Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практическая школа финансового интернет-трейдинга


Приветствую вас, коллеги!

Продолжаем публикации эссе из серии "Чужие уроки". Сегодня - история небоскреба Empire State Building.

 

* * *

Чужие уроки
Сергей Голубицкий

Отец Величия

 

«В Мултане есть идол. Находится он в огромном помещении. У идола четыре
лика. В капище, где помещен идол, - четыре двери. В какую бы дверь ты
ни вошел, обязательно увидишь его лицо. Ежедневно идолу дают из
Мултана десять тысяч серебряных драхм. Высота идола — двадцать локтей.
Говорят, четыре тысячи лет, как построено это капище и сделан этот
идол. Большая часть богачей, умирая, завещает свое состояние идолу».
Аджа'иб ад-дунйа (Чудеса мира) -
Сборник средневековой персидской космографии

Реквием по сопернику

 

Величественный небоскрёб Empire State Building обращен к городу четырьмя ликами. Четыре фасада - таинственное наследие архитектурной адаптации, которой американский гений подвёрг французский стиль арт деко . Четыре фасада дополняют дорогая Бастиону Свободы пирамидальная конструкция, увлеченность шпилями и преклонение перед зигзагами. Там где есть пирамида, непременно должны быть и лучи солнечного света, символизирующие неодолимое желание строительной братии оплодотворить весь мир своим Высшим Знанием. Неудивительно, что мотивы изливающегося света представлены в настенных декорах практически всех американских небоскрёбов арт деко.

Башню Empire State Building венчает мачта, обложенная пятью «карандашами света» - флуоресцентными трубами, способными менять цвет по настроению. Между тем грандиозный оптический спектакль подчинен строгому расписанию: в день святого Валентина – купол становится красным, в день святого Патрика – зеленым, в день независимости Израиля опоясывается голубым снизу, белым - посередине, и снова голубым - сверху, в день независимости Америки меняет цвета на красный, белый, голубой.

Более полувека государственные праздники, официальные юбилеи и знаменательные даты жёстко определяют таинственную световую символику ночного Манхэттена. Лишь единожды 102-этажный Отец Величия изменил традициям: в память о канувших в небытие близнецах Мирового Торгового Центра подсветка Empire State Building на долгие месяцы застыла в гамме 4 июля - красно-бело-голубом поясе.

11 сентября 2001 года Empire State Building скорбел вместе с нацией, расставаясь с иллюзиями Всеобщего Мирового Братства. И в тот же самый день Empire State Building возрождался душой и телом, возвращая утраченное первородство и приветствуя зарю Всеобщей Мировой Иерархии.

Отобрав осенью 1930 года пальму первенства у Эйфелевой башни (312 м) и дома Крайслера (318 м), Empire State Building (381 м) более сорока лет утолял гордыню титулом самого высокого строения в мире. Затем случилось ужасное. В начале 70-ых башни Мирового Торгового Центра (417 м и 415 м) не просто лишили Empire State Building первенства и коммерческого процветания, но и возвестили о радикальной смене парадигмы: сначала Великую Пирамиду, бережно воспроизводимую всеми американскими небоскрёбами арт деко, потеснил Безжизненный Параллелепипед бангладешца Фазлура Рахмана Хана, отца «tubular design» , затем сошла на нет и Великая Консервативная идея, полвека служившая кровью и лимфой американскому капитализму.

Рушился привычный мир: десятки радиостанций и телеканалов, испокон веков уютно располагавшихся на 80-ых этажах Empire State Building, в спешном порядке перебирались на более высокие и современные площадки Мирового Торгового Центра, доблестных морских пехотинцев медленно но верно выдавливали бойцы Хо Ши Мина, Белый Дом погружался в невиданный коррупционный скандал Уотергейта, а молодое поколение со своей дьявольской музыкой, длинными немытыми волосами и туго набитыми гашишными косяками, глазом не моргнув, обменивало традиционные религиозно-этические ценности на мутную иллюзию индуизма.

Главным же признаком трансформации эпох, символически отмеченной победой Мирового Торгового Центра над Empire State Building, стало нарушение парадигмы экономической: фундамент Великой Консервативной идеи Америки - священный приоритет частной собственности – был отдан на растерзание каким-то ничтожным и немыслимым искушениям. Вдруг оказалось, что деловая хватка, управленческий талант, умело инвестированный доллар и несгибаемый дух предпринимательства – больше не соль земли и смысл жизни, а лишь жалкие довески к вещам куда более влиятельным, скажем - чувству оскорбленного достоинства представителя нетрадиционной сексуальной ориентации. Можно сказать, что на мистическом уровне Empire State Building сразили не 36 лишних метров Мирового Торгового Центра, а половая эмансипация и расовая политкорректность!

В памфлете 1934 года президент «Американской Лиги Свободы» Джуэтт Шауз писал: «В глазах участников нашего движения искусственно проводимое различие между «правами человека» и «правами на собственность» выглядит не более, чем хитроумной ловушкой. В любом обществе, отличном от Утопии и тоталитарного коммунизма, обе эти категории прав неделимы. Защита так называемых «прав человека» при одновременном ущемлении «прав собственности» напоминает выдачу лицензии на рыбалку вместе с запретом насаживать наживку на крючок».

Памфлет Шауза был направлен против «Нового Договора» президента-демократа Теодора Рузвельта, предусматривающего энергичное вмешательство государства в экономику и утверждения в обществе приоритета социальных ценностей. Резкое неприятие этой концепции как раз и лежало в основе Американской Консервативной идеи, для защиты которой создавалась «Американская Лига Свободы». Возглавил борьбу хорошо знакомый нашим читателям семейный клан Дю Пон, а непосредственным координатором его усилий наряду с Джуэттом Шаузом выступил Джон Раскоб, вице-президент «Дженерал Моторс», принадлежавшей, как известно, все той же ««E.I. du Pont de Nemours and Company». Для упоминания имени этого человека есть и другой повод: именно он был назначен ответственным за воплощение в жизнь главного символа Американской Консервативной идеи – небоскрёба Empire State Building!

Разумеется я не случайно обрисовал грубыми штрихами социально-политическую подоплёку Отца Величия. Ведь интерес к Empire State Building как к уникальному деловому проекту и без того лежит на поверхности. Иначе и быть не может, когда книга рекордов Гиннеса полнится вереницей выдающихся достижений, связанных с именем небоскрёба: тут и феноменальные темпы строительства, и технические инновации и блестящая финансовая организация мероприятия. Любому москвичу, годами наблюдающему за строительством Делового центра города (т.н. «Сити»), будет очень любопытно узнать, что самый высокий небоскрёб Америки построили всего за 410 дней(!).

Однако я глубоко убежден, что только образ Empire State Building в качестве символического воплощения определенных идей американской цивилизации для нашего современника и соотечественника несопоставимо важнее любых технических деталей. Особенно сегодня, когда башни Мирового Торгового Центра повержены, Empire State Building вновь на коне, а воплощенные в небоскрёбе идеи Всеобщей Мировой Иерархии позвякивают в ранце каждого американского морского пехотинца, реализующего в самых отдаленных уголках планеты своей зуд миссионерства и оплодотворяющего несмышленые цивилизации только ему доступным Высшим Знанием!

Архонты

 

Легенда гласит, что Джон Джэкоб Раскоб оставил пост вице-президента «Дженерал Моторс» по политическим мотивам. В 1928 году Раскоб поддержал на выборах своего близкого приятеля демократа Альфреда Смита. Для пользы дела Раскоб даже возглавил «Демократический Национальный Комитет» - головную организацию Партии Осла по сбору средств для проведения электоральных компаний. Это при том, что Джон Джэкоб всегда был и оставался буйным ирландцем, ревностным католиком и пламенным консерватором, так что сам бог ему велел пребывать в стане республиканцев.

Дальше больше. Альфред Смит, как известно, проиграл выборы республиканцу Герберту Кларку Гуверу. Генеральный директор «Дженерал Моторс» Альфред Причард Слоун, будучи страстным поклонником Гувера, потребовал от Раскоба, чтобы тот либо сложил с себя полномочия председателя «Демократического Национального Комитета» либо ушел из компании. Раскоб отказался, однако Совет Директоров «Дженерал Моторс» поддержал Слоуна и Джон Джэкоб, горько обидившись, в благородном порыве подал в отставку с поста президента.

Такова официальная мифология событий. К действительности она имеет не большее отношение, чем независимость Раскоба, Слоуна, а за одно с ними - и Альфреда Смита с Гербертом Гувером. Дело в том, что «Дженерал Моторс» была полноценной вотчиной семейного клана «Дю Пон», которая безоговорочно контролировала компанию, владея 43 % ее акций. Совет Директоров «Дженерал Моторс» возглавлял Пьер Дю Пон, а Джон Раскоб был не просто вице-президентом «Дженерал Моторс» по финансам, а личным секретарем Пьера с 1901 года! Еще в 1914 году Раскоб стал казначеем концерна «DuPont», а в 1918 – вице-президентом по финансам одновременно «DuPont» и «Дженерал Моторс». Более того, Раскоб на протяжении многих лет тайно скупал акции «Дженерал Моторс» по поручению Дю Понов, что, собственно, и позволило им перехватить контрольный пакет у Уильяма Дьюранта, создателя автомобильного гиганта.

Каким образом при подобном раскладе сил наемному сотруднику Альфреду Слоуну удалось сместить с должности держателя общака самого влиятельного семейного клана Америки Джона Раскоба? Да никаким. Потому что Раскоба никто никуда не смещал. Все персонажи нашей истории играли четко отлаженные социальные роли в спектакле, инсценированном влиятельными семейными кланами Америки. В подавляющем большинстве кланы эти исповедовали Великую Консервативную идею, что, собственно, и придавало известную окраску всем событиям. В рамках этой идеи названия партий не имели ни малейшего значения: показательно, что костяком «Американской Лиги Свободы» стали не республиканцы, а соратники Теодора Рузвельта по демократической партии – так называемые «консервативные демократы».

Джон Джэкоб Раскоб покидал в 1929 году ряды «Дженерал Моторс» не от обиды, нанесенной Альфредом Слоуном, а по новому поручению хозяев: дю Поны делегировали талантливейшего финансиста окучивать нивы недвижимости, которая на пороге грядущего Биржевого Краха обещала баснословные барыши (стоил ли говорить, что люди осведомленные знали о приближающейся финансовой катастрофе заблаговременно?).

Высота принципов, которыми руководствовались герои Великой Консервативной идеи, замечательно иллюстрируются одним эпизодом. Накануне ухода из «Дженерал Моторс» Джон Рэскоб опубликовал статью в «Домашнем журнале для женщин» , озаглавленную «Каждый обязан быть богатым», в которой по секрету делился рецептом: «Всё, что нужно сделать, это откладывать ежемесячно 15 долларов и тут же инвестировать их хорошие акции! Ровно через 20 лет вы обретете богатство!».

Статья Рэскоба появилась в августе месяце, а в октябре грянул сначала Черный Четверг (24 числа), а затем и Черный Вторник (29), после которых все подписчицы «Домашнего журнала для женщин» вместе с остальным населением, надо полагать, благополучно разорились, а сама страна на долгие годы погрузилась в Великую Депрессию. Собственные акции «Дженерал Моторс» Джон Джэкоб Рэскоб предусмотрительно продал накануне, заработав 20 миллионов долларов.

Битва телескопических шпилей

 

На углу 34-ой Улицы и Пятого Авеню располагалась роскошная гостиница «Уолдорф-Астория». Стоимость земельного участка давно уже превысил все мыслимые и немыслимые пределы, поэтому госпитальеры не устояли перед соблазном: недвижимость продали, а новую гостиницу отстроили в том месте, где она находится по сей день – под боком у Центрального Парка.

Участок приобрел Флойд Браун (декабрь 1928), президент «Вефлеемской инженерной компании», который по началу собирался соорудить на нем что-нибудь эдакое 50-тиэтажное, однако не удержался и толкнул землю дальше – синдикату Луиса Кауфмана (30 апреля 1929). Кауфман ничего строить не собирался и честно признавал, что просто решил подсуетиться. В конце концов 28 августа 1929 года недвижимость за 16 миллионов долларов попала в руки Джона Рэскоба (читай - Пьера Дю Пона). Всю эту молниеносную цепочку «купи-продай» породил феноменальный рост цен на недвижимость, что, как известно, всегда предвещает грядущие финансовые катастрофы (на заметку участникам сегодняшнего риэлтерского бума в Москве!).

Новые собственники сразу же заявили о намерении построить даже не 50-ти, а 80-тиэтажный небоскрёб. Вопреки намёкам на некую финансовую составляющую проекта (в бизнес-плане даже фигурировал доход от аренды офисных помещений – 12,6 % годовых!), никто не сомневался, что речь шла о чисто имиджевом действе, тем более, что для него существовали внешние предпосылки: в непосредственной близости от участка Раскоба - Дю Пона свой небоскрёб, покусившийся на Эйфелеву башню, возводил автомобильный король Уолтер Крайслер – архиконкурент «Дженерал Моторс»!

Показательно, что королей Великой Консервативной идеи совершенно не волновала архитектурная оригинальность проекта: без малейших колебаний строительство Empire State Building поручили бюро «Ричмонд Шрив, Уильям Лэм и Артур Лумис Хармон», на счету которого уже числилась добрая дюжина башен американского арт деко. Когда Уильям Лэм поинтересовался на первой встрече особыми пожеланиями инвесторов, Джон Рэскоб извлек из ящика толстый карандаш, воткнул его в письменный стол и спросил: «Как высоко вы можете его поднять, без того, чтобы он обвалился?» Лэм намёк понял и весь архитектурный проект завертелся вокруг рекордного роста здания.

Первой жертвой этого идефикса стал комфорт будущих обитателей небоскрёба: поскольку несущая конструкция здания состояла из тысяч переплетающихся между собой гигантских стальных балок, вместо просторных офисных помещений получились крохотные клетушки, ютящиеся по периметру здания. Еще сильнее усиливала функциональную клаустрофобию служебная инфраструктура: многочисленные шахты для пневмопочты, вентиляционные каналы, переходы, лифты, подсобки и туалеты пришлось махом сгрести в самый центр малопригодной для обитания пирамиды. Добавьте сюда невозможность провести канализацию и водоснабжение на верхние этажи Отца Величия и вы поймете: строился Символ, а не жилое помещение!

Вторым фетишем Empire State Building (помимо высоты здания) были сроки строительства и лавры здесь бесспорно принадлежат генеральному подрядчику - «Братьям Старретт и Экену». На встречу с Джоном Рэскобом Пол Старретт явился в беспечно расслабленном настроении и на вопрос об находящемся в распоряжении потенциального подрядчика оборудовании дал ошеломительный ответ: «Ничегошеньки-то у нас и нет! Ни кайла, ни лопаты! ». Выдержав паузу и насладившись ступором на лице Рэскоба, Пол Старретт сразил инвесторов глубиной профессионализма, подкрепленного сорокалетним опыта: «Господа, строительство вашего здания сопряжено с невиданными проблемами и любое оборудование, находящееся на балансе подрядчика, окажется бесполезным. Поэтому мы купим новое оборудование, именно такое, какое требуется для выполнения конкретных работ, по окончании которых мы все снова распродадим, а вырученные средства вернем вам. Именно так мы работаем над каждым большим проектом и наш подход гораздо дешевле и эффективней, чем содержание на балансе бэушного оборудования».

Окончив речь, Пол Старретт мысленно себе поаплодировал, а Джон Рэскоб тут же подписал контракт. «Братья Старретт и Экен» взялись за строительство небоскрёба не только за более чем скромное вознаграждение - 500 тысяч долларов, но и приняв немыслимые сроки инвестора: 18 месяцев! Сдачу Empire State Building приурочили к 1 мая 1931 года – разумеется, не в честь международного дня солидарности трудящихся, а - к традиционной дате истечения годовой аренды у большинства нью-йоркских предпринимателей.

Для того, чтобы уложиться в сроки, «Братья Старретт и Экен» разработали уникальный «график с наложением работ», который и поныне считается хрестоматийным идеалом. Со стороны казалось, что все дела на строительной площадке вершатся одновременно: пока часть рабочих разбирала по кирпичикам старое здание гостиницы «Уолдорф-Астория», другая – по соседству утилизировала инвентарь: особенно бойко расходились лифты, коммутаторные доски, мебель, ванны, раковины, ковровые дорожки, трюмо и коридорные зеркала . Все, что можно было распродать, распродали, остальное погрузили на баржи и затопили в океане в 15 милях от берега.

Одновременно с утилизацией старого здания рыли новый котлован и укладывали фундамент для будущего небоскрёба. Поставки стройматериалов осуществлялись буквально по минутам: генеральный подрядчик напрямую вышел на производителей, подробно обговорив все нюансы и спецификацию. В результате материалы поступали на строительную площадку с индивидуально нанесенной маркировкой, а на каждой бетонной плите и стальной балке указывался их идентификационный номер в инженерном проекте и даже этаж, на котором их полагалось монтировать.

Работа шла в две смены по 300 человек в каждой, круглосуточно, без праздников и выходных . Стахановский призыв на стройке Empire State Building - «Ни дня без этажа!» - выполнялся с легкостью и непринужденностью, что заставляло усомниться в монополии страны победившего социализма на трудовой героизм.

Пока возводился внешний каркас здания бригады слесарей, электриков и водопроводчиков уже обустраивали внутренние помещения. Всё это напоминало бесперебойный автомобильный конвейер за одним парадоксальным исключением: до самого последнего момента не было ясно, какая продукция получится на выходе! Изначально планировалось возвести 80 этажей – на четыре этажа больше, чем у Уолтера Крайслера, однако зловредный конкурент пошел дальше, так что пришлось добавлять еще пять этажей. Это дало хоть и мизерное, но преимущество - полтора метра! Больше всего на свете Джон Рэскоб боялся подвоха со стороны Крайслера – какой-нибудь гадости наподобие телескопической мачты, скрытой внутри шпиля, которую можно было выдвинуть в день инаугурации и тем самым полностью обессмыслить строительный проект Пьера Дю Пона.

После долгих и мучительных раздумий Рэскоб вызвал к себе Старретта и озадачил невиданной архитектурной химерой: «Нашему малышу нужна шляпа!». Пол Старретт застыл в недоумении: какой замечательный реванш за «кайло и лопату»! Как бы там ни было, но идея Рэскоба позволила обойти небоскрёб Уолтера Крайслера на целых 62 метра, хотя и оказалась безумной в практическом отношении: свою дополнительную «шляпу» Рэскоб задумал в качестве площадки для дирижаблей!

Строительство Empire State было завершено за один год и 45 дней – на четыре с половиной месяца раньше срока! За это время Отец Величия поглотил 57 тысяч тонн стали, 10 миллионов кирпичей, 730 тонн алюминия и 5 километров телефонного провода. Он унес с собой 5 человеческих жизней и обошелся инвесторам в 41 миллион долларов – обе цифры невероятны, если сравнивать со сметой (50 миллионов долларов) и посмотреть на фотографии Льюиса Хайна, гениально запечатлевшего беспечных монтажников, зависающих без всякой страховки над Манхэттеном на высоте птичьего полета!

Mission Completed

Торжественная инаугурация Empire State Building, как и положено, состоялась 1 мая 1931 года. Ленточку разрезал мэр Нью-Йорка Джимми Уокер, ножницы ему подавал … демократ Альфред Смит, бывший соискатель Овального кабинета и нынешний президент «Empire State Building Inc.», а сам глава Белого Дома Герберт Гувер, находясь в Вашингтоне, дергал бутафорский рубильник, символически включая свет в самом высоком здании мира.

Как и предполагалось, с коммерческой точки зрения Empire State Building оказался полнейшим провалом. В условиях Великой Депрессии на офисы-клетушки даже вопреки их скромной арендной стоимости никто не покушался – большая часть небоскрёба простояла невостребованной почти десять лет, что позволило местным жителям окрестить Отца Величия «Empty State Building» . В дальнейшем от банкротства здание спасала его исключительная популярность в Голливуде и среди туристов: помимо Кинг-Конга на смотровые площадки 86-го и 102-го этажей взбиралось более 70 миллионов человек!

Сегодня всё изменилось и вовсе не потому, что после 11 сентября 2001 года состоялась репатриация радио и телекомпаний, позволившая довести Empire State Building арендную квоту до потрясающих 97 % занятости. В конце концов бизнес Empire State Building давно уже потерял свое общенациональное значение, погрузившись в мелкие дрязги международных флибустьеров: сначала его тайно скупил в 1991 году японский миллиардер-уголовник Хидеки Йокои , затем в борьбу ввязался любимец женщин Дональд Трамп, за ним следом пришла вдова магната-риэлтора Гарри Хелмсли Леона – всё это для того, чтобы под конец небоскрёб достался простому бруклинскому пареньку Питеру Малкину, юристу из семейной конторы «Вин и Малкин» .

Впрочем, какое всё это имеет значения? Коммерческая привлекательность Empire State Building не составляет и тысячной доли его символического значения. Значения Отца Величия, несущего миру свет Великой Американской Консервативной идеи – той самой, что после 11 сентября 2001 года впервые в истории обрела реальные очертания!

Зрван, он же Отец Величия и Отец Света – верховный бог древних иранцев, прозванный τετραπρόσωπος - четырехликим, соединяет в себе одновременно всё добро, зло, свет и мрак мира.

«Дом Имперского штата» (англ.) – с 1931 года – самый высокий небоскрёб штата Нью-Йорк («Имперский штат» - его метафорическое имя).

По имени «Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes», международной выставки декоративных и промышленных искусств, которая прошла в Париже в 1925 году и была призвана продемонстрировать миру французскую доминанту в вопросах стиля и моды. Интересно, что в Старом Свете арт деко не пошел дальше дизайна мебели, стеклянной посуды, часов и ювелирных украшений. Архитектурные формы арт деко приобрел лишь в Новом Свете (если не принимать во внимание близкие мотивы сталинского барокко).

«Трубчатая конструкция»(англ.) – строительные принцип, лежащий в основе всех современных небоскрёбов.

«New Deal» - название программы, с помощью которой Теодор Делано Рузвельт попытался вырвать страну из Великой Депрессии.

В гностицизме: демонические низшие силы, ответственные за сотворение мира. Архонты, не знающие истинного Бога, всячески препятствуют его познанию в подвластном им космосе.

Donkey Party – прозвище Демократической партии США.

«Ladies Home Journal».

Эта потрясающая историческая фраза достойна цитирования в оригинале: «Not a blankety-blank thing. Not even a pick and shovel».

Нашлись покупатели и на меморабилию: одна супружеская пара приобрела даже ключи от гостиничного номера, в котором когда-то провела свой медовый месяц!

В пиковые периоды число рабочих на площадке достигало 3400 человек.

Цифра невероятная и по сей день – для сравнения: строительство Международного Торгового Центра велось шесть лет.

(воен. англ.) Задание выполнено.

(англ.) «Дом Пустого Штата»

Похоже, не в ладах с законом пребывает всё беспокойное семейство: Хидеки провел за решеткой 3 года в тюрьме японской, его дочка Киико Накахара – 3 года во французской, а зять Жан-Поль – 3 года в американской!

* * *

 

Мы ждем вас в vCollege! Не упустите свой уникальный шанс получить блестящее образование в самой "горячей" области - финансовом интернет-трейдинге!

Искренне ваш,

Сергей Голубицкий

 

Ресурсы:

Виртуальный Колледж http://internettrading.net/college
Архив рассылок http://internettrading.net/college/newsletters
Личная страница Сергей Голубицкого http://internettrading.net/guru

RLE Banner Network

Copyright © 1997-2006 Myriad GZS Ltd



В избранное