Многие годы теория экономики и финансов
базировалась на теории рационального выбора, согласно которой индивидуум
действует рационально и учитывает в процессе принятия решения всю имеющуюся
информацию. Трейдеры всегда знали, что эта теория –
полная чушь. Преуспевающие трейдеры делали деньги
на том, что использовали стереотипы иррационального поведения других трейдеров. Академические исследования выявили
поразительно большое количество свидетельств, подтверждающих, что большинство
людей не поступают рационально. Научные исследования изобилуют десятками
вариантов нерационального поведения и повторяющихся ошибок в суждениях. Трейдеров удивляет лишь факт, что это кого-то может
удивлять.
Путь Черепах работал и продолжает работать, потому
что он базируется на движениях рынка, происходящих в результате
систематической и повторяющейся иррациональности поведения, заложенной в
природе каждого человека.
Как часто в процессе трейдинга
вы испытываете эти эмоции?
– Надежда: я надеюсь, что после покупки цена
моего актива пойдет вверх.
– Страх: я не могу позволить себе проиграть
еще раз. Я буду «сидеть» на этом активе.
– Алчность: я делаю так много денег. Я могу
удвоить свою позицию.
– Отчаяние: эта система трейдинга
не работает – я продолжаю терять деньги.
Путь Черепах позволяет определять, какие действия
рынка указывают на возможности, продуцируемые этими постоянными человеческими
склонностями. В этой главе описываются примеры того, как человеческие эмоции
и иррациональное мышление создают повторяющиеся движения рынка,
сигнализирующие о возможностях для заработка.
Люди создают и используют определенные способы
восприятия окружающего мира, что вполне их устраивает в обычных
обстоятельствах. Ученые называют искажения восприятия реальности человеком
когнитивными предубеждениями. Вот некоторые примеры когнитивных
предубеждений, влияющих на трейдинг.
– Неприятие потерь – склонность избегать
расходов, а не стремиться получать доходы.
– Эффект понесенных расходов – склонность
рассматривать уже потраченные деньги как нечто более ценное по сравнению с
деньгами, которые могут быть потрачены в будущем.
– Эффект распоряжения – склонность фиксировать
доходы и не фиксировать потери.
– Предубеждение относительно результата –
склонность оценивать решение по его результатам, а не по сути самого решения
в момент его принятия.
– Предубеждение относительно новизны –
склонность расценивать недавние данные или опыт как более важные по сравнению
с полученными ранее.
– Привязывание – склонность полагаться на уже
известную информацию, привязываться к ней.
– Эффект снежного кома – склонность верить в
то, во что верят многие другие.
– Вера в закон малых чисел – склонность делать
неоправданные заключения, базируясь на недостаточной информации.
Хотя этот список далеко не полон, он включает в
себя наиболее типичные примеры неправильного восприятия, влияющего на трейдинг и цены. Давайте более детально рассмотрим каждое
из этих когнитивных предубеждений.