Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ключевые новости и комментарии по аграрным рынкам


Беспризорный российский зерновой рынок

На российском зерновом рынке царят неуверенность и неопределенность. Много говорится о возможных ограничениях экспорта, товарных интервенциях, т.е. о делах текущих, вопросах важных, но все-таки частных. Практически ничего не говорится о вопросах общих, принципиальных.

Если коротко, то острота нынешней ситуации – неизбежное следствие того, что российский зерновой рынок с самого начала своего рождения рос «беспризорным». На протяжении многих лет он развивался практически без «руля и без ветрил», без серьезного контроля и регулирования со стороны государства.

Но чем выше степень вовлеченности и зависимости внутреннего рынка от мирового, тем везде и всюду усиливался контроль государства за экспортом зерна. США - весьма характерный пример. Вспомним так называемое «зерновое ограбление» 1972 года, когда зернотрейдеры запродали Советскому Союзу большие объемы американского зерна, не поставив в известность правительство страны. Зерно было закуплено по низким ценам, когда рынок узнал об этих сделках, то цены, в т.ч. на внутреннем рынке США, резко взлетели вверх. Это привело к введению жестких правил контроля экспорта со стороны государства. Законтрактовал поставку от 100 тыс.т – обязан сообщить на следующий день. Все, что менее 100 тыс. т – в течение недели. Если МСХ США считает необходимым, то оно может обязать экспортера предоставлять информацию каждый день. Если уклоняешься, то штраф или тюремное заключение до 1 года, или то и другое вместе.

Вся еженедельная информация по законтрактованным объемам, странам назначения, сезонам поставки и видам экспортируемых с-х товаров доступна всем сторонам. И рынок, и регулятор постоянно в курсе того, сколько уже вывезено, сколько предстоит вывезти, что можно ожидать на рынке.

Для государства, процитируем, «еженедельные отчеты об экспортных продажах служат системой раннего оповещения возможного влияния обязательств экспортеров на запасы и цены в США». Контроль - не ради контроля, а для обеспечения нормального функционирования продовольственной системы, которая, заметим, гораздо мощнее и стабильнее российской. В свою очередь, бизнес знает, что в условиях прозрачного рынка риск непредсказуемого вмешательства государства, наиболее тяжело бьющий по всем участникам рынка, сводится на нет.

В еще большей мере развита система контроля экспорта и регулирования зернового рынка в ЕС. Совсем свежий пример – Казахстан, где в сентябре запускается система лицензирования экспорта.

Очевидно, что и экспорт зерна из России не может оставаться без призора бесконечно долго. Экспорт вырос, Россия вошла в число ведущих поставщиков зерна, но производство после пика 2001 – 2002 гг. пробуксовывает, при этом внутренний спрос после провальных 90-х годов медленно, но верно восстанавливается. Объективные противоречия между экспортерами и внутренними потребителями, причем в первую очередь кормового зерна, усиливаются.

Однако пока вместо решения общих вопросов - разрозненные меры, обсуждаемые и принимаемые в «пожарном» порядке.

В первую очередь, это относится к зерновым интервенциям. С точки зрения борьбы с инфляцией на потребительском рынке они уже ничего не дадут. Но это, пожалуй, не самое главное. Их проведение приведет к резким ценовым перепадам, которые будут бить и по производителям, и по трейдерам, и по переработчикам.

Принципиальное отличие от 2004 г., когда проводились зерновые интервенции, состоит в том, что за их окончанием неминуемо последует резкий рост цен на внутреннем зерновом рынке, который будет быстро восстанавливаться до рекордных уровней мирового рынка. Это означает, что внутренняя цена на пшеницу, которая, придавленная нынешней неопределенностью, сегодня находится в районе 5800-6000 руб., после завершения интервенций будет зашкаливать за 8000 руб. Но государство свой товарный резерв уже израсходует. Значит, вместо относительно мягких, квазирыночных мер регулятору придется прибегать к жестким, уже чисто административным мерам, которые будут гораздо более чувствительны для зернового бизнеса, чем ожидаемые сегодня.

Для того, чтобы избежать ценовых перепадов и опасного взлета цен по окончании товарных интервенций, необходимо не просто от них отказаться, а серьезно рассмотреть вопрос о пополнении государственных запасов зерна, т.е. проводить закупочные интервенции в сочетании с мерами по регулированию экспорта, которые, заметим, неизбежны при любом раскладе.

Что это даст?

- Стабильность и ценовая предсказуемость на внутреннем рынке. Для подавляющего большинства участников рынка лучше 6000 рублей сегодня и завтра и послезавтра, чем, условно, 4000 рублей завтра и не совсем понятно когда - 8000 рублей.

- Предсказуемая и довольно высокая конъюнктура на внутреннем рынке – залог финансового здоровья отечественных производителей и дополнительные инвестиции в зерновое хозяйство.

- Государство пополняет свой запас и усиливает потенциал своего влияния на рынок, не прибегая к жестким, административным мерам, которые могут, как ртуть, убивать болезнь, а заодно и больного.

Что мешает?

Ответ более чем прозаичный - на это нет средств». Если на это действительно нельзя найти средств, в чем существуют глубокие сомнения, то регулятору придется затратить гораздо больше средств и усилий по стабилизации зернового рынка по завершении товарных интервенций.

Вернемся к тому, с чего начали. Российский зерновой рынок в целом и экспорт в частности не может оставаться и далее беспризорным. Чем дольше он будет оставаться в таком состоянии, тем сильнее будут бить по рынку авральные меры регулятора, пытающегося неуклюже примирить разнородные интересы участников рынка. Чем глубже зерновой рынок будет втягиваться в мирохозяйственные связи, тем чаще государство будет прибегать к таким мерам. Чем быстрее государство и все участники рынка придут к осознанному пониманию необходимости контроля и регулирования, тем ниже риски наиболее болезненного для бизнеса резкого административного вмешательства.

Нынешняя ситуация, безусловно, острая, но она может стать хронической, если регулятор и зерновой бизнес будут поглощены исключительно решением текущих вопросов, которые возникают и будут возникать из-за нерешенности общих.

Сизов А.Е.
Руководитель Аналитического центра «СовЭкон»


В избранное