Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", на 20 июня, понедельник

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА, ФИНАНСЫ И БИЗНЕС

Дубль два

"Сургутнефтегаз" вернулся к проекту строительства еще одного НПЗ в Ленинградской области

"Сургутнефтегаз" реанимировал план строительства нефтеперерабатывающего завода в Ленинградской области, в районе нефтеперевалочного порта Приморск. Как заявил в минувшую пятницу президент компании Владимир Богданов, сейчас просчитываются различные варианты осуществления этого проекта.

"Сургутнефтегаз" -- компания, крайне несбалансированная по добыче и переработке. Ее единственный НПЗ в Киришах (Ленинградская область) способен переработать около 18 млн тонн нефти в год -- примерно в три раза меньше, чем добывает компания. Для "Сургутнефтегаза" весьма выгодно возводить завод в Приморске: здесь находится терминал ЛУКОЙЛа, со временем появится порт "Транснефтепродукта". Проблем с доставкой сырой нефти нет -- она идет в Приморск по Балтийской трубопроводной системе. Год назад "Сургутнефтегаз" уже делал расчеты строительства нового НПЗ. Тогда глава Киришского НПЗ Вадим Сомов (в то время он еще занимал пост вице-президента "Сургутнефтегаза") говорил, что сооружение этого предприятия экономически невыгодно из-за отсутствия инфраструктуры, энергетической базы, железной дороги, воды и рабочей силы. Видимо, теперь "Сургутнефтегаз" все-таки решил обзавестись вторым НПЗ.

"Мы не отказываемся от этого проекта. Сейчас разрабатывается ТЭО", -- сообщил г-н Богданов. Как только будет положительное заключение, "Сургутнефтегаз" начнет строительство нефтеперерабатывающего завода, добавил он, посетовав, на "массу вопросов, связанных с энергетикой, водоснабжением -- водопровод туда придется тянуть издалека".

По словам президента "Сургутнефтегаза", мощность будущего завода еще обсуждается: "Это может быть и 7, и 10, и 12 (млн тонн переработки сырой нефти в год. -- Ред.)". Он не уточнил примерную стоимость проекта (в прошлом году представители компании говорили, что необходимо вложить около 1,3 млрд долл.). Нефтяник не дал однозначного ответа и на вопрос о том, будет ли участвовать в этом проекте "Роснефть", ведь ранее компании объявляли, что будут совместными усилиями строить этот завод, а также терминал мощностью несколько десятков миллионов тонн. "Терминал "Роснефть" строит сама", -- сказал г-н Богданов (на самом деле никакого строительства пока не ведется).

Не исключено, что "Сургутнефтегаз" реанимирует этот план в расчете на новые нефтяные активы. Например, отвечая на вопрос о том, будет ли компания покупать оставшиеся активы ЮКОСа, г-н Богданов загадочно ответил: "Да не волнуйтесь вы -- ЮКОС будет работать". Правда, не уточнил, под чьим началом.

Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург

Договориться с прокурором

KPMG пытается избежать судебного преследования за продажу схем уклонения от налогов

Одна из ведущих аудиторских и консалтинговых фирм США, входящая в число крупнейших аудиторов мира, -- KPMG -- пытается избежать судебного преследования по делу об оказании сомнительных услуг. Правоохранительные органы подозревают аудитора в разработке нелегальных схем по уходу от налогов, которые продавались крупным клиентам в 90-х годах. Расследование относительно этой деятельности KPMG было начато год назад. Федеральная прокуратура США объявила о готовности возбудить уголовное дело в отношении компании уже в ближайшее время. Как передает Bloomberg, в конце прошлой недели в попытках избежать скандала и уголовного преследования, которое может поставить под угрозу дальнейшее существование KPMG, высший руководящий состав компании инициировал начало проведения переговоров с представителями юстиции. "Мы принимаем полную ответственность за незаконное поведение бывших партнеров KPMG с 1996 по 2000 годы и глубоко сожалеем о том, что произошло", -- говорится в официальном сообщении компании.

По словам бывшего федерального прокурора США Джейкоба Френкеля, компания "предпринимает конструктивные меры для избежания уголовного преследования". Он считает, что возможность заключения сделки с Минюстом США очень велика. Между тем, не исключено, что некоторым участникам махинаций не удастся избежать ответственности.

Главная проблема, с которой стакиваются правоохранительные органы в хоже расследования деятельности столь крупной компании -- как не перегнуть палку. Ведь громкий судебный процесс против известной аудиторской компании Arthur Andersen, входившей в пятерку крупнейших аудиторов США, закончился в 2002 году ее разорением. При этом несколько лет спустя выяснилось, что Arthur Andersen была вовсе и не виновата в разорении своего клиента -- энергетического концерна Enron (в мае Верховный суд США отменил приговор в отношении компании, признав, что ее сотрудники действовали в соответствии с внутренним уставом, не противоречащим закону). Однако восстановить былые позиции Arthur Andersen уже вряд ли когда-либо удастся.

Аналитик аудиторской отрасли в инвестиционной компании Lehman Brothers Роберн Вилленс полагает, что прокуратура не станет преследовать KPMG, принимая в расчет историю Arthur Andersen. "Я не считаю, что они ищут способы довести дело до суда, -- полагает он, -- причем не потому, что у них для этого нет оснований, а потому, что не нет реального смысла наказывать клиентов KPMG и увеличивать шансы корпоративной Америки сократить список основных аудиторов до трех".

Сейчас KPMG предоставляет свои услуги примерно 1 тыс. компаний и имеет около 1600 партнеров в США.

Денис УВАРОВ

Банкиры не забыли ЮКОС

Компания проиграла иск ценой почти полмиллиарда долларов

Банки-кредиторы ЮКОСа не оставляют попыток взыскать с него долг. В минувшую пятницу лондонский суд удовлетворил требования мировых банков во главе с Societe Generale и признал, что ЮКОС должен заплатить им 482 млн долл. по выделенному в 2003 году кредиту в размере 1 млрд долл. Если нефтехолдинг не сможет вернуть эти средства, кредиторы получат возможность обращаться с взысканием в компании, которые являются гарантами по кредиту -- это "Томскнефть" и "Самаранефтегаз", пока еще принадлежащие ЮКОСу, а также перешедший под контроль "Роснефти" "Юганскнефтегаз".

Как известно, еще в сентябре 2003 году, перед сделкой по слиянию с "Сибнефтью" ЮКОС привлек два крупных кредита. Первый из них на 1 млрд долл., был синдицирован консорциумом мировых банков во главе с Societe Generale. Также в сделке приняли участие Citigroup, Deutsche Bank, Commerzbank, BNP Paribas, ING Bank, Credit Lyonnais, HSBC Bank, KBC Bank, UFJ Bank Nederland. Средства выдавались двумя равными траншами по 500 млн. долл. на 36 месяцев и 60 месяцев. Второй кредит на 1,6 млрд. долл. ЮКОСу при содействии Societe Generale выдал его основной акционер -- Group MENATEP. Все деньги компания получила под гарантии экспортируемой нефти. При этом, по обязательствам должны были отвечать три основные добывающие компании, входящие на тот момент в состав ЮКОСа -- "Юганскнефтегаз", "Томскнефть" и "Самаранефтегаз".

Однако после начала дела ЮКОСа холдингу и его "дочкам" были предъявлены налоговые претензии на миллиарды долларов, в результате чего активы и счета компании заморожены и все получаемые ей средства списывались в бюджет. Прошлым летом ЮКОС получил от банков уведомление о наступлении дефолта по кредиту и банкиры стали списывать причитающиеся им деньги с экспортных счетов компании. Но затем ситуация осложнилась: в декабре государство продало крупнейшую добывающую "дочку" ЮКОСа -- "Юганскнефтегаз". Это нанесло серьезный удар по ЮКОСу -- с начала этого года он прекратил экспорт нефти, поскольку не мог платить таможенную пошлину.

Как передает Bloomberg, со ссылкой на исковое заявление, поданное банками в лондонский суд, ЮКОС перестал выполнять обязательства по предоставленному ему кредиту летом 2004 года. Впоследствии компания пропустила процентные платежи по кредитам в мае и в апреле 2005 года.

Как пояснили газете "Время новостей" эксперты, обращение банкиров в суд -- вынужденная процедура, ведь для взыскания неоплаченной части кредита необходимо, чтобы арбитраж подтвердил претензии. В минувшую пятницу суд признал, что на данный момент ЮКОС должен 482 млн долл. Если эти деньги взыскать с компании не удастся, банки получат право обращаться за деньгами к гарантам -- "Юганскнефтегазу", "Томскнефти" и "Самаранефтегазу".

Впрочем, лондонский представитель ЮКОСа Клэр Дэвидсон заявила РИА "Новости": "Мы никогда не оспаривали, что должны эти деньги, и намерены выплатить их в полном объеме". Тем не менее, по ее словам, юристы ЮКОСа рассматривают возможность подачи апелляции на принятое решение суда.

Как заявил в недавнем интервью президент Citibank Марк Робинсон, "банки используют все возможности, обсуждают различные варианты (возврата кредитов - Ред.). Кредит был выдан ЮКОСу под гарантию его "дочки" - "Юганскнефтегаза". И эта "дочка" была продана "Роснефти". Но долг ЮКОСа по-прежнему существует, как и гарантии "Юганскнефтегаза".

По информации газеты "Время новостей", исков к "Юганскнефтегазу" банки пока не предъявляли. Однако переговоры с "Роснефтью" начали уже давно. Об их результатах ни в нефтекомпании, ни в самих банках ничего не сообщают. В "Роснефти" ранее лишь говорили, что "позиция кредиторов и их требования учитываются, контакты ведутся на постоянной основе, рассматриваются пути решения долговой проблемы".

Денис РЕБРОВ

Спасибо "ЮКОСу"

Дума увеличила социапльные расходы в бюджете 2005 года

Госдума в пятницу приняла поправки в бюджет на 2005 год. В процессе обсуждения депутаты не жалели критических слов в адрес кабинета министров, высказывали недовольство по поводу скоропостижного рассмотрения поправок, однако одобрили правительственную инициативу сразу в трех чтениях.

Смысл поправок - в перераспределении 348 млрд. рублей дополнительных расходов на социальные нужды. Необходимость перераспределения возникла в связи с решением президента и правительства с 1 марта повысить довольствие военнослужащим, увеличить базовую часть пенсии на 240 рублей, еще 240 рублей выплатить военным пенсионерам единовременно. Кроме того, было принято решение на 80 % повысить денежное содержание судей. Часть денег пойдет на дорожное строительство.

Несмотря на то, что, согласно Бюджетному кодексу, правительство не может вносить существенные изменения в главный финансовый документ страны в течение полугода после его принятия, было решено скорректировать бюджет уже сейчас, по итогам первого квартала.

Министр финансов Алексей Кудрин разъяснил депутатам происхождение средств, которые необходимо перераспределить. Уже за первый квартал года в результате работы контрольных и налоговых органов, а также взыскания недоимок, бюджет пополнился на 190 млрд. рублей. 81 млрд. рублей пришел из регионов, которые направили в федеральный центр средства, полученные от дополнительной контрольной деятельности налоговых органов. Правительство также решило выделить еще 111 млрд. рублей на увеличение выплат пенсионерам из стабфонда, о чем уже давно мечтали представители фракции КПРФ. Однако это решение было продиктовано не попыткой наладить диалог с оппозицией, а незапланированными доходами по причине сильного увеличения цен на нефть - ведь стабфонд верстался из цены барреля 20 долларов, а он в два с половиной раза дороже.

Депутат фракции КПРФ Виктор Тюлькин предложил сказать спасибо Михаилу Ходорковскому: "На бюджет работает один "ЮКОС". Сейчас, наверное, распределяем 50 % средств, там полученных".

Алексей Кудрин спасибо "ЮКОСу не сказал", но зато пообещал депутатам сдерживать инфляцию, регулируя цены естественных монополий. Однако депутаты обещанию не поверили. "Прогнозируемый уровень инфляции на 2005 год в размере 8,5 % фактически за пять месяцев 2005 года уже составил 7,5 %, что свидетельствует о возможном значительном его превышении за год. Правительство ведет недостаточную работу по определению механизмов сдерживания инфляции", - сказал председатель думского комитета по бюджету и налогам Юрий Васильев.

Председатель счетной палаты Сергей Степашин упрекнул правительство в неточном прогнозировании цен на нефть при составлении бюджета на 2005 год. Депутат Андрей Климов из "Единой России" поинтересовался, доколе правительство будет посреди года переписывать бюджет из-за того, что "какая-то гадалка не угадала какие-то цены". В ответ министр финансов заявил, что это вопрос не к экономистам, а к политикам, которые должны были "предвосхитить политические кризисы", ставшие причиной повышения цен.

Но парламентарии продолжали возмущаться. Председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, депутат "Единой России" Мартин Шаккум пригрозил правительству, что фракция в последний раз принимает такой важный вопрос сразу в трех чтениях. Он также подверг критике идею правительства накапливать средства в стабфонде вместо того, чтобы пустить их на поддержку реального сектора экономики. "Мы требуем от правительства превратить бюджет страны из бюджета проедания в бюджет развития и процветания. А финансово-экономический блок правительства трансформировать из бухгалтерии, которая занимается распределением зарплат, пенсий и трансфертов, в финансовую дирекцию страны, которая бы занялась вопросами развития и экономического процветания", - сказал депутат.

В свою очередь представители фракций ЛДПР и "Родина" призвали правительство направить средства стабфонда на модернизацию производства и социальной инфраструктуры.

Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА

Ценный кадр для "Аэрофлота"

Глава "Росавиации" возвращается в бизнес

"Аэрофлот" провел в минувшую субботу годовое собрание акционеров, которое констатировало, что прибыль авиакомпании в 2004 году увеличилась по сравнению с показателем 2003 года на 58%, а дивиденды -- даже на 60%. Кроме того, в тот же день руководство "Аэрофлота" назначило турецкую компанию Enka генеральным подрядчиком по строительству третьего терминала аэропорта Шереметьево и согласовало прием на работу главы Федерального агентства воздушного транспорта ("Росавиация") Николая Шипиля, который в ближайшее время покинет государственную службу.

Согласно отчету, представленному менеджментом авиакомпании годовому собранию акционеров, нераспределенная прибыль "Аэрофлота" в 2004 году составила 6,33 млрд руб. (против 4 млрд руб. годом раньше). Собрание согласилось с предложением совета директоров выплатить дивиденды из расчета 70 коп. на акцию (по итогам 2003 года -- 43 коп. на акцию). Всего на дивиденды будет направлено 777,431 млн руб., из которых более 398 млн получит государство как контролирующий акционер "Аэрофлота".

В тот же день авиакомпания объявила о завершении выбора генподрядчика для строительства нового пассажирского терминала Шереметьево-3. Конкурс формально проводился от имени ОАО "Терминал", 100-процентной "дочки", созданной "Аэрофлотом" специально для реализации этого строительного проекта. Консультантом конкурса выступала англо-австралийская компания Bovis Land Lease International Ltd. Как сообщила пресс-служба "Аэрофлота", конкурсная комиссия рассмотрела предложения 38 компаний-кандидатов и остановила свой выбор на турецкой фирме Enka Insaat ve Sanayi A.S. В Москве эта компания возводила многочисленные офисные центры, однако в ее активе есть и авиационные объекты. В частности, она построила грузовой терминал московского аэропорта Домодедово, а также пассажирские терминалы и башни управления воздушным движением в Стамбуле и Баку.

Первый замгендиректора Национальной резервной корпорации Леонид Душатин, являющийся также членом совета директоров "Аэрофлота" от крупнейшего негосударственного акционера авиакомпании, заявил "Времени новостей", что его фирма всячески поддерживает назначение Enka генподрядчиком как важный шаг к осуществлению проекта Шереметьево-3. Как сообщила пресс-служба "Аэрофлота", в целях увеличения доходов России контракт на строительство будет подписан со 100-процентной российской "дочкой" победителя. Строительство планируется завершить через 26 месяцев и ввести терминал в эксплуатацию осенью 2007 года.

В субботу совет директоров "Аэрофлота" также в принципе решил проблему трудоустройства главы "Росавиации" Николая Шипиля, покидающего свой пост из-за разногласий с непосредственным начальником -- министром транспорта Игорем Левитиным. Как сообщил "Времени новостей" источник в компании, пожелавший остаться неназванным, совет директоров постановил создать в "Аэрофлоте" новую должность -- заместитель генерального директора по международному сотрудничеству -- и согласовал кандидатуру г-на Шипиля на это место. По словам нашего собеседника, назначение будет оформлено в ближайшее время, как только г-н Шипиль уволится из "Росавиации". Приход бывшего чиновника в "Аэрофлот" выглядит тем более логичным, что недоразумения с министром Левитиным у него возникли как раз по поводу этой авиакомпании, а конкретнее -- по поводу ее участия в строительстве Шереметьево-3. Осенью 2004 года г-н Левитин счел, что г-н Шипиль отклоняется в этом вопросе от государственной линии в пользу точки зрения, которую отстаивал в тот момент менеджмент "Аэрофлота".

Михаил КУКУШКИН


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное