Не упустите уникальный шанс получить блестящее образование в самой "горячей" области - финансовом интернет-трейдинге, тем более, что период экономического кризиса - лучшее время для начала биржевых инвестиций. Практически все состояния мира созидались именно в такое - кризисное - время! Мы ждем вас в vCollege! Искренне ваш, Сергей Голубицкий
* * *
Авторитетный Gartner опубликовал статистику по поставкам персональных компьютеров в страны Западной Европы в первом квартале 2013 года. Сказать, что статистика катастрофическая, значит ничего не сказать: за три месяца объем поставок ПК снизился на 20,5 % по сравнению с первым кварталом 2012 года (12,3 миллиона компьютеров против 15,5). По словам Gartner, это худший результат за все то время, что аналитическая компания отслеживает рынок данного региона.
Два сакраментальных (по своей бессмысленности) вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?» Первое, что приходит в голову: Windows 8, которая в прямом смысле слова доканала и без того хромую утку. Проблема, однако, в том, что новая операционная система Microsoft нанесла всего лишь coup de grace, тогда как настоящим «убийцей» персональных компьютеров явились все-таки планшеты вкупе с остальной параферналией всеобщего мобильного помешательства (на эту
тему мы рассуждали недавно в «Вернет ли MSFT кнопку ПУСК в Windows 8.1? Спасение утопающих — дело рук самих утопающих!«).
Факт того, что не Windows 8 уничтожила в первом квартале 2013 года рынок ПК в Западной Европе, подтверждается еще и разбивкой статистики по вендорам. Два
крупнейших поставщика ПК — Hewlett-Packard и Acer — сократили поставки в равной пропорции: более чем на 30 %. Зато китайский Lenovo, который практически догнал Acer (поставил лишь на 6 тысяч единиц техники меньше), наоборот, повысил свою активность на 7,2 %. Lenovo вообще превосходно развернулся в Западной Европе, потеснив Hewlett-Packard и Acer на рынке домашних ПК и Hewlett-Packard и Dell — на рынке персональных компьютеров для профессионального пользования.
Идущий четвертым Dell снизил обороты на 14,7 %, а замыкающий пятерку Apple, напротив, увеличил поставки, хотя и незначительно (0,8%). Впрочем, Apple мы сейчас учитывать вообще не будем, поскольку занимаемся адвокатурой Windows 8, к компьютерам купертиновцев, как вы понимаете, никакого отношения не имеющей.
Спрашивается, почему Lenovo, выпускающий ноутбуки с Windows 8, увеличивает поставки, а Acer их сокращает? Как минимум потому, что Windows 8 в
данной ситуации совершенно ни при чем!
Потерпев неудачу со злополучной ОС Microsoft, можно попытаться поискать козла отпущения в других IT-весях, например, в уже помянутом глобальном изменении конъюнктуры рынка. Скажем, Asus, который еще в прошлом году держал твердое третье месте среди основных вендоров Западной Европы, в первом квартале 2013 не удержался даже в пятерке. Причина в данном конкретном случае лежит на поверхности: Asus пошел ва-банк
на рынке мини-ноутбуков, а рынок этот скончался, не успев даже толком выйти из младенческого возраста.
Версия обвала поставок из-за изменения рыночной конъюнктуры, однако, перестает работать в случае с первой четверкой вендоров, поскольку, во-первых, они вообще не акцентировали производство мини-ноутбуков; во-вторых, планшетный бум появился на свет никак не в 2013 году, а, как минимум, свирепствует в мире уже третий год подряд. Все вендоры ПК этот бум внимательно наблюдали
и даже посильно принимали в нем участие, но продолжали упорно наращивать производство старых добрых персональных компьютеров.
И надорвались по полной программе, причем сразу на всех фронтах. Оцените весьма и весьма показательное обстоятельство: поставки мобильных ПК сократились в первом квартале 2013 года на 24,6 %, а вот десктопов — «всего лишь» на 13,8 %. Иными словами, основной удар пришелся на мобильные решения, поэтому версия
с «убийцей» в лице планшетов смотрится достаточно убедительно. Правда, только до того момента, как мы посмотрим на статистику Lenovo, у которого ноутбуки, наоборот, выросли больше всего остального (и десктопов, и сектора профессиональных ПК).
То есть получается, что планшеты убивают ноутбуки Hewlett-Packard и Acer, но никак не мешают развиваться ноутбукам Lenovo. Версия, которая минуту назад даже мне самому казалась убедительной, начинает вызывать сомнения.
Следующее,
что приходит в голову: рынок персональных компьютеров в Западной Европе обвалился в первом квартале 2013 года потому, что современный уровень качества позволяет использовать ПК на протяжении очень длительного периода времени. Утверждение, безусловно, справедливо. Скажем, в моем домашнем хозяйстве сегодня вовсю пыхтят Apple Macbook Pro 2009 года изготовления и Sony Vaio Z 2007 года. То есть — ноутбуки четырех и шестилетней давности! И, представьте себе, оба пыхтят столь замечательно, что у меня не возникает
ни малейшего желания что-то менять или обновлять в компьютерном парке.
В качестве контраргумента против версии с «долгой жизнью» ПК как причины падения поставок нового оборудования могу предложить следующее: эта самая «долгая жизнь», опять-таки, возникла не вчера, а как минимум лет 10 тому назад. Где-то с рубежа веков производство компьютеров вышло на такой уровень, что опасения о преждевременной кончине кулера, памяти, жесткого диска, материнской или видеоплаты утратили былую актуальность. Компьютеры
давно уже живут долго и счастливо: по 8-12 лет. Оглянитесь вокруг, расспросите друзей и знакомых: у большинства из них на дачах и в офисах сегодня замечательно трудятся десктопы выпуска начала нулевых.
На этом, позвольте, завершить вульгарно-технологическую часть нашего анализа и перейти к реальности. Реальность эта такова, что все факторы, так или иначе непосредственно связанные с IT и внутренним своеобразием компьютерного рынка, играют в лучшем
случае вторую скрипку в оркестре, развалившем поставки ПК в Западной Европе. Главная причина, по которой поставки вендоров в Западной Европе сложились за три месяца 2013 года на 20 с лишним процентов, заключается в том, что Западная Европа скатилась в глухую рецессию и все страны этого региона охватил экономический кризис, обладающий потенциалом затмить все катаклизмы, случившиеся на континенте после Второй мировой войны.
Говоря простым и доступным языком, население стран Западной Европы нищает на глазах, что отражается не только
на обвальном сокращении продаж персональных компьютеров, но и продаж всего остального. Достаточно взглянуть на продажи автомобилей — символа европейского благополучия, чтобы осознать глубину недуга: в одном лишь марте эти продажи сократились на 10,2 % (падение 18-ый месяц подряд!) и явились худшим результатом за последние 20 лет.
Остается прояснить один момент: откуда взялся рост поставок ПК у Lenovo. Здесь, впрочем, всё просто: китайский производитель
удавливает рынок ценами. Его ноутбуки самые дешевые и самые доступные, оттого еще и теплится спрос. По той же причине элитная продукция Hewlett-Packard получила самый сокрушительный удар — падение поставок на 30%.