Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эффективное сельское хозяйство


 

Для подписчиков других расссылок

- ЭТО ПРОБНАЯ РАССЫЛКА "Повышение производительности в 2 раза" - http://subscribe.ru/catalog/business.school.two


Уважаемые подписчики!  Это сложный материал. Но в нем есть 2 части - первая - простая, может использовать любой человек.

Русский менеджмент в условиях кризиса 

Привычными стали термины макроэкономика, микроэкономика, хотя, разумеется, никаких «десять  в минус шестой»,   в последнем случае,  при этом не предполагается. Так почему бы, по аналогии,  не ввести в обиход «наноэкономику», отличающуюся совсем микроскопическим  рассмотрением экономических процессов. Спросите, зачем? Чтобы,  как  и в нанотехнологии, попытаться создать близкую к идеальной структуру, в данном случае не вещества, а, например,  хотя бы профессионала экстра  класса.

 УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СОЛДАТ ДЛЯ БИЗНЕСА: «нанотехнологии» управления 

Вы никогда не задумывались, что в работе специалиста любого профиля (официанта, преподавателя иностранных языков,  станочника и т.д.) всегда присутствует управленческая составляющая? И именно эта составляющая в России хромает, приводя к тому, что официант – приносит блюдо не вовремя, преподаватель иностранного языка не достаточно мотивирует на изучение своего предмета учащихся, а станочник решает  в нарушение инструкций технолога,  «оптимизировать» изготовление детали, в результате она  превратилась в неисправимый брак.

 Микро:  принципы Тейлора 

Гуру менеджмента Питер Друкер в одной из своих последних книг «Задачи менеджмента в XXI веке» проводит  анализ причин изменения уровня развития разных стран. По его оценке, развитыми стали те  страны, где удалось в   XX веке использовать открытые Фредериком Тейлором научные принципы управления, позволившие значительно повысить эффективность работника физического труда.

Вот эти принципы. Чтобы повысить эффективность любой работы Тейлор рекомендовал:

1.      Взять 10-15 работников, особенно хорошо выполняющих свое дело. Понаблюдать за этими работниками.

2.      Провести анализ, выполнив хронометраж всех отдельных элементов работы.

3.      Выявить и убрать ненужные и неловкие движения, которые обнаружены в ходе анализа выполняемых операций.

4.      Необходимые элементы работы организовать в оптимальной последовательности.

У многих   малых и средних фирм есть монтажные бригады (по сборке мебели, установке видеонаблюдения, по выполнению разнообразных строительных работ и т.д.) Достаточно выполнить, рекомендованное Тейлором, чтобы, «обнаружив и убрав огромное количество лишних движений»,  повысить производительность труда в несколько раз.

Пока же Россия отличается особенно «большим количеством ненужных и неловких  движений» в худшую сторону, и потому нужно обижаться   не на правительство, а на себя – мы сами (руководители фирм)  виноваты в том, что наша страна остается по уровню производительности труда в кругу третьих стран и ей приходится надеяться лишь на то, что нефть снова подорожает.

 «Кирпичики» для микро: законы организации Адамецки  

Прежде, чем двигаться дальше.  восстановим историческую справедливость. Дело в том, что в конце XIX века одновременно с признанным основателем  научного управления  Фредериком Тейлором, и независимо от него,  проводил свои эксперименты по научному управлению  другой мало известный сегодня исследователь - Кароль Адамецки. Выпускник петербургского технологического института, поляк по происхождению,  проводил свои  эксперименты  в царской России (в той части Польши, что принадлежала тогда России).  При этом заметим, что результаты своих независимых экспериментов Адамецки опубликовал на целых 3 месяца раньше Фредерика Тейлора.

Более того, именно Кароль Адамецки смог «расшифровать» причины эффекта повышения выработки, полученного  им самим  и в подобных экспериментах Фредериком Тейлором  (увеличение производительности труда в 3-4 раза только за счет ее лучшей организации). Адамецки уверенно доказывает, что  все «принципы Тейлора» основаны на применении известного в других областях знаний научного метода (наблюдения, анализа  и синтеза).

Более того, Адамецки первым выводит систему  взаимосвязанных организационно-экономических законов (разделение труда, эффект масштаба, убывающую отдачу) и доказывает, что эти законы имеют всеобщий характер и их проявление можно увидеть даже в живой природе (например, разделение труда и эффект масштаба в жизни не только животных¸ но даже растений и их «малых частей»).

 «Нанотехнологии*» менеджмента  

Если сформулированные Адамецки всеобщие организационно-экономические законы (эффект масштаба, разделение труда и убывающая отдача), выведенные при наблюдении за группой работников,   реализуются не только в живой природе, но даже  «в ее частях» (например, живой клетке), то почему бы не попробовать их обнаружить в отдельных действиях высококвалифицированных специалистов?

Когда фирма растет, можно использовать эффект масштаба, в частности более глубокое разделение труда между подразделениями и отдельными специалистами. В представленном ниже примере представлена попытка обнаружить эффект масштаба на микроуровне в  повседневной работе обычного секретаря руководителя, извините, не обычного, а опытного. 

Опытный секретарь директора собирает на подпись своему руководителю сразу много бумаг. (Начинающая секретарша, быть может, бегала бы с каждой бумажкой к руководителю, отвлекая его, таким образом,  от важных дел,  и тратя на лишнее передвижение свои драгоценные калории).

Налицо использование квалифицированным секретарем «эффекта масштаба» на «наноуровне» управления – много бумаг доставляются руководителю на рассмотрение одновременно, при этом экономится «время на доставку» и на то, чтобы всю кипу сразу подписать в один раз (использование разделения труда). Если  же бумаг будет слишком много – их можно уронить (это  - убывающая отдача), тогда опытный секретарь применит специальные инструменты логистики: папку – дорогостоящее высокопроизводительное «оборудование» по надежной доставке документов директору.

Еще более опытный секретарь, скорее всего, разложит бумаги в этой пачке для директора по разным разделам, произведет классификацию – своего рода «разделение труда между документами». Скажем на следующие группы: «подписать – не думая», «требуют дополнительной информации», «для  глубокого анализа», «срочные бумаги» и т.д.

Смотрите, мы наблюдаем, как волею опытного секретаря произошло «разделение труда» уже между бумагами. При желании, вы можете самостоятельно понаблюдать за проявлением эффекта масштаба и разделения труда на микроуровне (вывести свою «нанотехнологию» управления) в работе тех же монтажников. Либо выполнить тоже самое, наблюдая за собой при выполнении несложной домашней работы (например, когда вы что-нибудь мастерите собственными руками дома или в саду).

 Преодолеваем необоснованный скепсис 

Конечно, мы рассмотрели только одну сторону подготовки специалиста – использование им в своей повседневной деятельности  организационно-экономических законов. Но и другие составляющие: накопление опыта в любой профессии,  достижение автоматизма в работе (когда проявляются тончайшие психологические процессы работы бессознательного), умение творчески решать проблемы и др. также вполне поддаются «нанодроблению», чтобы при синтезе получить «высоко мотивированного универсального солдата  коммерческой деятельности».

Вы скажите, что в вашем бизнесе (туризме, производстве оборудования для термоядерного синтеза, лизинге и т.п.) исключительно специфическая предметная область (неповторимая технология, уникальные знания и др.). И эта предметная область занимает до 99% от всего, что должен знать специалист, и лишь1% - это могут быть управленческие знания, о которых пишет автор статьи в банальном примере с секретарем руководителя.

Хорошо, тогда  давайте возьмем, казалось бы,  совсем уж далекую от управления область – обучение иностранному языку. В новой эффективной технологии обучения любому иностранному языку по системной методике, разработанной Татьяной Камяновой, есть такая важная составляющая – каждый учащийся должен завести свой словарик. Но   слова в таком словарике организованы не просто по алфавиту, к чему мы все привыкли, но в первую очередь – по частям речи. В результате такого «разделения труда между словами» эффективность обучения иностранному языку значительно повышается, в целом по системной методике – в несколько раз, как это и  должно быть при использовании эффекта масштаба, в данном случае,  -  на  микроуровне. Я уж не говорю здесь о «наноуровне» словообразования, за которым лежит тысячелетняя история культурного развития любого  народа.

 Практические рекомендации для малого бизнеса и не только 

Спрашивается, каким образом для выживания в кризис использовать «нанотехнологии» менеджмента?

Не стоит сразу лететь в космос, не научившись летать чуть пониже. Сначала нужно научиться применить на практике в той же физической работе ваших монтажников так называемые принципы Тейлора:  включите секундомер, зафиксируйте время на выполнение отдельных элементов работы, затем посмотрите, нет ли лишних операций или движений , которые следует убрать.

И уже здесь вы увидите, что, быть может, не стоит торопиться  нанимать дорогостоящих консультантов, обещающих внедрение модного ныне «бережливого производства», когда вы сами еще не сделали ни одной попытки чего-то сберечь.

Напомню, что такого рода исследования позволяют увеличить выработку в несколько раз: если у вас 30 монтажников, вы сможете сократить их численность до 10 при сохранении объема работы и даже значительного улучшения качества, поскольку одна из задач – убрать непроизводительные расходы  на переделку допущенного брака.

А уж следующим шагом можно более тщательно понаблюдать за  работой квалифицированных специалистов для выявления и применения «нанотехнологии» управления, которую можно применить, например,  для подготовки молодой смены.  И тогда, вы  хотя бы  перестанете бояться, что ваших профи уведут в кризис более удачливые конкуренты – вы быстро сможете подготовить новых  - даже более производительных, чем те, кто вас покинул в  непростых для фирмы условиях кризиса.

Крупному бизнесу кризис – не помеха: самое время покупать подешевевшие активы более мелких фирм.

А вот как выкрутиться малому бизнесу? Быть может,  ему следует обратить серьезное внимание на высокие технологии управления?

С уважением,
директор ООО "КЦ "Русский менеджмент"
к.т.н. Владимир Токарев
тел. (831) 462-95-93,
тел./факс (831) 466-37-06,
http://mc-ma.narod.ru

впервые эту статью я опубликовал в международном сообществе менеджеров -  http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1241885/

 

 .

 

 

 


В избранное