Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Экономика, финансы и кредиты

  Все выпуски  

Шок новости: экономика, финансы и кредиты Как не вернуть банку кредит без проблем


ПРОФЕССИОНАЛЫ.РУ   ∙ИГРАТЬ НА БИРЖЕ ONLINE ∙ПРО ДЕНЬГИ ВКОНТАКТЕ ∙ПРО ДЕНЬГИ В FACEBOOK

 

Как не вернуть кредит банку


Кредитные невозвращенцы, или как обмануть банк?


Храните деньги в банке!Кредитные учреждения сами во многом виноваты в том, что число «плохих» займов стремительно увеличивается, доставляя банкам неприятности. Ниже представлены несколько примеров, когда финансовые институты теряли значительные суммы, не обращая внимания на явные признаки неблагонадежности клиента.


Мерседес и дорогие часы за счет банка

Сотрудникам одной из консалтинговых компаний, занимающихся поддержкой предпринимателей при получении банковских кредитов, надолго запомнился один из клиентов. Алтайский бизнесмен вознамерился открыть масло перерабатывающее предприятие. Для закупки оборудования и запуска производства он решил занять деньги у одного из крупных московских банков. Консалтинговое агентство помогло собрать все необходимые документы, утвердить бизнес-план. В итоге кредит был одобрен, и средства поступили на счет компании-заемщика.

Как говорит руководитель консалтинговой компании, через некоторое время он вновь встретился с тем же бизнесменом из Алтайского края «а у него на руке часы за 50 тысяч долларов. Спрашиваю – откуда? Он только улыбался и на вопрос не ответил». А спустя еще небольшое время, в консалтинговой компании узнают, что «успешный делец» купил себе автомобиль Мерседес CL500 и элитную квартиру. Такое жилье в центре Барнаула стоит ни много – ни мало, а $1 млн. А что в итоге? Банк так и не дождался возврата кредитных средств. И средств более чем просто солидных.

Вопрос проблемных кредитов еще долго будет одним из самых больных для финансовых учреждений. Причем, значительная часть заемщиков, попавших в эту категорию – изначально имели мошеннические намерения. И в том, что займы доступны  таким «клиентам», виноваты и сами банки. В докризисный период, в погоне за наращиванием кредитного портфеля, практически каждый из них буквально уговаривал потенциальных заемщиков стать клиентом именно их программы. На реалистичную оценку рисков в то время мало кто обращал внимание.

К тому, что может произойти кризис, банки оказались просто не готовы и, как следствие, обрушение рынка, стало для кредитных учреждений серьезным ударом, да еще и заемщики всеми силами стараются не возвращать одолженные деньги. И методов уйти от исполнения обязательств перед банками у аферистов и мошенников – множество, а вот привлечь злостного должника к ответу и заставить платить по счетам – практически не реально. И подавляющее большинство заемщиков этим бессовестно пользуются. А банки… Банки, немного оправившись после кризиса, вновь наступают на те же грабли и начинают активно зазывать всех, кто желает сделать покупки, но не имеет денег.

Откаты в кредитных и клиентский подразделениях банков

Самым ценным сотрудником любого банка являются клиентские менеджеры. То есть те люди, которые продают услуги банка, в том числе кредиты, компаниям и частным лицам. Он постоянно находится в поиске новых клиентов – компаний, готовых воспользоваться услугами финансового учреждения, налаживает деловые, а нередко и дружеские отношения с руководством таких компаний.

Для облегчения работы клиентских менеджеров, каждый уважающий себя банк обязательно имеет особый «представительский фонд», за счет которого оплачиваются мероприятия по превращению потенциального клиента в постоянного. И палитра мер завлечения весьма обширна: дорогие рестораны, бани и сауны, а для особо ценного клиента, вполне за счет банка может быть организовано и заграничное турне, или поездка на «полезное мероприятие» в заокеанскую страну с теплым морем и мягким климатом. Взамен требуется лишь, чтобы компания начала обслуживание своих счетов именно в этом банке. И лишь потом клиентские менеджер приступает к реализации второй части плана – продвижение кредитных продуктов, дающих банку основную прибыль.

Залог успеха банка – коллектив, вернее его клиентские менеджеры. Их готовы переманивать банки-конкуренты, потому что вместе с ними новый работодатель нередко получает и команду профессионала и его клиентскую базу. Потому и заработная плата такого специалиста нередко превышает $10 тыс., в месяц, еще столько же хороший менеджер получает в качестве бонусов. А вот размер бонусов напрямую зависит от способности сотрудника предложить продукт банка так, чтобы от него было невозможно отказаться. И от того, насколько велик такой заем.

После того, как клиентский менеджер добился успеха и заинтересовал компанию-клиента на кредитование, начинается работа для сотрудников кредитного отдела. Их задача – удостовериться в надежности заемщика. Самое ответственное звено цепочки, часто становится самым фарсовым. Как правило, менеджер просто делится с ответственным за процедуру сотрудником кредитного отдела частью своего бонуса, и тот просто «закрывает глаза» на недостатки, в том числе и значимые у компании-заемщика. Банк, «удостоверившись», что все в порядке, выдает кредит, премия расходится по заинтересованным рукам, а через некоторое время у финансового института начинаются проблемы. А банки продолжают вновь и вновь совершать одни и те же ошибки. Дело доходит до того, что специалисты кредитного отдела, те самые, что отвечают за чистоту сделки, в ряде кредитных учреждений были переподчинены… отделу клиентского менеджмента, а некоторые пошли еще дальше: объединили эти две должности и менеджер, согласно должностным обязанностям, сам проверяет благонадежность своей же клиентуры.

Результат оказался предсказуемым: когда выяснялось, что заемщик не способен расплатиться по долгам, спрашивать банку оказывалось не с кого. Да и как заставить клиентского менеджера отвечать за проблемного заемщика, взявшего кредит несколько лет назад? А если еще и сам менеджер уже давно работает у конкурентов? И эта проблема хорошо известна не только российским банкам. На эти грабли не раз «наступали» кредитные учреждения по всему миру.

Схема была таковой до кризиса. И когда глобальная финансовая система затрещала по швам, практически все банк в любой стране, столкнулись с проблемой массового невозврата.  Ситуация по началу не казалась катастрофической, ведь при оформлении документов, займы обеспечивались залогами. Но когда дело дошло до реальных попыток взыскать банками «свое», выяснилось, что кредиторы, отнесшиеся к этой работе с прохладцей, сами себя наказали. К примеру, агрокомпании, в качестве залога оставили элеваторы с зерном, но когда дело дошло до взыскания, выяснилось, что элеваторы – на месте, но вот урожай в них никогда не засыпался. Проверяющим от банка при оформлении кредита предъявляли «куклу» - элеватор, где зерно было засыпано лишь  тонким слоем сверху.

Несем один залог в несколько банков

Это еще одна из распространенных схем. Одна и та же компания оставляет свое имущество в залоге нескольким банкам. И когда настает время платить по счетам… Кредиторов ждет крайне неприятный для них сюрприз.

Один из ярких примеров недавнего прошлого: случай с компанией Альянс «Русский текстиль». Бывший российский лидер отрасли, набравший кредитов на 6 миллиардов рублей, год назад был объявлен банкротом. Тогда то и выяснилось, что все оборудование компании находится под залогом в нескольких банков. Все что нужно было сделать для того, чтобы не попасться на мошенничестве – несколько раз сменить на станках инвентарные номера и завести несколько же книг залогов. В числе попавших «на удочку» компании 11 крупных банков, в том числе такие гиганты, как Сбербанк, МДМ-банк и Транскредитбанк.

К числу наиболее надежных залогов относится недвижимость, так как права на ее владение регистрируются госорганами. Залоговое здание, к примеру, продать никак невозможно. Но и здесь мошенники нашли выход: такое здание оставляется собственником в залог… поэтажно. Таганский мясоперерабатывающий комбинат именно так и поступил, заложив несколько принадлежащих предприятию этажей различным банкам, предоставив им сегодня делить залог между собой самостоятельно.

Впрочем – отмечает автор материала, даже если банк – единственный держатель залога, это не обезопасит его от рисков. Еще один яркий пример: крупная текстильная компания оформила в залог у одного банка оборудование, а Сбербанку в залог оставила здание. Когда пришло время возвращать долги, а денег не нашлось, первый банк решил возместить ущерб и, найдя покупателя, забрал станки. А так как оборудование были крупногабаритными, для того, чтобы извлечь их из здания, пришлось  бы фактически ломать стены. Сбербанк на такой шаг согласие дал, но при условии, что позднее, здание будет приведено в первоначальный вид. Но сумма оборудования и работ по разборке, а затем – строительству разрушенной стены, оказались примерно равны и банки так и не пришли к соглашению.

Вывод активов (на примере торговой сети "Дикая орхидея")
 
Классикой кредитного мошенничества является вывод активов. И самый яркий пример: крупная сеть по продаже женского белья «Дикая орхидея». Успеху этой компании можно было только дивиться. Активно используя кредитные средства и даже выпуская собственные облигации (ценные бумаги неплохо торговались на ММВБ), «Дикая орхидея» активно покоряла рынок, открывая новые бутики и представительства. Руководство сети гордо показывало, как при себестоимости в $5-20, товар легко расходился в фирменных магазинах уже по $30-140. И не было бы никаких проблем, если бы не кризис.

Он научил покупателей внимательнее считать деньги, а уже весной компания вынужденно объявила дефолт по своим облигациям. Как следствие – проблемы с банками. Сбербанк легко пошел на продление кредита, взамен попросив контрольный пакет акций. И получил… пустышку. К этому времени весь бизнес ЗАО «Дикая орхидея» перешел под крыло ООО… «Дикая орхидея». Разница – минимальна. Покупатели даже не ощутили перемен, а вот банк остался «с носом». Причем с точки зрения закона – отмечает руководство сети, все сделано по правилам. А главная задача – сохранить «уникальные торговые технологии».

Журнал Русский Newsweek отмечает, что руководство «Инком-авто» так же осознанно идет на мошенничество: глава компании Дмитрий Козловский  вместо своей росписи ставит индуистский символ. И хотя он действительно увлекается йогой, но – считают журналисты – такое поведение Дмитрия Козловского никак не связано с религиозно-идеологическими мотивами. Причина находится гораздо ближе к поверхности: знаки вместо подписи… не имеют юридической силы. А это значит, что документы - просто недействительны.

В 2009 году по данным источника, компания имела долги на сумму в $580 млн. В ноябре «Инком-авто» официально заявило о банкротстве. Банк «Траст» - один из крупнейших кредиторов компании тогда же узнал, что кроме сложностей с подписями на документах, есть еще одна проблема: те акции, что были предложены кредитору в залог, оказывается, уже на тот момент являлись залогом у других финансовых институтов. Козловский таким образом фактически самоустранился, предоставив банкам самостоятельно через суд определяться со степенью прав на актив «Инком-авто».

Еще один активно используемый способ не платить по счетам – оспорить и сам кредитный договор, и залоговое поручительство. Известно немало случаев, когда заемщик получает от банка договор через электронную почту, распечатывает, подписывает и отправляет его обратно уже «в живом» виде. Для банка это – достаточное основание для выдачи средств. Но заемщик тут же заявляет, что подпись – не его, а поддельная. Пока суд да дело, мошенники спешно выводят активы компании. Через несколько месяцев судебных тяжб, выигравшему дело банку не остается ничего, что могло бы возместить потери. Компания-заемщик просто прекращает свое существование.

Ценные «бесценные» бумаги

Облигации так же могут стать орудием мошенничества. И страдают в таком случае не банки, а частные компании, решившие стать обладателем кусочка известной корпорации. Все, что нужно сделать мошеннику – продать частной компании нужное той количество ценных бумаг.

Как правило, все заканчивается к удовольствию обеих сторон. Заемщик вовремя выплачивает проценты, а по истечении договорного периода – гасит облигации, то есть возвращает деньги.

В роли стороны, выпускающей ценные бумаги, как правило, выступает дочерняя компания, а основная предоставляет полную гарантию по всем обязательствам. И вот тут возникают сложности. Пищевая компания Аркада сумела доказать, что выданная ею же гарантия – недействительна, так как при ее выдаче были допущены нарушения. Дело получило столь громкий резонанс, что в его решение пришлось вмешаться президиуму Высшего арбитражного суда. Изучив все обстоятельства, он вновь вернул дело на рассмотрение.

Юристы отмечают, что в 2008 году практически все облигации выпускались с осознанными нарушениями. То есть все эмитенты знали, что не собираются их гасить. В настоящее время юридические компании засыпаны обращения владельцев таких «ценных бумаг». Но – отмечают юристы, шанс вернуть деньги сводится практически к нолю. Если речь идет о «небольших» - до 50 млн. рублей суммах, - уверен Дмитрий Степанов - партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», то не стоит и пытаться. О деньгах придется забыть.
 
Ряд обманутых владельцев ценных бумаг были готовы на дополнительные затраты – лишь бы узнать – куда делись их деньги. Но даже если лучшим зарубежным детективным агентствам и удавалось выяснить судьбу денег, вернуть их было все так же нереально.

Банки и компании сейчас вновь готовы давать свои деньги в долг. Спрос еще только набирает обороты, но банки уже спешат занять свою – наиболее выгодную и емкую нишу. А спешка заставляет снова забыть об осторожности и качество контроля надежности потенциальных заемщиков вновь скатывается к прежнему – докризисному уровню.

Арсений Маврин
Источник: Кредиты и Финансы

В избранное