Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Фондовый рынок за 2007 год: взлёт и просадка. Старый добрый АвтоВАЗ


Фондовый рынок за 2007 год: взлёт и просадка. Старый добрый АвтоВАЗ

Во время каникул постараюсь написать всё, что задолжал и задумал за последние пару месяцев. Если вы уходите из интернета на праздники, не забудьте вернуться на superinvestor.ru и посмотреть последние публикации. Сегодня же, в двух заметках, в качестве затравки к итогам прошедшего года и мыслям о следующем, - немного “занимательной статистики”, которая хорошо показывает возможности и риски российского фондового рынка.

Самый стремительный взлёт

Название Рост, %
1 Распадская 215,05
2 ДагГК ао 194,80
3 АВТОВАЗ ао 164,10
4 НижгорСб 164,00
5 ЗагорГАЭС 159,17
6 КАМАЗ 149,60
7 БелгорЭн 115,37
8 ВоронЭнр-п 101,87
9 ВХЗ-ао 96,97
10 ИнтерИндИП 94,71

Думаю, частным инвесторам большинство названий ни о чём не говорит. Действительно, это акции относительно небольших компаний, которые торговались на малых оборотах. Половина бумаг в этом списке - региональные энергокомпании, как генерирующие, так и сбытовые. А на 10-м месте и вовсе паи ПИФа “Интерфин Индустрия”. На самом деле, этот “топ” особого интереса не представляет, так как по акциям с небольшим оборотом на бирже прогнозировать что-либо очень сложно, а купить их по адекватной цене - отдельная задача.

Есть смысл отфильтровать бумаги по показателю оборотов на бирже, т.е. по доступности для частного инвестора. На мой взгляд, хорошей “отсечкой” для более понятного рэнкинга может стать годовой оборот по бумаге на уровне не менее 3 млрд руб. Почему? Честно говоря, это сугубо эмпирически подобранная величина, при взгляде на полный список акций мне она представляется наиболее адекватной. Подобную фильтрацию я делал, когда писал о дивидендах.

В этом случае картинка сильно изменится. (Во втором столбце - номер в “полном” списке).

Название Рост, %
1 3 АВТОВАЗ 164,10
2 6 КАМАЗ 149,60
3 12 АВТОВАЗ п 89,58
4 16 СевСт-ао 83,44
5 23 СевсталАвт 66,38
6 24 МТС 66,33
7 29 НЛМК 63,40
8 32 Аэрофлот 61,65
9 33 ГМКНорНик 57,58
10 51 Ростел 44,45

Как легко заметить, лидеры - бумаги автопроизводителей. Таких в “реальном” топ-10 сразу четыре (обыкновенные и привилегированные акции АвтоВАЗа, обыкновенные акции Камаза и Северсталь-авто). Еще три строчки занимают металлурги (Северсталь, НЛМК и “Норильский никель”), две - телеком-компании (МТС и Ростелеком) и одинокий Аэрофлот на восьмой строке.

Я бы сказал, что в данном случае речь идёт не о каких-то замечательных реальных успехах автопроизводства в России, а о предыдущей недооценённости этих компаний. После того, как на АвтоВАЗе закончился организационный бардак, а новые хозяева завода начали активно искать, кому бы сбыть четверть, а то и половину акций, инвесторы оживились и начали скупать акции завода. Помогли этому и действия по увеличению прозрачности владения акциями (сумасшедшая система перекрёстного владения будет вскоре упразднена), и неприятности с поставками иномарок на российский рынок (на фоне дефицита машин люди готовы покупать даже “ТАЗики”).

За металлургов сыграли быстро растущие цены на металлы. Вокруг МТС было много слухов о возможном слиянии с крупными западными компаниями, да и финансовые показатели оператора вполне хороши. Аэрофлот активно развивается, рынок авиаперевозок хорошо растёт на фоне появления свободных денег у населения.

Кроме перечисленных выше акций, “лучше рынка” выглядели (т.е. выросли сильнее, чем индекс ММВБ, который за год поднялся на 12%) ещё несколько региональных энергетических компаний, Магнитогорский меткомбинат, “Газпром нефть”, Татнефть. Чуть обгоняют индекс Сбербанк и Газпром. Чуть ниже РАО ЕЭС, Мосэнерго и Новатэк.

Легко заметить, что порфель, собранный из “базовых” для российского рынка бумаг - РАО ЕЭС, Газпром, Сбербанк с добавлением некоторых других популярных, в первую очередь, металлургических, за год показал бы доходность несколько выше, чем индекс, инфляция и банковский процент. А если этим портфелем еще и немного управлять, пересматривая его раз в месяц или в квартал, то можно было бы получить и заметно более высокую доходность - за счёт выхода в деньги на время глубокой коррекции. Конечно, почти наверняка в портфеле окажутся и убыточные акции. К сожалению, сбалансированность портфеля подразумевает не постоянный рост по всем бумагам, а возможность компенсировать потери по одним акциям за счёт других. Желательно, с итоговой прибылью ;).

Кстати, мой сбалансированный виртуальный портфель, сформированный в июле, на данный момент показывает доходность выше 30% годовых, хотя никаких “откровений” в его составе нет - это обычный “частный” инвестпортфель, который мог бы собрать любой непрофессионал.


В избранное