Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практическая школа финансового интернет-трейдинга


Не упустите уникальный шанс получить блестящее образование в самой "горячей" области - финансовом интернет-трейдинге, тем более, что период экономического кризиса - лучшее время для начала биржевых инвестиций. Практически все состояния мира созидались именно в такое - кризисное - время! Мы ждем вас в vCollege!

Искренне ваш,

Сергей Голубицкий

 

 

Приветствую вас, коллеги!

Начну с приятного анонса: наконец-то мы открыли большой портал, на котором со временем будут собраны все-все-все мои статьи, книги, видеклипы, телевизионные интервью и программы - как-никак за 15 лет накопилось около полутора тысяч текстов :) Помимо архивов читатели смогут ежедневно следить на портале за моими аудио и видеоподкастами, которые будут эксклюзивно публиковаться только на sgolub.ru.

Разумеется, не обошлось и без трейдинга - ему отведен самостоятельный раздел на портале - vCollege.

Ждем вас на SGOLUB.RU!

 

Сегодня - история некогда культовой компании, продающей товары для самоделкинов - RadioShack.

* * *

Сергей Голубицкий

Скрип сыра

«Хочешь поймать мышь – научись скрипеть как сыр»
                                                                                                                                        Чарльз Тенди, воскреситель компании RadioShack

От:  RadioShack
Кому:
 Сотруднику RadioShack
Тема:
Ваша бывшая работа

В августе текущего года компания RadioShackувольняет 400 работников по электронной почте. Сотрудники, подлежащие увольнению, получают письма следующего содержания: «В настоящий момент проводится оповещение о сокращении штатов. К сожалению, Ваше рабочее место ликвидировано».

Этим идиотским посланием руководство RadioShack «обрадовало» своих пролетариев в 2007 году, снискав, тем самым, почетное место в номинации «101 корпоративный кретинизм года», присуждаемой финансовым порталом money.cnn.com.

Годом раньше генеральный директор RadioShack ушел в отставку после того, как газета «Форт Норт Стар Телеграм» уличила его в подделке резюме: Дэвид Эдмондсон как бы невзначай приписал себе ученые степени в теологии и психологии, которых у него отродясь не было.

Оба внешне разноплановых эпизода иллюстрируют  картину глобальной деградации, которую переживает в наши дни эта некогда культовая  и выдающаяся компания. Подлинной же кульминацией вырождения стала процедура масштабного и дорогостоящего ребрендинга, затеянная в 2009 году: руководству вдруг показалось, что избавление от слова Radio и сокращение названия до панибратского The Shack позволит модернизировать имидж и возродить популярность среди молодежи.

Увы, ни модернизация, ни тем паче дружба с молодежью RadioShack не светят: как бы компания не переименовывалась, ее имидж намертво спаян с представлением о чем-то бесконечно посредственном, жалком, лишенным даже намека на cool и – главное! – неоправданно дорогим. На полках RadioShack сегодня пылится тусклая ширпотребная электроника, которую запросто можно купить в любом гипермаркете вроде Wal-Mart и Best Buy, причем в улучшенном ассортименте и сильно дешевле.

«Как они вообще умудряются оставаться в бизнесе?!» - вот ключевой вопрос, будоражащий воображение обывателя, в очередной раз проходящего мимо совершенного опустевшего магазина RadioShack: счастье, когда в секции батареек мелькнет тень шального шоппера! Дошло до сарказма: «Не иначе, - иронизируют американцы, - RadioShack превратился в прикрытие для наркокартеля или того хуже – таинственный проект какого-то влиятельного  государственного ведомства!»

Шутки шутками, но чертовски сложно найти рациональное объяснение годовому обороту в 4 миллиарда 821 миллион долларов и содержанию штата в 37 с половиной тысяч голов торгового люда при повально скептическом отношении населения к потугам корпоративного старпёра набриолинить  лысину в надежде сойти за своего в молодежной тусовке.
После долгих раздумий мне таки удалось вывести для себя «формулу успеха» RadioShack образца 2009 года. К великому сожалению для будущего компании эта формула звучит совсем неутешительно: «ИНЕРЦИЯ».  Инерция потребительской памяти о некогда великом торговом храме, в котором передовая наука уникальным образом соединялась с жаждой любознательных обывателей соорудить технологическое чудо собственными руками.

Мое знакомство с RadioShack началось заочно в конце 80-ых годов. О чудо-магазинах, наполненных уникальными конструкторами, из которых можно собрать самостоятельно что угодно – от любительской радиостанции до спутникового приемника, мне рассказывали взахлеб американские партнеры по бизнесу. Из RadioShack был родом и мой первый цифровой коротковолновый ресивер, Realistic , который – поверите ли? – живой и поныне.

В 1993 году RadioShack открыл – к сожалению, совсем ненадолго - два магазина в Москве и не было недели, чтобы я не отоваривался в них очередными мужскими радостями – будь то цифровым вольтметром, набором миниатюрных отверток (эпоха повальной китайской мимикрии тогда еще не наступила) или уникальным телефонным реле, автоматически блокировавшем после поднятия одной из трубок в доме все остальные аппараты.

Кульминацией счастья, подаренного мне RadioShack, стала акустическая система, которую я самостоятельно собрал из элементов, купленных в московских магазинах компании. Сабвуфер с креплением для монтажа в заднем сиденье автомобиля, шесть динамиков с универсальными («выпели лобзиком сам!») кожухами, три усилителя, пять кроссоверов, семь фильтров шумоподавления – все это волшебное хозяйство было соединено и смонтировано на листе фанеры дрожащими от ответственности руками филолога!

Монтажный фанерный лист отхапал две трети багажника автомобиля, однако бытовое неудобство тысячекратно компенсировалось удовольствием от демонстрации акустического агрегата друзьям и знакомым: «Хочешь сказать, ты все это СОБРАЛ САМ?!!». Вот они - незабываемые миги счастья, в которые даже самые ущербные в техническом отношении мужчины ощущали себя Николой Тесла!

Сегодня от былой специализации RadioShack – магазина электронных полуфабрикатов для «самоделкиных» – не осталось и следа: в ассортименте компании, дай бог, сохранилось 5 % некогда традиционной продукции. Однако память народная жива. Инерция жива. Из них-то и материализуются почти пять миллиардов долларов торгового  оборота.

RadioShack – компания, не просто уникальная былым имиджем, но и парадоксальная историей. Навскидку даже не берусь назвать другую компанию, чей финансовый успех пришел бы в обмен на отказ от самобытности! Чем дальше RadioShack отдалялся от изначальной парадигмы, тем выше становился торговый оборот и тем быстрее компания приближалась к … гибели! С годами утрата самобытности украдкой подвела к утрате индивидуальности (примерно к концу 90 г.г.), а затем уже не осталось ничего кроме помянутой инерции потребительской памяти.
   
Последнее и самое важное: судьбу свою RadioShack лепил добровольно и самостоятельно. Не было враждебных поглощений, не было катастрофических цугцвангов, вызванных нехваткой наличности, не было выкручивания рук со стороны нетерпеливых кредиторов. Компания развивалась гармонично, руководство избегало скоропалительных решений, обстоятельно присматривалось к модным веяниям, умело выдерживала паузу, предоставляя конкурентам право (и риски) первородства.

Характерный пример: когда в 1978 году RadioShack решился наконец продавать собственный персональный  компьютер (TRS-80), на рынке уже как три года властвовал легендарный MITS Altair 8800. Но даже в этот момент руководство компании скептически относилось к перспективам нового направления в бизнесе: «Три тысячи компьютеров в год – предел наших мечтаний», -  трезво заявил на заседании Правления вице-президент Джон Роуч (между прочим, инженер-компьютерщик по образованию). «Ну что вы! Минимум 50 тысяч!», - возразил Стив Лейнингер,  разработчик  TRS-80. «Херня! » - обрубил начальник и дал добро на производство трех тысяч «персоналок».

И в первый же год RadioShack продал 53 тысячи экземпляров TRS-80, однако это обстоятельство ни сколько не  умаляет расчетливость руководства компании: лучше, как говорится, перестраховаться, чем кусать локти от излишнего оптимизма.

Предусмотрительность и трезвый расчет руководства блестяще дополнялся умением RadioShack загребать жар чужими руками. Скажем, в конце 90-ых годов компания адаптировала концепцию «магазин в магазине», позволившую в рамках собственной торговой сети открыть эксклюзивные представительства таких монстров как Sprint Communications, Compaq Computer Corp. и Thompson Multimedia.  Показательно, что все расходы по переоборудованию торговых площадок RadioShack, оснащению новых стендов, оформлению витрин  и расширению ассортимента легли при этом на плечи партнеров.

Выходит,  перед нами чуть ли не идеальная торговая компания? Добавьте сюда солиднейшие обороты, скромную, но все же прибыль и колоссальное присутствие во всех городах и весях Соединенных Штатов от океана до океана (4653 собственных магазина, 688 киосков в торговых моллах, 8 сервисных центров и 1408 дилерских подразделений). В чем же подвох?  Откуда этот скептицизм и пессимизм, окружающий сегодня любую инициативу компании?

Разбор полетов начнем по традиции – с корпоративной колыбели. RadioShack родился дважды. Вернее – трижды и данное обстоятельство не преминуло сказаться на всей генетической парадигме компании. Первое рождение состоялось в 1919 году в техасском захолустье Форт Норт, где два бесконечно приземленных, но и весьма изобретательных молодых человека – Нортон Хинкли и Дэвид Тенди – открыли лавку по продаже полуфабрикатов для ремонта и изготовления кожаной обувки!

Звучит, конечно, не импозантно, но вы только вдумайтесь в изгиб мысли: открыли не мастерскую по производству обуви и даже не магазин по ее продаже, а  лавку по снабжению кожаными стельками, кожаными подошвами и кожаными языками всех местных обувщиков! Креативным импульсом послужило житейское наблюдение: всякий раз как Нортону или Дэвиду требовалось залатать прохудившуюся обувку (надо полагать – не от сытной жизни), они сталкивались с хроническим дефицитом «запчастей» в ремонтных мастерских.

Вы не поверите, но Hinckley-Tandy Leather Company занималась своей кожаной туфтой … тридцать лет! Стельки, языки, подошвы ну и что там еще бывает на сопредельных территориях – все. Больше ничего. 30 лет без малейшего полета фантазии, без малейшего намека на прорыв за грани сытного достатка. Даже о подлинном богатстве не было и речи: так, крепкий достаток для двух добропорядочных и недалеких техасских семейств. И на том спасибо. Не удивительно, что в годы Второй мировой войны,  когда производство обувки подпало под государственное нормирование – две пары на взрослого человека в год, - бизнес Хинкли и Тенди быстро задышал на ладан.

В 1947 году сын Дэвида Тенди Чарльз вернулся со службы на флоте и взял на себя бразды правления. К тому времени у Hinckley-Tandy Leather Company было аж пять магазинов, которые вместе с продажами по почтовому каталогу давали целых 750 тысяч долларов годового оборота. Я же говорю, сытный достаток -  достаток и есть.

Предложение Чарльза Тенди оставить, наконец, в покое стельки, подошвы и языки и заняться поставками кожаных заготовок для кошельков, портмоне, дамских сумочек и – страшно вымолвить! – брючных ремней, вызвало страшное потрясение в стакане семейных представлений о бизнесе. Нортону Хинкли ересь молодого Тенди показалась столь чудовищной, что он даже изъял свою долю и учредил самостоятельную компанию, которая – угадали! – продолжила священное дело стелек, подошв и языков. Продолжила, разумеется, на привычном микроскопическом уровне.

Несмотря на всю революционность замыслов новый семейный бизнес - Tandy Leather Company - достиг своего предела уже через семь лет после радикальной смены парадигмы.  Разумеется, со стельками, подошвами и языками не приходилось и мечтать о 67 магазинах  в 36 штатах и 8 миллионах долларов годовых продаж, однако Чарльзу Тенди явно хотелось большего. Сырье для кошельков, портмоне и сумочек, увы, большего не позволяло.

Прежде чем оглянуться по сторонам, присмотреться и в очередной раз радикально пересмотреть парадигму бизнеса, Чарльз Тенди провел блестящий до головокружения маневр по консолидации власти и капитала. Сначала он продал Tandy Leather Company почтенной бостонской конторе American Hide and Leather, а затем, когда новый бизнес окончательно зашел в тупик, выкупил его долговые обязательства, использовав семейные сбережения,  что позволило заполучить контроль уже над объединенной компанией.

Чарльз Тенди стал председателем правления General American Industries (так называлась Tandy Leather Company после объединения  с American Hide and Leather) в ноябре 1959 года, а через год вывел компанию на Нью-Йоркскую фондовую биржу под именем Tandy Corporation.

Теперь самое время рассказать о втором рождении RadioShack. Оно состоялось в далеком 1921 году, когда братья Теодор и Мильтон Дойчманны открыли лавку в центре Бостона по продаже деталей для новомодного хобби - радиолюбительской связи. Если кому-то из читателей корпоративная история семейного бизнеса Тенди показалась занудством, то призываю их не спешить с выводами:  история компании RadioShack в том виде, как ее воплотили в реальность братья Дойчманны, - это занудство в кубе. Причем продолжалось это занудство не 30, а 42 года!

Когда Чарльз Тенди выкупил в 1963 году полностью обанкротившийся RadioShack за 300 тысяч долларов, на балансе компании Дойчманнов числилось девять магазинов плюс почтовый каталог! И больше ничего. За 42 года развития. Или … почти ничего?

Именно в этом «почти» скрывается величайший секрет успеха RadioShack. Гениальный управленец Чарльз Тенди безошибочно определил самую сильную сторону бизнеса Дойчманнов и направил развитие компании в единственном направлении,  какое только и могло придать ей уникальный культовый статус. Этим статусом RadioShack безоговорочно пользовался долгие 30 лет, после чего был утрачен в результате внешне безупречных, а по сути – бестолковых и безответственных действий новых управленцев компании.

Чарльз Тенди скоропостижно скончался в 1978 году. Какое-то время новое руководство еще придерживалось (видимо по инерции, поскольку понимания «великого секрета» RadioShack уже не было) деловых принципов, которые хоть и сдерживали экстенсивный рост компании, однако подпитывали ее эксклюзивность, поддерживали уникальный имидж и выделяли из числа безликих конкурентов, которые в силу ряда обстоятельств были вынуждены оперировать лишь на смежных территориях.

На самом деле «великий секрет» RadioShack прост до безобразия: в 1963 году у практически обанкротившейся компании на балансе было 9 магазинов, почтовый каталог, куча долгов и … репутация ведущего мирового дистрибьютера электронных запасных частей для радиолюбителей! Дистрибьютера именно мирового, поскольку по уникальным и исчерпывающим каталогам RadioShack отоваривались энтузиасты-радиолюбители из Японии, Франции, Германии, Австралии, Канады, Испании, Греции и Бразилии.

В основе бизнес-концепции Чарльза Тенди лежало представление именно об эксклюзивности бизнеса RadioShack. Ради этой эксклюзивности он пожертвовал даже семейными традициями кожного производства: к 1975 году Tandy Corporation полностью избавился от всех подразделений, незадействованных в производстве и реализации электронных запчастей и полуфабрикатов.
 
Понимание эксклюзивности бизнеса RadioShack определяло и экономическое своеобразие деловой концепции Чарльза Тенди. Традиционные представления диктовали торговой сети снижение цен за счет увеличения объема продаж. Подход Тенди был прямо противоположным: он радикально сократил ассортимент каталога RadioShack (с 20 тысяч наименований до 2500, пользующихся наибольшим спросом), сохранив при этом цены на относительно высоком уровне.

Конкурентоспособность товаров RadioShack поддерживалась за счет двух обстоятельств. Первое – уже помянутая эксклюзивность бизнеса и практически полное отсутствие конкуренции. Второе – полное исключение посредников из цепи поставщиков с последующим переходом по мере сил и возможностей на собственном производство. В конце 70-ых годов ассортимент RadioShack почти полностью состоял из электронных деталей и полуфабрикатов, изготовленных на прямых и афилированных предприятиях Tandy Corporation.

Даже в конце 80-ых, когда радикальная смена деловой парадигмы уже стояла на повестке дня компании (в начале 90-ых руководство Tandy Corporation распродало все производственные линии, целиком сосредоточившись на розничной продаже чужой продукции) товары собственного производства составляли более 50 % ассортимента торговой сети RadioShack. 25 заводов в Северной Америке и 6 заводов в Европе, Австралии и Азии изготавливали для RadioShack всю линейку продуктов – от оловянного припоя до микрочипов, транзисторов, диодов и готовых радиоприемников собственной марки Realistic.
Бизнес-концепция Чарльза Тенди, безусловно, сдерживала  обороты  продаж компании в абсолютном выражении, однако и обеспечивала помимо эксклюзивности имиджа и навеки застолбленной ниши на рынке, еще и неслыханный для розничных сетей коэффициент валовой прибыли постоянно на уровне, превышающем 50 %.
Было бы несправедливо обвинять новое руководство компании в безответственном отношении к деловому наследию Чарльза Тенди. Уже в середине 70-ых годов стало очевидно, что радиолюбительское хобби доживает последние деньки и требуется радикальный пересмотр профильного ассортимента RadioShack. Пересмотр ассортимента, а не основополагающих принципов. Одним из таких принципов, определяющих основную меру уникальности и эксклюзивности RadioShack, задавался ориентацией компании на любителей техники, предпочитающих не столько пользоваться электронными игрушками, сколько собирать их своими руками.

Если бы новое руководство компании сохранило верность идеям Тенди, то переход от радиолюбительской парадигмы к персональным компьютерам, а впоследствии - к мобильной связи, не привел бы к трагической утрате индивидуальности. Как я уже отмечал, Tandy Corporation в числе первых вскочила на подножку вагона информационных технологий  и это обстоятельство долгое время позволяло компании на равных конкурировать и с Apple, и даже с IBM.

Проприетарные модели «персоналок» компании - Tandy 1000 и Tandy 2000 - были не только дешевле продукции IBM, но и производительнее за счет встроенной функциональности, а также улучшенных звуковой и видеокарт. Однако в середине 80-ых годов RadioShack уже полностью играл на чужой территории. Первый удар нанесла сниженная совместимость с клонами компьютеров IBM, второй – совершенно несопоставимые финансовые и производственные возможности «голубого гиганта».

Не спасла Tandy Corporation и покупка в марте 1988 году GRiD Systems, крупнейшего производителя лэптопов: в начале 90-ых годов компания полностью утратила возможность успешно конкурировать и была вынуждена продать все линии по производству PC AST Computers.

Что произошло дальше, читатели уже знают: к середине 90-ых Tandy отказалась от всякого производства (нарушив тем самым и второй основополагающий деловой принцип Чарльза Тенди, гарантировавший эксклюзивный имидж RadioShack) и сосредоточилась на розничной продаже чужих товаров – компьютеров Compaq, телевизоров RCA (Thomson), наладонников Palm, а сегодня – коммуникаторов Blackberry и яблочных iPhone.

Результат налицо: безликий RadioShack торгует от океана до океана шаблонным ассортиментом электронного ширпотреба, напрочь лишенного эксклюзивности, по ценам, хуже чем у конкурентов. Свое берет дешевыми батарейками, не гарантийным ремонтом всего подряд, что только ломается, и … инерцией былой потребительской памяти!

Как вы понимаете, никакого будущего у подобного прозябания нет и быть не может. Впрочем, руководству компании заниматься будущим некогда: оно с головой погружено в корпоративные торжества, приуроченные к переименованию RadioShack в The Shack.

Можно, кстати, рекомендовать и другие названия, давно пользующиеся популярностью у разочарованных завсегдатаев: например, RatShack или RadioSchlock !

(амер.) классный, крутой, стильный.

Одна из проприетарных торговых марок RadioShack.

В период с 1963 по 2000 год компания носила имя Tandy Corporation.

Именно так и сказал: «Horseshit!».

(англ.) «Крысиная будка».

(амер. из идиша) РадиоБарахло.


 

Ресурсы:

Виртуальный Колледж http://internettrading.net/college
Архив рассылок http://internettrading.net/college/newsletters
Личная страница Сергей Голубицкого http://sgolub.ru

RLE Banner Network

Copyright © 1997-2010 Myriad GZS Ltd

 

TopList



В избранное