Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Метафоры в жизни. Метафора как подражание и как троп.


Рассылка призвана в метафорической форме помочь нам сформировать некоторые воображаемые ситуации, уже имеющие способы разрешения определенного вида проблем, с которыми мы сталкиваемся. Это способ "примерки" различных стратегий к нашему субъективному опыту и выбор наиболее приемлемых для нас решений или способов восприятия. Метафоры не только помогают нам переосмыслить свой опыт, но и доставляют большое интеллектуальное и эстетическое удовольствие.
Метафоры.
ведущий рассылки
АЛЕКСАНДР ГРИН

Пишите автору

Эффективные рекламные кампании в Интернете.
Реклама и консультации

Рекомендую подписаться! Интересные и полезные рассылки.
Хорошее настроение! Смешные истории. Анекдоты.
Лучшие сайты. Обмен ссылками
Планирование карьеры. Как правильно составить резюме?
Работа в Москве. Рынок вакансий.
Читать книги! Рецензия на книгу.
Умные мысли. Афоризмы и цитаты.
Лучшие цитаты и афоризмы о жизни и о бизнесе
Microsoft office - word, excel, powerpoint
Бизнес в условиях кризиса. Бизнес новости.
Маркетинговая стратегия.
Интернет маркетинг. Реклама в интернете
Антикризисное управление.
Современный мир. Глобальные проблемы.
Аренда квартир в Москве.
Обслуживание компьютеров
Раскрутка продвижение сайта.
Создание сайтов недорого. Анализ и оптимизация сайта. Раскрутка и продвижение в интернете.
Метафоры.
___________________________

Рассылка новостей
Выпуск от 2009-12-06 20:02

Когда употребляют старое слово, то часто оно
идет к разуму по каналу, который прорыт еще
азбукой; метафора же пролагает себе новый путь
и часто пробивается по нему. (Г.Лихтенберг)

Здравствуйте, дорогие читатели! Вопросы и предложения присылайте на mymet@mail.ru .


 

Изменчивость метафор.

 

Вот что нашел у Курта Воннегута в "Человек без страны": Сталин, "отменяя" религию, руководствовался высказыванием Маркса "Религия — это опиум для народа", в то время как в момент написания фразы (1844) опиумсодержащие вещества были доступными эффективными обезболивающими средствами, и фраза указывает лишь на тот факт, что в бедственных социально-экономических условиях религия приносит народу утешение. На момент написания фразы в США еще существовал институт рабовладения.
Такие вот дела. Фраза осталась, но изменилось отношение к опиуму. Поэтому и фраза приобрела гораздо более негативный смысл. Давайте, заодно, вспомним другие афоризмы про религию, в которых имеются метафоры:


Единственная религия - это хорошая жизнь. Т. Фуллер.


Религия - дочь невежества. Л.Фейербах


Религия и законы - пара костылей, которую не следует отнимать у людей, слабых на ноги. Д.Дидро


Создается впечатление, что чем в большей степени человек претендует на то, чтобы быть проповедником (религии, атеизма...), тем более яркие метафоры он использует.


 

Метафоры (мифы) - как средство убеждения.

 

Предлагаю вашему вниманию видео ролик выступления Алексея Кураева.
Не знаю почему, из нескольких публикаций и отзывов у меня сложилось довольно негативное мнение о деятельности Алексея Кураева. Вот я и решил, когда появилась возможность, послушать некоторые его выступления. В целом - интересная речь, много метафор :). Оценивать не берусь, т.к. "не моя сфера интересов". Да и у него задача не самая простая и благодарная. Не всем нравится миссионерство и навязывание определенной точки зрения, т.е. та же самая пропаганда. Гораздо "благороднее" быть простым "священником", который может убеждать в более мягкой форме.


Я уже писал про метафоры в пропаганде и в убеждении. Сегодня я хочу привести взгляд психолога. Вот отрывок из книги Елены Николаевой "111 баек для детских психологов". Почти все то, что Елена Николаева говорит про мифы, можно считать верным и в отношении метафор. Метафоры тоже часто используют именно для того, чтобы преодолеть различные барьеры у слушающих. Не всегда такие попытки являются "порядочными" и "гуманными", если говорящий хочет преодолеть наше критическое мышление и навязать свою точку зрения...

Пришедший к психологу человек окутан механизмами защиты, которые активно препятствуют возможности отследить последствия своих действий на ребенке. И тогда прямое заявление психолога, что детские проблемы отражают какие-то аспекты негативных взаимоотношений в семье, может привести к тому, что родитель воспримет психолога как некомпетентного. В принципе, он будет прав, так как компетентный психолог знает о неэффективности подобного общения.
Вместо прямого столкновения с представлениями родителя о том, откуда берутся проблемы у его ребенка, полезно воспользоваться мифологическим подходом.
Под мифом понимается любое представление, которое разделяется определенным кругом людей. То есть это некое представление, в которое безоговорочно и безгранично верят. Например, это могут быть такие заявления: "В нашей семье все стойко переносят неприятности", "Мой старший сын — гениален, а вот младшенький...". Работа психолога состоит в том, чтобы рассмотреть эти мифы, выделить те, которые препятствуют личностному росту человека внутри данной семьи, и заменить их другими мифами, которые облегчат движение вперед к более полной реализации личностного потенциала.
Взаимопонимание между психологом и клиентом улучшается, когда психолог использует отдельные примеры, образы, притчи, что оказывается более эффективным для осознания ситуации клиентом, чем объяснение проблемы с помощью логических рассуждений.
Существование мифа в любой семье обусловлено особенностями мышления человека, которое можно классифицировать по разным основаниям, но одним из самых значимых является деление мышления на логическое и мифологическое.
Спецификой мифа является то, что его нельзя разрушить фактами, которыми пользуется логическое мышление как доказательствами, поскольку и само мифологическое мышление не чувствительно ни к противоречию, ни к фактам. Это означает, что миф может заменить только другой миф, именно поэтому работа с мифами с трудом поддается рациональным доводам.
Миф исторический несколько отличается от мифа, формирующегося в семье, поскольку исторический зародился еще в те времена, когда у человека не было достаточно слов для описания мироздания, да и мир для него выглядел иначе, чем для современного человека, получившего образование как минимум в средней школе. Тогда миф (впрочем, как и сейчас) позволял выразить идеи, которые невозможно описать словами. Вместо них человек использовал символы.
Согласно К. Юнгу, символы "должны пониматься как выражение интуитивной идеи, которая не может быть сформулирована иным образом. Когда Платон, например, представляет проблему теории познания как пещеру или Христос описывает идею Царствия Божьего в притчах, это подлинные символы, поскольку являются попытками выразить посредством вербальной концепции то, чего еще не существует. Если бы мы попытались интерпретировать платоновскую метафору по Фрейду, мы бы неизбежно добрались до чрева матери, чем бы доказали, что даже такой интеллект, как у Платона, все равно увяз в детской сексуальности. Но при этом мы совершенно не замечаем того, что на самом деле Платон создает из примитивных детерминант своих философских идей; мы пропускаем самое существенное и просто констатируем, что у него были инфантильные сексуальные фантазии, как у всякого смертного. Такое открытие может иметь ценность только для того, кто считал Платона сверхчеловеком и теперь может получить удовлетворение, убедившись, что и Платон был обычным человеческим существом. Но кто мог бы воспринять Платона как бога? Только тот, в ком преобладают инфантильные фантазии и кто, следовательно, имеет ментальность невротика".
К. Юнг высказал мысль о том, что с помощью мифа в семье детям передаются наиболее значимые представления родителей. Некоторые из этих представлений могут ограничивать развитие ребенка. Например, высказывание матери: "Мой старший сын замечательно учится и, я уверена, станет великим ученым. Но мой младший — ужасный разбойник, даже не знаю, что с ним делать".
И если в этот момент рядом с матерью стоят пятилетний "ученый" и трехлетний "разбойник", то ни один человек в мире, кроме нее самой, не сможет лучше запрограммировать их на то, в чем она их каждый день уверяет да к тому же внушает это их окружению. И будьте уверены, этим мифом, который она будет без устали "внедрять" в них, она создаст из одного ученого, а из другого — разбойника, даже если каждый из них тайно мечтает о другом предназначении.




 

Анекдоты.

 

Два священника устанавливают на дороге щит с надписью:
"Остановись, конец уже близок! Поверни, пока не поздно!!" Мимо них на огромной скорости проезжает фура, водитель кричит и машет кулаком:
- Проклятые сектанты, достали вы уже!
Машина скрывается за поворотом, оттуда слышен грохот и громкий бульк.
Один священник говорит другому:
- Похоже, ты был прав, надо было написать просто "Мост разрушен".


Гаишник догоняет и останавливает проскочивший мимо мерс, подходит и спрашивает: - Вы атеист? - Нет, с чего вы взяли?! - А почему пост не соблюдаем?


- Спрашиваете когда я понял, что я Бог? Ну, я молился и вдруг понял, что говорю сам с собой!


Абориген рассказывает внуку : - Когда к нам пришли миссионеры, у них в руках была Святая Книга, а у нас - наша земля. Теперь у нас в руках их книга, а у них - наша земля.


Знал бы чем дело обернётся, все рёбра бы Адаму переломал.


И сказал Бог людям: "Плодитесь и размножайтесь!" А китайцам повторил три раза.


Читать другие анекдоты>>





Предлагаю подписаться на рассылки:

 

Бизнес новости. Новости экономики за неделю. Юмор, анекдоты

Наш девиз: Секрет хорошего настроения: сначала читаем новости, потом анекдоты!
Новости, аналитика, обзор рынков, событий, СМИ. Бизнес-новости. Самые важные события за текущую неделю. И анекдоты "на злобу дня".



Развитие современной науки. Проблемы науки и техники

В рассылке Вы будете получать информацию о передовых научных открытиях, сведения об исторических исследованиях, описания археологических находок, освоение космоса и ещё много интересного и полезного из разных областей науки.



На какую рассылку подписаться? Лучшие рассылки Subscribe.ru

Данная рассылка будет Вашим путеводителем в мире почтовых рассылок сервиса Subscribe. Как Вы принимаете решение, столкнувшись с вопросом "На какую рассылку подписаться?" Вам не хватает подсказки и мнения других людей? Тогда эта рассылка для Вас!



Присылайте свои предложения и замечания на   mymet@mail.ru

Александр Грин.

 

Эффективные рекламные кампании в Интернете.
Рекомендую подписаться! Интересные и полезные рассылки.
Хорошее настроение! Смешные истории. Анекдоты.
Лучшие сайты. Обмен ссылками
Планирование карьеры. Как правильно составить резюме?
Работа в Москве. Рынок вакансий.
Читать книги! Рецензия на книгу.
Умные мысли. Афоризмы и цитаты.
Лучшие цитаты и афоризмы о жизни и о бизнесе
Microsoft office - word, excel, powerpoint
Бизнес в условиях кризиса. Бизнес новости.
Маркетинговая стратегия.
Интернет маркетинг. Реклама в интернете
Антикризисное управление.
Современный мир. Глобальные проблемы.
Аренда квартир в Москве.
Обслуживание компьютеров
Раскрутка продвижение сайта.

Эффективные рекламные кампании в Интернете.

В избранное