Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практическая школа финансового интернет-трейдинга


Не упустите уникальный шанс получить блестящее образование в самой "горячей" области - финансовом интернет-трейдинге, тем более, что период экономического кризиса - лучшее время для начала биржевых инвестиций. Практически все состояния мира созидались именно в такое - кризисное - время! Мы ждем вас в vCollege!

Искренне ваш,

Сергей Голубицкий

 

 

Приветствую вас, коллеги!

Начну с приятного анонса: наконец-то мы открыли большой портал, на котором со временем будут собраны все-все-все мои статьи, книги, видеклипы, телевизионные интервью и программы - как-никак за 15 лет накопилось около полутора тысяч текстов :) Помимо архивов читатели смогут ежедневно следить на портале за моими аудио и видеоподкастами, которые будут эксклюзивно публиковаться только на sgolub.ru.

Разумеется, не обошлось и без трейдинга - ему отведен самостоятельный раздел на портале - vCollege.

Ждем вас на SGOLUB.RU!

 

Сегодня - история главного богатея Франции Бернара Арно.

* * *

Сергей Голубицкий

Прелюдия для аматёра



«Он  сел за рояль исполнить прелюдию Скрябина. Руки его дрожали, он буквально
                                                  умирал от страха, но было видно, что он собирается довести  дело до конца любой ценой »
Профессиональная пианистка Элен Мерсье о своем муже Бернаре Арно

Говорит ли читателю что-нибудь название компании LVMH? Вопрос риторический, поэтому подойдем с другой стороны: как насчет элитных шампанских вин «Dom Pérignon» и «Veuve Clicquot»? Коньяка  «Hennessy» и самого дорогого в мире десертного вина, уходящего корнями в XVI век  «Château d'Yquem»? Модных домов «Givenchy», «Kenzo», «Loewe», «Celine», «Berluti», «Fendi», нью-йоркской гордости «Donna Karan», сумок «Louis Vuitton»,  духов и часов «Christian Dior», швейцарских элитных хронометров «Zenith» и «TAG Heuer»? Сетей универмагов «Le Bon Marché», «Sephora» и «La Samaritaine»?

Имена, конечно, у всех на устах, только – связь-то какая? А самая прямая: все перечисленные старинные (и не очень) компании и торговые марки, объединенные понятием luxury , равно как и еще 60 менее броских, но влиятельных подразделений, принадлежат человеку по имени Бернар Арно и его компании LVMH!

LVMH  сегодня – это 17 миллиардов евро ежегодного дохода (по результатам 2008), 2 миллиарда евро чистой прибыли, 77 тысяч сотрудников, 2300 торговых точек во всех странах мира. Бернар Арно – самый богатый человек Франции по версии Forbes (16,5 миллиардов долларов), дважды женат, пятеро детей, нувориш. Пришел ниоткуда, скупил лучшие старинные дома мод и винодельческие хозяйства, принадлежавшие столетиями древним французским дворянским родам. Создал крупнейшую в мире империю предметов роскоши.

Самое поразительное, что сегодня практически все известные старинные торговые марки поделены между тремя холдингами – LVMH, французским PPR (принадлежит другому нуворишу-миллиардеру Франсуа Пино) и швейцарским Richemont (хозяйство южно-африканского нувориша-миллиардера  Антона Руперта). А значит история, которую собираюсь сегодня рассказать читателям, - вовсе не частная биография Бернара Арно, а универсальный паттерн, по которому развивается весь бизнес luxury последних 20 лет. Вернее даже не паттерн, а схема передела собственности, перетекающей из рук высокородных творцов-основателей в карманы … ну, разумеется, не нуворишей, стоящих во главе новых холдингов, а банковского капитала, который просто довершает сегодня на наших глазах революцию, начатую во второй половине XIX века.

Старожилам «Чужих уроков» нет нужды повторять, что люди типа Бернара Арно (Франсуа Пино, Лакшми Миттала – ряд можете продолжить сами по заголовкам каждой второй истории нашей рубрики) – это талантливые, я бы даже сказал, гениальные менеджеры, которых снабдили всем необходимым финансовым капиталом и политическими связями, доверив великое дело перераспределения собственности. Бернар Арно справился с поставленной задачей с исключительной эффективностью.

Скажем, головная компания – LVMH – которую  Арно проглотил в 1987 году, за первые десять лет правления гениального человека удвоила рыночную капитализацию, что позволило Арно с полным моральным правом отметать наветы в чудовищной по безнравственности технике своих поглощений: «LVMH мы купили на бирже. И если посмотреть на Vuitton, то мы в три раза увеличили ее прибыль и объемы производства. Поэтому каждый наш инвестор должен быть очень счастлив».

Как Бернару Арно удается добиваться столь удивительных показателей в столь проблемной деловой отрасли? Вот характерная схема. Блистательный и благородный fashion house графа Юбера де Живанши ушел под LVMH в 1993 году. Из уважения к заслугам (как-никак – основатель и генератор идей) де Живанши оставили во главе одноименного предприятия до пенсии (в 1995 году). Перед уходом граф, прославившийся в 50-ые годы созданием гардеробов божественных Одри Хепберн и Жаклин Кеннеди, передал хозяйство с своему любимцу - Доминику Сиро, наследственному кутюрье, птенцу гнезда Ив Сен Лорана.

Бернар Арно, который десятью годами раньше понятия не имел о том, что такое haute couture и с чем его едят, тут же Сиро сместил и назначил на его место юного и скандального британского гея, сына водопроводчика, Джона Гальяно, прославившегося моделями юбок, прикрывающими верхнюю половину ягодиц и платьями, сконструированными из газетных вырезок.

Через год Арно перебросил Гальяно на другой фронт, доверив возглавить флагман империи – «Christian Dior», а «Givenchy» отдал на откуп еще более активному британскому гею Александру МакКвину, который  сходу порадовал прессу заявлением о том, что «Хепберн давно померла».

И что же вы думаете? Французский истеблишмент поохал-поохал по поводу предательства национальных традиций и их уничтожения островными ремесленниками, поморщился-поморщился пару-тройку месяцев, а потом как безумный ринулся сметать с прилавков все новые модели «Christian Dior» и «Givenchy», безоговорочно подтвердив креативную прозорливость Бернара Арно.

Откуда же взялось столь тонкое познание жизни у человека, не имевшего к haute couture никогда никакого отношения? Об этом я и попытаюсь сейчас рассказать читателям.

***
Золотой ключик Бернару Арно подарили его родители: папа инженер и мама профессиональная пианистка. Рискну предположить, что именно такое сочетание открыло миру гениального бизнесмена. Мог бы финансист успешно управлять «Christian Dior»? Никогда в жизни! А – человек искусств, утонченный кутюрье? Ответила сама история: сегодня практически не осталось ни одного известного дома мод, который бы принадлежал их основателям, людям творческим и … безалаберным.

Сам Бернар Арно весьма четко осознает грань, разделяющую belles arts и суровый бизнес: «Дизайнеры ближе к артистам, чем инженеры. Они не обыкновенные менеджеры и нужно научиться балансировать их креативность и рациональность. Их нужно помещать в рациональную среду. Иногда они опаздывают и приходится с этим смириться, если ты собираешься работать с ними и понимать их».

Большую часть детства Бернар провел на стройках небольшого семейного подряда, специализировавшегося на выполнении общественных работ. На стройки внука затаскивал дедушка – видимо для того, чтобы не допустить губительного влияния невестки, настойчиво обучавшей ребенка игре на фортепьяно. Бернар Арно не стал профессиональным пианистом и получил инженерное образование в École Polytechnique, однако на всю оставшуюся жизнь сохранил любовь к высокому искусству, пусть даже на любительском уровне.

Именно это сочетание породило гениального бизнесмена, как нельзя лучше подходящего для работы на ниве самого удивительного псевдоискусства, каковым является haute couture: «Только если вы глубоко цените то, что создают творческие люди, любите манеру их мышления, часто непредсказуемую и иррациональную, вы сможете научиться их понимать. А научившись понимать, вы сможете заглянуть в их мозг и в их ДНК»!

В этой удивительной фразе сконцентрирована вся формула успеха Бернара Арно. В ней – и внутреннее самоустранение из креативного мира, и страстное желание изучить «морских свинок» в лаборатории, влезть в их мозг, расчленить их иррациональную ДНК – и все для того, чтобы отлить продукты творчества этих талантливых «чудаков» в золотые слитки. Не удивительно, что дизайнеры, работающие в бесчисленных подразделениях LVMH, боготворят Бернара Арно. Хозяин никогда не вмешивается в творческие процессы, не мешает спать до обеда, гулять по ночным гей-барам, отращивать метровые плети волос, красить тонкие мужские губы и подводить редкие мужские веки.

Бернар Арно не повышает голоса, не издевается и не унижает свою креативную паству властными окриками и грубыми приказами: «Никогда мне не говорили, что, скажем, розовое – это цвет, который обязан доминировать в «Céline» в текущем сезоне», - радуется Майкл Корс, дизайнер из Нью-Йорка, которого Хозяин поставил во главе одного из подразделения, специализирующегося на элитных изделиях из кожи.

Арно всегда предельно вежлив и ненавязчив: «Черные и серые модели этой сумки почти граничат с рыночной дешевизной, а красное… на мой вкус – это уже слишком… это просто не Диор!» - классический образец приказа в LVMH удалить «неправильную» цветовую гамму из линейки сезона.

Такова эстетическая составляющая успеха Бернара Арно. Займемся теперь его деловой хваткой.

После окончания École Polytechnique юный инженер Бернар Арно вернулся в родную деревню Рубэ, чтобы продолжить семейный строительный подряд. По крайней мере, так надеялось и казалось его отцу. На ликвидацию родной фирмы у Арно-младшего ушло ровно пять лет. В 1976 году он отдал «Ferret-Savinel» за 40 миллионов франков  в очень правильные (как показала вся его дальнейшая судьба) руки – концерну «Societe Nationale de Construction». Строительный гигант принадлежал семье Ротшильдов.

Руки были до такой степени правильные, что отец Бернара Жан Арно, узнавший о сделке уже после того, как она была заключена, не стал оспаривать самоличное решение сына, а лишь подивился уникальному таланту отпрыска завязывать уникальные знакомства.

Удачно ликвидировав ненавистный строительный подряд, Бернар Арно на несколько лет отбыл за океан – набираться жизненного опыта и торговать недвижимостью. Американская контора Арно – «Ferinel» - спекулировала кондоминиумами во Флориде и по официальной версии – вполне себе процветала. Думаю, все же, что успехи были явно преувеличены, поскольку при первой же оказии, Бернар Арно бизнес свернул, собственное жилье продал, и окрыленный новой экономической политикой  президента Франсуа Миттерана (смена курса произошла в 1984 году) вернулся на родину.

Новая экономическая политика Франции середины 80-ых годов замечательнейшим образом известна соотечественникам по началу годов 90-ых: началось глобальное перераспределение собственности. Так же как и в России, во Франции процесс шел грубо, примитивно и хамски: гигантские предприятия объявлялись банкротами (на ровном месте), национализировались государством, а затем передавались в правильные частные руки за бесценок под честное слово не гнобить пролетариев и воровать слишком уж откровенно.

Вся империя Бернара Арно выросла из единственного гешефта по имени «Boussac». Правительство Миттерана национализировало гиганта текстильной промышленности и сразу же приступила к поиску частного инвестора. У аукционных дверей столпилось много наивных соискантов, среди которых была и компания «Louis Vuitton», с которой мы скоро познакомимся, однако Бернар Арно пошел иным – единственно правильным – путем. Анна Деваврен, жена предпринимателя, случайно оказалась двоюродной сестрой бывшего владельца «Boussac», поэтому продажа остатков акций, оставшихся на руках после банкротства и национализации, по щадящей цене состоялась в рабочем порядке.

С этими акциями Бернар Арно и подкатил к французскому правительству, клятвенно пообещав сохранить все рабочие места и не раздербанивать бизнес. Правительство сказало: «Неси, мил человек, 80 миллионов долларов и по рукам!». У Арно после продажи  «Ferret-Savinel» и американских спекуляций оставалось только 15 миллионов, поэтому он мгновенно согласился.

Что-то не сходится… Ну да, конечно. Дело не в 15 миллионах, а в дружбе с Антуаном Бернхаймом, управляющим партнером замечательной инвестиционной компании «Lazard Fréres», одного из ключевых игроков банковской революции XIX века. Бернхайм мгновенно доложил недостающие 65 миллионов  и «Boussac» попал под управление Бернара Арно.

В следующие пять лет Арно уволил 8 тысяч рабочих и распотрошил «Boussac» на мелкие кусочки, распродав за 500 миллионов долларов все производственные мощности, оставив себе лишь жемчужину «Christian Dior» и универмаги «Le Bon Marché». Профсоюзы Арно прокляли на веки, а правительство долго судилось, выциганивая себе хоть крохи наживы за услуги. Арно отписал правительству 60 миллионов за старания, а сам приступил к атаке на французский бизнес предметов роскоши.

Наступление великий француз повел с правильного фланга. Внимание Арно привлекла схизма, раздирающая мезальянс несовместимых семейных кланов: виноделов из рода Moët и коньячных мастеров  Hennessy - с одной стороны, и наследников чемоданного элитного дома «Louis Vuitton» - с другой. В 1987 году вся эта разношерстая публика объединились в единую компанию, видимо, испугавшись журнальных страшилок о беспределе, который творили за океаном рейдеры-пираньи Карл Икан, Ти Бун Пикенс, Сауль Штейнберг, Иван Бойски, Поль Бильцерян и Майкл Милкен. 

В какой-то момент виноделам захотелось еще более размыть бизнес, поэтому они пригласили в общую упряжь еще и своего главного дистрибьютора – легендарный «Guinness», отписав ему 20 % акций новообразованного холдинга LVMH.

Клан кожевников-чемоданщиков возглавлял 75-летний сталевар Анри Ракамье (в доисторические времена он удачно женился на наследнице рода Вюиттонов) и ему очень не понравилась идея новых родственников по части «Гиннеса». Ракамье стал искать собственного партнера на стороне, коим стал Бернар Арно (их пути пересеклись чуть ранее – на ниве приватизации «Boussac»).

Старый Ракамье отписал Арно такой же 20% кусок бизнеса LVMH в обмен на солидное инвестирование. Параллельно с переговорами с «Louis Vuitton» не по годам смышленый Арно при посредничестве инвестиционного дома «Lazard Fréres» (без которого, надо полагать, впредь не предпринималось ни одного телодвижения) заключил кулуарную сделку и с кланом «Moët et Hennessy». В результате этой сделки возникло совместное предприятие Арно с «Гиннесом», которому отошло 37 % холдинга LVMH.

26 сентября 1988 года Анри Ракамье, пребывавший в приподнятом настроении,  торжественно открыл собрание членов правления LVMH пламенной здравицей в честь представителей благородных фамилий, а затем выдвинул на должность председателя совместного бизнеса наследника рода Вюиттонов - Анри-Луи. В этот момент Бернару Арно, по предварительно оговоренному с Ракамье плану,  полагалось скромно поднять руку и проголосовать «за».

Вместо этого Бернар Арно, как и полагается ласковому теленку, выложил на стол всю кипу высосанных из обеих маток акций, которые в сумме обеспечивали ему контрольный пакет. Кончилось тем, что старый Ракамье получил жирную фигу (разумеется, фигурально!), а председателем правления LVMH назначили папу Бернара – Жана Арно.

Остаток жизни после чудовищного конфуза Анри Ракамье провел в яростной судебной борьбе с Бернаром Арно. История уникального по безнравственности поглощения LVMH несколько лет не сходила со страниц национальной прессы. Даже президент Миттеран как-то помянул «аферу с LVMH» в одном из своих телевизионных обращениях. Суд по достоинству оценил находчивость подрастающего поколения французских бизнесменов и в своем окончательном вердикте … пожурил банк братьев Лазаров за нарушение таких-то технических процедур при передаче акций Бернару Арно, самого же бизнесмена оправдали по всем статьям.

Со своей стороны Бернар Арно сначала обвинил Ракамье в подделке документации по продажам LVMH в Азии (суд отверг обвинения), затем нанял агентов Kroll Associates нарыть компромат из личной жизни своего вчерашнего добродетеля, а под конец задействовал против семейства Вюттонов самый разрушительный по  силе инструмент возмездия: инициировал в прессе обвинения в том, что, якобы, в годы войны, мерзкие чемоданщики уволили со своих предприятий в угоду оккупантам всех рабочих-евреев. Параллельно в газеты просочилось факсимиле письма, которое злой антисемит Жан-Мари Ле Пен, опять же – якобы, написал своему единомышленнику Анри Ракамье.

Ракамье подал встречный иск и суд подделки дезавуировали, однако, как в том анекдоте про семейное серебро,  «негативный осадок» остался и за кланом Вюттонов надолго закрепилась репутация персон нон-грата.

При столь благоприятном общественном мнении формальное изгнание всех представителей семейства Вюттонов из компании LVMH стало для Бернара Арно вопросом техники. 

Дальнейшие события в холдинге LVMH – с начала 90-ых годов и поныне – развивались по плоскому сценарию: нескончаемая финансовая подпитка со стороны (надо полагать – от благодетелей, а по совместительству – реальных владельцев бизнеса), дополненная блестящей интуицией Бернара Арно по части того, что будет продаваться, а что не будет из ассортимента haute couture и предметов роскоши, обеспечили массированную скупку элитных брэндов и домов мод в старом свете,  а также успешную экспансию продаж в странах третьего мира – в первую очередь, Россию, Индию и Китай - основных потребителей в наши дни «крутой» продукции LVMH.

Остается разобраться с последним моментом: откуда у пианиста-любителя взялось столь безошибочное понимание «моды» и «продаваемости» того или иного брэнда?  Отвечу на него словами Марии Саксен-Кобург-Готской, некогда - королевы Румынии: «Мода существует для женщин, которым недостает вкуса, а этикет - для женщин, которым недостает воспитания». Кому как Бернару Арно, нуворишу и самому блистательному представителю класса менеджеров Новой Этики, не знать, что будет пользоваться популярностью у его же родного сословия?!

(англ.) предметы роскоши.

 

 

Ресурсы:

Виртуальный Колледж http://internettrading.net/college
Архив рассылок http://internettrading.net/college/newsletters
Личная страница Сергей Голубицкого http://sgolub.ru

RLE Banner Network

Copyright © 1997-2011 Myriad GZS Ltd

 

TopList



В избранное