Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практическая школа финансового интернет-трейдинга


Информационный Канал Subscribe.Ru

Приветствую вас, коллеги!

После замечательных летних каникул возобновляем рассылки Виртуального Колледжа. Последующие публикации условно объединенны рубрикой "Чужие уроки". Название мне не нравится (хотя сам его и придумал для колонки в "Бизнес журнале", где эти аналитические эссе дебютируют каждые две недели), ну да не суть важно. Понимаю, что для подписчиков рассылки Виртуального Колледжа интересна не дидактика (уроки!), а "трейдинговая сермяга". Что ж, поверьте на слово, оная присутствует, потому как большая часть сюжетов вертится вокруг крупнейших американских корпораций, что помогает, смею надеяться, глубже и полноценнее представить себе их фундаметнальное естество (а как торговать в условиях медвежьего рынка, не опираясь на fundamentals? Самоубийственно) . Будут, конечно, и отступления (история про Айн Ранд, например), но без отступлений заниматься трейдингом невозможно - хочется повеситься от тоски.

Поначалу анонс:

Поступил в продажу второй том "Великих афер ХХ века"
ISBN 5-98158-009-7
Книга включает еще 11 глав, а также уникальное по форме и содержанию произведение - финансово-экономический роман о самой крупной махинации XX века под именем "Энрон". Книга продается в интернет-магазине "Озон", о других способах приобретения можно узнать на сайте www.bestseller.ru

 

* * *

Мучительное преодоление виртуальности: опыт Amazon.com

 

Постановка вопроса

 

Что знает рядовой читатель (не специалист в области информационных технологий) об Amazon . com ? Три вещи: это – самый известный в мире Интернет-магазин. Это – самый большой в мире Интернет-магазин. Это – американский Интернет-магазин. Все правильно. Габариты Амазона (для простоты в дальнейшем мы будем называть Amazon . com именно так: по-родственному) легко зашкаливают любое воображение: на сайте компании выставлено на продажу более 18 миллионов товаров, ежеминутно со всего мира поступает более 100 заказов – чего уж там душой кривить: факты умопомрачительные.

 

Но существуют еще три вещи, превращающие Амазон в компанию совсем уж уникальную: год создания – 1995, рыночная капитализация – 17 миллиардов долларов (в 2000 году было 45 миллиардов!), первая прибыль получена в декабре 2002 года. Для усиления театрального эффекта переведу скупые биржевые сводки на человеческий язык: перед нами компания неполных девяти лет от роду, которая на протяжении первых семи лет регулярно постоянно и всегда демонстрировала сплошные убытки, однако при этом добилась капитализации, превышающей всю остальную американскую книжную промышленность вместе взятую! Биржевые спекулянты в конце 90-ых годов устраивали пари: «Есть ли у Амазона малейший шанс выйти на рентабельность хоть когда-нибудь в будущем или нет?». Ставки шли десять к одному, десять - за то, что рентабельности не будет никогда. Самое забавное, что спекулянты, не сомневаясь в отсутствии перспектив Амазона, продолжали скупать акции компании пачками.

 

Итак, скажите на милость: как такое возможно? Как называется экономическая система, при которой компания с вековой историей «Барнс энд Нобл», владеющая по всему миру 886 книжными магазинами и 1231 магазинами по продаже видеопродукции и компьютерных игр, оценивается инвесторами в 2 миллиарда 370 миллионов долларов, а Амазон, у которого нет ни одного магазина (!) , получает кредит доверия общественности на 17 миллиардов?

 

Экономическая система называется просто: современное посткапиталистическое общество, в котором мы имеем счастье (или несчастье) жить вот уже пятнадцатый год. Другое дело, что понять закономерности этого общества в целом и феномен Амазона в частности, «нашему» человеку особенно тяжело. А все потому, что воспитаны мы на недоброй памяти экономической теории марксизма. И даже сегодня, когда почти вековое здание «развитого социализма»развалилось на мелкие черепки, идеи Карла Ивановича Маркса, с легкой подачи якобинствующей интеллигенции (не только у нас – по всему миру!) продолжают занимать в общественном сознании почетное место. Миф о глубокой прозорливости экономических догматов Маркса, переставших работать уже на исходе 19 века, упорно протаскивается в век 21, так что два удивительных франкенштейна – Маркс и Фрейд – по-прежнему теребят гондурас обывателя, навязывая себя по поводу и без повода в качестве универсального решения сложных вопросов экономики и челове ческой психологии.

 

Что же представляет собой феномен Амазона с позиции марксистской экономики? А ничего не представляет! Вместо объяснения предлагается старая сказка про белого бычка: биржевой пузырь, массовый психоз, истерия необразованных вкладчиков, подрывная роль средств информации, скрывающих от трудящихся правду о реальном экономическом положении дел. Сколько раз мы слышали подобные «научные объяснения» со страниц журналов и газет? Короче говоря, феномен Амазона в рамках привычной экономической теории принципиально необъясним.


Всякое очередное причитание о мыльном биржевом пузыре сопровождается ритуальным пророчеством неминуемой биржевой катастрофы. В 2000 году, когда просели акции не только Амазона, но и всей индустрии «дот-комов» (компаний, занимающихся Интернет-коммерцией), ученые дядьки потирали руки: «Ну вот: пузырь, о котором мы так долго говорили и предупреждали, лопнул!»

 

Но что было дальше? Акции Амазона, достигнув исторического пика 9 декабря 1999 года (113 долларов за штуку), устремились вниз и к октябрю 2001 года обесценились почти в 20 раз (6 долларов). Вроде все срасталось: пузырь сдулся, Карл Иванович победно провернулся в гробу и еще одно недоразумение капитализма пало жертвой порочной системы. Но тут сразу после падения без всякого подготовительного периода (известного в классической теории как консолидация) акции Амазона неудержимо пошли вверх, достигнув 21 октября прошлого года отметки в 61 доллар. Получалось, за рекордные сроки отыграно более половины пути. Но и это еще не все. Амазон не только не скончался и продолжил развитие, но и вышел на прибыльность уже через два года после жесточайшего падения. Прибыльность, которой у компании никогда в жизни не было! Даже в самые благоприятные периоды.

 

Может быть, что-то изменилось в компании? Может, Амазон одумался, радикально изменил схему бизнеса, пересмотрел ценовую политику, снизил себестоимость производства? Ничего подобного! Все, как было раньше, так и осталось. Не поменялась ни одна стратегическая линия, даже уволенных в самый тяжкий период сотрудников, подобрали обратно. Создается полное впечатление, что судьбой Амазона (да и рынком в целом) управляют законы принципиально отличные от марксовых, а цена компании (объективно отраженная в ее акциях) определяется не производственными издержками (определяемыми объективными показателями трудозатрат), а какими-то внешними по отношению к самой компании факторами. Так ли это?

 

У компетентных товарищей есть одна священная мантра: «Клевещите, сколько хотите, а все равно теорию прибавочной стоимости Карла Маркса никто еще не опровергнул. И никто не проанализировал капиталистическое общество лучше и глубже великого основоположника».

 

На самом деле – и опровергли, и проанализировали. Просто в советских школах и ВУЗах об этом не рассказывалось. И самое курьезное, что сделали это более ста лет назад еще современники Карла Маркса– представители так называемой «австрийской школы экономики» - Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Евгений фон Бём-Баверк. Здесь не место для высоколобых научно-исторических дискуссий, поэтому вынужденно свожу все многообразие идей замечательных «фонов» к простой для понимания картинке: стоимость товара определяется не затратами на его изготовление и прибавочной стоимостью капиталиста-эксплуататора (как верил Карл Маркс), а потребностью общества в этом товаре. То есть спросом. Всё. Просто и со вкусом. На самом деле в книжке Менгера «Основания политической экономии» все гораздо сложнее и тоньше, но суть – как раз такова: добейтесь небывалого уровня производительности труда, снизьте себестоимость продукции до смехотворных значений, ужмите свою жадность сверх всяких границ и установите смешную прибавочную стоимость, а потом с гордостью выставьте свой товар на продажу – и все для того, чтобы убедиться: никто ваш товар не покупает, потому что он никому не интересен. Так что цена ему даже не алтын, а полушка в базарный день. А лучше – отдать даром.

 

При таком свежем (теории всего - ничего: каких-то сто лет!) взгляде на мир, судьба Амазона сразу же обретает определенность: акции компании легко оправились после биржевого краха и по второму разу обошли традиционных книжных торговцев типа «Барнс энд Нобл» только потому, что Амазон покупателям и инвесторам нравится ! Им нравится покупать в Амазоне и нравится вкладывать деньги именно в этот бизнес. А вкладывать деньги в книжные магазины «Барнс энд Нобл», без которых, между прочим, не обходится ни один американский райцентр, не нравится. Вот и вся экономика.

 

Но это только кажется. На самом деле, наши умозаключения в духе «австрийской школы» ровным счетом ничего не объясняют. Потому что не дают ответа на главный вопрос: «Что именно в бизнесе Амазон нравится людям? Что заставляет их отдавать свои деньги, закрывая при этом глаза на объективные обстоятельства и экономические показатели?». Ответ на этот вопрос можно получить только покопавшись изрядно в белье Амазона – экономическом и не только. Вот этому достойному занятию мы сегодня и предадимся.

 

Маленькая мифология

 

Не успел Амазон попасть в руки к журналистам, как тут же стал обрастать приторными сказками в лучших традициях Фабрики Грез. Девять статей из десяти, посвященных истории компании, начинаются с рассказа о том, как в 1995 году никому неизвестный маленький человечек с греческой фамилией Безос подсуетился продавать книжки прямо из своего гаража, расположенного в пригородах Сиэтла. Для усиления эффекта сообщается, что свой рабочий стол Джефф Безос подобно папе Карло собственноручно выстругал из деревянной двери (так надо понимать, что денег на нормальную мебель у него не было). Зато уже через четыре года (в 1999) мама Безоса купила легендарную стол-дверь на благотворительном аукционе за тридцать тысяч сто долларов. Вот, мол, как живуча американская мечта: даже в суровые будни гигантских стартовых капиталов у всякого Джо есть шанс добиться единственной и главной цели в жизни – разбогатеть. Стоит только захотеть, ну и постараться. Очень.

 

Если мы искренне надеемся понять скрытую механику успеха Амазона, нам с самого начала придется распрощаться с подобными иллюзиями и враками. В своему Амазону Джефф Безос, выпускник элитного Принстонского университета (а вовсе не шофер, как кому-то мечталось), шел чуть ли не десять лет. Идея Интернет-магазина вынашивалась не в гараже, а в сотнях человеко-часов, напряженных исканиях и ночной зубрежке умных книжек. И в этом, первая разгадка нашей большой загадки: Амазон – не шальное и непутевое дитя рулетки, а выверенный плод скрупулезных расчетов. Расчетов высоколобых, научных и профессиональных.

 

Джеффри Безос родился в Альбукерке 12 января 1964 года. Главным человеком в жизни Джеффа была мама, потому как папа выпал из радара уже на первом году супружеского счастья. Слава богу, бытовой трагедии не получилось: мама Джеффа принадлежала к семье первых техасских поселенцев, поэтому унаследовала ранчо Котулла и 10 тысяч гектаров (!) земли в придачу. Это добрая весть для нашего повествования: она хоть и наносит непоправимый удар по американской мечте, но автоматически снимает догадки о стартовом капитале в жизни Безоса и Амазона.

 

Дедушка Джеффа по материнской линии был тоже простым человеком – служил директором региональной комиссии по атомной энергетике в Альбукерке. Детство Джефф провел с дедушкой на ранчо, энергично наращивая интеллектуальный мускул и готовясь стать астронавтом (на худой конец – ядерным физиком). Был и еще один удар по американской мечте: чуть ли не с младенчества Джефф был феноменально одаренным ребенком. Вполне вероятно, даже вундеркиндом. В три года он целиком развинтил отверткой свою колыбельную кроватку, а в 12 лет был отмечен в книге юных дарований Хьюстона. Кстати, о Хьюстоне. Когда Джеффу исполнилось четыре года его мама повторно вышла замуж – за Майка Безоса, кубинского грека (такое тоже бывает!). В 15 лет Майк сбежал от Фиделя Кастро, очень быстро перестал разносить пиццу, поступил в университет Альбукерке и добился диплома инженера. Сразу после свадьбы пассионарное семейство переехало в Хьюстон, где Майк Безос получил работу инженера в Экксоне.

 

Как я уже сказал, любовь к конструированию не оставляла Джеффа с раннего детства: он собственноручно разработал схему и собрал электросигнализацию для того, чтобы изгонять сводных братьев и сестер из своей комнаты. Родительский гараж Джефф переоборудовал в лабораторию для научных экспериментов. Теперь читатель догадывается, откуда растут ноги у мифологии Амазона? В любом случае, к гаражам Безоса питал явную слабость.

 

Семья перебралась в Майами, штат Флорида, где Джефф окончил школу и пристрастился к компьютерам. Свое образование он продолжил в престижном Принстоне, специализируясь поначалу на физике, затем – компьютерах и электротехнике.

 

Сразу после окончания университета Безос получил место в одной из компаний на Уолл-стрит. Что не удивительно: биржевой трейдинг переживал второе рождение, поскольку доступная компьютерная техника открывала невиданные горизонты для технического анализа ценных бумаг. Диплом Джеффа оказался как нельзя кстати. Карьера молодого специалиста началась в компании «Фител», которая разрабатывала компьютерные сети для торговли на международных площадках. Скоро обнаружилось, что компьютеры интересуют Безоса исключительно в прикладном смысле, а не как самоцель. Главное – это биржа, финансы, акции, дивиденды и … деньги. Тем самым Джефф продемонстрировал уникальный симбиоз технических знаний и правильных приоритетов, который отличает всех величайших предпринимателей посткапиталистического общества. Вне всякого сомнения, Билл Гейтс наиболее близок Джеффу Безосу по духу и экзистенциальной модели.

 

Свое карьерное восхождение Безос продолжил в солидной компании «Банкер Траст», где дослужился до вице-президента. Следующая ступень – большая инвестиционная компания « D . E . Shaw », где Джефф познакомился со своей будущей женой Макензи, также выпускницей Принстона, и стал первый вице-президентом.

 

Быть бы Безосу высокооплачиваемым чиновником до конца своей жизни, если бы не открытие, сделанное весной 1994 года. Читая очередную сводку финансовых новостей, Джефф споткнулся на невероятной цифре: рост пользователей Интернета составил 2300 процентов в год! Интересно, сколько людей на планете прочли те же самые новости в тот же самый день, что и Безос? Миллион ? Десять миллионов ? А сколько из них приняли решение бросить карьеру и работу, чтобы попытать счастья на новом неведомом поприще? Как бы там ни было, но Безос поступил именно так.

 

Если кто-то полагает, что Безос тут же пустился во все тяжкие торговать книжками из своего гаража под Сиэтлом, то он ошибается. До 16 июля 1995 года – дебют Амазона в Интернете – оставалось больше года, и все это время ушло на интенсивнейшую подготовку.

 

Для начала Джефф и Макензи (которая принимала самое действенное участие в становлении проекта) перебрали все возможные торговые варианты, подходящие для Интернета. Условия эксперимента и окончательный выбор – это еще одна разгадка феномена Амазона, дающая простой ответ на простой вопрос: почему самый большой в мире Интернет-магазин появился в Америке?

Свою модель Безос строил на так называемом mail order business – торговле по почте с помощью каталогов. Не берусь утверждать, что этот бизнес является чисто американским явлением, но по крайней мере первородство и пальму первенства американцы в нем никогда никому не уступали. Главная предпосылка для торговли по почте, как догадывается читатель, это отлаженная работа самой почты. Последние лет сто пятьдесят американская почта может смело считаться недосягаемым образцом для остального мира, поэтому не удивительно, что торговля по почте с помощью каталогов расцветала пышным цветом уже на заре 20 века. Читатели наших «Великих Афер» прекрасно помнят «подвиги» и Чарльза Понци, и доктора Бринкли и удачливого наследника Френсиса Дрейка – все они торговали по почте и всех их судили по статьям о злоупотреблении почтовыми отправлениями.

Интересно наблюдать, как наши предприниматели пытаются копировать американскую модель, которая упорно отказывается ложиться на кривую отечественную инфраструктуру. Каждый россиянин рано утром выгребает из почтового ящика ворох никчемной назойливой макулатуры - эдакое знамение времени в стиле «хотели как лучше». Точно также по утрам выгребают макулатуру из своих почтовых ящиков и американцы. С одной лишь маленькой разницей: в нашем случае речь идет о бесполезных картинках и неудачной рекламе, в американском – о выгодных каталогах, позволяющих незамедлительно заполнить формуляр и заказать по почте любой приглянувшийся товар. И товар этот доставят (за соответствующую плату) уже следующим утром – будьте уверены.

Именно эта отлаженная инфраструктура в купе с почтенной исторической традицией легли краеугольным камнем в успех предприятия Джеффа Безоса. Джефф и Макензи проанализировали около 20 различных направлений почтово-каталожного бизнеса и им в глаза тут же бросился дисбаланс: торговля книгами явно отставала от продуктов питания, детских игрушек, бытовой техники, бижутерии и лекарств. Отставала по крайне банальной причине: не существовало ни одного приличного книжного каталога! Оно и понятно: мало-мальски полный каталог должен был насчитывать не одну тысячу страниц – кто же такой каталог будет рассылать по почте да еще и бесплатно?! «Вот оно, золотое дно!» - сообразил Безос. Ведь на сайте в Интернете практически с нулевыми затратами можно легко разместить каталог любого размера, причем мгновенный доступ к нему получала гораздо более обширная аудитория (вспомните 2300 % годового роста пользователей сети!).

Могла ли прийти идея продавать книги через Интернет русскому, немцу или японцу? Могла, конечно, и наверняка приходила. Был ли у них шанс стать Амазоном? Ни единого, потому что не было либо инфраструктуры (в России), либо традиции (в Германии и Японии).

Джефф Безос отправляется в Лос-Анжелес на ежегодную Конвенцию Американских книготорговцев и интенсивно знакомится со спецификой книжного бизнеса. Оказывается, что практически у всех крупных оптовиков заготовлены в электронном виде полные инвентарные списки. Оставалось сделать единственный шаг: открыть сайт в Интернете, выложить каталоги и пригласить читающую публику размещать заказы. Вы думаете, эта идея пришла в голову одному Безосу? Ну что вы: она буквально витала в воздухе Конвенции. Скажу даже больше: Амазон никогда не был первым книжным магазином в Интернете! Не был он и вторым, и даже третьим! По крайней мере три конкурента появились в сети заведомо раньше: clbooks.com, books.com и wordsworth.com, причем последний опередил Амазон на целых два года! Все они до сих пор на плаву: clbooks.com как торговал, так и продолжает торговать специализированной медицинской литературой, wordsworth.com, запущенный в 1993 году (!), напоминает доморощенную страничку студ ента-любителя, а books.com приобрел «наземный» гигант «Барнс энд Нобл». Думаю, выложил за домен не одну сотню миллионов долларов, но даже такая тотальная марка ( books . com !) не приблизила старика Барнса к успеху Амазона и на пушечный выстрел.

Вопрос: что же помешало участникам калифорнийской Конвенции и сетевым первопроходцам добиться успеха? Ответ: отсутствие технологии! Не было ее и у Безоса. Зато у него были необходимые знания, правильные знакомые и время.

Джефф совершил героический поступок: ушел из « D . E . Shaw », поставив тем самым жирный крест на звездной карьере управленца, и весь следующий год посвятил разработке программного обеспечения, способного соединить управление обширнейшими базами данных (книжными каталогами) с полным циклом обработки клиентских заказов. Конечно, работа не велась в одиночку: Безос сумел так или иначе привлечь к проекту 300 знакомых и приятелей, многие из которых были блестящими программистами. Помимо этого на семейном совете было принято решение перебраться из Нью-Йорка в Сиэтл - американский центр софтостроения. По пути Джефф и Макензи заскочили в Хьюстон, чтобы подобрать новенький «Шеврале Блейзер» - подарок отчима Майка.

В амазоновском мифотворчестве дареную машину не особенно поминают, равно как и 300 тысяч долларов, которые техасская мама и греко-кубинский отчим вложили в грядущий проект Амазона. Глубокое понимание перспектив информационных технологий продемонстрировала мама Джеффа в одном из поздних интервью: «Мы вложили деньги не в Интернет, а в нашего сына». За 300 тысяч родители получили 6 процентов акций Амазона, которых через четыре года хватило за глаза, чтобы стать миллиардерами. Кстати, Джефф вместе со всеми своими родственниками и сегодня владеет 41 процентом всех ценных бумаг компании.

Итак, блестящий джип шелестел гудиеровской резиной по зеркальному хайвею, за рулем сидела Макензи, а Джефф, разложив на коленках лэптоп, крапал бизнес план Амазона – очередная умильная картинка из мифологического загашника. Следующий лубок: по прибытию в Сиэтл, Джефф и Макензи разбили офис в своем трехкомнатном домике, переоборудовав гараж в серверную комнату. Безос сгонял в ближайший « Home Depot » и прикупил пару-тройку тех самых легендарных дверей-столов по 60 долларов за штуку. Правда, на эти малобюджетные столы поставили три микростанции Sun тысяч по 25 долларов каждая, но это уже детали.

В предварительном тестировании программного обеспечения участвовало более 300 человек. 16 июля 1995 года сайт Амазона открылся для приема заказов. Джефф Безос обратился к своим многочисленным бета-тестерам с призывом рассказать знакомым и знакомым знакомых о новом чудо магазине. Сработала цепная реакция и уже через месяц книги Амазона продавались не только во всех штатах Америки, но и в 45 странах мира. И это без всякой рекламы и маркетинговой компании. В начале осени объем продаж составил 20 тысяч долларов в неделю – феноменальный результат для 1995 года!

Калейдоскоп событий замелькал со скоростью, привычной для эпохи высоких технологий.

Вехи

- октябрь 1995: « 100-order D ay» – первый день, в течение которого было получено 100 заказов;

- июль 1996: Амазон запускает первую «немыслимую» партнерскую программу с сайтом PuppyNet , специализирующимся на продаже домашних животных: теперь наряду с книгами Амазон продает породистых щенков. Джефф Безос берет открытый курс на превращение Амазона из книжного магазина в «тотальный магазин всего». Впрочем, такой ход событий прочитывался уже в самом названии компании: ведь « Amazon » - это Амазонка, река тысячи впадающих потоков. Мечта Безоса: дать клиенту все, что он только пожелает. Сегодня эта мечта реализована практически полностью: у Амазона полмиллиона партнеров и буквально безбрежный ассортимент товаров.

- ноябрь 1996: «100- hour Day » - 100 заказов поступили в течение одного часа. В 2003 году Амазон обслуживал уже более 100 клиентов в минуту;

- май 1997: главное событие в жизни Амазона – go public . Компания получает статус общественной и ее акции поступают в открытую продажу на бирже NASDAQ. Десятки миллиардов долларов в активе Амазона - это деньги инвесторов, а не поступления от продаж. Последних даже не хватает на покрытие всех текущих издержек и производственных расходов;

- октябрь 1997. Получен заказ миллионного клиента. Джефф Безос собственноручно доставил в Японию две книжки - "Руководство по Windows NT" и "Биография принцессы Дианы". Блестящий маркетинговый ход!

- июнь 1998: следующий важный шаг на пути тотальной диверсификации – запуск раздела Amazon Music;

- октябрь 1998: продолжение мировой экспансии: Амазон открывает два новых сайта - Amazon.co.uk для обслуживания покупателей в Англии и Amazon.de – для немцев;

- декабрь 1998: в течение двух предрождественских недель Амазон обработал более миллиона заказов. Жесткие требования по доставке (не позднее 24 декабря!) форсировали переход на круглосуточный режим работы;

- апрель 1999: Амазон открывает большой отдел по продаже открыток;

- июнь 1999: десятимиллинный клиент;

- июль 1999: новые отделы: игрушки (Amazon Toys) и электроника (Amazon Electronics);

- декабрь 1999: 9 числа акции Амазона достигли исторического пика – 113 долларов за штуку. К этому времени компания поставила покупателями из 150 стран 20 миллионов товаров. Журнал «Тайм» присвоил Джеффу Безосу титул Человека Года (Time Person of the Year). В секторе «дот-комов» начинается глобальный спад, который приводит к общебиржевой смене тренда и наступлению затяжного «медвежьего» рынка;

Возрождение , которого никто не ждал

Почему Амазон пережил кризис « дот - комов »? Наверное потому, что деньги никогда не стояли во главе приоритетов руководителя компании. Впрочем, только так настоящие деньги и зарабатываются. Австрийский психиатр Виктор Франкль точно сформулировал эту закономерность: «Нельзя стремиться к собственному успеху или счастью, они могут являться только следствием… неожиданным побочным эффектом самоотверженного стремления к цели, которая несоизмеримо больше, чем сам человек».

В результате биржевого обвала, капитализация Амазона упала с 45 миллиардов до двух с половиной. Миллиарды Безоса улетучились прямо пропорционально, но, казалось, он этого даже не заметил. Компания перешла в режим жесточайшей экономии, а все поступления практически целиком инвестировались в дальнейшую экспансию – Амазон открывал новые отделы: модная одежда от Gap , Nordstrom и Land ' s End , детские игрушки в партнерстве с Toys ' R ' Us , спортивные товары от более чем 3 тысяч производителей. Недалеким аналитикам это напоминало пир во время чумы.

Расширение давалось большой кровью. 28 января 2000 года Амазон объявил об увольнении 150 сотрудников и, хотя речь шла лишь о двух процентах штата, акции компании тут же обвалились на 10 процентов. Ровно через год состоялось массовое увольнение – за виртуальными воротами оказалось 1300 человек, ощутимые 15 % штата. Это позволило сократить издержки на 150 миллионов. Кроме того Амазон эмитировал долгосрочные долговые обязательства (так называемые debentures ), которые позволили привлечь дополнительные средства инвесторов. Почти все деньги пошли на разработку новых технологий, в частности коммерческой поисковой машины, позволяющей находить любые товары, представленные на всех торговых площадках Интернета. Блестящий ход, с учетом того, что Амазоном накоплен уникальный опыт в области электронной коммерции.

Ставка Безоса на технологии была не случайной: новые решения не только понижали в разы себестоимость работ, но и превратились в уникальный – и самый перспективный – товар Амазона. Планируется, что в ближайшие годы продажа технологий составит не менее половины всего оборота Амазона. Поистине, революционный поворот в профиле компании.

Совокупность всех этих усилий дала удивительный результат: объем продаж Амазона по результатам 2002 года подскочил до 3,9 миллиардов долларов, а в 2003 году составил 5,3 миллиарда. Но самое главное – пока по остальным «дот-комам» справлялись массовые поминки, Амазон впервые в своей истории стал приносить прибыль!

Открытый эпилог

Сегодня будущее Амазона выглядит безоблачным как никогда раньше. Что позволяет Джеффу и Макензи перевести дух и сосредоточиться на новом увлечении: широкомасштабной деятельности. По словам Безоса: «Отдавать деньги нужно так же внимательно, как и строить успешную компанию».

 

 

Популярная сеть гигантских хозяйственных магазинов типа «Все для дома»

 

* * *

Мы ждем вас в vCollege! Не упустите свой уникальный шанс получить блестящее образование в самой "горячей" области - финансовом интернет-трейдинге!

 

Искренне ваш,

Сергей Голубицкий

Ресурсы:

Виртуальный Колледж http://internettrading.net/college
Учебная программа Doji Star Investment Club (DSIC)

http://internettrading.net/college/ds

Форум Виртуального Колледжа http://internettrading.net//cgi-bin/ikonboard//ikonboard.cgi
Архив рассылок http://internettrading.net/college/newsletters
Личная страница Сергей Голубицкого http://internettrading.net/guru

RLE Banner Network

Copyright © Myriad GZS Ltd 1999

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.tradenow
Отписаться

В избранное