Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Триумф Малахита


Триумф Малахита

Наш Девиз:
Роскошество Творений Уральских Мастерских - Легко и Быстро!

Логотип Проекта


Дей Зобов    
http://izdanie.biz    


Добрый день и час!


    Эта заметка освещает, главным образом, события 19 века, когда изделия из уральского малахита были объектом такого ненасытного внимания людского, каким не пользовались не до, не после.


    Немного скажем о причинах "малахитового бума" и о том, почему он быстро завершился. Упомянем и о минерале, конкурирующем с малахитом за внимание людей. Да и о некоторых призведениях самоцветного зодчества из малахита и фигурах "малахитового рынка" того времени упомянем, конечно...


    Заметка сделана по книге Семёнова Б. В. "Малахит". Владислав Борисович Семёнов - уральский искусствовед, президент историко-геммологического общества "Lithika", автор нескольких книг и множества отдельных публикаций...


    Вставки от ведущего, как обычно, выделяются цветом и размером шрифта...


*     *     *


    Менее чем за столетие от малоизвестного камня - он был всего лишь бедной рудою медной - до модной драгоценности. Таков стремительный взлёт популярности малахита в России. Присмотримся же к "триумфу" малахита по-внимательнее...


    Первые шаги русского малахитного дела относятся к шестидесятым годам 18 века, когда мастерами Екатеринбургской гранильной фабрики из гумешевского малахита была сделана первая партия пуговиц для парадных камзолов...


    Но, ещё более полувека драгоценные (в силу редкости и красоты) украшения из малахита, чаще даже с вкраплениями его, привозили из Европы. Хотя поставщиком сырья для них были уральские рудники. Главным образом, Гумёшевский рудник.


    Малахит был доступен далёко не каждому. К тому же подавляющее большинство добывавшегося камня имело лишь научный интерес и рассылалось по минералогическим кабинетам России и Европы.


    Немногие же партии поделочного камня оперативно скупали демидовские эмиссары. Казна была нерасторопна и камня не имела, а её более решительные притязания на малахит были бесплодны: русское горное законодательство смотрело на него не как на поделочный камень, а как на медную руду, а потому монополия казны на цветные камни на малахит не распространялась. Даже пошлина на вывоз малахита не превышала пошлины, установленной на вывоз сырой руды. Не делали различия между рудой и малахитом и на таможнях.


    К началу 19 века относятся первые опыты использования малахита в архитектурно-декоративном убранстве дворцового интерьера. Они были скромны по масштабам, но приметны по новизне и красоте использованного материала.


    Впервые малахит был применён в отделке одного из крупнейших сооружений рубежа веков - Михайловского (позднее Инженерного) замка - дворца Павла I в Петербурге.


    В 1820-ых годах начинается резкий рост цены на необработанный малахит и изделия из него. Возможно, это объясняется возникшим дефицитом другого более ценного камня...


    Один из основных конкурентов малахита - лазурит. Он намного дороже, и спрос на него в отличие от малахита более стабилен, а популярность несравненно шире.


    Источником лазурита для всего мира от древности и до сегодняшнего дня, служило и служит Кокчинское (по реке Кокча) месторождение, расположенное в современном Афганистане. В конце 18 - начале 19 века, когда малахит лишь начал появляться на рынке, лазурита добывали здесь до 200 пудов в год.


    Так вот в 20-ые годы 19 века лазуритовые копи были захвачены и уничтожены. Только в 40-ых добыча на них была возобновлена...


    С открытием в середине тридцатых годов Меднорудянского месторождения малахита рынок обрёл ещё большую устойчивость: отсутствие на нём достойных конкурентов поставило малахит в число наиболее желанных камней.


    При очень высоких ценах на него и высоком потребительском спросе камень стал символом богатства, знаком социального отличия. За ним гонялись как императорский двор, где члены императорской фамилии пускались в соревнование друг с другом и особенно с крупной аристократией в коллекционировании малахитовых вещей; так и высшая знать, стремящаяся, с присущим ей тщеславием, выглядеть не хуже власть предержащих.


    Её любовь к малахиту подогревалась оглядкой на Европу, куда монарший двор посылал лучшие вещи из камня, ища расположения правящих домов Европы и Малой Азии, да и европейской знати вообще, а также соперничеством с домом Демидовых, обладавших к этому времени поистине бесценным собранием малахитовых вещей.


    Характерно для малахитового рынка этого времени и появление нового покупателя - столичного купечества, крупных чиновников, довольствовавшихся более скромными формами.


    Иметь вещи из малахита становится правилом хорошего тона.


    Культура малахита перестает быть однородной. Обслуживая разные социальные слои общества, она стремится угодить всем и в этом стремлении непрерывно обогащается новыми формами, типами вещей, становится мобильней в выборе масштабов, технологических приемов, где качество мозаики начинает определяться ценой и социальным статусом заказчика, охотно ориентируется на лучшие формы декоративного искусства (не чураясь и всевозможных ретро-стилей), на опыт профессиональной академической художественной школы; правилом становится участие в ней ведущих архитекторов и художников.


    Растущий спрос ведёт к расширению производства, к возникновению новых и новых мастерских. К ранее существовавшим присоединяются торгово-промышленная фабрика "Английский магазин. Никольс и Плинке", "Голландский магазин" Крюйса, мастерские Галиотти, Морина, Роджерса, Трискорни, Тигельштейна.


    Расширяется работа с малахитом императорских фабрик. Петергофская, например, не могла удовлетворить в эти годы всех желающих приобрести малахитовые вещи. В отличие от Екатеринбургской Петергофская фабрика имела право продавать изделия частным лицам, и уже в конце 20-х годов 19 века торговля эта имела огромный успех. Спрос превзошёл ожидания, и дирекция фабрики завела контакты с массой надомников в Петергофе и Петербурге. Снабжая своих "комиссионеров" сырьём, она получала от них готовые вещи.


    Вещицы из плотного малахита пользовались большим спросом. Цена мозаичных малахитовых шкатулок по прейскуранту 1830 года была 800-1000 рублей, кабинетного пресс-папье - 150-200 рублей. [А ведь "покупательская сила" тогдашнего рубля много больше, теперешнего доллара США.] Но цена не смущала, и в заказчиках недостатка не было.


    Изобилие вещей формировало своеобразные дворцовые малахитовые комплексы. Нередко они разрабатывались по единому "сценарному плану" и предназначались для конкретной архитектурной среды.


    Таковы комплекты жирандолей, сделанных фирмой Андреева для малахитового зала дома П. Н. Демидова, комплекс малахитовых вещей французского происхождения парадного кабинета Александра I в Большом Царскосельском дворце. Этими ансамблями была заложена идея ещё более великолепного собрания - Малахитовой гостиной Зимнего дворца.


    Квинтэссенцией соперничества за обладание наиболее престижной формой из малахита стал перенос этого камня из сферы малых "прикладных" в колоссальные вещи дворцового назначения и архитектурно-декоративное убранство. Не секрет, что это новое увлечение пошло от владельцев малахита и было тотчас позаимствовано императорской фамилией.


    Первым значительным явлением петербургской монументальной антологии малахита стала мозаичная отделка четырёхколонного парадного зала дома П. Н. Демидова, сделанная из меднорудянского малахита мастерами петербургской фирмы А. Трискорни по проекту О. Р. Монферрана в 1836 году. К сожалению, ничего из малахитовой роскоши этого зала до нас не дошло.


    С 1838 года императорский дом начинает соревнование с Демидовыми в размерах малахитовой роскоши. Демидовский зал послужил прототипом ещё более роскошного убранства Золотой гостиной императрицы в Зимнем дворце. Облицовка малахитом пилястр, колонн, каминов дала ей название Малахитовой. Создавалась она в 1838-1839 годах по проекту А. П. Брюллова мастерами-малахитчиками Петергофской гранильной фабрики и "Английского магазина Никольс и Плинке".


    Период этот был знаменателен тем, что малахитное дело России за кратчайший срок обрело всемирное признание. Россия стала законодательницей мод во всём, что касалось малахита. А ведь каких-то десять лет назад русские малахитчики ходили в учениках у Европы. Теперь же они изумляли мир масштабами, совершенством своих работ, глубиной художественного видения и восприятия малахита.


    В первой четверти века Россия везла в Европу сырой малахит, чтобы вернуть его в формах прикладного искусства. Теперь она определяет европейский рынок малахитовой роскоши. Спрос этого рынка постоянно подогревается растущими собраниями малахита в минеральных кабинетах Европы, идущими из России дарами в адреса правящих домов и знати.


    В эти же годы сложилось принципиальное отличие русского малахитного дела от европейских мозаичистов: не ведая недостатка в сырье, оно полностью встало на путь использования облицовочного малахита, причём в формах масштабных, крупных, подчас гипертрофированных, явив образцы неподражаемого трудолюбия и мастерства.


    Культура малахита в Европе, так хорошо начавшаяся на русском сырье и преимущественно на русских заказах, с перемещением центра обработки малахита в Россию, дальнейшего развития не получила. Трудно было соперничать её небольшим частным мастерским, основанным на оплате дорогостоящего наёмного труда, с Россией, где создание непомерной стоимости монументальных малахитовых декораций было обязано прежде всего даровому труду крепостного рабочего (коэффициент наёмного труда в малахитном деле был чрезвычайно низок).


    1840-1850-е годы - "триумф" малахита и вместе с тем последний яркий этап его истории.


    Рынок камня в это время богат как никогда. Господствует на нём уже медноруднянский малахит, кружевной и крупноленточный, добываемый из знаменитого гнезда, вскрытого ещё в 1835 году, но разработка которого началась лишь в 1843 году. Добыча в отдельные годы достигала 5000 пудов. Гумешевский же рудник в это время сошёл со сцены.


    На эту пору приходится активная деятельность крупных фирм и резкое сокращение числа небольших мастерских.


    Крупные предприниматели всё жёстче контролируют продажу сырья в России и в Европе.


    Хроника культуры малахита на этом этапе замечательна несколькими событиями: в 1843-1846 годах - началом и завершением малахитового убранства Исаакиевского собора в Петербурге, в 1851 году - триумфальным парадом русского малахита на первой Всемирной выставке в Лондоне, в 1851-1852 годах - целенаправленным подбором крупнейшей в мире коллекции малахита для только что отстроенного здания Нового Эрмитажа в столице...


    С появлением медноруднянского малахита цены на камень поначалу упали до 320-640 рублей за пуд против прежних 1000 рублей. Большая партия малахита, проданная А. Н. Демидовым в 1837 году Кабинету для Зимнего дворца, ещё более сбила цены: неиспользованный малахит Кабинет продал частным предпринимателям несколько дешевле и четыре года на столичном рынке держалась цена в пределах 300-400 рублей за пуд - небывало низкая для этого камня. Только с 1843 года её удалось поднять до 700 рублей за пуд.


    Зато просто баснословными стали цены на малахитовые изделия. В 1848-1851 годах на фабрике А. Н. Демидова был сделан малахитовый кабинет, оценённый в 460985 рублей серебром. Входивший в состав кабинета камин, какие известны по нескольким особнякам старого Петербурга, стоил 35 тыс. рублей. Малахитовые вазы оценивались от 52 тыс. до 70 тыс. рублей - цены достаточно красноречивые.


    Но, несмотря на внешнее благополучие, рынок малахита 40-х годов был неспокоен. Ощущалось приближение заката малахитовой лихорадки. В стремлении оперативней переработать сырьё и вынести его на рынок Демидовы активно вычищают богатейшую малахитом шахту "Надёжную", форсируют обработку малахита на фабрике. [Речь идёт о собственной фабрике Демидовых, построенной в Петербурге.] Её изделия, показанные в Лондоне, сделали демидовскому малахиту такую рекламу, какой не имел ни один поделочный камень в целом свете!


    С 1834 по 1842 год А. Н. Демидов расходовал свой малахит не спеша, расчетливо, без азарта. Неспешно раскрывался клад "Надёжной", где было обнаружено гнездо превосходного поделочного малахита, давшего 480 тонн камня.


    С 1843 года картина резко меняется. Как будто всё делается для того, чтобы как можно быстрее вывернуть недра наизнанку. Не в том ли причина, что "Журнал мануфактур и торговли" - главный русский коммерческий журнал - опубликовал прогноз о предстоящих переменах на лазуритовом рынке. По слухам 1842 года, сообщал журнал, Мурад-бек позволил бадахшанскому князю вернуться в свои владения и восстановить работу лазуритовых копей: "...если это справедливо, то можно думать, что торговля лазуритом снова процветёт".


    Активная разработка Меднорудянского рудника не случайно совпала с лазуритовым прогнозом: опередить возможную лазуритовую волну, не опоздать - вот что стало программой хозяина малахита.


    В начале 50-х годов лазурит уже существенно теснит малахит на всех европейских рынках.


    Но, Анатолий Николаевич Демидов всё же успел снять урожай со своего малахитового богатства!


    В середине пятидесятых годов отношение к малахиту изменилось ещё по одной причине. С 1843 по 1846 год велась работа над малахитовыми столпами Исаакиевского собора. Повсюду ходили слухи о чём-то малахитово-грандиозном. В 1856 году собор был открыт для всеобщего обозрения.


    Малахитовые столпы ошеломили. Но не только. Малахит предстал в них теперь пусть дорогим, но всего лишь облицовочным камнем и тем самым оказался низложен с аристократического рынка роскоши. В одном из документов дома Демидовых, хранящемся сейчас в Государственном архиве древних актов в Москве, где дан анализ конъюнктуры малахитового рынка, есть признание того, что с открытием "Исаакия" цена на малахит резко упала.


    С падением цены и интереса к нему аристократии камень приобрёл новый рынок - его покупателем стал мелкий буржуа, чиновник, мещанин, с меньшими покупательскими возможностями и претензиями. Малахит оказался в зависимости от потребности и вкуса нового заказчика. Снизилось качество работ. От камня отвернулось большое профессиональное искусство. Началась девальвация старого ремесла мастера-малахитчика.


    И ещё. Даже если бы не было лазурита, малахиту нашлись бы заменители. При таких-то неподъёмных многим ценах на изделия из него. Тем паче, что...


    На рынке самоцветов малахит не самый совершенный материал. Он мягок, непрочен в эксплуатации, ювелирные вещи из малахита быстро утрачивают свой блеск, лоснятся, покрываются жиром, царапаются. "Малахит вообще принимает хорошую, хотя не очень блестящую полировку, но скоро теряет весь лоск от прикосновений, особенно потными руками", - оценивал его Н. П. Щеглов. Как правило, полировка малахита нуждается в восстановлении. В обработке он несложен, но капризен и даже вреден тонкой медной пылью, которая проникает во все поры, забивает лёгкие, вызывая серьёзные профессиональные заболевания.


    Тогда ещё не были найдены технологические возможности преодалеть эти недостатки малахита.


    С 60-х годов обработка малахита становится преимущественно делом уральского кустарного промысла. Столичные мастерские обращаются к малахиту всё реже и, наконец, совсем сворачивают его обработку.


    Ещё в середине 50-х годов прекратила работу фабрика А. Н. Демидова; малахитчики "Английского магазина. Никольс и Плинке" в шестидесятые годы довольствовались лишь случайными реставрациями старого дворцового малахита; мастерские Мадерни и Трискорни занимались больше перестановкой малахитовых вещей по дворцам великих князей и княжён, а по необходимости и их починкой. Прочие обращались к малахиту эпизодически, по мере поступления редких заказов.


    Изредка с малахитом работали и столичные мастерские ювелиров Верфеля, Фаберже, мастеров по бронзе Штанге, Крумбигеля, Шпергазе (последний демонстрировал малахитовые вещи на Всемирной выставке 1873 года в Вене - последнем вернисаже русского малахита). В Киеве, особенно в пору появления там в роли городского головы племянника бывшего "короля малахита" А. Н. Демидова Павла Павловича Демидова, с малахитом работали мастерские киевского ювелира Маршака и магазина Арапова.


    Оставили малахит и императорские фабрики - после "Исаакия" Кабинет утратил к нему интерес.


    С открытием богатых месторождений медных руд в Северной Америке, Испании и Португалии упала цена русской меди. [А отмена крепостного права резко увеличила себестоимость добычи медных руд (и малахита) на Урале и её доставку.] Подорвало это и престиж русских месторождений. Не случайно обозреватели всемирных выставок тех лет, одни беспристрастно, другие не без злорадства, отмечают оскудение экспозиции русского малахита; всё чаще на них демонстрируются малахиты Австралии, Америки, Испании, им пророчится слава.


    Но, малахитовые промыслы сохранились в различных уголках Урала и Приуралья. Прежде всего, конечно, в Екатеринбурге. И обслуживали не менее многочисленную, пусть и не столь притязательную публику...


    Хотя такой ажиотаж вокруг малахитовых изделий, какой имел место в России первой половины 19 века уже не повторится (согласись, это маловероятно). Малахитовое дело ещё не раз испытает подъём...


    О некоторых персонажах и продуктах подъёма начавшегося в 30-ых годах 20-го века в Советском Союзе я поведаю Тебе в следующем выпуске издания.


*     *     *


До встречи, Читательница Дорогая! До встречи, Дорогой Читатель!


    Адрес Базового Сайта Издания:
http://uralsuvenir.vamur.biz


    Почтовый Адрес Издания:
uralsuvenir[ сюда вставляем значёк лающего животного ]vamur.biz



32-ой Выпуск         01.07.07         © Василий Мурзин 2007

В избранное