Сегодня на заседании правительства будет рассмотрен
проект энергетической стратегии РФ до 2030 года. Планировавшееся еще в
прошлую пятницу утверждение инвестпрограмм энергетических компаний
вчера перенесено на сентябрь, инвестпрограмм "Газпрома" и РЖД — на
конец октября — начало ноября. Ради восстановления Саяно-Шушенской ГЭС
правительство отказалось нарушить шаткую конструкцию бюджета-2010,
увеличивая инвестпрограммы за счет роста тарифов: деньги на
восстановление будут выделены из "нетарифных источников".
Правительство на сегодняшнем заседании не будет
рассматривать инвестиционные программы госмонополий. Инвестпрограммы, в
том числе энергетических компаний и, в частности, "РусГидро", еще в
пятницу, 21 августа, фигурировали в повестке заседания. Финансовые
последствия для электроэнергетики аварии Саяно-Шушенской ГЭС, в
результате которой прекратила работу шестая по мощности ГЭС мира, будут
рассмотрены не ранее сентября 2009 года. Впрочем, помимо них на
несколько месяцев перенесено рассмотрение и остальных инвестпрограмм
госмонополий — в том числе "Газпрома" и РЖД.
В Белом доме официальное объяснение переноса —
"надо пересчитать баланс" в связи с аварией. Неофициально в
правительстве сообщили "Ъ", что Минфин теперь настаивает на
рассмотрении инвестпрограмм госмонополий либо в самом конце подготовки
бюджета-2010, либо уже после завершения бюджетного процесса. По данным
"Ъ", рассмотрение инвестпрограмм РЖД и "Газпрома" запланировано на
конец октября — начало ноября 2009 года. Напомним, федеральный бюджет
на 2010 год в этот момент уже будет передан из правительства в Госдуму.
Таким образом, очевидно, Минфин планирует
снизить возможность для торга по тарифам лобби госмонополий: в рамках
уже принятого бюджета-2010 отклонение от тарифных проектировок будет
практически невозможно. По мнению Минфина, попытка профинансировать
восстановление Саяно-Шушенской ГЭС за счет роста тарифов (при этом
очевидно, что авария на ГЭС может использоваться монополиями для
"переторговки" достигнутых летом 2009 года компромиссов по уровню роста
тарифов 2010 года) потребует сложной корректировки всех межбюджетных
отношений — начиная с пересмотра инвестпрограмм госмонополий и
заканчивая ростом бюджетных трансфертов регионам. Минэнерго оценивает
стоимость восстановления станции в 40 млрд руб.
Последний раз ситуация, когда все
инвестпрограммы монополий подгоняются под уже сверстанный бюджет-2010,
а не наоборот, наблюдалась в конце 2001 года при подготовке
бюджета-2002. Скорее всего, отказ от предбюджетного "тарифного торга" —
общая позиция правительства: нежелание правительства финансировать
восстановление ГЭС за счет роста тарифов вчера подтвердил и министр
энергетики Сергей Шматко. Он сообщил, что "приняты решения о нетарифных
источниках финансирования работ по восстановлению станции", то есть за
счет прямого финансирования из бюджета. Министр сообщил, что сейчас
рассматривается вопрос об оказании дополнительной помощи компании
"РусГидро" "путем взноса в ее уставный капитал". Отметим, у
правительства есть время урегулировать и конфликт, возникший после
аварии с крупнейшим потребителем "РусГидро" — "Русалом" (см. текст на
стр. 9). Сергей Шматко также сообщил, что правительство не будет
обсуждать и вопрос о льготных тарифах РЖД на перевозку дополнительных
объемов угля в Сибирь, необходимого региональным ТЭЦ для замены
выбывших мощностей Саяно-Шушенской ГЭС. Срок решения основных вопросов
восстановления станции, отведенный премьером Владимиром Путиным после
аварии, истекает 10 сентября.
Кроме ряда технических вопросов, таким образом,
правительство сегодня сосредоточится на проекте энергетической
стратегии РФ до 2030 года, подготовленном к заседанию Минэнерго взамен
одноименной действующей стратегии, срок которой истекает в 2020 году.
Действующая стратегия была составлена пять лет назад — в 2004 году — и
уже признана морально устаревшей. Так, средняя цена нефти в стратегии
на весь период до 2020 года оценивалась в $24-25 за баррель в ценах
2003 года. Новый прогноз Минэнерго с примерно теми же основаниями,
согласованными Минэкономики, предполагает среднюю стоимость нефти на
период до 2030 года в $70-80 за баррель. "Разработка документа совпала
с кризисом, поэтому в него заложены цифры с учетом реальной ситуации",—
прокомментировал вчера "Ъ" чиновник правительства.
Среди ключевых особенностей новой стратегии —
снижение планов по добыче нефти. Минэнерго снизил свой прогноз уровня
добычи нефти к 2030 году более чем на 6% — с 600 млн тонн в год до
530-535 млн тонн. Основной точкой роста для экспорта сырья станет спрос
на рынках Юго-Восточной Азии. Согласно документу, к 2030 году доля
поставок энергоносителей в Азию в общем объеме российского
нефтегазового экспорта составит 20-25% против сегодняшних 6%. Рост
экспорта в Европу не предусматривается — по прогнозу Минэнерго он
сохранится на уровне 2008 года до 2030 года.