все новые и новые способы пополнить казну. В 1514 году венецианский сенат решил обложить специальным налогом всех куртизанок. Согласно проведенной переписи их оказалось около одиннадцати тысяч (!). Это дает некоторое представление о стиле и масштабах жизни города, ведь население Венеции почти никогда не превышало 150 тысяч человек.


Тинторетто и Аретино

   Тинторетто был несколько необычным художником для своей эпохи. Он стоял как бы в стороне от общественно жизни. Не участвовал в пьянках и оргиях, которые устраивали такие его знаменитые современники Тициан и Аретино. Это был непреклонный человек, знавший чего он хочет и не отступавший перед трудностями в достижении своих целей. Люди близко знавшие Тинторетто, опасались задевать его, а богемных современников раздражали эти черты характера художника. Однажды Аретино пришел в мастерскую Тинторетто и стал резко критиковать картины художника, делая дерзкие замечания и в адрес самого художника. Тинторетто молча достал пистолет, Аретино удивленно замолчал и удалился.


Возникновение консерваторий

   В XVIII веке Венеция была, наверное, самым музыкальным городом Европы. Четыре женских монастыря превратились в Венеции в четыре превосходно поставленные музыкальные школы. С тех пор слово "консерватория", означающее приют, стало применяться для названия любых музыкальных академий (высших училищ). Во главе этих консерваторий стояли лучшие композиторы того времени: Скарлатти, Гассе, Порпора, Иомелли, Галуппи. Хор и оркестр состояли исключительно из девочек и девушек, одетых в белые платья с цветами в волосах. Их выступления производили неизгладимое впечатление на путешественников. Сохранилось множество отзывов, но я приведу лишь некоторые из них.
Гете писал:
"Я не имел прежде никакого представления о подобных голосах".
Руссо восхищался:
"Я не имел раньше понятия о таком наслаждении, о таких нежных волнениях, какие заставляет испытывать эта музыка".
А вот, что писал Бэкфорд:
"Мало что я жалел так, расставаясь с Венецией, как эту консерваторию Мендиканти!"


Венецианские маски

   В XVIII веке маски в Венеции стали почти что государственным учреждением. Каждому венецианцу дозволялось носить маску в следующие дни: с первого воскресенья октября до Рождества, с 6 января до первого дня поста, в день св. Марка, в Вознесение, в день выборов дожа и других должностных лиц Республики. Этот карнавал длился почти полгода. Во все эти дни открыты театры, и, как писал современник
"...все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В масках занимаются своими делами, выступают в судах, покупают рыбу, пишут письма и составляют документы, наносят визиты. В маске можно все сказать и на все осмелиться; разрешенная Республикой маска находится под ее покровительством. Маскированным можно войти всюду: в салон, в канцелярию, в монастырь, на бал, во дворец!"
Вы можете себе это представить?! Мне очень трудно.


О "баутте"

   "Bautta" в переводе означает, вообще говоря, костюм-домино, но венецианская "баутта" была подчинена строгому рисунку и сочетанию двух цветов - белого и черного. "Баутта" была почти обязательным костюмом в дни ношения масок, то есть в полугодовой венецианский карнавал. Венецианская "баутта" состояла из белой атласной маски с резким треугольным профилем и глубокими впадинами для глаз. К маске прикреплялся кусок черного шелка, совершенно закрывавший нижнюю часть лица, шею и затылок. На голову одевалась черная треугольная шляпа, отделанная серебряными галунами, а на туловище накидывался широкий черный плащ с черной же кружевной пелериной. Также было положено надевать белые шелковые чулки и черные туфли с пряжками.


Ридотто

   Так назывался открытый игорный дом, разрешенный правительством. Банк в Ридотто могли держать только патриции, но понтировать мог любой желающий. Однако Ридотто был не только игорным домом: это был настоящий центр венецианской жизни. Здесь завязывались любовные интриги и оттачивали свое мастерство различные авантюристы. Сюда приходили после ученых заседаний, судебных сессий или просто на дружеский ужин. После прогулок на гондоле, посещения театра или многочасового сидения в кафе, куда приходили люди? В Ридотто!
   В 1774 году сенат постановил закрыть Ридотто, и уныние охватило всю Венецию. Путешественник, бывший свидетелем этого события, писал домой:
"Все стали ипохондриками: купцы не торгуют, ростовщики-евреи пожелтели, как дыни, продавцы масок умирают с голода, и у разных господ, привыкших тасовать карты по десять часов в сутки, окоченели руки. Положительно пороки необходимы для деятельности каждого государства".
А вы, уважаемые читатели, согласны с этим мнением?


Случай с Карло Гоцци

   Однажды Гоцци надолго уехал в свое имение, а возвращался в Венецию уже в ноябре. Подъезжая к дому, он был измучен холодом, голодом и усталостью. Ему хотелось вымыться, поесть и выспаться, но улица у его дома была заполнена толпой масок, и Гоцци не смог пробиться к дверям своего дома. Зайдя со стороны канала, он с мостика увидел, что в его доме освещены все окна, слышна музыка и видны танцующие пары. С трудом удалось Гоцци проникнуть в свой дом. Там дворецкий объяснил ему, что патриций Брагадин празднует свое избрание патриархом и благодарит Гоцци за его любезное разрешение объединить их дома и пользоваться его залами для праздника. Изумленный Гоцци только и мог спросить:
"Но сколько же продлится это празднество?"
Дворецкий торжественно ответил:
"Чтобы не солгать вам - три дня и три ночи".
Три дня и три ночи бедный Гоцци вынужден был провести в гостинице. Когда Гоцци посетил Брагадина, тот сказал ему, что получил разрешение подписанное рукой Гоцци от некоего графа Барзиза. Это была одна из тех шуток, которые духи часто проделывали с Карло Гоцци. Нельзя же безнаказанно вторгаться в мир духов!


Месть Гоцци

   У Карло Гоцци был долгий пятилетний роман с актрисой Теодорой Риччи. Но в один не очень прекрасный день она предпочла ему молодого англомана и франта Гратароля, который был секретарем сената. Гоцци тяжело переживал разрыв. Гратароль однажды посетил Гоцци и наговорил ему кучу любезностей и светской чепухи. Гоцци отомстил Гратаролю так, как это мог сделать только поэт и драматург. Он вывел блестящего секретаря сената в одной из своих комедий и заставил его говорить тьму всяческих глупостей. Вся Венеция собиралась в театре, чтобы увидеть Гратароля на сцене, и умирала со смеху.
   Гратароль тяжело переживал случившееся. Он сердился, проявлял излишнюю горячность и сумел чем-то задеть местные власти. А власти и так косились на молодого человека, который любил придерживаться чужеземных обычаев. Гратаролю пришлось оставить государственную службу и покинуть Венецию. Но это не принесло Гоцци счастья, так как Теодора Риччи тоже покинула Венецию и уехала в Париж.


   Ну, вот пока и все о Венеции! А как же комедия масок, Гольдони и Гоцци, Казанова и другие? Уважаемые читатели, не все сразу. Перечисленные же выше темы вполне могут стать темами отдельных Ворчалок. До новых встреч!


Вместо эпилога

  Уважаемые читатели! Наш любимый Кот открыл архивы тех рассылок, авторы которых это разрешили, и сделал их легко доступными всем желающим. Старый Ворчун с радостью предоставляет вам возможность просмотреть все выпуски рассылки Исторические анекдоты , а также просмотреть все выпуски другого проекта Старого Ворчуна Ворчалки об истории .
 Другим проектом Старого Ворчуна являются выпуски Ворчалки об истории, или Ab hoc et ab hac. Желающие подписаться могут зайти по адресу: http://subscribe.ru/catalog/rest.story.abhoc .


Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@citycat.ru

   

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное