Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пробки не на дорогах, а в головах


Финансовый кризис. Обзор новостей и аналитики

21 июля 2010 г.

Пробки не на дорогах, а в головах


В условиях откатной экономики пропускная способность дорог всегда растет медленнее, чем количество машин

В конце июня на 24-м километре Ленинградки внезапно перекрыли мост; это привело к многочасовым пробкам и опозданиям пассажиров Шереметьева на рейсы.

Благодаря гендиректору Шереметьева Василенко, расценившему коллапс как диверсию властей Москвы, якобы устранявших конкурента принадлежавшего им Внукова, история получила шумное освещение, и премьер Путин даже поручил вице-премьеру Сергею Иванову разобраться в этом вопросе.

Между тем транспортный коллапс на Ленинградке — вовсе не единственный случай. Второй год продолжается транспортный коллапс на мосту через реку Сим на федеральной трассе «Урал» — де-факто единственной магистрали, по которой люди с Южного Урала и Восточной Сибири едут отдыхать на юг. Мост все ремонтируют, а машины стоят часами. Продолжается транспортный коллапс на Горьковском направлении — электрички ходят, как в Гражданскую войну, с пассажирами на крыше.

И даже без всякого ремонта моста путь в Шереметьево может занять часы. Я могу точно сказать, что последний раз я из Шереметьева домой ехала четыре часа. Причина: президент, или премьер, или простой чиновник категории «А» ехали по Рублевке, для этого перекрыли МКАД и съезды на Рублевку, ударная волна от пробки распространилась по МКАД, которая фактически встала.

Причину коллапса я бы сформулировала просто: в условиях откатной экономики пропускная способность дорог всегда растет медленнее, чем количество машин.

Иначе говоря: количество «Мерседесов», которые покупает начальник строительства, БМВ, которые покупает его куратор, и даже «Жигулей», которых покупает няня собачки начальника, — растет быстрее, чем метры дорожного полотна.

Россия получила за 10 путинских лет 1,5 трлн нефтедолларов и не построила при этом ни одного километра дороги, отвечающей всем критериям «экспрессвея». Для сравнения: последние 20 лет Китай строит 5—6 тыс. км таких дорог каждый год и к настоящему времени обладает второй по величине дорожной сетью после США.

Зато в России строят за миллиард долларов мост на остров Русский, где живет 3 тысячи человек, и развязку на Соколе за 60 млрд рублей.

После распоряжения Путина власти показали себя во всем блеске: губернатор Московской области Борис Громов поступил в точности как Мария-Антуанетта, посоветовав гражданам, спешащим в аэропорт, пересесть вместо автомобилей в вертолеты, а вице-премьер Сергей Иванов сообщил, что причина пробки заключалась в том, что ремонт был начат без согласования с ГИБДД. Видимо, если бы согласовали, все бы успели купить вертолеты.

Увы. Причина пробки на Ленинградке (которая после благодетельного распоряжения премьера не рассосалась, а просто переместилась в черту города) заключается не в том, что дорожники без предупреждения перекрыли мост. Она заключается в том, что за те 10 лет, которые мост нуждается в ремонте, никто не озаботился постройкой второго моста и вообще альтернативных дорог в Шереметьево; что все земли по бокам Ленинградки, зарезервированные в советское время под расширение дорожного полотна, проданы под торговые центры, и таким образом вместо увеличения пропускной способности дороги произошло увеличение транспортной нагрузки на нее.

Она заключается в том, что под коммерческую застройку проданы земли, необходимые для полноценных развязок с Ленинградки на МКАД, и что все грандиозные деньги, которые московские власти потратили для расширения Ленинградки в черте города (включая уже упомянутые 60 млрд рублей на развязку у Сокола), потрачены впустую, так как, пользуясь словами эксперта по транспорту Михаила Блинкина, «все это 12-полосное великолепие приезжает в то же бутылочное горлышко Химок».

Иначе говоря, она заключается в том, что нынешние власти относятся к дороге и городу так же, как они относятся ко всей России. Они не видят город как единое целое, объект стратегического развития, в котором транспортное планирование должно быть увязано с любым другим. Они видят город как сумму земельных участков, которые можно продать.

Это, знаете ли, как с аварией, в которой пьяный водитель без прав на «Мазерати» летел по встречке и врезался в дерево. Причиной аварии является не дерево. Причиной аварии является водитель. Точно так же и с пробкой на Ленинградке. Причиной коллапса является не конкретный мост: ею является система.

Очень часто спрашивают: каково будет будущее России? Распадется ли она? Но при нынешних властях Россия уже фактически распалась на не связные между собой пространства. На пространство, по которому нельзя ездить из-за пробок, и на пространство, по которому нельзя ездить из-за отсутствия дорог.

В Древнем Китае столичные дороги были трехрядными: справа — туда, слева — обратно, а посередине мог ехать только император. В феодальной Франции существовал принцип преимущественного проезда: моя бричка едет впереди обывательской. В феодальной Японии при проезде дайме все тоже должны были освободить дорогу: замешкавшись, можно было лишиться головы.

Такой принцип пользования дорогами несовместим с современным обществом. Дорога — это образ мира. И если предсказывать, что случится с нынешней системой управления, то ответ заключается в том, что с ней случится то же, что с Ленинградкой. Она встанет.

НОВАЯ ГАЗЕТА - Юлия Латынина


В избранное