Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Продовольственный рынок Москвы


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Прошу прощения за долгое молчание. Рассылка жива, но сменился ведущий и
изменилась периодичность - мы будем выходить реже. Формат остается тем
же самым - мы будем описывать продовольственные рынки Москвы, обращая
особое внимание на их общие и отличающиеся черты. Более подробную
информацию Вы можете найти в журнале "Бизнес в промышленности.
Переработка пищевой продукции" (новости этого журнала Вы можете найти
в рассылке http://subscribe.ru/catalog/food.newsjournal/ )

Вести рассылку буду я, Дмитрий Фролов, главный редактор упомянутого
журнала. Большое спасибо всем ответившим на анкету в предыдущей рассылке.
К сожалению, вирус стер ваши адреса у меня в компьютере, поэтому мы не
сможем выслать пробные экземпляры выпусков. Повторите их, пожалуйста. Однако
решение выпускать платную рассылку пока не созрело. Поэтому всех
интересующихся более подробной информацией могу только отослать к
страницам журнала или готов ответить индивидуально. Вообще информации
существенно больше, чем попадает в рассылку. Ну а теперь - к делу.
Сегодня будем говорить о кофе.

Рынок кофе сжимается и концентрируется

Мы, кажется, начинаем забывать, что такое дефицит кофе. Еще совсем
недавно банка самого обычного отечественного растворимого кофе была
отличным подарком, особенно, если едешь из столицы "в регионы".
Теперь, когда приобретение заветной баночки перестало быть делом
чести, доблести и геройства, выяснилось, что не так-то этот кофе и
хорош. Во всяком случае в отличие от многих других продовольственных
рынков Москвы, рынок растворимого кофе за последние полтора года не
только не вырос, но уменьшился на 30%, если сравнивать объемы продаж
первого полугодия прошлого и текущего года. Тем более интересно
рассмотреть процессы, происходящие на емком, но уменьшающемся рынке -
ведь конкуренция на нем неизбежно становится все более острой. Все
приводимые ниже данные получены в результате обработки опросов
покупателей, проводимых фирмой V-Ratio, с использованием программы
Market Mechanics. Объем респондентской базы - около 1100 анкет
ежемесячно.

Объем рынка и основные брэнды

Объемы продаж растворимого кофе за несколько последних кварталов
(2 квартал 2000 - 2 квартал 2001 гг.) были удивительно стабильны -
примерно 5 тыс. т в квартал (в первом квартале прошлого года было
продано в полтора раза больше - 7,5 тыс. т). Однако это постоянство
полно внутренних, невидных постороннему глазу драм и противостояний.
Изменения доли рынка отдельных марок от квартала к кварталу могли
достигать десятков процентов, неудивительно, что лишь 6 марок кофе
сумели сохранять место в лидирующей десятке в каждом квартале. Это
Nescafe Classic (30% рынка по данным за 2000 и 1-й квартал 2001 г.),
Nescafe Gold (8,4%), Pele (6,9%),Tchibo (5,7%), кофе растворимый МПК
(2,6%) и Maxwell House (2,1%). В наступившем 2001 году доля рынка
известных марок продолжает расти за счет менее известных. Таким
образом, рынок концентрируется, становится более зрелым, конкуренция
изощреннее. В недалеком будущем это может привести привести к
появлению более экзотической продукции: стандартные товары,
конкурирующие, главным образом, ценой и агрессивностью продвижения,
как известно, характерны только для первых стадий развития рынка.
Так в наших магазинах может появиться кофе в надутой инертными газами
упаковке (она удобна для перевозки и хорошо сохраняет продукт), кофе
без кофеина и др. Несомненно, эти товары продаются уже сейчас, однако
речь в данном случае идет об их массовой продаже. Ну а пока наш рынок
развивается, рассмотрим то, что есть.

Упаковка.

Самых распространенных видов упаковки два - жестяные банки около 53% и
стеклянные банки - 38%. Следом с большим отставанием идут
металлизированная фольга (около 4%), коробка (1%), другие виды
упаковки имеют еще меньший объем рынка. Указанные доли рынка
достаточно стабильны. Их изменения от квартала к кварталу в течение
последнего года были незначительны - не более чем на 2 - 3%. Таким
образом, вид упаковки сегодня нельзя признать фактором, существенно
влияющим на продажи.

Каналы дистрибуции.

В отличие от многих других продовольственных рынков Москвы, оптовые
рынки и ярмарки продолжают занимать главенствующее место в числе
каналов дистрибуции. Их доля составляет 69 - 52%. Однако и тут заметно
постепенное уменьшение их значания. Так во 2 квартале текущего года
можно ожидать, что через оптовые рынки будет продаваться 50%
растворимого кофе и по всем признакам эта тенденция будет нарастать.

Следующим по популярности каналом продаж является традиционный
магазин, доля которого составляет 22 - 28%. Ожидается, что во втором
квартале она увеличится до 32%, т.е. он отбирает рынок не только у
ярмарок, но киосков, минимаркетов и магазинов самообслуживания, доли
которых сильно колеблятся от квартала к кварталу и составляют в
среднем, от 1 до 6%. Доля сетевых супермаркетов относительно велика и
составляет около 7%, однако, в отличие от рынков других
продовольственных товаров, ее рост в последний год не отмечается.
По-видимому, кофе, как товар для людей, достигших определенного
уровня благосостояния, давно занял свое место в их ассортименте и
увеличение его продаж теперь возможно только в результате планируемого
экстенсивного роста сетей в этом году. Форматы сетевых супермаркетов
различны и ориентированы как на рядовых покупателей, так и на людей с
достатком. Рассмотрим, кто из них покупает растворимый кофе.

Доходы покупателей.

Растворимый кофе - товар весьма деликатный. С одной стороны его нельзя
отнести к товарам повседневного спроса, с другой стороны есть
потребители, которые привыкли к нему и покупают постоянно. В случае
снижения их доходов они могут перейти на более дешевые сорта, но не
отказаться от него вовсе. Правда, надо учесть, что это больше
относится к кофе в зернах (настоящие кофеманы предпочитают именно его),
но растворимый в этом случае играет роль "вынужденного решения".
Именно этим по нашему мнению объясняется специфика колебаний динамики
объемов потребления отдельными категориями. Так, в течение всего
прошлого года, объмы продаж наименее обеспеченным покупателям
постоянно росли от 1,5% от общего объема рынка в 1-ом квартале до 24%
в четвертом. Однако, в наступившем 2001 году малообеспеченные граждане
отказались от кофе и перешли на другие, более дешевые напитки и объем
продаж этой категории составил 7%. Основную массу поступлений
поставщикам кофе как в 2000, так и 2001 году принесли покупатели,
доходов которых хватало на покупку продуктов питания (30 - 40%) и
продуктов питания и одежду (32 - 50%) - именно так формулировались
вопросы в анкете, которые позволили получить ответ на такой деликатный
вопрос, как величина доходов. Квартальные колебания при этом были
незначительны и не позволяют говорить о какой-либо закономерности.
В то же время продажи более состоятельным потребителям, дохода
которых "хватает на предметы длительного пользования" и особенно тем,
кто "может позволить себе очень дорогие вещи" росли. Причем, если
доля первой из упомянутых групп росла только в течение 2000 года
(от 6 до 10% в первые три квартала 2000 г.), а затем стала
незначительно снижаться, то доля второй увеличивалась непрерывно
от 0 до 8% рынка. В связи с этим особенно интересно рассмотреть
эластичность спроса - она позволит ответить на многие вопросы.

Эластичность спроса

Минимальные цены 490 руб./кг (здесь и далее приводятся средние цены,
если нет специальной оговорки) наблюдались в первом квартале 2000
года. Далее цены плавно росли до 649 руб./кг в 3 квартале, после
чего начали снижаться. Новый подъем, связанный с растущей инфляцией
наблюдается сейчас, когда цены несколько превысили прошлогодний пик.
Анализ движения цен, объемов продаж и приведенных выше данных по
доходам покупателей показывает, что ценовая эластичность спроса на
растворимый кофе весьма велика и больше всего она сказывается, как
это ни странно, не на беднейшем сегменте покупателей, а одном из
средних, которым "хватает на продукты". Именно у них наблюдается
значительный провал в потреблении в 3 квартале прошлого года. В то
же время сейчас, когда цены кажутся им обоснованными (фактор скорее
психологический, чем экономический) доля этого сегмента восстановилась.

Отметим, что в первом квартале прошлого года кривая эластичности
спроса имела характерную среднюю точку - по цене 560 руб./кг и ниже
продавалось продукции, соответствующей 80% всего рынка. В дальнейшем
этот объем значительно уменьшился (для соответствующей цены), т.е.
рынок стал гораздо более чувствителен к цене, но поставщики не
прочувствовали этого сразу же. Итогом стало отсутствие роста рынка.

Что день (квартал) грядущий нам готовит?

Итак, рынок концентрируется, ведущие марки получают все больший
объем, а, следовательно, получают возможность вести более гибкую
ценовую политику. В то же время у них нет необходимости снижать
средние цены, иначе за что боролись? Это, кстати, явно проявилось в
идущем в настоящий момент ценовом подъеме. Таким образом, цены растут
и будут расти на 10 - 15% в квартал в слабой зависимости от темпов
инфляции. Однако этот рост будет неравномерен по каналам реализации.
В наибольшей степени он должен проявиться в сетевых супермаркетах и
традиционных магазинах, гораздо в меньшей - на оптовых рынках. Рост
рынка в целом во многом будет зависить от состояния рынков
паралелльного ассортимента, конкурирующего с растворимым кофе -
кофе в зернах, чая, напитков, мороженого. Поскольку конкуренция на
них весьма высока, значительный рост рынка в ближайшее время
маловероятен.

Дмитрий Фролов
mailto:food@icsti.su


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное