Реалии кризиса прочно обосновались в России. Этот факт признали
государственные чиновники - страшное слово "рецессия" прозвучало из уст
замглавы Минэкономразвития Андрея Клепача. Скорого разрешения проблем
не обещают - "двумя кварталами это не закончится"
Москва. 11 декабря. IFX.RU - Слово "рецессия" касательно России сегодня
прозвучало на официальном уровне. Неприятный факт сегодня признал
замглавы Минэкономразвития РФ Андрей Клепач. По его мнению, "рецессия в
РФ уже началась". Кроме того, боится Клепач, "двумя кварталами это не
закончится".
Минэкономразвития пока не раскрывает своего нового прогноза по росту
ВВП за этот год. "Прогноз сейчас составляет менее 6,8%", - сказал
замминистра, отказавшись называть конкретную цифру. Также сдержанно он
высказался и по уточненному варианту на 2009 год.
Комментируя прогноз по росту промпроизводства в текущем году, А.Клепач
заявил, что по итогам года ожидается рост в районе 1,9% из-за
существенного падения, которое ожидается в ноябре-декабре.
Напомним, что по росту ВВП на 2008 год прогноз Минэкономразвития был
ранее понижен до 6,8% с предыдущего официального августовского в 7,8%
(за январь-октябрь рост ВВП, по оценке министерства, составил 7,5%).
Не исключено, что о рецессии замминистра заговорил, основываясь на
официальных данных Росстата. А они свидетельствовали о явном
поквартальном замедлении темпов роста экономики. В I квартале текущего
года рост ВВП составлял 8,5%, во II квартале - 7,5%, в III квартале -
на 6,2% по сравнению данными годом ранее. При этом темпы роста в III
квартале этого года стали минимальными с III квартала 2005 года (тогда
повышение составило 6,1%). Общий итог января-сентября - 7,3%.
Классический вариант трактовки слова "рецессия" означает снижение ВВП в
течение двух кварталов подряд. Однако есть и другие варианты, более
широкие. В частности, некоторые эксперты считают, что надо обращать
внимание, в первую очередь, на помесячное изменение тенденций в
экономике. То есть рецессия - это "значительное" сокращение активности
в течение достаточно длительного периода, выражающееся в снижении таких
показателей, как ВВП, занятость, оборот торговли, доходы населения,
промпроизводство.
Отметим, что тенденция замедления темпов производства начала
прослеживаться в России еще в июне этого года. Тогда статистика
отчиталась об их снижении с 6,7 проц. (в мае) до 0,9 проц. В октябре
были зафиксированы 0,6 проц. Это стало минимальным показателем с начала
1999 года, когда наблюдался спад в промышленности после кризисного для
страны 1998 года. Как сообщалось, за январь-октябрь 2008 года
промышленность в РФ выросла на 4,9%.
Американский автопром остался без поддержки правительства. Законопроект
о выделении 14 млрд долл. из госбюджета США в помощь автомобильной
промышленности страны не прошел испытания в Сенате. В этом ему помещали
республиканцы, которые настаивают на пересмотре и ужесточении условий
оказания государственной поддержки концернам.
Мечты ведущих американских автопроизводителей General Motors Corp. и
Chrysler LLC пока так и останутся мечтами. Сенат США заблокировал
выделение 14 млрд долларов американскому автопрому. Несмотря на
длительные переговоры, республиканцы и демократы таки не смогли вчера
достичь согласия по деталям плана государственной поддержки концернам.
В итоге законопроект под названием "Акт о финансировании и
реструктуризации автоиндустрии" не получил необходимых для его
одобрения голосов. Не хватило всего 8 голосов. Из необходимых 60 "за"
проголосовали только 52 сенатора, "против" были 35. И это несмотря на
то, что ранее Джордж Буш и Барака Обама в два голоса призывали всех
сенаторов без исключения проголосовать "за".
Призывы так и остались не услышанными. А переговоры в Сенате стали
жаркими. Поводов для споров было предостаточно. Несмотря на долгие
дискуссии и желание прийти к какому-то решению, сенаторы так и не
сошлись во мнениях по поводу реструктуризации долгов автокомпаний и
приведении заработной платы рабочих к уровню азиатских конкурентов.
Так, республиканцы, считающие, что автопроизводители оказались в
бедственном положении по своей вине, а не вследствие кризиса,
отказались предоставить финансовую помощь автоконцернам до тех пор,
пока их профсоюзы не согласятся сократить зарплату сотрудников на
следующий год. Это должно было уровнять доходы американских и японских
рабочих автопрома. В ответ на эти требования профсоюзы пошли на встречу
и все-таки согласились на подобные условия, однако демократы, в свою
очередь, попытались настоять на том, чтобы сокращение зарплат
сотрудникам американских компаний произошло не в следующем году, а
значительно позже.
К общему решению в ходе дебатов в Сенате его представители так и не
пришли. А это значит, что General Motors Corp. и Chrysler LLC,
оказавшиеся на грани банкротства, пока останутся без столь необходимой
для них в нынешних условиях кризиса поддержки государства, на которую
они так рассчитывали до конца года. Представители General Motors
заявили, что "глубоко разочарованы" тем, что демократы и республиканцы
так и не пришли к согласию. В ближайшее время они постараются оценить
"все возможности" для продолжения реструктуризации и получения средств,
необходимых для противостояния кризису, сообщает Bloomberg.
Администрация президента США Джорджа Буша уже поспешила заявить, что
рассмотрит варианты для дальнейших действий после провала закона в
Сенате. А пока этого не произошло, американскому автопрому придется
выживать в одиночку. В связи с этим эксперты не исключают, что при
отсутствии помощи государства компании могут оказаться банкротами.
Напомним, что двумя днями ранее законопроект о предоставлении кредитов
на сумму в 14 млрд долл. сразу двум компаниям - General Motors Corp. и
Chrysler LLC - был принят Палатой представителей. Данный закон был
призван заставить компании провести реструктуризацию, чтобы обеспечить
возврат кредитов. Автоконцерны должны были подготовить к 31 марту план
реорганизации компаний. Кроме того, проект предусматривал, что
правительство получит варранты на акции компаний на сумму, составляющую
20 проц. от суммы кредита. В свою очередь, автопроизводители, получив
кредиты, вынуждены были бы согласиться на ограничение зарплат
топ-менеджеров и размера дивидендов. Примечательно, что ранее еще одна
компания "детройтской тройки" - Ford - заявила, что отказывается от
государственной помощи, поскольку не испытывает проблем с ликвидностью.
В условиях финансового кризиса в России, как и во многих других
странах, происходят массовые увольнения. Эта участь не обошла и
многочисленных гастарбайтеров, которые приехали в нашу страну из стран
СНГ. Казалось бы, после потери работы, им тут делать нечего, однако
выяснилось, что возвращаться домой они не собираются.
Как сообщает "Эхо Москвы", со ссылкой на источник в столичном
управлении ФМС, массового оттока мигрантов из Москвы зафиксировано не
было. Между тем, в службу поступило две тысячи семьсот шестьдесят
уведомлений о расторжении трудовых договоров с гражданами иностранных
государств и это означает, что в среднем без работы остались по три
человека на каждом из предприятий.
На количество разрешений на трудовую деятельность кризис также не
повлиял и ежедневно выдается около трех тысяч соответствующих бумаг.
Сейчас на миграционный учет в столице поставлено почти два миллиона
иностранных граждан и даже в условиях кризиса еще остаются рабочие
места, которые могли бы занять мигранты. Особенно в услугах иностранной
рабочей силы нуждаются городские службы - там имеются вакансии
дворников, водителей маршруток, в летнее время - озеленителей. Самих
москвичей такая работа не интересует даже в условиях кризиса, а потому
мигранты не теряют надежду найти работу.
Однако не все гастарбайтеры собираются сидеть и ждать - многие начинают
нарушать закон, грабить, насиловать и убивать. Согласно официальной
статистике, в Москве около 42 процентов преступлений совершаются
приезжими из других городов или трудовыми мигрантами.