Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практическая школа финансового интернет-трейдинга


Информационный Канал Subscribe.Ru

Приветствую вас, коллеги!

Продолжаем публикации эссе-исследований из серии "Чужие уроки". Сегодня - история американской легенды - компании "Харлей Дэвидсон".

 

 

* * *

Potato - potato : портрет американской иконы ХХ века

 

Цена «картофельного» шума

 

1 февраля 1994 года компания «Харли-Дэвидсон» подала в Национальное бюро по патентам и торговым маркам невиданную заявку: «Защите подлежит звук газового выхлопа, производимый в процессе эксплуатации V -образными двухцилиндровыми двигателями мотоциклов, изготавливаемых заявителем». Иными словами, «Харли-Дэвидсон» пытался запатентовать звук своих мотоциклов! Неповторимый «пэтейтоу-пэтейтоу», почти сотню лет ласкающий слух «беспечных ездоков» всего мира .

Через шесть лет Харли отозвал заявку: не потому что испугался энергичных протестов со стороны конкурентов «Хонды» и «Ямахи», а потому что понял: бессмысленно защищать авторским правом то, на что итак никто не покушается - «картошка» мотоциклов Харли не столько неподражаема, сколько не входит в стратегические планы конкурентов: немецкие, итальянские и японские производители давным-давно выпускают бесшумные четырехтактные мотоциклы, которые к тому же на голову превосходят «Харли-Дэвидсон» по скорости, мощности и электронно-компьютерной начинке. В 2003 году, когда Харли отмечал свой 100-летний юбилей, на американских хайвэях появились полушутливые-полузавистливые плакаты БМВ (см. рисунок): «Мы бы с удовольствием вас поздравили со столетием, но вы все равно нас не услышите».

И вот чудеса: не только в США, но и в Японии – родине наикрутейших «Кавасак», «Ямах» и «Хонд» - «Харли-Дэвидсон» прочно удерживает первое место по продажам мотоциклов тяжелого класса! Конкуренты нервно грызут ногти и недоумевают: «Как эти милуокские простаки умудряются выпускать громыхающие мотоциклы, основанные на допотопных технологиях, а затем продавать их по занебесным ценам от 15 до 20 тысяч долларов?!». Да еще как продавать: доход по итогам финансового 2003 года составил 4,6 миллиарда долларов, а чистая прибыль 761 миллион долларов (о феноменальной динамике –компания устанавливает рекорд продаж 18 год к ряду! – мы еще поговорим).

Уникальность героя нашей сегодняшней истории лучше всего проиллюстрировать тремя графиками. Вот как переживает затяжной четырехлетний кризис (2000 - 2004 г.г.) американская экономика в целом:

 

( индекс Standard & Poor 500 )

Так прогнулся под ударами рецессии и стагнации главный столп автомобилестроения - легендарный « Ford Motors »:

 

А так отряхивает с себя крушение надежд на «новые технологии» «Харли-Дэвидсон»:

 

Падение рынка в целом составляет 50 процентов, «Форда» - 70, а акции Харли, напротив, выросли на 60 процентов! И не просто выросли: за день до написания этой статьи компания установила новый рекорд all times high , продемонстрировав самую высокую стоимость ценных бумаг за всю историю ее публичных торгов. И все это - вопреки мнению самых трезвомыслящих биржевых аналитиков!

Не успели осенью прошлого года утихнуть восторги общественности в связи с празднованием столетнего юбилея компании (заключительные торжества прошли на родине Харли – Милуоки, 31 августа 2003 года), как тут же со всех сторон раздались предостережения: за пять лет акции компании уже выросли на 300 процентов, цены перегреты, не сегодня – завтра случится обвал (по образному выражению трейдера Джорджа Рейза: «Это как дом на озере Мичиган: его красная цена 500 тысяч, а за него просят 700. Что с того, что дом в самом деле замечательный? Главное - он не стоит 700 тысяч»). Другая серьезная опасность – переизбыток подержанных мотоциклов, которые якобы составляют конкуренцию новым моделям. И что же? С момента осенних предостережений акции «Харли-Дэвидсон» выросли еще на 30 процентов. Сегодня рекомендации 16 аналитиков, отслеживающих поведение ценных бумаг «Харли-Дэвидсон», распределяются таким образом:

Strong Buys (немедленно покупать) - 6

Moderate Buys (умеренно покупать) - 5

Holds ( Сохранять в портфеле ) - 5

Moderate Sells (умеренно продавать) - 0

Strong Sells (немедленно продавать) - 0

 

Похоже, все смирились с неизбежностью бесконечного триумфа главной иконы Америки. Смирились, потому что поняли: Харли продает отнюдь не мотоциклы, а нечто иное, на первый взгляд неуловимое: мистический дух Америки .

 

«Тихие Серые Парни»

Великий американский мотоцикл родился из чистой фантазии. К тому же не имеющей никакого отношения к мотоциклам. Летом 1901 два заядлых рыбака, Уильям Харли и Артур Дэвидсон, вконец измучившись грести против течения к прикормленному месту, предались мечтаниям: «Как бы было замечательно создать небольшой моторчик для лодки и навсегда забыть про мозоли от весел!». Артуру было 20 лет, Биллу 21, они оба работали на металлической фабрике Barth Manufacturing (Харли – чертежником, Артур – формовщиком), посему лодочный мотор вовсе не казался воздушным замком.

Самое удивительное в этом зачине: Артур и Билл идею не забросили после первой же пинты пива, а, напротив, ушли в нее с головой. До такой степени, что забыли про главное увлечение – рыбалку. Два года в ряду, каждый свободный час они проводили в сарае, работая над чудо-мотором (кажется, нет ни одной великой американской компании, которая не начиналась бы в сарае!). В какой-то момент, глядя на чертежи, Билл Харли развернул идею на 180 градусов: «Похоже, эту штуку можно замечательно использовать не только для лодки, но и для велосипеда!».

Недостаток практического опыта молодых изобретателей восполнил старший брат Артура Дэвидсона Уолтер, работавший механиком в железнодорожном депо. Карбюратор для мотора разработал приятель Уолтера Оле Эвинруд, через пару лет учредивший собственную компанию по изготовлению лодочных моторов - всемирно известную Evinrude .

В 1903 году Билл Харли и братья Дэвидсоны построили три агрегата, которые хоть и получили новое название motorcycles , все же больше напоминали самоходные велосипеды. Более ли менее современные формы и мотоциклетную солидность продукция «Harley-Davidson Motor Company» (так гласила вывеска на сарае!) обрела только после того, как к компании разработчиков присоединился профессиональный конструктор Эмил Крогер. Крогер несколько лет проработал в Европе над созданием двигателя внутреннего сгорания де Диона и после возвращения на родину предусмотрительно захватил с собой чертежи.

17 сентября 1907 года компания была официально инкорпорирована четырьмя учредителями. Да-да, четырьмя, поскольку к этому времени плодовитые Дэвидсоны рекрутировали третьего брата – Уильяма, который также уволился из депо милуокской железной дороги и перешел в мотоциклетный бизнес. Самый взрослый и авторитетный Уильям Дэвидсон стал первым президентом компании, его брат Артур – коммерческим директором, Уильям – исполнительным директором, а единственный представитель рода Харли Уильям – главным инженером.

Показательно, что практически все фундаментальные традиции компании были заложены уже в первое десятилетие. Единственное исключение: отцы-учредители не испытывали пиетета перед основной пикантностью будущих мотоциклов «Харли-Дэвидсон» – неповторимым «картофельным» шумом его выхлопных газов. Как и подобает добропорядочным обывателям они энергично боролись с грохотом мотоциклетных моторов. Не случайно первая успешная модель 1906 года нарочито именовалась Silent Gray Fellow – «Тихим Серым Парнем» (один цилиндр, четыре лошади) .

Мы уже поминали важную веху: в 1909 году дебютировал первый V -образный двухцилиндровый двигатель «Харли-Дэвидсон». Существует легенда, что V-Twin изобрел Билл Харли. Это не так: V -образные двухцилиндровики были веянием времени и использовались почти всеми 150 (!!!) конкурирующими компаниями, производившими мотоциклы в конце первого десятилетия прошлого века (в том числе и главным «врагом» - Indian ).

В 1910 году родился легендарный «Bar and Shield» - логотип «Харли-Дэвидсона», поныне сохранившийся в первозданном виде:

 

Незамысловатая эмблема – хрестоматийный пример стопроцентного попадания в эстетическое «яблоко» эпохи, которое «Харли-Дэвидсон» демонстрировал с завидным постоянством на протяжении всей своей истории. Удивление возрастает, когда мы узнаем, что дизайном мотоциклов в компании заведовала тётя Джанет Дэвидсон (сколько же приходилось этих Дэвидсонов на одного Билла Харли!). Тётя Джанет собственноручно нарисовала все декоративные элементы первых моделей, придумала логотип для бензобака и украшения в виде продольных полосок. Байки тёти Джанет были сначала черными, потом серыми, однако с непременными золотыми окантовками и красными надписями. Потребители, постанывая от катартических переживаний, раскупали «Харли» лучше, чем все остальные мотоциклетные марки вместе взятые: в 1912 году «Харли-Дэвидсон» не только поставлял свою продукцию двумстам региональным дилерам, но и экспортировал ее в Японию.

На раннем этапе становления компании также сформировались и три главных слагаемых ее успеха: активное участие в спортивных состязаниях, тесные контакты с правительственными организациями (в первую очередь – Министерством обороны) и создание собственной «тусовки».

Впервые мотоцикл «Харли-Дэвидсон» принял участие в 15-мильной гонке в Чикаго 4 июля 1905 года и пришел к финишу первым с результатом 19:02. Со временем спонтанные выступления вылились в создание специального Гоночного подразделения компании, которое возглавил все тот же незаменимый Билл Харли. Через год гонщики «Харли-Дэвидсон» уже выступали единой командой, за которой почти сразу закрепилось прозвище Wrecking Crew – бригада по сносу зданий: ни одного шанса конкурентам она не оставляла. Коньком «Харли» были состязания на гаревых дорожках, где долгие десятилетия ему не было равных.

Что касается дружбы «Харли» с дядюшкой Сэмом, то она завязалась в начале Первой мировой войны. К 1917 году уже треть всех мотоциклов, производимых «Харли-Дэвидсон», поставлялись в армейские подразделения США, принимавшие участие в боевых действиях на полях Европы. В 1918 военный подряд перевалил за 50 процентов (20 тысяч мотоциклов). «Харли-Дэвидсон» даже открыл специальное Интендантское Училище ( The Quartermasters School ), в котором проходили подготовку военные механики.

1916 стал годом рождения журнала « The Enthusiast », который компания решила издавать для своих клиентов. «Энтузиаст» здравствует и поныне, цементируя монолитную веру «беспечных ездоков» в своего кумира. Не только журнал, но и энергичная продажа сопутствующих аксессуаров (одежда, шлемы, обувь, украшения и т.п.) целенаправленно продвигали ключевую идею Билла Харли и братьев Дэвидсон: «Мотоцикл – не средство передвижения, а стиль жизни». Именно эта философия и обеспечила удивительную жизнестойкость компании, которая сумела пережить на своем веку несколько коматозных состояний.

В 1920 году «Харли-Дэвидсон» стал крупнейшим производителем мотоциклов в мире. Его торговая сеть оперировала в 67 странах и насчитывала две тысячи дилерских центров. В том же 20-ом родилась популярная и поныне ассоциация «Харли» с кабаном ( hog ): тогда, после очередной победы на спортивном состязании, вместе с гонщиком круг почета совершил розовый свин – талисман команды. Не случайно созданный в 1983 году крупнейший в мире мотоциклетный клуб, спонсируемый производителем (более полумиллиона членов), носит то же хрюкающее название: H . O . G . – Harley Owners Club .

Безудержный напор Кабана не остановила даже Великая Депрессия. Справедливости ради скажем, что не последнюю роль в судьбе компании сыграла дружеская поддержка дядюшки Сэма: когда покупательная способность населения упала, мотоциклы «Харли-Дэвидсон» в огромных количествах стали закупать федеральные и региональные власти для экипировки полиции – святая традиция, сохранившаяся до наших дней. Как следствие, к 1931 году приказали долго жить все 149 конкурентов «Харли». Все кроме одного – злополучного Indian : уж больно хорошие мотоциклы делал «Краснокожие». Великой Индейской Войне между «Харли» и стойким производителем из Спрингфилда, о которой слагало легенды не одно поколение мотолюбителей, суждено было растянуться на полвека. Но и этому противостоянию пришел конец: в 1954 году Indian попрощался со своими фанатами печально-комичным коммюнике: «Руководство компании провело всесторонний анализ факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на производство мотоциклов в Соединенных Штатах Америки. В результате было принято решение прекратить операции по сборке мотоциклов в Спрингфилде уже в текущем году». Догадались даже шестилетние мальчишки: в эпоху повальной автомобилизации страны успеху Indian мог помешать только один «неблагоприятный фактор» - Кабан из Милуоки.

40-ые стали переломными в судьбе «Харли». Ушли из жизни отцы-учредители: в 1942 году в возрасте 65 лет скончался Уолтер Дэвидсон. Билл Харли пережил его лишь на год. Жизнь последнего из могикан – Артура – трагически оборвалась в 1950-ом: по иронии судьбы создатель «опасных» спортивных мотоциклов погиб в автомобильной катастрофе (вместе с женой). Бразды правления в компании перешли ко второму поколению – в основном Дэвидсонов (с учетом плодовитости этого семейства).

В годы Второй мировой войны «Харли-Дэвидсон» практически полностью прекратил выпуск гражданской техники и всю свою продукцию передавал армии. Рядовые военнослужащие настолько прикипели к своим железным боевым коням, что после демобилизации в 45-ом выкупали мотоциклы по остаточной стоимости и возвращались на них домой. Тяжелые военные модели «Харли» были малопригодны для мирных покатушек, поэтому народные умельцы принялись отвинчивать и «отстругивать» «лишние» запчасти и армейские навороты: так родилось новое культовое слово для "Харли-Дэвидсона": чоппер .

В 1947 году субкультура «Харли» запустила в обиход еще одну мифологему – образ Американского Байкера. В местечке Холлистер, неподалеку от залива Монтерей в Калифорнии, группа экстремальных обладателей чопперов таки добралась, наконец, до центрального «лишнего» элемента своих мотоциклов – глушителя. В Холлистере зародилась традиция безумных гонок на ревущих Кабанах, самоубийственной эквилибристики, пивных попоек и наводящих ужас на добропорядочных обывателей налетов на близлежащие сонные городки. Из простого «стиля жизни» «Харли-Дэвидсон» превратился в символ неукротимого нонконформизма.

В середине 50-ых, летопись Холлистерских покатушек была положена в основу сюжета первого культового байкерского фильма « The Wild One », в котором банда мотоциклистов под предводительством героя Марлона Брандо обрушивается во всем своем неистовстве на маленьких городок, где сводит счеты с конкурирующей «организацией».

Окончательная метаморфоза «Харли-Дэвидсона» из производителя транспортного средства в феномен культуры состоялась в 1956 году. Верительной грамотой послужило явление на обложке майского выпуска «Энтузиаста» Великого и Ужасного Элвиса Пресли верхом на модной модели KH . В сопутствующем интервью сообщалось, что король рок-н-ролла приобрел для личного пользования два байка: один белый, другой красный. Отныне каждый американский подросток знал: круче «Харли» может быть только другая модель «Харли»! Пройдут годы и поколение Baby Boomers станет главным потребителем продукции «Харли-Дэвидсон». В маркетинговых исследованиях компании профиль типичного клиента определяется как «женатый мужчина 44 лет с высшим образованием и годовым доходом в 70 тысяч долларов».

Эй-Эм-Эфщина

Триумфальное шествие «Харли-Дэвидсон» продолжилось и в 60-ых: мотоциклы с неподражаемым «картофельным» рыком обживались шикарными «экстрами», срывая подспудно призы на одном состязании за другим:

- на рынок выходит супермодель Электра-Глайд, оснащенная электрическим стартёром;

- гонщик команды Кабанов Барт Маркел дважды подряд (в 65-ом и 66-ом годах) завоевывает Гран-при на Национальном чемпионате по мотогонкам на гаревой дорожке, организованном Американской ассоциацией любителей мотоциклетного спорта ( AMA );

- экстремальные байкеры, наконец, выделяются в самостоятельную организацию - American Outlaws Association (Ассоциация Американских Изгоев), гордо именуя себя «однопроцентовиками» ( one - percenter ) – в пику рекламной заявке AMA : «99 % всех мотоциклистов Америки – порядочные и законопослушные люди». Всемирно известные «однопроцентовики» - Ангелы Ада ( Hell ' s Angels ), подарившие визуальной культуре макабр «Чарли» - череп с двумя перекрещенными моторными клапанами;

- Ралли в местечке Стёрджиз, Южная Дакота превращается в Мекку «Харли-Дэвидсона», куда ежегодно совершают паломничество десятки тысяч байкеров со всех концов света . Во время неистового многодневного байрама выбирается Королева тусовки ( Queen of the Classic ), самые прикинутые байкер и байкерша, самый старый Кабан, самая многолетняя байкерская семья, а также выпиваются мегагаллоны пива и зачинаются сотни будущих маленьких кабанчиков;

- в 1969 году сразу два культовых фильма вписали «Харли-Дэвидсон» золотыми буквами в анналы американской культуры: «Беспечный ездок» ( Easy Rider , с Питером Фондой, Джеком Николсоном и Деннисом Хоппером) и «Ангелы Ада» ( Hell ' s Angels , с участием бригады самых что ни на есть настоящих однопроцентовиков из Оукланда).

Итак, под умелым руководством «Харли-Дэвидсона» байкерская цивилизация била ключом и, казалось, ничто не предвещает грозы. Громом среди ясного неба пришло сообщение о тяжелейшем финансовом положении компании, беспрецедентном снижении уровня продаж (15475 мотоциклов в 1968 году), реальной опасности банкротства и – апофеоз! – поглощении американской легенды концерном AMF (American Machine and Foundry Company), специализирующемся на секретных военных заказах и производстве оборудования для боулинга.

Годы, проведенные «Харли-Дэвидсон» на задворках безликого гиганта, сравнимы с брежневским застоем. Метафора даже усиливается совпадением временных рамок: 1969 - 1981. Толстокожий AMF не видел в «Харли» ничего кроме мотоциклов, да и те понимал как нечто среднее между газонокосилкой и трактором. Какая байкерская культура? Какие традиции нонконформизма и культ свободы? Не удивительно, что мотоциклы, выпускаемые в период «эй-эм-эфщины», разваливались на глазах, не успев выкатиться за ворота сборочного цеха. Страшно сказать: чуть ли не 90 % всей продукции культовых байков попадали в дилерские центры в совершенно нерабочем состоянии, так что дилерам приходилось за свой счет доводить некогда славных Кабанов до ума. Знакомая картина, не правда ли? Как и брежневский застой, эпоха AMF в истории «Харли-Дэвидсон», ярче всего отобразилась в анекдотах:

- Почему байкеры «Харли» никогда не едут быстрее 50 миль в час?

- На большей скорости невозможно проследить, куда отлетают запчасти!

- Почему байкеры «Харли» хромируют все детали своих мотоциклов?

- Для того, чтобы их сразу можно было заметить на обочине.

- Какая самая популярная запчасть мотоцикла «Харли-Дэвидсон»?

- Аварийный эвакуатор.

Обескураженные поклонники Единственного Американского Мотоцикла даже не называли продукцию 70-ых годов «Харлеями»: «эй-эм-эфки» - такова презрительная кличка бракодельных байков.

Знаковое событие: в 1973 году подневольный «Харли-Дэвидсон» официально отказался от участия в мотоциклетных соревнованиях. В том же году AMF предпринял первую попытку избавиться от милуокской «бездонной бочки», столкнувшись с беспрецедентным саботажем производства со стороны обозленных рабочих, бесконечными дилерскими рекламациями и возвратами, а также полным распадом эфемерной и неуловимой байкерской community , на созидание которой у отцов-основателей ушло четыре десятилетия. Куда там: на безнадежное предприятие не позарился ни один инвестор!

12 апостолов

В 1981 году ситуация достигла критической точки: за годы «эй-эм-эфщины» «Харли-Дэвидсон» потерпел сокрушительное поражение от главных конкурентов на рынке мотоциклов тяжелого класса – японцев. Доля «Харли» упала с 75 % в начале 70-ых до 25 %. И это при том, что уже в первые годы после поглощения AMF , в лучших традициях брежневской гигантомании, увеличил объемы производства в три раза. Другое дело, что качество «эй-эм-эфок» стремительно приближалось к металлолому: в начале 80-ых половина (!) всех мотоциклов поступала к дилерам не просто в нерабочем состоянии, но с недостающими деталями и ключевыми узлами конструкции! На высоких оборотах из мотора хлестало масло, вибрация на холостых оборотах буквально подбрасывала байкера из седла. Единственное, что «Харли» мог противопоставить безотказным и мощным «Хондам» и «Ямахам», так это «картофельный» звук своих выхлопных газов!

Deus ex machina явился в образе генерального директора «Харли-Дэвидсона» Воона Билза, уговорившего 12 руководящих сотрудников компании выкупить ее у AMF за 81,5 миллиона долларов. Профинансировал сделку банк Citicorp . Меры по спасению американской легенды, предпринятые Билзом вместе со своими апостолами, достойны того, чтобы войти в хрестоматию современного бизнеса. В качестве модели для революционного пересмотра производственного процесса был взят сборочный цех «Хонды» в Морисвилле, штат Огайо, который Билз посетил вместе с делегацией управленцев «Харли». «Японцы выдавили нас из рынка просто потому, что их менеджеры лучше наших. Дело не в автоматизации, не в культуре, не в производственной гимнастике и не в пении корпоративных гимнов. Главное - их профессиональное понимание бизнеса и внимание к деталям», - смиренно констатировал Билз.

Японский золотой ключик назывался Just - in - time – программа, предусматривающая отказ от заблаговременной инвентаризации и переход на изготовление и поставку деталей и материалов для сборки по мере возникновения необходимости. Очевидно, что подобный подход предполагал тщательное планирование – до боли знакомый элемент социалистической экономики, позаимствованный японскими кудесниками из опыта советского Госплана!

Следующий шаг Билза – активное вовлечение рядовых сотрудников в процесс производственного планирования. Рабочие заводов «Харли» оценивали собственные инвентарные потребности и сообщали их менеджерам. «Раньше инженеры вносили изменения в процесс производства на свой страх и риск, - говорил Билз. – Естественно, не обходилось без ошибок, однако реакция инженеров была однозначна: «Эти бараны опять все напутали!». Не удивительно, что рабочие пальцем не шевелили, чтобы исправить ситуацию и найти выход из положения».

Принятые меры привели к качественному снижению производственных расходов, что позволило «Харли» противопоставить японцам нечто большее, чем «картофельный» выхлоп: конкурентоспособные отпускные цены. Посильную поддержку компании оказал и сердечный друг дядюшка Сэм: в 1983 году Международная торговая палата США ввела пятилетнее повышение тарифа на импорт мотоциклов тяжелого класса (с 4,4% до 49,4%!). Правда, удачное лоббирование интересов отечественного производителя оказалось малоэффективным: японцы почти сразу нашли лазейку, перенеся производство мотоциклов на свои американские заводы. Отдадим должное смекалке милуокцев: как только они поняли, что польза от акцизов несопоставима с ущербом для репутации компании, тут же обратились в Белый Дом с эффектной просьбой о досрочной отмене ксенофобских рестрикций (какой замечательный урок для «Логоваза»!). Что и случилось в 1987 году под восторженные аплодисменты общественности: наконец-то « Made In USA » может тягаться с акулами японского капитализма, не прибегая к допингу!

Однако, самая действенная мера Билза и его апостолов по спасению «Харли-Дэвидсона» заключалась в трепетном возрождении мистического духа байкерской культуры. В лучших традициях российских народовольцев руководство компании совершило беспрецедентное хождение в народ: облачившись в кожаные доспехи, повязав бандану и поделив заднее седло между своими супругами и звездно-полосатым флагом Воон Билз, Рич Тирлинк, Джефф Блустин, Уилли Дэвидсон и Джим Паттерсон помчались через всю страну на бешеное ралли в Стёрджиз и конкурс татуировок на Скоростной Неделе во флоридской Дейтоне-Бич. Более эффектной (и эффективной!) пропаганды байкерского духа всеобщего равенства и братства трудно себе представить!

В 1983 году выделил 3 миллиона долларов на проведение демонстрационной программы SuperRide : энергичная телевизионная реклама приглашала всех мотолюбителей посетить один из 600 региональных дилерских центров «Харли» и бесплатно прокатиться на любой из новейших моделей. За три уик-энда предложением воспользовалось 40 тысяч человек, причем больше половины из них являлись владельцами других мотоциклетных марок.

В том же 83-ем «Харли» создал величайшего Кабана всех времен и народов: H . O . G . – Harley Owners Group , полумиллионный клуб мотолюбителей с убойным девизом «Катайся и лови кайф!» ( Ride and Have Fun ). Время показало: имитация H . O . G . - задачка похлеще «картофельного» рыка: аналогичная попытка «Хонды» закончилась полным провалом.

Новый импульс получили изготовление и продажа многочисленных аксессуаров байкерской субкультуры: кожаных курток, сапог, нашивок, клубных вымпелов, фляг, перочинных ножей, зажигалок и проч. Одним из самых популярных видов байкерского досуга стал объезд дилерских центров «Харли-Дэвидсон» и коллекционирование фирменных маек (у каждого центра – своя!).

Стопроцентным попаданием явилась и эксплуатация патриотизма в качестве цементирующей идеи байкерской субкультуры «Харли-Дэвидсон». Поколение Baby Boomers , доведенное до невроза убийством Кеннеди, бегством из Вьетнама, крушением идеалов хиппи, повсеместной коммерциализацией человеческих отношений и неудержимой японской (а затем и китайской!) экономической экспансией, с воодушевлением приветствовало возрождение родного Кабана, каждая деталь которого отливала гордым хромом: « American Made !». Доходило до смешного: по дорогам страны разъезжали грузовички-эвакуаторы, на стеклах которых красовался легендарный «Bar and Shield», усиленный стикером: «Я скорее буду толкать Харли, чем кататься на Хонде». Чуть пониже – приписка петитом: «Импорт – дерьмо». Счастливую идиллию портила только эмблема на капотах этих самых грузовичков-эвакуаторов: Nissan !

Конечно, не все проходило гладко. После убыточного 1982 года (потери составили 25 миллионов долларов), «Харли» вышел на нуль в 83-ем, а затем продемонстрировал прибыль в 2,9 миллиона (от продаж в 294 миллиона) в 84-ом. Милуокские байки почти догнали «Хонду», качество драматически улучшалось, себестоимость производства снизилась, как вдруг Citicorp заявил о своем намерении прекратить финансирование! Оказывается, аналитики банка усомнились в способности «Харли» продержаться на плаву после отмены тарифов на импорт Международной торговой палаты.

Танец смерти продолжался больше года. Все это время Воон Билз и Рич Тирлинк судорожно искали нового инвестора. И случилось чудо! Вице-президент корпорации Heller Financial Боб Коу, в свободное от работы время – самозабвенный байкер и беспечный вольтижер нескольких Кабанов, сумел уговорить упиравшегося по началу генерального директора Норма Блейка протянуть руку помощи коматозной американской легенде. Заручившись поддержкой трех инвестиционных банков, 23 декабря 1985 года Heller Financial выкупила долю Citicorp за 49 миллионов долларов, влив в оборот «Харли» еще столько же.

Просчет аналитиков Citicorp оказался чудовищным. Уже по итогам первого (после выкупа) года прибыль «Харли-Дэвидсон» выросла на 28 процентов. 1986-ой принес чистоганом 4,3 миллиона долларов. Впервые после поглощения AMF «Харли» вышел на биржу под собственным именем и тут же собрал 20 миллионов, которые направил на рефинансирование долга. Даже Черный Понедельник 87-го года не остановил напор набирающего обороты чоппера: в течение трех лет акции «Харли» утроились. Что случилось дальше, читатель знает: 18 лет к ряду рекордных продаж и превращение компании в многомиллиардную эмблему хрестоматийного успеха.

 

Love Ride

Заключительный штрих в нашем портрете американской иконы ХХ века по праву принадлежит уникальным отношениям, которые сложились у «Харли-Дэвидсон» с Американской Ассоциацией Мышечных Дистрофий ( MDA ). MDA – общественная медицинская организация, осуществляющая финансирование и координацию усилий 230 клиник и 400 научных центров, направленных на поиск лечения одной из самых трагических групп заболеваний – нейромышечных дистрофий, от которых больше всего страдают дети.

Дружба MDA и «Харли» началась сразу после освобождения компании от AMF в 1981 году. Комплексная программа Воона Билза предполагала общественную реабилитацию образа «плохих парней», которая закрепилась за байкерами не столько стараниями «однопроцентовиков», сколько усилиями медийных фантазеров. С тех пор ежегодно по всей стране клубы и ассоциации «Харли-Дэвидсон», дилерские центры и региональные хартии H . O . G . организуют благотворительный сбор средств, которые используются для финансирования программ MDA . Результаты впечатляют: за 23 года было собрано более 40 миллионов долларов.

Однако никакими деньгами не измерить заряд жизненной энергии, который получают маленькие пациенты нейромышечных клиник и летних лагерей от живого общения с «беспечными ездоками». « Ride for Life » , « Miracle Ride of the Rockies » , « Love Ride » - лишь несколько названий мотопробегов, которые ежегодно организуют региональные подразделения «Харли-Дэвидсон» и хартии H . O . G .

Описания этих встреч не оставляют равнодушными даже ярых противников американского Кабана: «Лохматая борода до ключиц, пурпурная бандана на гладко выбритом черепе, серьезное, почти угрожающее выражение лица, усиленное непроницаемыми солнечными очками. 150-килограммовый громила заносит пудовый сапог над седлом своего раскрашенного хромированного коня и его черная кожаная куртка распахивается. Естественное желание здравомыслящего обывателя – поскорее посторониться, лишь бы не оказаться на пути мрачного байкера. На этот раз толпа его окружает. Байкер вскидывает руки и сдается . Дети, кто в инвалидных колясках, кто со стальными распорами на ногах, протискиваются вперед, с единственным желанием: посидеть хотя бы минутку на легендарном «Харли». Ангельская улыбка появляется на лице байкера: наверное, так бы выглядет Санта Клаус, если бы носил кошелек на массивной цепи и украшал бицепсы татуировками с вензелями из колючей проволоки».

 

 

 

 

 

Potato (англ.) – картошка.

 

Первый V -образный двухцилиндровый двигатель «Харли-Дэвидсон» дебютировал в 1909 году: 7 лошадиных сил, скорость 100 км в час.

В 1915 году «Тихий Серый Парень» получил второе рождение после оснащения усовершенствованным F -образным двухцилиндровым движком ( F - Twin ).

От англ. Chop – шинковать, стругать. Годы спустя, по аналогии с мотоциклами «Харли» чопперами стали также называть и военные вертолеты.

Поколение, родившееся после Второй Мировой войны на пике деторождаемости (период 1946-1965).

Впервые гонки в Стёрджиз были организованы еще в 1938 году мотоклубом Jack Pine Gypsies

Community (англ.) – община, группа, объединенная по интересам.

Deus ex machina (лат.) – неожиданное спасение.

Just - in - time (англ.) – принцип «строго вовремя», «по календарному графику».

Love Ride (англ.) – Пробег любви.

Ride for Life (англ.) – Пробег ради жизни.

«Miracle Ride of the Rockies » ( англ .) – Чудесный пробег Скалистых Гор.

 

* * *

Мы ждем вас в vCollege! Не упустите свой уникальный шанс получить блестящее образование в самой "горячей" области - финансовом интернет-трейдинге!

Искренне ваш,

Сергей Голубицкий

Ресурсы:

Виртуальный Колледж http://internettrading.net/college
Учебная программа Doji Star Investment Club (DSIC)

http://internettrading.net/college/ds

Архив рассылок http://internettrading.net/college/newsletters
Личная страница Сергей Голубицкого http://internettrading.net/guru

RLE Banner Network

Copyright © Myriad GZS Ltd 1999

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.tradenow
Отписаться

В избранное