Сегодня во многих газетах выйдут заметки о том, что китайская нефтяная госкорпорация PetroChina стала самой дорогой компанией мира. Более того, её капитализация на вчерашних торгах впервые в истории мирового бизнеса чуть превысила 1 триллион долларов. Безусловно, это - фантастическая величина. Тем интереснее понять, почему так получилось, и что будет дальше, и почему такого не должно быть.
Контрольный пакет акций PetroChina принадлежит государству, точнее, госкомпании CNPC. На свободном рынке обращается всего 14% акций PetroChina. Причём структура обращения весьма своеобразна: примерно 10% торгуется на бирже Гонконга, около 2% со вчерашнего дня - в Шанхае (континентальный Китай), остальное - на западных площадках в виде расписок.
Тонкость ситуации в том, что китайские граждане не имеют доступа к торгам в Гонконге или где-либо ещё, они вынуждены торговать на своих “коммунистических” биржах. Более того, на рынках обращаются разные акции одних и тех же компаний: одни для “внутреннего” потребления, другие - для “внешнего”. А внутренний спрос на китайском рынке огромен: население прочувствовало вкус “лёгких” денег, ради которых не надо горбатиться по 12 часов на фабрике, и, совершенно ничего
не понимая в “буржуазном” фондовом рынке, скупает всё, что продаётся. Предложение же при этом далеко не так велико. Поэтому и цены на акции одной компании могут сильно различаться: в материковом Китае они выше, за границей - заметно ниже.
PetroChina до сих пор торговалась в основном в Гонконге и занимала высокую, но не фантастическую позицию: в недавнем рэнкинге Financial Times она была названа второй крупнейшей компанией мира после ExxonMobil с капитализацией около 450 млрд долларов. Лидер при этом стоил 511 млрд долларов.
Так какое же число считать “более правильным”? Самое смешное, что - никакое. Обе суммы (и 450 млрд, и 1 трлн долларов) показывают очень сильную переоценку компании инвесторами. Достаточно посмотреть на показатель P/E для PetroChina и сравнить его с показателями других нефтекомпаний. Для китайских нефтяников отношение капитализации к прибыли за 2006 г. равно 52, а для, скажем, того же ExxonMobil P/E=12,7, у BP P/E=13, у Royal Dutch Shell P/E=9,5,
у Лукойла P/E=9,6. В целом по отрасли ситуация примерно такая же. При этом запасы нефти у PetroChina меньше, чем у Лукойла, который стоит всего 78 млрд долларов.
Если смотреть на бизнес-среду, то ситуация тоже не в пользу PetroChina. Правительство Китая жёстко регулирует цены на бензин в стране, что не даёт компании возможности полностью использовать потенциал своей нефтепереработки. Да и в целом, бизнес-риски при коммунистических властях огромны - если, например, партия прикажет бесплатно поставлять бензин и нефть на внутренний рынок, инвесторы потеряют очень много. Пример, конечно, с большой натяжкой, но узнать, что там в головах у престарелых членов Политбюро ЦК
КПК, невозможно.
Я бы сказал, что по грубым прикидкам компания переоценена как минимум раз в пять, а может быть и больше. Т.е. её “нормальная” цена - от силы миллиардов 200 долларов - меньше, чем у Газпрома. И рано или поздно рынок всё равно выведет акции на справедливый уровень. Кстати, многократная переоценка - проблема всего китайского рынка. Там надулся фондовый пузырь чудовищных размеров. И когда он лопнет, волны пойдут по всему миру.
Бонус для дочитавших до конца. Интересная заметка о китайском рынке в журнале Финанс.