Фабрика Мысли: технологии, идеи, инновации - Социософт
Социософт
Здравствуйте, уважаемые читатели.
В современном мире бурно развиваются робототехника и наноэлектроника, расшифровываются геномы и проектируются квантовые компьютеры. Именно эти направления считаются сейчас наиболее важными и перспективными.
Изменения, которые они несут, способны перевернуть мир и сделать его совсем другим, непохожим на привычный – а заодно поменять и образ жизни, включая все возможные аспекты отношений между людьми.
Именно поэтому решающее значение имеет то, что может управлять такими изменениями – социальные технологии.
Социальные технологии
Технология – «комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию конечного продукта».
Но как возникает такой комплекс?
У многих из нас часто появляются идеи – как можно лучше делать, то что мы уже делаем. Иногда это получается, иногда нет. Если получается – то разумно повторить успех, а если получается очень хорошо – можно попробовать рассказать другим о своих «фишках» и приёмах.
Если идея широко востребована, то её можно транслировать большому числу людей, однако простого рассказа уже недостаточно. В результате приёмы и методы обрастают нюансами, примерами и превращаются в методики и технологии.
Социальные технологии обладают рядом ключевых особенностей:
коллективное владение – если знает только один человек, этого недостаточно для успешного применения;
не материальны – конечный продукт нельзя пощупать руками, но всегда можно легко определить – есть он или нет.
Такие технологии существуют с момента зарождения социальных систем. В первобытных племенах это «Совет старейшин», аналог современного «Экспертного совета», на Востоке заслуженно пользуется уважением «Наставничество», в Древней Греции споры землепашцев решались «Третейский судом», а в Древнем Риме были популярны «Дебаты». Есть и более современные примеры – «Разбор полетов» («Root cause analysis» в английской терминологии) и «Мозговой
штурм»,«Совещания» и «Аттестации».
Любопытно, но если четко следовать инструкция по любой из вышеперечисленных практик, легко попасть в ситуацию «Итальянской забастовки».
Управление социотехнологиями
Многие социотехнологии похожи на артефакты, доставшиеся обществу по счастливой случайности – точно никто не знает, как они появились, но обойтись без них уже нельзя. Более того – очень хочется создать такие же, но ещё лучше.
В одной из попыток решить эту задачу была выдвинута идея рассмотреть социальные системы через призму информационных технологий.
Речь идёт о выездных сессиях Института Психотехнологий, где при помощи Елены Переслегиной и возникло слово «социософт».
В таком ракурсе социальные технологии становятся социософтом, или «мягкими», управляемыми социальными программами, которые легко копировать, воспроизводить, развивать, а при необходимости и удалять.
Как и для компьютерных программ, при использовании социософта решающее значения имеют техподдержка и совместимость.
Конечно, кроме схожести есть и отличия – социософт гибче, разнообразнее и имеет тенденцию к саморазвитию или угасанию.
«Ключ, которым пользуются, всегда блестит» – Бенджамин Франклин.
Техподдержка
Для успешного внедрения любой социотехнологии недостаточно просто схем и инструкций. Нужны люди, «агенты изменений», которые будут обучать и помогать в непредвиденных ситуациях.
«Мозговой штурм» – простой и распространённый социософт. Для него достаточно создать творческую атмосферу, соблюдать правила конструктивной критики и уметь чётко управлять коммуникациями.
Вариант «а давайте все вместе соберемся и быстренько всё обсудим» часто приводит к правилу очередности Свиппа: «Кто кричит громче всех, тому и дают слово».
Все это может с легкостью сделать один человек, обладающий компетенцией ведущего, сочетающего навыки и способности, необходимые для организации и проведения «штурма».
Более сложный софт, «Тематический кружок» (или регулярно собирающееся community) требуют большего числа навыков и одного человека уже недостаточно – нужна группа единомышленников, вокруг которой и будет всё строиться.
Ещё более сложные «Конференция» или «Массовый тренинг» (параллельная работа нескольких ведущих и координаторов) дают желаемый эффект только при работе четкой слаженной команды и жестком контроле регламента.
Совместимость
Сложно себе представить бурную и активную, не знающую никаких авторитетов и запретов дискуссию на симпозиуме маститых академиков.
Хотя это было бы очень полезно нашей науке.
Не очень верится, что, собирая в гараже первый Applе, Стивы Джобс и Возняк вели неспешную беседу о всех возможных аспектах воздействия персональных компьютеров на подрастающее поколение и тщательно все записывали.
Очевидно, что в каждой социальной группе (фирме, коллективе, академии) можно использовать далеко не любой социософт.
Можно ли подобрать четкие критерии совместимости?
Часть из них явно зависит от культурной среды, в которой действует социософт. Например, для корпоративной среды при проверке совместимости пригодятся типы корпоративной культуры по Д. Зоннефельду:
«Бейсбольная команда» – ключевые успешные сотрудники считают себя «свободными игроками», за них между работодателями ведется активная конкуренция на рынке рабочей силы.
«Клубная культура» характеризуется лояльностью, преданностью и сработанностью сотрудников, командной работой. Стабильные и безопасные условия способствуют поощрению возраста сотрудников, опыта и должностного преимущества.
В компании с «академической культурой» набирают новых молодых сотрудников, которые проявляют интерес к долговременному сотрудничеству и согласны медленно продвигаться по служебной лестнице.
В «оборонной культуре» нет гарантии постоянной работы, нет возможности для профессионального роста, так как компаниям часто приходится подвергаться реструктуризации и сокращать свой персонал, чтобы адаптироваться к новым внешним условиям.
Более подробно типология Д. Зоннефельда описана здесь.