Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Метафоры в жизни. Метафора как подражание и как троп.


Рассылка призвана в метафорической форме помочь нам сформировать некоторые воображаемые ситуации, уже имеющие способы разрешения определенного вида проблем, с которыми мы сталкиваемся. Это способ "примерки" различных стратегий к нашему субъективному опыту и выбор наиболее приемлемых для нас решений или способов восприятия. Метафоры не только помогают нам переосмыслить свой опыт, но и доставляют большое интеллектуальное и эстетическое удовольствие.
Метафоры.
ведущий рассылки
АЛЕКСАНДР ГРИН

Пишите автору

Эффективные рекламные кампании в Интернете.
Реклама и консультации

Рекомендую подписаться! Интересные и полезные рассылки.
Хорошее настроение! Смешные истории. Анекдоты.
Лучшие сайты. Обмен ссылками
Планирование карьеры. Как правильно составить резюме?
Работа в Москве. Рынок вакансий.
Читать книги! Рецензия на книгу.
Умные мысли. Афоризмы и цитаты.
Лучшие цитаты и афоризмы о жизни и о бизнесе
Microsoft office - word, excel, powerpoint
Бизнес в условиях кризиса. Бизнес новости.
Маркетинговая стратегия.
Интернет маркетинг. Реклама в интернете
Антикризисное управление.
Современный мир. Глобальные проблемы.
Аренда квартир в Москве.
Обслуживание компьютеров
Раскрутка продвижение сайта.
Создание сайтов недорого. Анализ и оптимизация сайта. Раскрутка и продвижение в интернете.
Метафоры.
___________________________

Рассылка новостей
Выпуск от 2009-11-20 23:40

Здравствуйте, дорогие читатели!  Все свои предложения и пожелания присылайте на mymet@mail.ru .

 

Когда употребляют старое слово, то часто оно идет к разуму по каналу, который прорыт еще азбукой; метафора же пролагает себе новый путь и часто пробивается по нему. (Г.Лихтенберг)

 

Блажен, кто жизнь в борьбе кровавой,

В заботах тяжких истощил!

Как раб ленивый и лукавый

Талант свой в землю не зарыл!

А.Н. Плещеев "Вперёд"

 

 

Давайте сначала поговорим о Таланте. В метафорическом смысле - все ясно. Талант "зарывать" нельзя, "это грех". Однако, если вернуться к первоисточнику - к притче о талантах, содержащейся в Евангелии от Матфея, то тут не все так гладко и понятно. Мораль данной притчи не так однозначна. Напомню притчу (Мф.25:13-30):

14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. 16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. 19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. 20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. 21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. 23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, 25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. 26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; 27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; 30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

 

В Евангелии от Матфея сложно однозначно определиться с моралью этой притчи. Вроде бы Библия стяжательство не должна приветствовать, алчность - один из смертных грехов. И менял Иисус из храма выгнал… И тут нам сообщают, что Иисус должен поступить как этот жадный хозяин и что " ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет… ". Хотя с последним утверждением многие готовы согласиться J .

На бытовом уровне можно трактовать описанное так. Хозяин, дабы сохранить свое имущество, поделил его между тремя рабами, своего рода диверсификация - вложение средств в разные "инвестиционные портфели". При этом последний раб - это самые надежные инвестиции, но приносящие наименьшую прибыль. Первые 2 раба могли очень здорово "влететь" со своими инвестициями. И тогда "хорошим и верным рабом" оказался бы последний, который сохранил свой талант…

И вообще - требовать от всех однотипных поступков не разумно. Предположим, что все люди, сколько их есть, принесут деньги в банк (достанут из-под подушки свои таланты…). В этом случае процентная ставка по вкладам сразу же упадет. А если банк не сможет грамотно распорядиться этими деньгами (от радости навыдает плохо обеспеченных кредитов…) - то некоторые вкладчики могут не увидеть свои таланты…

 

Итак, есть метафоры, которые хороши в "метафорическом" смысле, но следовать им "напрямую" не рекомендуется J. И вообще - если человек "красиво говорит" - это уже само по себе подозрительно J. Не является ли данная притча своеобразной "рекламой банковских вкладов"? Кого учат говорить красиво? Политиков, юристов, маркетологов… Психологи любят использовать метафоры. Особенно в "практической психологии":  коучинг, НЛП, выработка качеств "настоящего лидера", тренинги "мастерство продаж"… Писатели и поэты часто придумывают метафоры - это же "их хлеб" J

Нам же, простым смертным, нужно уметь находить "противоядие" от чужого красноречия J. Хотя, и самим не плохо бы "говорить красиво". Т.к. умение "красиво говорить" прямо пропорционально размеру нашей зарплаты J. Но, переступать некоторые моральные границы не рекомендуется. "Что посеешь, то пожнешь".

 

Но, вернемся к нашим талантам. Эта же история описана и в Евангелии от Луки, но место талантов в ней фигурируют мины (более мелкие единицы измерения). Рассказ Луки интересен сообщением, что хозяин этих рабов был жадным и жестоким и уточнением, что он дал прямое указание "употребить деньги в дело":

13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. 14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами. 15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. 16 Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. 17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. 18 Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. 19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами. 20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, 21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. 22 [Господин] сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; 23 для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью? 24 И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. 25 И сказали ему: господин! у него есть десять мин. 26 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; 27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною. 28

Прямо "От каждого по способностям, каждому по труду". И, по моим субъективным ощущениям, "нерадивые рабы" пострадали больше не от того, что "не приумножили свои таланты", а от того, что не умели "держать язык за зубами".

 

Если копнуть "глубже", посмотреть на всю притчу, как на метафору, мы получим следующее:

У богословов господин, отправляющийся в дальнюю поездку, это Иисус Христос, который «прежде чем подучить славное царство, должен будет уйти в „дальнюю страну“ — на небо, к Отцу Своему, и потом уже явиться на земле во славе Своей». Под рабами понимают учеников и последователей Христа, которые получают от Бога разнообразные дарования и внешние блага. Однако Феофилакт Болгарский пишет:

Рабы Его — те, коим вверено служение слова, как то: архиереи, иереи, диаконы и все, приявшие дарования духовные, одни — большие, другие меньшие, каждый по силе своей, то есть по мере веры и чистоты.

Возвращение господина и требование отчёта от рабов понимается как Страшный суд на котором, по учению церкви, все должны будут дать ответ за свои дела: умножившие свои таланты, получал похвалу, а «раб лукавый и ленивый» будет наказан исключением из царства Мессии. При этом обвинения ленивым рабом своего господина в жестокости богословы называют самооправданием грешника, который «по греховности своей потерявшего чувство сыновства к Богу и представляющего Бога поэтому жестоким и несправедливым».

Рассматривая рабов как учеников Христа, Феофилакт Болгарский называет их «торжниками» (торговцами) так как они призваны передавать другим, вверенное им учение. Он пишет:

Лихва, требуемая от них, есть исполнение учения самым делом. Ибо ученик, принимая от учителя учение, и сам пользуется им и передает оное другим и присовокупляет к нему ещё лихву, то есть добрые дела.

 

Итак, некоторые метафоры (притчи, мифы…) оказываются не такими уж простыми… И повторять "правильные поступки из притч" не всегда рекомендуется. В следующем выпуске мы поговорим о барьерах восприятия, которые помогают преодолевать метафоры.

 

 

Это интересно:

В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу "Рамки ума". В этой книге он определил семь типов таланта, интеллекта:

1.вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам)

2.цифровой (характерен для математиков)

3.пространственный (присущ дизайнерам и художникам)

4.физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)

5.личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)

6.межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами)

7.талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).

 

 

Немного юмора.

Женское тело - это храм, а количество прихожан определяет популярность веры.

***

"Белая ночь" - это когда дамы приглашают на ночь.

***

- Почему девушек так завораживают гейзеры?

- Потому что они извергаются каждые две минуты сотни лет.

***

Объявление:

"Учащаяся сельхозтехникума поможет одинокому фермеру поднять хозяйство".

***

Читать другие анекдоты про секс>>

 

Смотреть прикольное видео "Предвыборная речь самого честного украинского политика"…

 

 

 

Как всегда, жду Ваши письма и предложения на mymet@mail.ru

Ваш Александр Грин

 

 

Эффективные рекламные кампании в Интернете.
Рекомендую подписаться! Интересные и полезные рассылки.
Хорошее настроение! Смешные истории. Анекдоты.
Лучшие сайты. Обмен ссылками
Планирование карьеры. Как правильно составить резюме?
Работа в Москве. Рынок вакансий.
Читать книги! Рецензия на книгу.
Умные мысли. Афоризмы и цитаты.
Лучшие цитаты и афоризмы о жизни и о бизнесе
Microsoft office - word, excel, powerpoint
Бизнес в условиях кризиса. Бизнес новости.
Маркетинговая стратегия.
Интернет маркетинг. Реклама в интернете
Антикризисное управление.
Современный мир. Глобальные проблемы.
Аренда квартир в Москве.
Обслуживание компьютеров
Раскрутка продвижение сайта.

Эффективные рекламные кампании в Интернете.

В избранное