Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Ядуры

  Все выпуски  

Англо-русский толковый словарь генетических терминов


Англо-русский толковый словарь генетических терминов
2010-09-26 17:15

Арефьев В.А., Лисовенко Л.А.

Англо-русский толковый словарь генетических терминов

Науч. ред. Л.И.Патрушев;

Москва: Изд-во ВНИРО, 1995 407с.

ISBN 5-85382-132-6


A

a- - а-. Oбозначение отрицания: например, митоз и амитоз.

A chromosome - А-хромосома. Хромосома нормального хромосомного набора данного организма - в противоположность В-хромосомам <B-chromosome>.

A form - А-форма [ДНК]. Правоспиральное конформационное состояние двухцепочечной молекулы ДНК, возникающее при 75%-ной влажности и в присутствии ионов калия, натрия или цезия, число пар оснований на виток - 11, расстояние меж-ду парами оснований - 2,56 , угол вращения между соседними парами оснований - 32,7o , диаметр спирали - 23 , все основания имеют антиконформацию.

Aarskog syndrome, faciogenital dysplasia - синдром Аарскога. НЗЧ, характеризующееся комплексом аномалий в строении лица и внешних гениталий; наследуется по доминантному сцепленному с полом типу - мутантный ген FGD1, расположенный на участке q13 X-хромосомы, кодирует фактор обмена гуаниловых нулеотидов, специфически активирующий Rho-GTPазу Cdc42.

AAT = aspartate aminotransferase (см.).

abasic site = AP-site (см.).

abbreviation - аббревиация, отрицательная анаболия. Cокращение числа стадий в морфогенезе какого-либо органа, обычно при А. выпадают конечные стадии (например, при неотении <neoteny>).

Abelson leukemia virus - вирус лейкоза Абельсона. Выделенный от мышей линии BALB вирус, вызывающий лимфому В-типа, функционирует в присутствии вируса-помощника <helper virus>.

abetalipoproteinaemia - абеталипопротеинемия. НЗЧ, характеризующееся нарушением резорбции и транспорта липидов: обусловлено мутацией в гене APOB (аполипопротеин-В), локализованном на участке p24-p23 хромосомы 2.

abiocoen - абиоцен. Cовокупность абиотических факторов внешней среды.

abiogenesis - абиогенез. Oбразование вне организма свойственных живой природе органических веществ: в широком понимании А. - возникновение жизни из неживого материала.

abiotic environment - абиотическая среда. Cовокупность неорганических (абиотических) факторов (условий) обитания организмов, обычно А.с. подразделяют на комплексы химических и физических факторов.

abiotrophic mutation - абиотрофная мутация. Мутация, обусловливающая абиотрофию <abiotrophy>, т.е. характеризующаяся задержкой экспрессии (не проявляющаяся при рождении).

abiotrophy - абиотрофия. Прогрессирующая потеря жизнеспособности отдельных тканей (т.е. их постепенная дегенерация) и органов, приводящая к патологическим состояниям и утрате функций; как правило, термин "А." употребляется для характеристики НЗЧ с поздним проявлением, например, хореи Гентингтона <Huntington chorea>, гиратной атрофии <gyrate atrophy> и др.; термин "А." предложен У.Гоуэрсом в 1902 для характеристики некоторых врожденных синдромов с необычной формой наследования и проявления.

Ладыгина Г.Г., Лисянский Б.Г. ...
2010-09-26 17:21

В предлагаемой книге в доступной для начинающих садоводов-любителей форме рассказано о том, как вырастить на своем садово-огородном участке семена овощных, зеленных, пряно-ароматических культур, как давно известных, так и еще малораспространенных, а также как получить посадочный материал картофеля и саженцы плодовых И ягодных культур.
Рассчитана на садоводов и овощеводов-любителей, владельцев фермерских и индивидуальных крестьянских хозяйств.


В последние годы резко возрос интерес людей, и особенно проживающих в городах, к земле. Многие горожане получили или приобрели садово-огородные участки и начали выращивать садовые и овощные культуры. Круто вырос спрос на семена и посадочный материал, производство которых, к сожалению, не удовлетворяет спрос, еще круче выросли цены на них, особенно на импортные семена овощных растений, хотя никогда нельзя заранее сказать, как поведут себя сорта иностранной селекции в наших условиях.
Какой же выход можно предложить садоводу-любителю?
Выход этот очень прост - научиться самому выращивать семена и посадочный материал.
В предлагаемой читателю книге будет рассказано о том, как вырастить семена овощных, зеленных, пряно-ароматических культур, как давно известных, так и еще малораспространенных, а также как получить посадочный материал картофеля и саженцы плодовых и ягодных культур. Вся информация изложена в доступной для начинающих садоводов-любителей форме, а наиболее сложные приемы размножения некоторых плодовых культур (яблоня, груша и др.), требующие специальных знаний и практического навыка, опущены.
Книга поможет также владельцам садово-огородных участков сориентироваться в большом разнообразии овощных, плодовых и ягодных культур. В ней обобщен научно-информационный материал как отечественных, так и зарубежных ученых, любителей-садоводов и овощеводов и практический опыт работы в сельском хозяйстве авторов книги.

Т. Я. Лазарева, Ю. Ф. Мартемьянов. ...
2010-09-26 17:27

В учебном пособии изложены основные принципы и методы теории автоматического управления: построение систем управления, методы их математического описания, критерии оценки устойчивости и качества регулирования линейных непрерывных детерминированных систем, а также основы теории автоматического управления нелинейными системами.
Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки дипломированных специалистов "Автоматизированные технологии и производства", в том числе и для системы дистанционного образования.


Теория  автоматического  управления  является  основной  общепрофессиональной  дисциплиной  направления подготовки дипломированного специалиста "Автоматизированные технологии и производства".
Основной целью автоматизации является исключение непосредственного участия человека в управлении производственными процессами и другими техническими объектами. В настоящее время автоматизация технологических процессов представляет собой одно из важнейших средств роста эффективности  производства,  интенсификации  развития  народного  хозяйства.  Таким  образом,  задача   изучения дисциплины "Теория  автоматического управления"  состоит  в освоении основных принципов построения и функционирования автоматических систем управления на базе современных математических методов и технических средств.
Для  изучения  теории  автоматического  управления  должен  применяться   системный  подход,  требующий рассмотрения системы в ее целостности, а не просто учета факторов, влияющих на состояние отдельных элементов.
Учебное пособие написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта курса "Теория автоматического управления". Основное их содержание составляют математическое описание автоматических систем, основы частотного и структурного методов исследования систем, устойчивость, обеспечение устойчивости, качество регулирования, параметрический синтез линейных систем  автоматического регулирования, характеристику и особенности нелинейных систем,
методы исследования нелинейных систем, устойчивость нелинейных систем.

Г.Лазорт, А.Гуазе, Р.Джинджиан. ...
2010-09-26 17:33

В первой части сделана попытка собрать все имеющиеся в настоящее время данные описательной и функциональной анатомии сосудистой си­стемы спинного мозга. Прежде всего будут изложены методы исследова­ния, способствовавшие развитию представлений об особенностях васкуляризации спинного мозга, затем эмбриогенез и сравнительная анатомия сосудов спинного мозга. Четвертая глава — артериальное кровоснабжение спинного мозга — имеет наибольшее значение в практике; в нее вклю­чены данные о кровоснабжении твердой мозговой оболочки спинного мозга и позвоночника. Это объединение целесообразно с нашей точки зрения в связи с тем, что его источники имеют единое происхождение и связаны многочисленными анастомозами с артериями спинного мозга. Две пос­ледние главы посвящены капиллярной сети и венам спинного мозга и позвоночника.

Физические методы исследования белков и ...
2010-09-26 17:36

Стремительное развитие молекулярной биологии и те поразительные успехи, которых она достигла за последние 10—15 лет, во многом обусловлены применением современных физических методов исследования. Эти методы непрерывно совершенствуются и обладают в настоящее время очень большими возможностями: позволяют видеть биологические макромолекулы, определять положение в пространстве каждого атома в молекулах глобулярных белков, замечать тонкие изменения формы молекул биополимеров в растворе, разделять в центробежном поле молекулы, лишь ничтожно отличающиеся одна от другой, и т. д.
Все большее число биологов сталкивается с применением физических методов исследования.
Часто ученые, не нуждаясь в овладении всеми деталями метода, должны ясно представлять себе его принципиальные основы и то, какие сведения о молекулах могут быть получены при помощи этого метода.
Сборник «Физические методы исследования белков и нуклеиновых кислот» рассчитан в первую очередь не на физиков, а главным образом на биологов и химиков, интересующихся свойствами биологических полимеров и желающих получить представление о, принципиальных основах и возможностях физических методов их исследования.
При изложении количественных физических методов исследования невозможно обойтись без основ теории как самого явления, так и метода. Тем не менее авторы сборника постарались изложить материал по возможности популярно, прибегая к математике лишь в тех случаях, когда это необходимо. Часть более сложного материала в отдельных главах напечатана петитом и может быть опущена при первом чтении. Например, в разделе спектральных методов использовано в основном классическое описание процессов, а квантовомехаиическое, в известной мере дублирующее, но одновременно и углубляющее рассмотрение

Г.Ф. Лакман. Биометрия
2010-09-26 17:39

Настоящее (четвертое) издание «Биометрии» переработано и дополнено новыми данными. Пересмотру подвергнута каждая глава; особенно заметные изменения внесены в гл. I. Значительные поправки и дополнения сделаны в главах, посвященных дисперсионному и корреляционно-регрессионному анализу. Изменен и самый порядок расположения глав. Все это положительно сказалось на системе изложения материала, заимствованного из разных разделов биологии, медицины, антропологии, педагогики, основ сельскохозяйственных наук и других смежных отраслей знания.
При подготовке книги были учтены многочисленные отзывы, критические замечания и пожелания читателей, которые автор получил после выхода в свет третьего издания (1980).
Автор выражает всем этим лицам свою признательность. Автор также благодарен А. А. Кузьмину (г. Архангельск) за большую помощь при подготовке настоящего издания, профессору Н. Б. Вассоевичу (МГУ) за оказанную им помощь в работе, а также О. А. Лакиной (супруге автора), принимавшей участие в работе по совершенствованию рукописи.

А. В. Лебедев. Методы изучения баланса грунтовых вод
2010-09-26 17:41

Книга содержит систематическое изложение методов изучения баланса грунтовых вод, баланса и перепоса влаги в зоне аэрации. Среди этих методов более подробно освещен гидродинамический, основанный на анализе режима подземных вод. Рассмотрены аналитический метод и метод копечпых разностей. Исследование влагопереноса в зоне аэрации рассмотрено применительно к изучению его закономерностей и для оценки питания грунтовых вод, а также но данным режимных наблюдений, но уже за гидротермическим режимом почвогрунтов в ненасыщенной зоне. Новые методические разработки автора иллюстрированы примерами из производственных условий. Методы экспериментального определения элементов водного баланса содержат новые методические положения, полученные после первого издания книги.
Необходимые подготовительные работы и рекомендации по организации, проведению воднобалансовых исследований в различных природных зонах рассмотрены как часть единой методики, которая предназначена для широкой гидрогеологической и гидрологической практики.
Книга рассчитана на широкий круг гидрогеологов, гидрологов и гидромелиораторов.

H. В. Лебедев. Элементарные популяции рыб
2010-09-26 17:45

В монографии излагается теория элементарных популяций рыб — особых внутривидовых
группировок, состоящих из рыб сходных размеров и физиологического состояния. Рассматриваются биологическое значение элементарных популяций, этапы их возникновения и та первоначальная причина (на клогочном уровне), которая ведет к расщеплению популяции одного поколения на различные элементарные популяции. На этом основании предлагается гипотеза симпатрического видообразования, где процесс дивергенции элементарных популяций рассматривается как первый этап видообразования у рыб.
На основе этой теории рассматривается сущность явления   стайности у рыб, как рыбы, передвигаясь   на  далекие    расстояния   к жизненно  необходимым   местам, безошибочно  находят  эти места, почему    происходят    скопления рыб и их рассеивание, как узнать, долго ли удержится обнаруженное  скопление,    как   определить количество    особей    в    больших скоплениях, как определить   прирост рыбы за неделю, месяц  и т.д.


Давно было известно, что в отдельных стаях (рыбы подобраны по линейным размерам. И. И. Месяцев полагал, что эти одноразмерные стайки не велики, а большие косяки и скопления в силу гидродинамических закономерностей не могут состоять из рыб одинаковою размера.
При наблюдениях над мигрирующей азовской хамсой мы обнаружили, что и в больших косяках рыбы столь же точно подобраны -до размерам, как и в отдельных стайках.
Оказалось, что не только в отдельных стайках или косяках рыбы подобраны по размерам, но т в большой группе косяков (во всех ее стаях и косяках) рыбы были удивительно сходны по линейным размерам. Это сходство касалось также и полового состава рыб, а как потом выяснилось, и многих других признаков.
Из разных мест большого скопления косяков хамсы, вошедшего в Керченский пролив из Азовского моря и растянувшегося по проливу почти до Черного моря, были взяты три пробы. Вариационные ряды, построенные по данным «измерения рыб в этих пробах, удивительно точно совпадали. Половой состав был также одинаковый.
Нам было .ясно, что азовская хамса мигрирует не отдельными стайками, а огромными группами, гостящими из множества стаек и различного размера косяков, и что это не простое сборище стаек и косяков, а одно организованное "целое, состоящее из рыб, удивительным образом подобранных по размерам. Вся популяция азозекой хамсы разбита на несколько таких групп, каждая из которых составлена рыбами «своего» линейного размера и «своего соотношения полоз». Далее оказалось, что по упитанности, зрелости половых продуктов, содержанию гемоглобина в крови, количеству эрягроцитоп и другим исследованным нами признакам рыбы, составляющие одну труппу, также сходны и ясно отличаются по этим признакам от других группировок.
Что же это за группировки? Имеются ли они у других видов рыб? Как они могли образоваться? Как могли собраться в одну труппу рыбы, удивительно сходные по многим признакам? Какое имеют отношение эти группы к структуре популяции вида? В чем биологическое значение этих группировок?
Все эти вопросы, возникшие уже первоначально, казались тогда не ясными и можно было высказать только предположения.

С.И. Лебедева. Физиология растений
2010-09-26 17:51

Всесторонняя интенсификация экономики па основе достижении науки и ускорения научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства — главнейшая задача экономического и социального развития пашей страны.
Интенсивно развивается важнейшая отрасль народного хозяйства - сельскохозяйственное производство, осуществлена его интеграция с соответствующими отраслями промышленности в едином агропромышленном комплексе, постоянно растет технический потенциал сельского хозяйства, воплощаются в практику новые фундаментальные научные и технические идеи н разработки, биотехнология, методы программирования урожайности, зональные системы земледелия, ЭВМ, интенсивные технологии возделывания сельскохозяйственных культур, более совершенные технологии хранения и переработки продуктов земледелия. Устанавливается более тесная связь между наукой и производством, реализуется формула научно-технического прогресса: наука — технология — производство. Осуществляются мероприятия, обеспечивающие совместное гармоническое развитие природы и общества, рациональное и эффективное использование законов биосферы, частицей которой является человек.
В биосфере главенствующее положение занимает растительный мир — основа жизни на нашей планете. Растение обладает уникальным свойством — способностью накапливать энергию света в органических веществах в процессе фотосинтеза.

М. И. Лебедева, И. А. Анкудимова. Экология
2010-09-26 17:54

Пособие содержит сведения об истории становления экологии как самостоятельной  науки,  об  экосистемах,  о  месте  и  роли  человека  в биосфере,  о  характеристике  и  составе  биосферы,  об  экологических законах  и  принципах,  о  нормативно-правовой  основе  рационального природопользования.
Пособие предназначено для преподавателей, студентов всех форм обучения и слушателей, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий.


На  рубеже XXI  в.  человечество  оказалось  перед  парадоксальным  фактом:  с  одной  стороны –  научно-технический прогресс  в  сочетании  с  экологической  неграмотностью  послужили  причиной  деградации  окружающей  среды;  с  другой стороны –  только  человек  должен  стать  гарантом  охраны  природы.  Сейчас,  когда  человек,  по  определению  В.  И.
Вернадского, превратился в «огромную геологическую силу», мы должны охранять окружающую среду от человека и для человека,  что  является  только  частью  проблем,  решаемых  экологией.  Экология  является  перекрестком  для  специалистов всех направлений, для которых, как и для всех людей планеты, экологические знания являются насущной необходимостью сегодняшнего  дня,  и  учебным  классом  становится  весь  мир.  Более  глубокое  освоение  каждым  человеком  экологических знаний будет способствовать бережному отношению к природе и сохранению ее богатств.
В наши дни экология определяет направление экологического и политического развития страны. Не случайно в 1992 г. на  конференции ООН по  окружающей  среде  в  качестве модели  будущего  развития принята  концепция  экономического и социального развития, сбалансированного с возможностями окружающей среды.
Экология отвечает не только за защиту природы, а экономика – не только за благосостояние: обе они в равной степени
ответственны за судьбу человечества (Из доклада Г. Х. Брундтланд «Наше общее будущее»).


В избранное