Не могли бы
вы рассказать поподробнее о том, что вы считаете нормальными человеческими
привычками, ведущими к проигрышу?
Ученые, занимающиеся теориями принятия решений,
проводили эксперименты, в которых людям предлагались различные варианты
выборов между чем-то вполне гарантированным (суммами денег) и простыми лотереями
для того, чтобы посмотреть, организованы ли рационально предпочтения
субъектов. Они находят, что люди, как правило, выбирают реальный выигрыш, а
не лотерею с более высоким ожидаемым выигрышем, но отказываются принять
верный убыток и предпочитают сыграть в лотерею, где возможен еще худший убыток
(при условии, что лотерея дает им возможность выпутаться). Эти явно
инстинктивные человеческие наклонности и означают роковой конец для трейдера — т. е. быстрее забирай прибыль, но не закрывай
убыточные позиции убытком.
Это отношение, кроме того, усиливается культурной средой,
что видно из совета: хватайся за возможности, но не теряй своего в трудную
минуту. Однако для трейдера более полезным советом
было бы следующее: пока растут прибыли — не обращай внимания на возможность
зафиксировать их, но в трудную минуту спасайся как заяц.
Есть одна распространенная пословица по этому предмету,
которая абсолютно неверна: нельзя разориться, фиксируя прибыль. Именно так-то
большинство трейдеров и разоряются. В то время как
любители разоряются, соглашаясь на большие убытки, профессионалы разоряются,
соглашаясь на маленькие прибыли. Проблема здесь по существу та же —
человеческая природа настроена не на максимизацию прибыли, а скорее на
максимизацию частоты выигрышей. Стремление максимизировать количество
выигрышных сделок (или минимизировать число проигрышных сделок) работает
против трейдера. Количество успешных сделок
является наименее важным показателем эффективности системы и может даже негативно
сказываться на общей прибыли.
Существуют
ли какие-то еще природные человеческие склонности, которые, по вашему
мнению, мешают успеху в торговле?
Есть еще такая штука, которую я называю «противотрендовое влечение». Существует целое созвездие
эмоциональных факторов, которые заставляют людей играть против тренда. Люди
стремятся покупать дешево, а продавать дорого, одно лишь это само по себе
заставляет их торговать против тренда. Но понятие дешевизны или дороговизны
должно быть к чему-то привязано. Люди имеют тенденцию считать цены, к
которым привыкли, нормальными, а цены, находящиеся в стороне от этих уровней
— ненормальными. Такой взгляд на вещи заставляет людей торговать против
развивающегося тренда, исходя из предположения, что цены, в конечном счете,
вернутся к «норме». Это является путем к катастрофе.