Рассылка 30
МАРКЕТОЛОГА ВЫЗЫВАЛИ-2
В предыдущей рассылке мы рассмотрели 2 ценовые ниши информационных
продуктов: низшую и среднюю. Впрочем, панельные исследования к средней
нише можно отнести с большой натяжкой - их стоимость весьма высока и
вполне соответствует нижней границе высшей ценовой ниши, которая с
некоторой долей условности находится в районе 1000 долларов. Кстати,
есть и еще один вид исследований, входящий в эту нишу: исследования
методом "омнибуса". Суть их в двух словах в следующем: фирма
организует опрос (мониторинг, изучение) определенной целевой аудитории
и за определенную сумму (она может составлять 150 - 300 долл.)
заказчик может включить в перечень вопросов свой. Это безусловно
полезная схема - ведь проведение подобных работ самостоятельно стоит
существенно дороже, однако "одного кусочка всегда мало", один вопрос
редко позволяет понять то, что необходимо понять, а включение
нескольких вопросов доводит сумму как раз к указанным границам, что
делает ее сравнимой с самостоятельным исследованием. Нет в мире
совершенства!
Впрочем, граница в 1000 долл. достаточно условна: автору этих строк
приходилось выполнять небольшие индивидуальные исследования стоимостью
около 300 долл., но это все же экзотика: такие исследования скорее
походили на справку о состоянии отрасли и проводились исключительно
по данным вторичных источников. Так что, если необходимо оперировать
с живыми данными, полученными "с пылу с жару", то платить придется.
Но, как говорится, было бы за что! И перед вами со всей очевидностью
встает вопрос выбора исполнителя.
Как и в любом другом выборе тут действуют традиционные критерии: опыт
исполнителя, его профессионализм, его "креативность", т. е.
способность гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства,
модифицировать при необходимости методику исследования и т.д. Вам
предстоит оценить эти качества практически вслепую! Это нелегкая
задача. Но необходимая. А потому начнем.
Первый вопрос, который надо для себя решить - это специализация фирмы,
ее сильные стороны (слабые понять сходу очень трудно). Ведь речь идет
о сложной услуге, многое тут решает подготовка персонала
фирмы-исполнителя, его дисциплированность, наличие профессиональных
навыков, сыгранность команды и, наконец, а часто и главное - личность
руководителя. Чтобы ни говорили маркетинговые фирмы о возможности
выполнить любые работы, у каждой из них есть свой опыт и своя ниша.
Как ее определить? Других способов, кроме как побеседовать о ранее
выполненных работах нет. Это понимают и сами фирмы и охотно идут на
такие беседы. Однако важно при этом не просто рассматривать красиво
оформленные отчеты предыдущих работ, которые конечно же будут
предъявлены, а оценивать фирму по параметрам, которые мы сейчас
попробуем перечислить.
Размер офиса и число сотрудников.
Если у вас объемная работа, то она безусловно потребует и большого числа исполнителей.
Если у фирмы маленький офис, то скорее всего часть работы (или вся) будет отдана
на субподряд, что не всегда плохо (обычно в таких случаях применяются существенные
скидки, которые никогда не получить конечному покупателю), однако как всегда
в таких случаях возможны проблемы при "стыковке" работ при передаче от одного
исполнителя к другому. Учтите и то, что часть сотрудников может находиться на
объектах (фирмы экономят офисное место). Однако многочисленность рабочих мест
в офисе свидетельствует о большом объеме выполняемых работ и, следовательно,
о разнообразии возможностей. Достаточно большим можно считать 5 - 10 рабочих
мест.
Вполне уместно в первом или во втором разговоре спросить о планируемых
методах выполнения вашей работы, примерном числе необходимого для
этого персонала (сроки тоже важны и если персонала не хватит, то
сроки будут сорваны.
Наличие доступа к вторичным источникам информации. Понятно, что
практически любая работа, связанная с исследованием рынка, требует
анализа большого числа вторичных источников: статистическая информация
Госкомстата, таможенная информация, анализ прессы и т.д. Эти источники
могут использоваться фирмой-исполнителем постоянно или от случая к
случаю. В последнем варианте их себестоимость, понятно, будет дороже,
а следовательно, и их стоимость для вас - также. Понять как часто
фирма использует эти вторичные источники можно, опять же посмотрев на
выполненные работы, их структуру. Издание собственных журналов,
бюллетеней и т.п. также характеризует фирму как имеющую устойчивый
доступ к вторичным источникам (журналы обмениваются друг с другом
материалами, могут получить что-то бесплатно, за рекламу, наконец,
хорошо владеют информационной структурой рынка и могут быстро получить
необходимые сведения из официальных источников).
Личность руководителя, как уже было сказано, имеет первостепенное
значение, особенно, если работа не имеет заранее установленного
четкого формата. Например, проведение опросов частных лиц-потребителей
той или иной продукции - это устоявшийся, "стандартный" формат, а вот
разработка структуры работы под отдельную задачу, скажем, выбор
оптимального региона для продвижения продукции представляет собой
новую проблему, которая должна решаться нестандартными способами.
Именно этим и занимается обычно руководитель. Имеет значение не только
его профессиональная подготовка, что подтверждается образованием,
участием в профессиональных объединениях, семинарах и т.п., но и
владение ситуацией, ощущение рынка, а главное, гибкость мышления,
способность легко переходить от одной ситуации к другой и связывать
разные проблемы друг с другом.
"Любимый формат". Некоторые фирмы в силу исторических причин хорошо
владеют каким-либо одним или несколькими форматами работы: опросами
по телефону, проведением фокус-групп и т.п. Иногда они просто имеют
одного крупного заказчика и отработали эти форматы до состояния
автоматизма. Это видно по представленным вам презентационным работам и
материалам (спрашивать об этом фирмы не рекомендуется, обычно такая
инфомация считается конфиденциальной) - анализируйте, составляйте свое
мнение. Очень хорошо, когда этот формат совпадает с нужным вам, ну а
если это не так - ищите дальше. Однако вернуться к этой фирме вполне
можно: жизнь развивается достаточно динамично и навыки быстро
нарабатываются. Большое значение имеет не только собственно навыки,
но и скорость изменений, на которые способна фирма.
Наконец, большое значение имеют рекомендации, данные как в
стандартной (благодарственное письмо), так и нестандартной
("сарафанное радио") форме. Поспрашивайте коллег о фирмах, среди
которых вы собираетесь выбрать исполнителя.
При этом хотелось предостеречь от излишних вопросов на первом этапе
знакомства с фирмой. Дело в том, что число запросов существенно
превышает число заказываемых работ, поэтому и отношение фирмы к вам,
как к потенциальному заказчику будет достаточно настороженным в
первое время. Чтобы растопить лед - купите какой-либо из недорогих
продуктов фирмы, если они есть, конечно: журнал, бюллетень,
справочник… Вы сразу же попадете в другую категорию заказчиков и с
вами будут более откровенны.
Ну и совсем уж последняя рекомендация: полагайтесь больше всего не на
рекомендации, а на собственную интуицию: вы ведь имеете дело с людьми
и людьми творческими, а они плохо поддаются классификации. Удачи!
Ведущий рассылки - Дмитрий Фролов mailto:food@icsti.su