Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практическая школа финансового интернет-трейдинга


Приветствую вас, коллеги!

Продолжаем публикации эссе из серии "Чужие уроки". Сегодня история Ингвара Кампрада и его удивительного ребенка - "ИКЕА".

 

* * *

Чужие уроки
Сергей Голубицкий

Odi et amo


«ИКЕА формирует нашу жизнь. Все только и говорят о жутком
обслуживании покупателей, невыносимых пробках перед ее магазинами и
инструкциях по сборке, не поддающихся расшифровке. Мы ненавидим ее и
любим одновременно, полагаемся на нее и жестоко высмеиваем -
создается впечатление, что речь идет не о торговом заведении,
а о чем-то несоизмеримо более значимом: футбольной команде,
англиканской церкви или правительстве».
Оливер Бёркман, корреспондент британской газеты «The Guardian»

 

 

Еще один мальчик со спичками

Ингвар Кампрад, создатель ИКЕА, крупнейшей в мире компании по продаже мебели, полюбил торгово-закупочную деятельность, едва расставшись с пеленками. Малыш ездил на велосипедике по родной южно-шведской деревне Агуннарид и продавал соседям спички, которые по оказии родительских поездок закупал оптом в Стокгольме.

Как тут не вспомнить Ивара Крёгера, великого шведского мистификатора, сколотившего на спичках невообразимое состояние ? Крёгер ушел из жизни на пике славы в 1932 году - аккурат в то же время шестилетний Ингвар задумался над коммерческой привлекательностью спичек – этом поистине неисчерпаемом источнике вдохновения шведских предпринимателей!

Стартовый ассортимент Ингвара Кампрада радовал патриархальностью: кроме спичек - сушеная рыбка, семечки и ёлочные украшения. С годами добавились нейлоновые чулочки, шариковые ручки и карандашики. Преодолеть разношерстность и незамысловатость этой негоции позволял общий знаменатель: маржа - тонкая, как масляная плёнка на озере Мёкельн . Обратите внимание – тонкая не по принуждению, не по обстоятельствам, а сугубо по велению сердца: маленький Ингвар, выходец из семьи немецких переселенцев, иначе и не мыслил себе торговлю – разве можно наживаться на односельчанах, удавливая их ростовщически неприличной прибавочной стоимостью? Торговать нужно по справедливости! И неграмотный фермерский мальчик добавлял к стокгольмской закупочной цене самую чуточку, самую малость. Наивно? Смешно? По-детски? Тогда поглядите, куда привела компанию шведского идеалиста его моральная установка :

- 15,5 миллиардов долларов мировых продаж,
- 84 тысячи сотрудников,
- 202 магазина в 32 странах (еще 20 запланированы к открытию в 2005 году),
- 12000 наименований продукции,
- товарный каталог с ежегодным тиражом в 115 миллионов экземпляров (больше, чем у Библии!).

Сам семидесятивосьмилетний Ингвар Кампрад, по версии шведского журнала «Veckans Affarer», еще в прошлом году отобрал у Билла Гейтса титул богатейшего человека планеты . Правда, в отличие от сиэтлского баловня судьбы, к своему звездному часу шведский торговец приближался более полувека.

 

Амок

Сегодня в мире нет человека, который, познакомившись с ИКЕА, остался бы равнодушным. Парадокс, однако, не в том, что одни фанатично влюблены в эту компанию, а другие предают проклятиям. Парадокс в совмещении эмоций. Одни и те же люди любят и ненавидят ИКЕА одновременно. И материалы убогие, и дизайн чудовищный, и навязанная самостоятельная сборка мебели доводит до исступления, ан нет: анафематствующие потребители аки зомби тянутся к переполненным парковкам желто-голубого храма !

Наиболее колоритны в своем odi et amo гордые британцы. С самого появления ИКЕА в туманном Альбионе (1987 г.) местные жители не переставали брюзжать, фыркать, морщиться и ворочать нос от ширпотребной шведской мебели, годящейся разве что для студентов без стипендии и разведенных неудачников. При этом именно в Великобритании зафиксированы самые могучие эксцессы помутнения потребительского сознания. 10 февраля 2005 года в день открытия ИКЕА в Эдмонтоне (северная окраина Лондона) в магазин вломилось 6 тысяч англосаксов, которые с криками «Мой! Мой!» принялись разрывать 2 тысячи диванов, выставленных со скидкой по 49 фунтов за штуку. Одетый с иголочки джентльмен ловко отбивался деревянным молотком от изящной леди, попытавшейся исподтишка увести у него добычу… Почтенная старушка, похожая на мисс Мэйпл, мертвой хваткой удерживала вожделенную коробку, медленно оседая под напором жары и сердечного приступа… Триумф британской невозмутимости продолжался 30 минут, после чего магазин закрыли, подав ко входу девять карет скорой помощи, шесть пожарных машин и полицейскую бригаду. Описанные события, однако, лишь способствовали триумфальному укрощению Владычицы морей - сегодня Великобритания уверенно занимает второе место (после Германии) по продажам товаров Ингвара Кампрада, опережая даже Соединенные Штаты Америки.

Конечно, голова от шведского чуда идет кругом не только у британцев. В 1999 году новый центр ИКЕА в Эмеривилле (штат Калифорния) на три месяца вывел из строя транспортную систему региона: полиции пришлось отключить светофоры и перейти на ручную регулировку. В сентябре 2004 года три человека погибли в давке на открытии магазина в Саудовской Аравии.

Одни лишь россияне, закаленные китайской дешевизной, отовариваются в трех московских и одной казанской ИКЕА молча и стиснув зубы. Нехотя, принужденно, но отовариваются. Правда, всё больше и больше и больше… В феврале 2005 года Ингвар Кампрад поделился в Москве своими планами: «Я старый человек. Мне уже 78 лет и я хочу, чтобы наши магазины открылись в 10 российских городах, поэтому и тороплю постоянно Леннарта ».

Оптическая иллюзия
«Деньги, потраченные впустую, - это болезнь»
Горан Нильссон, управляющий ИКЕА в Великобритании

Мы остановились на том, как ювенальный но чистый помыслами деревенский мальчик Ингвар развозил на велосипеде спички по соседям в родном Агуннариде. В 1943 году семнадцатилетний член «Нордической молодежи», шведского аналога «Гитлерюгенда» («Величайшая ошибка мой жизни» - каялся позднее Кампрад), был премирован батюшкой за прилежную учебу и перспективное мировоззрение (папа и бабушка были пламенными сторонниками Адольфа Гитлера). Юноша употребил деньги на учреждение собственной фирмы – IKEA, незамысловато названной по первым буквам: Ингвар - Кампрад - Эльмтарид (родной хутор) - Агуннарид (родная деревня).

Премиальные остатки позволили существенно расширить ассортимент: к спичкам и семечкам в ИКЕА добавились портмоне, рамки для фотографий, часы, бижутерия и скатерти – короче, всё, что удавалось перехватить на стокгольмских распродажах и блошиных рынках. Еще два года – и новый прорыв: Кампрад покупает рекламную осьмушку на последней странице местной газеты, а вместо велосипеда для доставки товара арендует место на деревенском молоковозе.

В 1947 году Ингвар Кампрад случайно набрел на столярную мастерскую местного умельца и ассортимент ИКЕА пополнился стульями, кушетками и столами. Через четыре года ИКЕА окончательно избавилась от своего галантерейно-ломбардного ассортимента и полностью переключилась на торговлю дешевой мебелью.

Смена ориентации никак, однако, не отразилась на морально-этических принципах Ингвара Кампрада: девизом компании по-прежнему оставалось: «Дешевле, дешевле и еще раз дешевле!». Своей уникальной нежадностью Кампрад удавил не только мебельных конкурентов, но и производителей. В конце концов, в 1955 году произошло неслыханное: мебельные фабрики Швеции объявили Кампраду бойкот! Пока агенты ИКЕА украдкой закупали товар через подставных лиц, Ингвар бился в поисках окончательного решения. Оно оказалось простым и элегантным: «К черту отечественных производителей!» ИКЕА будет самостоятельно проектировать мебель и заказывать ее у зарубежных поставщиков. Идеального партнера Кампрад нашел в социалистической Польше, не избалованной конвертируемой валютой, откуда и привез долгосрочные контракты вместе с пристрастием к крепким алкогольным напиткам. И то и другое растянулось на десятилетия.

В 1956 году его величество случай подарил ИКЕА Великую ИДЕЮ: молодой сотрудник компании Гиллис Лундгрен, отчаявшись запихать в грузовик большой кухонный стол, в сердцах предложил напарнику: «Давай отрежем ему ноги!». Сказано – сделано: ножки отпилили, снабдили четырьмя болтами-гайками и аккуратно упаковали в плоскую коробку. Показали Ингвару. Капрад воскликнул: «Знак божий!» и впредь ВСЕ товары ИКЕА стали «прессовать» по полной.

Плоская упаковка качественно снижала транспортные расходы не только продавца, но и покупателя, поэтому ИКЕА быстро отказалась от сборки мебели в салонах, делегировав это почетное право своим клиентам. Себестоимость продукции упала еще ниже, но – главное! - изменилась бизнес-концепция компании. Вместо традиционной (и чреватой конфликтами интересов) дихотомии «продавец-покупатель» возник импровизированный Альянс Соучастников, в котором обе стороны были вовлечены в процесс изготовления товара. Добавьте сюда воспитательно-образовательную роль конструкторов, знакомую с детства, и вы получите уникальную торговую модель, обреченную на коммерческий успех по определению.

Следующим этапом включения покупателей ИКЕА в товарно-созидательный процесс стало объединение демонстрационного зала и складских помещений в общее торговое пространство. Этот шаг логично вытекал из двух предыдущих: плоской упаковки и мебельного конструктора «Собери Сам». Покупатель выбирал в демонстрационном зале приглянувшуюся этажерку, плавно перемещался на склад, снимал с полки плоскую коробку и отвозил ее в тележке на кассу: дополнительная экономия на штатных грузчиках плюс укрепление Альянса!

Интересный момент: если бы ИКЕА зациклилась на дешевизне своих товаров, она давно бы погибла под ударами местной конкуренции. Не потому ли так сдержаны в эмоциях российские потребители: ведь стеллажи подмосковной «Шатуры» или белорусские диваны дешевле легендарных «Билли» и «Клиппан» ! Может быть дело в качестве? Но и тут сравнение не в пользу шведов: карельская береза и сосна «Шатуры» против традиционной для ИКЕА древесностружечной плиты (ДСП).

Очевидно, что кроме цены и качества ИКЕА предлагает нечто большее. Что? Для начала взглянем на формулировку икеевской бизнес-идеи в рекламном буклете: «Создание широкого ассортимента функциональной домашней мебели хорошего дизайна, продаваемой по ценам, доступным максимально возможному числу людей». А теперь сравним ее с кредо мебельной фабрики «Шатура»: «Главными принципами предприятия являются расширение ассортимента и обновление выпускаемой продукции. Выпуск мебели, сочетающей в себе современный стиль и высокое качество - по доступной цене». Как видите, всё совпадает, за исключением двух нюансов: вместо «стиля» у ИКЕА «хороший дизайн», а вместо «качества» -«функциональность», Что бы это значило?

Икеевский «дизайн» - разговор особый. В середине 50-ых годов на Ингвара Кампрада произвел неизгладимое впечатление модный по тем временам конструктивный поп-арт, который в глазах обитателя шведской сельской глубинки ассоциировался с социальной элитой и безоговорочным hi-end’ом. Не удивительно, что приступая в 1956 году к самостоятельному дизайну мебели, ИКЕА практически дословно скопировала элементы модернистского минимализма, лишив его элитарной ауры и сделав достоянием широких народных масс.

Скопировало и скопировало - дело хорошее, поражает, однако, другое: за 50 лет развития дизайнерская мысль ИКЕА так и вышла за пределы эстетики того самого допотопного поп-арта. Оказавшись впервые в магазине ИКЕА (в 1998 году в Сиэтле), я пережил эстетический шок: казалось, что вместо современного мебельного салона попал в бутафорский интерьер голливудского фильма конца 50-ых: аскетичные стулья - братья наших табуреток, узкие диваны, конкурирующие по комфорту с пляжными топчанами, лысые кресла, изуверски вывернутые сумасшедшим хиропрактиком, а всё вместе - бесчувственная амальгама алюминиевых труб, ДСП и ламинированного пластика, выкрашенные в кричаще оранжевые, ярко красные и темно синие тона! «Вот они, минуты счастья Энди Уорхола!» », - подумал я тогда и… купил набор постельного белья черного цвета. Помнится, почти даром.

Позже узнал, что ИКЕА гордо величает воинственный анахронизм своего дизайна «изящным и современным скандинавским стилем», усматривая в нем основную привлекательность торговой марки за пределами Швеции. «За пределами» - не оговорка: на родине Ингвара Кампрада, рассказывая о покупках в ИКЕА, люди в смущении отводят глаза: «Знаете, это временно, пока дети не вырастут». ИКЕА в Скандинавии примерно так же престижна, как и датская обувь Ecco, над которой потешается весь Копенгаген . Хотя за пределами Скандинавии о престижности речи тоже не идет: больше остальных брюзжат британцы и американцы, которым икеевский дизайн кажется холодным, безликим и просто … уродливым! Вот только одно дело - престижность, и совсем другое - популярность: и Швеция, и Англия, и Америка входят в первую пятерку мировых продаж ИКЕА.

С годами анахроничный икеевский дизайн приобрел определенную ретро ауру, так что теперь он не шокирует, а смотрится … скажем так - весёленько. Однако этого явно недостаточно для конкуренции с серьезным мебельным Стилем (с большой буквы). Например, итальянским. Получается, что из козырей ИКЕА (тех, что лежат на поверхности!), остается последний – функциональность.

Уж не знаю, какой смысл вкладывают в это слово шведские мастера, но мне лично всегда казалось, что функциональность мебели - синоним ее удобства. Если это справедливо, то мебель ИКЕА абсолютно нефункциональна, поскольку откровенно неудобна. Неудобные стулья, неудобные диваны, неудобные журнальные столики, неудобные кресла. Сколько раз ловил себя на мысли, раскачиваясь в легендарном «Поэнге» , что занимаюсь самообманом: существует море неикеевских кресел-качалок, которые и дешевле, и уютнее, и надежней, и эстетически привлекательней.

Представляю себе рациональных современных шведов, цокающих языком и неодобрительно качающих головой: «Ничего-то вы не поняли в ИКЕА! Главное - не цена, дизайн и функциональность по отдельности, а ВСЁ ВМЕСТЕ, в одном флаконе! Именно в этом уникальность нашей компании». Но и тут позволю не согласиться: в тех же Соединенных Штатах множество мебельных магазинов с не менее убедительным флаконом цены, дизайна и качества. А в каком-нибудь Home Depot хозяйственных мелочей не тысяча как в ИКЕА, а целый миллион. Между тем, ломятся американцы не в Home Depot, а именно в ИКЕА. Ломятся через немогу: наступая на горло собственным представлениям о красоте, стиле, практичности. В первом североамериканском магазине ИКЕА, открытом в Ванкувере в 1976 году, продавцы обнаружили невероятный спрос на вазы. Опросив покупателей, шведы с удивлением узнали, что вазы приобретали вместо шведских чашек и стаканов, которые канадским аборигенам показались слишком маленькими и неудобными для питья!

Вопрос вопросов: ну не нравятся тебе чашки и стаканы, развернись и уйди! Зачем же вазы-то покупать?!

Получается, не цена, не дизайн, не качество и не флакон, А ЧТО?! Самое время перечитать эпиграф Горана Нильссона: «Деньги, потраченные впустую, - это болезнь». Вот вам и зацепочка…

Психотронное евангелие

В 1976 году Ингвар Кампрад написал притчу под названием «Завещание мебельного продавца», в которой раскрыл «священные принципы» своего учения: «Дух ИКЕА – это могучая и живая реальность… Возблагодарим же тех, кто является столпом нашего общества! Простых, спокойных, незаметных людей, которые всегда готовы оказать нам помощь. Они выполняют свой долг и платят по счетам неприметно и не выделяясь… Они повсюду – на наших складах, в офисах, в торговом зале. Они само воплощение духа ИКЕА. Простота – наша прекрасная традиция. Простота нашего поведения придает нам силу. Простота и скромность характеризует наши отношения между собой, с нашими поставщиками и нашими покупателями. Мы не селимся в дорогих отелях не для того, чтобы снизить цену наших товаров. Просто нам не нужны шикарные автомобили, помпезные титулы, дизайнерские костюмы и прочие знаки социального статуса. Мы опираемся только на нашу силу и собственную волю!»

Если кто-то полагает, что перед нами руководство по ведению торгово-закупочной деятельности, а не апокриф современной протестантской этики, пусть бросит в меня камень! Для полноты картины не хватает миссионерской идеи – вот она: «Наш долг – расширяться. Те, кто не может или не хочет присоединиться к нам, достойны сожаления. То, что мы хотим сделать, мы можем сделать и мы сделаем. Все вместе. Наше будущее блестяще!»

Собственно, «Завещание мебельного продавца» Ингвара Кампрада и есть ответ на вопрос о мистической притягательности ИКЕА. Дело, конечно же не в ценах, не в стиле и не в дизайне. Дело – в культе. ИКЕА – не магазин, а храм. Храм надежд, мечтаний и представлений о прекрасном тех самых «простых, спокойных и незаметных людей», которых в мире, как известно, подавляющее большинство. Польский студент, американская домохозяйка, британская пенсионерка, русский журналист, немецкий дальнобойщик отовариваются в ИКЕА не потому, что им жутко нравится поп-арт середины прошлого века, а потому что в этом магазине они получают магический заряд понятных и близких вибраций. Добавьте сюда манящий аромат «шведскости» , замешанный на чудаковатом «скандинавском стиле», и вы получите безотказное психотронное оружие, творящее коммерческие чудеса!

Созданию этих «понятных и близких вибраций» подчинена вся структура ИКЕА. В первую очередь, это относится к уникальной топографии магазинов компании. Она такова, что покупатели вынуждены перемещаться по нарисованным на полу стрелкам в строго заданном направлении, проходя мимо всех без исключения отделов и секций с товарами, которые они не собирались приобретать. Бог с ней, с рекламной составляющей этого трюка. Главное – в другом! Попробуйте развернуться и пойти в обратном направлении: тяжелая, давящая на психику эманация общественного порицания вам обеспечена, даже если никто из правильно-ходящих покупателей и не выскажет вслух неодобрения вашего диссидентского поступка. На память тут же приходит сцена из «Полуночного экспресса» Алана Паркера, в которой сошедшие с ума заключенные турецкой тюрьмы ходят вокруг каменного столба в строго определенном направлении, имитируя меккийскую Каабу .

Другой элемент религиозных вибраций ИКЕА – оригинальная традиция одаривать именами все без исключения товары – от мыльницы до гардероба. Опять же, оставим в стороне псевдо-шведский аромат всех этих «Ховдигов» (платяной шкаф), «Флуффигов» (вспениватель молока) и «Форсенов» (матрас). Психотронная составляющая ономастики ИКЕА хорошо известна любому следователю: для того, чтобы сломить волю подозреваемого на допросе, необходимо заставить его говорить на твоем языке! Джо Керр, руководитель отдела критических и исторических исследований британского Королевского колледжа искусства: «Как только вы войдете в ИКЕА и попросите какую-нибудь этажерку, употребив ее нелепое имя, вы тут же станете глиной в их руках».

Как и полагается серьезной религиозной организации, ИКЕА не тратит время на маркетинг, изучая вкусы потребителей (тех самых пьющих из ваз канадцев!), и предпочитает самостоятельно эти вкусы формировать. Дизайнеры IKEA of Sweden денно и нощно изобретают «вспениватели молока», «клипсы для подвешивания журналов в ванной комнате» и «подколенные матики», без которых вы прожили большую часть своей жизни. Теперь же, заглянув в ИКЕА в поиске обыкновенной кухонной табуретки, вы уедете с тележкой, доверху набитой кучей «незаменимых в хозяйстве и невероятно дешевых» предметов. Создается впечатление, что Ингвар Кампрад в 50-ые годы не только увлекался поп-артом, но и штудировал Теодора Адорно: именно немецкий социолог разработал теорию искусственного навязывания «ретроактивных потребностей» в качестве основного двигателя капитализма.

Религиозное полотно ИКЕА венчает уже знакомая читателю практика трудового воспитания: тараня со склада в сторону кассы хоть и плоский, но тяжелющий гардероб «Хемнэс», мы не просто становимся соучастниками процесса по снижению себестоимости товара, но и получаем уроки доброго, честного и светлого труда, автоматически приобщаясь к «столпам общества». Разве не за этим мы сюда пришли в первую очередь?

 

Блестящее будущее

Ингвар Кампрад мечтает дожить до того момента, когда ИКЕА откроет магазины в десяти российских городах. Нисколько не сомневаюсь, что доживет. Будущее ИКЕА блестяще даже без религиозной составляющей. Иначе и быть не может при удельной валовой прибыли (profit margin) в 18 процентов! В ситуации, когда конкуренты мечтают о 6 %, ИКЕА просто обречена на коммерческое бессмертие!

(лат.) «И ненавижу и люблю» – знаменитые строки Катулла: «Odi et amo. Quare id faciam, fortasse requiris / Nescio, sed fieri sentio et excrucior» («И ненавижу ее и люблю. «Почему же?», — ты спросишь. Сам я не знаю, но так чувствую я — и сгораю внутри»)

«Шесть шведских спичек первого Принца Всемирной Финансовой Империи», «Бизнес журнал», 2003, либо в моей книге «Как зовут вашего бога?».

Озеро Мёкельн в поселке Ольмхульт, где в 1958 году открылся первый магазин ИКЕА. Стоит ли говорить, что масла в Мёкельн никто никогда в жизни не проливал – это не более, чем моя неудачная метафора.

Данные по итогам последнего финансового года ИКЕА (1 сентября 2003 - 31 августа 2004 г.).

«Forbes» отводит Кампраду «только» 6-ое место, потому как виртуозно законспирированные права собственности в империи «ИКЕА» практически не позволяют определить реальные размеры состояния Ингвара Кампрада и его семьи. Судя, однако, по косвенным признакам, даже без учета «эфирно-биржевого» статуса денег Билла Гейтса, Кампрад на голову богаче главы «Микрософта».

Логотип ИКЕА выдержан в тонах шведского национального флага – желто-голубого.

Леннарт Дальгрен – управляющий российской ИКЕА.

Стеллаж «Билли» и софа «Клиппан», созданные тем же гениальным Гиллисом Лундгреном, стали самой популярной и продаваемой мебелью ИКЕА. Поразительная статистика: каждый десятый из ныне здравствующих европейцев был зачат на икеевском диване!

Весь дизайн ИКЕА выполняет подразделение IKEA of Sweden, расквартированное во всё той же первопрестольной деревне Ольмхульт.

Энди Уорхол – отец поп-арта, прославившийся коллажом из суповых банок и фразой про Америку: «В этой стране каждый был или будет знаменит хотя бы десять минут».

… и умиляется вся Москва!

«Поэнг» - знаменитое икеевское кресло-качалка, опора которого сделана из цельноизогнутого многослойного берёзового каркаса. Читатель наверняка обратил внимание на автоматический прессы, которые раскачивают «Поэнг» в каждом магазине ИКЕА, демонстрируя на цифровом табло надежность конструкции: 78884 качка, 78885 качков, 78886…

Гигантский американский хозяйственный магазин. Москвичам для сравнения: Home Depot раз в десять больше немецкого OBI (на территории торгового комплекса «Мега»).

Если кто-то думает, что мифологема «шведскости» бестелесна, то он глубоко ошибается: тут вам и «шведская семья», и «свободная любовь», («шведки, путешествующие по Европе в поиске любовных развлечений»), и «врожденная демократичность» («шведы даже к своему королю обращаются на «ты»), и пресловутое «шведское качество» (от «Вольво» до «Эрикссона»).

Кааба – храм в Мекке в форме куба, в котором находится метеорит «черный камень», присланный Аллахом. Кааба – главный объект хаджа.

* * *

Мы ждем вас в vCollege! Не упустите свой уникальный шанс получить блестящее образование в самой "горячей" области - финансовом интернет-трейдинге!

Искренне ваш,

Сергей Голубицкий

 

Ресурсы:

Виртуальный Колледж http://internettrading.net/college
Архив рассылок http://internettrading.net/college/newsletters
Личная страница Сергей Голубицкого http://internettrading.net/guru

RLE Banner Network

Copyright © 1997-2006 Myriad GZS Ltd



В избранное