Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практическая школа финансового интернет-трейдинга


Информационный Канал Subscribe.Ru

Приветствую вас, коллеги!

В предыдущей рассылке я рассказал о новой серии моих политико-экономико-эмоциональных эссе, публикуемых в "Бизнес Журнале" с начала этого года. Эссе, объединенных рубрикой «Apparebit» ("Тайное станет явным"). Первые четыре аппаребита были посвящены уникальной компании "Бектал" и вошли во второй том книги "Как зовут вашего бога?", которая уже передана в типографию издательством "Бестселлер". В сегодняшней рассылке с большим удовольствием представляю подписчикам первую главу истории о "Бектале" - Великих Калифорнийских Каменщиках.

* * *

Гуманоид Бек-Тал. Часть первая: возмужание

Наша история – о генералиссимусе небожителей, компании « Бектал » (Bechtel). Бьюсь об заклад, читатель даже не подозревает, рыбешку какого калибра мы зацепили сегодня в сети Аппаребита. Скорее всего для многих это имя – вообще пустой звук. Не потому только, что в отечественной прессе «Бектал» скрывается под конспиративной кличкой «Бехтель». Просто попадает эта компания в новостные репортажи раз в три года, и всегда - в виде мимолетного комментария в две-три строки. Тому есть объяснение: события, связанные с «Бекталом», почти всегда настолько невероятны, а их подоплека настолько непостижима, что, собственно, и комментировать нечего. Судите сами.

22 февраля 1999 году отец всех туркмен Сапармурат Ниязов даровал трехмиллиардный контракт на строительство каспийского газопровода консорциуму «PSG». Ну и ладушки. Смотрим участников: нефтяной гигант «Шелл». Что ж, с уважением. Кто не знает главных планетарных нефтяников? «Дженерал Электрик Кэпитал». Финансовое подразделение самой крупной американской компании. Тоже понятно – кто-то же должен покрывать расходы на строительство. Читаем дальше: «Бектал». Кто такой? Почему? Зачем? Все переглянулись, пожали плечами и кинулись к биржевым терминалам – искать «Бектал» в котировочных списках. А там сюрпризик: никаких акций у «Бектала» нет!

Как же так? А вот так: крупнейшая в мире (без всякого преувеличения) строительная компания не торгует своими акциями на фондовом рынке! Потому что «Бектал» - фирма частная и уже четвертое поколение принадлежит одноименному почтенному семейству. А раз компания частная, то она и не обязана обнародовать какие бы то ни было сведения о прибыли, доходах, расходах и тому подобном нудизме, преследующем компании публичные. Как недавно пожурил Роман Абрамович: «У нас никак не привыкнут, что человек вправе решать самостоятельно, что делать со своими деньгами».

А вот другая история, посвежее: 17 апреля 2003 года "Бектал" получил самый сочный подряд на восстановление Ирака (680 миллионов долларов). Главным конкурентом выступал Parson's – группа, вторую скрипку в которой играет компания Halliburton – детище самого вице-президента Америки Дика Чейни. И все-таки лакомый кусочек отошел именно «Бекталу». Старый вопрос: «Как же так? Что такое? Это каким же нужно обладать влиянием, чтобы отодвинуть самого вице-президента?» Все переглянулись, пожали плечами, побежали рыть дальше. Но вот незадача: частота появления «Бектал» на публике обратно пропорциональна его доходам. Обо всех достижениях компании мы узнаем всегда постфакткум. Типа: на прошлой неделе завершился такой-то (никому неведомый) тендер и очередной государственный подряд ушел «Бекталу». Был ли этот тендер вообще или не был – поди проверь!

Спешу успокоить читателя: упоминание тендеров не ради красного словца – в тех случаях, когда удавалось проверить, всегда оказывалось, что тендера как раз и не было - «Бектал» все получал за просто так. Ну, или почти за просто так: это уж точно – поди проверь!

Справедливости ради следует помянуть и официальные источники: строго дозированные и санкционированные утечки через интервью первых лиц и пресс-релизы, размещенные на сайте компании. Утечки сами по себе ничего не объясняют, зато способствует дальнейшему отвисанию челюсти: «Неужели весь 20 век человечество прожило по соседству с ТАКИМ СЛОНОМ и умудрилось его не приметить?!» Вот лишь несколько официальных цифр:

- В 1998 году компания отметила свое столетие. За это время «Бектал» реализовал свыше 20 тысяч проектов в 140 странах мира на всех семи континентах;

- В одном только 2002 году компания приняла участие в 900 новых проектах в 60 странах мира и получила доход в размере 12,7 миллиардов долларов.

Маленький нюанс: речь идет только о тех подрядах, о которых «Бектал» счел нужным поведать общественности. Если учесть, что львиная доля бизнеса компании пребывает в сфере сверхсекретных военных и разведывательных стратегических разработок, цифру дохода можно смело умножать на два. Или на три? А давайте сразу уж на четыре! Какая, собственно, разница? Ведь и так очевидно, что наш хтонический небожитель легко затмевает своих собратьев, привыкших делать дела в светлое время суток.

Что ж, полагаю, у читателя пробудился интерес к доселе неведомой ему зверушке, поэтому самое время заняться его препарированием.

Детство и пубертат

Уоррен Бектал родился 12 сентября 1872 года в семье фермера и бакалейщицы из Иллинойса. По окончании школы он ненадолго сошел с рельс, примеряя судьбу странствующего музыканта, однако быстро одумался, остепенился, женился на девушке по имени Клара и приступил к разведению крупного рогатого скота по примеру родителя. К сожалению Уоррену не удалось до конца придушить гуманитарные задатки юности, поэтому в 1898 году его ферма полностью разорилась, так что пришлось наниматься на службу в одну из переживающих бум железнодорожных компаний. Следующие восемь лет Уоррен рыл ямы под полотно и набирался опыта. Его самозабвенная вера в перспективность древнего ремесла каменщиков окрепла настолько, что в 1906 году он учредил семейную фирму, которая занималась тем же самым: рыла ямы и прокладывала рельсы.

Дела у Уоррена и его брата Артура шли отменно. Венцом их усилий стало строительство в 1919 году знаменитой калифорнийской трассы 96 вдоль речки Кламат. Следующее достижение: контракт на сооружение водного туннеля в горах Сьерра-Невады.

В 1925 году изменился корпоративный статус: семейный подряд усилили сыновья Уоррена: Уоррен младший, Стивен и Кен. Новую компанию переименовали в «W.A. Bechtel Company». Несмотря на расширение фирма сохранила неповторимый семейный аромат: не только сыновья, но и рядовые работники по найму называли Уоррена-старшего не иначе как «Батей» (Dad).

Между тем, «Бектал» окончательно возмужал и созрел для серьезных дел. Уже в следующем году компания претворила в жизнь свой первых по-настоящему крупный государственный подряд: строительство плотины на озере Бауман.

В 1928 году Конгресс США утвердил Закон о возведении гидроэлектростанции на реке Колорадо в каньоне Болдер. Первоначально плотина так и называлась - Boulder Dam. Однако очень скоро в результате энергичных закулисных игр ее переименовали в честь президента Герберта Гувера. Под этим именем – Гуверовская дамба (Hoover Dam) – она и вошла во все энциклопедии мира как современное Чудо Света: крупнейшее строительное сооружение со времен египетских пирамид.

В ожесточенную конкурентную борьбу включилась чуть ли не сотня компаний, которые на протяжении двух лет склоняли Дядюшку Сэма на свою сторону. Победителем вышел «Бектал», который сумел провести ряд блистательных маневров, в результате которых шесть самых яростных конкурентов объединились (под руководством «Бектала», разумеется) в специально созданную по этому случаю корпорацию. Высокий дипломатический талант Уоррена-старшего ярче всего проявился в названии, которое глава «Бектала» предложил для союза бывших соперников: The Six Companies Corporation – Корпорация Шести Компаний! 11 марта 1931 года Госдепартамент внутренних ресурсов официально передал подряд на строительство Гуверовской дамбы альянсу «Бектала», подкрепив решение чеком на 48,9 миллиона долларов (в сегодняшнем эквиваленте – 475 миллионов).

То были золотые годы знатных калифорнийских каменщиков и «Бектал» честно зарабатывал свой капитал и репутацию: красную ленточку Гуверовской дамбы разрезали в 1936, на два года раньше запланированного срока! Похоже, стахановские рекорды в грозные тридцатые били по обе стороны атлантического океана. Проделанная работа впечатляет: на плотину пошло около пяти миллионов кубометров бетона, 40 тысяч тонн листовой стали, 3 тысячи тонн труб и арматуры, 20 тысяч тонн армированной стали. Высота Гуверовской дамбы – 220 метров, ширина – 200 метров, общий вес – более 6 с половиной миллионов тонн.

К сожалению учредителю строительной империи не посчастливилось пережить триумф национального героя: он скоропостижно скончался 28 августа 1933 года в самый разгар возведения Гуверовской дамбы. Смерть вырвала «Батю» Уоррена из рядов успешных каменщиков в тот исторический момент, когда он закладывал самую главную кладку своей жизни: устанавливал далеко идущие отношения на дальних рубежах. Знаете, где умер Уоррен Бектал? Никогда не догадаетесь: в Москве! В разгар сталинских репрессий калифорнийский «Батя» делился опытом с московским «Горцем». Невероятный пируэт судьбы, не правда ли? То ли еще будет!

Стивен Бекталу вступил в должность управляющего семейной компанией и руководителя проекта по сооружению Гуверовской дамбы в неполных тридцать три года. Вдохновившись космическими планами отца, он бросил вызов судьбе: «Мы будем строить что угодно, для кого угодно и независимо от места, специфики и размера» - эти пророческие слова нового президента компании «Бектал» не только явились прямым следствием советских переговоров Уоррена-старшего, но и долгие годы определили генеральную линию развития этого удивительного семейного бизнеса.

Историческая заслуга Стивена Бектала перед родной фирмой заключается в двух начинаниях: предельной диверсификации бизнеса и тотальном расширении по всей планете. Сразу после завершения строительства Гуверовской дамбы, "Бектал" с не менее грандиозным успехом покусился на еще одно культовое сооружение Америки: построил восьмимильный "Бэй-Бридж" ( Bay Bridge ) , соединяющий Сан-Франциско с Оукландом.

В следующем, 1937 году Стивен Бектал объединил компанию с инженерной фирмой Джона МакКоуна - событие, как скоро мы убедимся, имевшее принципиальное значение для будущего развития. По доброй традиции новое юридическое лицо получило красивое имя: "Компания Бектал-МакКоун".

В таком виде наши каменьщики и вступили во Вторую Мировую войну.

"Это вам не пикник!"

О Второй Мировой войне написано море книг, в основном, о страдательном и героическом ее аспекте. Столько же написано и о зверином лике германского фашизма с обилием ветхозаветных метафор и аналогий. На порядок меньше написано об экономической подоплеке войны. Наконец, совсем мало сказано о множественных скрытых механизмах как внутри самой Германии, так и за ее пределами, которые эту войну подготовили, выкормили и развязали. Между тем, тема эта - чертовски интересна и когда-нибудь мы обязательно ей займемся, может быть, даже в рамках Аппаребита. Пока же затроним только один аспект, который, однако, сыграл ключевую роль в судьбе "Бектала". Речь идет о нефтяной составляющей Второй Мировой войны.

19 июля 1940 года президент Рузвельт подписал Закон о расширении морского присутствия на двух океанах ( Two - Ocean Naval Expansion Act ), который стимулировал ускоренное строительство двух флотилий на обоих ожидаемых театрах военных действий - Тихом океане и Атлантике. Морская комиссия США выбрала "Бектал" для возведения судоверфи на побережье Тихого океана. Строительство было развернуто в Саусалито, где в рекордно короткие сроки было налажено производство нефтяных танкеров и грузовых судов для военно-морского флота Америки. Итак, "Бектал" строил верфи, а знаете, кто строил корабли? Калифорнийская Судостроительная кампания Джона МакКоуна!

Можно предположить, что речь идет о простой случайности в совпадении деловых интересов. Однако скоро мы увидим, что на самом деле тандем Бектал-МакКоун явился отражением принципиальной схемы корпоративной экспансии, разработанной Стивеном Бекталом для семейного бизнеса. Эта схема не допускала мезальянсов: выбирается достойная "пара", равная "Бекталу" по деловым связям и финансовым возможностям, создается новая структура, специально для закрепления долевого участия в совместных проектах, а затем происходит "разрыв кабанчика", в роли которого, как правило, выступает государство. Интересно, что государственные подряды распределяются между внешне независимыми коммерческими структурами, принадлежавшими участникам альянса еще до объединения. Перифразируя одноименного классика марксизма-ленинизма, можно сказать, что Стивен Бектал исповедовал творческий подход к триумфальному шествию капитализма по планете.

Строительство заливных танкеров на верфях Бектала-МакКоуна, конечно же, не явилось случайностью. Безусловно, западный мир очень опечалился, когда Германия триумфально сыграла аншлусс с Австрией, захватила Чехию, и аннексировала Польшу. Наверное, кого-то огорчили и попытки союзной по "Оси" Японии откусить монгольский филей от Советского Союза.И все же рискну предположить, что основной головной болью Англии и Америки явился итальянский захват в сентябре 1940 года Ливии и Египта, а также военный переворот в Ираке, который привел в апреле 1941 года к власти прогерманскую группировку "Золотая Площадь": "осевые" союзники планомерно отсекали западное сообщество от главных энергетических источников.

Все точки над i расставила японская атака на Перл-Харбор в декабре 1941 года и последовавший за ней (3 июня 1942 года) захват алеутских островов Атту и Киска. Сомнений не оставалось: Япония явно планировала захват Аляски вместе с бесценными стратегическими запасами нефти. Командование Вооруженных сил США издает распоряжение о строительстве ALCAN - Alaskan-Canadian Highway , Аляскинско-канадской трассы для скоростной переброски войск к северным границам. Забавно, что решение о строительстве аляскинской трассы было принято Конгрессом еще в 1929 году, однако все эти годы оставалось на бумаге.

Параллельно с ALCAN планировалось строительство нефтепровода CANOL (от Canadian Oil , Канадская нефть) для удовлетворения топливных нужд перебрасываемых воинских частей и огромного количества боевой техники. Кроме того топливо требовалось для обеспечения многочисленных аэродромов от Монтаны до Аляски. К слову, эти аэродромы выполняли роль дозаправочных площадок для самолетов Р-39, которые летели дальше - в Советский Союз по ленд-лизу. Если раньше горючее доставлялось танкерами из Калифорнии, то теперь это стало невозможным из-за беспощадно жалящей японской авиации, однозначно доминировавшей в Тихом океане после того, как американские "серебряные крылья" бесславно сложились в Перл-Харборе.

На бумаге военный проект ALCAN - CANOL явился самым грандиозным начинанием в американской истории. В реальности он обернулся одним из самых драматических фиаско. Командование разработало комплексный план, который включал в себя:

1. Повышение уровня добычи нефти на скважинах Норман Уэллс до трех тысяч баррелей в сутки;

2. Строительство нефтеперерабатывающего завода в Уайтхорс на территории Юкон;

3. Проведение нефтепровода от Норман Уэллс к Уайтхорс, а затем на север и на юг вдоль трассы ALCAN аж до Фэрбанкса на Аляске;

4. Строительство самой трассы ALCAN от Фэрбанкса до самой южной границы Канады в провинции Британская Колумбия;

5. Подготовка и переброска в СССР 8 тысяч самолетов по ленд-лизу.

Я умышленно довожу до читателя детали этого проекта для того, чтобы он оценил всю серьезность намерений американского государства и беспрецедентную степень доверия, оказанного коммерческим структурам, которым поручили выполнять героическую миссию.

Итак, строительство CANOL поручили нашему герою - Бектал. Следуя собственному прецеденту Бектал сформировал консорциум специально под данный проект. В группу вошли также H.C.Price Corporation и W.E. Callahan Construction. Бектал взялся за дело с энтузиазмом. 15 июня 1942 года по всей Калифорнии были развешаны такие плакаты:

Это вам не пикник!

Условия труда и проживания на нашей стройке сложнее, чем на всех остальных объектах, когда-либо возводимых в Соединенных Штатах или за рубежом. Всем, кто подпишет контракт, придется жить и работать в невообразимо экстремальных условиях. Погодные условия будут колебаться от 40 градусов жары до 40 градусов мороза. Вам придется сражаться с болотами, реками, льдом и морозом. Комары, слепни и москиты будут не просто досаждать, а вызывать физическую боль. Если вы не готовы к работе в подобных условиях, пожалуйста, не подавайте заявку.

15 июня 1942 года Бектал-Прайс-Каллахан

 

К сожалению, божественные промыслы неисповедимы. Вопреки героико-патриотическому пафосу строительство Бекталом нефтепровода обернулось грандиозной катастрофой. Дело даже не в политических просчетах - очень скоро оказалось, что Япония не только не собирается нападать на Аляску, но и просто не обладает достаточной мощью для проведения столь масштабной военной операции. Главная причина провала лежала в другом месте. Месте совсем неожиданном. В 1943 году сенатский комитет под управлением Гарри Трумана, расследовавший случаи злостного обогащения коммерческих структур в условиях военного времени и коррупции государственных чиновников, обнародовал результаты дознания, в котором почетное место занимал Бектал-МакКоун. На проект CANOL правительство выделило 143 миллиона долларов и все эти деньги без остатка растворились в бухгалтерии Бектала. Труман назвал строительство нефтепровода более разрушительным для общего дела победы, чем любой мыслимый акт саботажа со стороны прямого врага. Группа Бектал-Прайс-Каллахан отличалась беспрецедентным нарушением смет, графиков работ, перерасходами по прямым и неапробированным статьям, полным отсутствием четкого руководства и откровенными просчетами менеджмента. К этому букету добавили и другой: множественные акты подкупа чиновников и использование взяток для получения нужных контрактов.

Как ты думаешь, читатель, что случилось с Бектал-МакКоун и его руководителями Стивеном Бекталом и Джоном МакКоуном после такого откровения? Конечно, Америка не СССР, а Рузвельт не Сталин (говорят, во время ялтинской встречи при появлении кремлевского горца в комнате американский президент постоянно испытывал чисто инстинктивное желание встать из инвалидной коляски). На наших просторах даже за тысячную долю перечисленных прегрешений не только сами руководители-каменщики, но и память о некогда существовавшей строительной компании была бы развеяна по ветру и растворена в ванне с соляной кислотой. Но даже с учетом всех интерполяций можно было предположить, что Бектал-МакКоун как-нибудь да накажут. И что же? А ничего. Ровным счетом - ни-че-го! Сенаторы поговорили-поговорили и перестали. Правда, ненадолго.

Сразу после войны Стивен Бектал выкупил долю Джона МакКоуна в "Бектал-МакКоун" и семейный бизнес вновь стал семейным. Теперь уже под именем Bechtel Corporation (это название компания сохранила и сегодня). Кому-то покажется, на дурном отечественном опыте, что один партнер устранил другого, выдавив из совместного бизнеса. Какое заблуждение! В мире небожителей так дела не делаются. Просто Джон МакКоун пошел на повышение, получив важное задание - творчески развить линию корпоративной экспансии на доселе неокученных нивах. Джон МакКоун возглавил только зародившуюся и сказочно перспективную государственную комиссию по атомной энергетике. Во время процедуры утверждения на должности в Сенате Ральф Кейси, возглавлявший ревизионный комитет ( GAO , General Accounting Office ), не удержался от филиппики, помянув роль соисканта в лихую годину : "Никогда еще в истории американского бизнеса, будь то в военное или мирное время, так много людей не зарабатывало так много денег с таким минимальным риском, и все за счет рядовых налогоплатильщиков". Читатель наверное решил, что Ральф Кейси намекал на роль Джона МакКоуна в проекте CANOL . Вовсе нет. Ральф Кейси имел ввиду 100 миллионов долларов, которые Калифорнийская Судостроительная компания МакКоуна заработала на господрядах, инвестировав собственных денег только 400 тысяч.

Безусловно речь Ральфа МакКоуна не могла оставить равнодушными сенаторов, поэтому они почти единодушно утвердили Джона МакКоуна на ответственном государственном посту. И тут же в истории Бектала открылась новая страница: более чем на полвека строительство атомных электростанций и участие в разнообразных проектах, так или иначе связанных с атомной энергетикой, стали доминирующей линией в бизнесе калифорнийских каменщиков. Параллельно Бектал энергично породнился с военным ведомством, что стало возможным вместе с последующим назначением делегированного в правительство Джона: после атомного кабинета МакКоун возглавил ... ЦРУ! Обо всем этом - в новом Аппаребите!

 

* * *

Мы вас в vCollege! Не упустите свой уникальный шанс получить блестящее образование в самой "горячей" области - финансовом интернет-трейдинге!

 

Искренне ваш,

Сергей Голубицкий

Ресурсы:

Виртуальный Колледж http://internettrading.net/college
Учебная программа Doji Star Investment Club (DSIC)

http://internettrading.net/college/ds

Форум Виртуального Колледжа http://internettrading.net//cgi-bin/ikonboard//ikonboard.cgi
Архив рассылок http://internettrading.net/college/newsletters
Личная страница Сергей Голубицкого http://internettrading.net/guru

RLE Banner Network

Copyright © Myriad GZS Ltd 1999


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное