Фабрика Мысли: технологии, идеи, инновации - Конструирование сценариев и управление будущим
Конструирование сценариев и управление будущим
Здравствуйте, уважаемые читатели.
Этот выпуск продолжает рассказ про технологию сценирования, акцентируясь на конструировании сценариев и управлении будущим, построенным на основе этих сценариев. Для понимания темы желательно ознакомиться с методикой создания новых образов будущего, описанных в предыдущем выпуске рассылки.
Конструирование
Как не стремиться правильно очертить пространство будущего, как не стараться сделать хорошее сценарное дерево, на практике всегда найдутся факторы, ускользающие от сознания.
А также недооценённые, переоценённые и неправильно оценённые.
Конструирование помогает снизить риски и на основе наблюдений за динамикой модели будущего выработать тактику – план конкретных действий по воплощению стратегических целей.
Конструирование будущего – инженерная деятельность и может сочетать различные практики и технологии. Но есть особенность – приходится работать не с материальными объектами, а «чистой мыслью» – представлениями о мире, которые обречены меняться.
Поэтому компьютеры и другие технические средства обычно играют вспомогательную роль, и на первый план выходят методики, которые максимально задействуют самую сложную и гибкую систему – человеческий разум.
Ниже вкратце описаны две наиболее эффективных из них – конечно же, по мнению автора.
Всегда есть вероятность, что для новой задачи потребуется изменить старый или создать принципиально иной инструмент.
1. Знаниевые «машинки»
Если необходимые знания и идеи существуют, то их можно собрать у экспертов. Если нет – то создать с помощью «знаниевых машинок»: круглых столов, мозговых штурмов, ОДИ или запусков «Знаниевого реактора».
Балансируя на грани между девизом «одна голова хорошо, а две лучше» и данностью, что эффективность во многом зависит от качества людей, включённых в процесс.
Такие «машинки» особенно полезны при поиске новых образов и сценариев – когда существующие не устраивают или не ясны. Но их можно использовать и для конструирования – моделируя будущее в головах обсуждающих его людей.
Конкретная схема процесса зависит от используемого инструмента. Например, для «Знаниевого реактора» задача выбора оптимальной стратегии развития фирмы разбивается на 3 подзадачи:
метафора нового состояния фирмы;
действия по воплощению каждого из альтернативных сценариев;
интегральная программа, учитывающего риски и сочетающая возможные преимущества.
У «знаниевых генераторов» есть важное ограничение. Все они зависят от способности людей общаться – слышать друг друга, конструктивно воспринимать критику и понимать, как и почему предлагается то или иное решение.
При недостаточной подготовке поиск решения рискует вылить>ся в выяснение отношений и отнимающие силы и время споры.
«Генераторы» могут использоваться и для «обогащения» – при решении важных практических задач за минимальное время человеческий капитал имеет тенденцию увеличиваться.
«Делаем гениев из материала заказчика» – означает помочь людям раскрыть их творческий потенциал, который в обычных условиях не востребован.
2. Имитационное моделирование
Используя только логику и мышление, можно получить рациональный и взвешенный со всех сторон проект, но на деле столкнуться с трудностями совершенно непредвиденного характера.
Имитационное моделирование и не пытается все рассчитать, его методика больше похожа на актерское мастерство вживания в образ и много внимания уделяет глубинным процессам, протекающим в системе.
Можно много и аргументированно говорить о полезности нового продукта, но иногда достаточно поставить себя на место среднего российского потребителя и попытаться понять – нужен он ему на самом деле или нет. Чтобы при этом не обмануть самого себя, крайне рекомендуется популярный телесериал «Теория Лжи».
В таком моделировании поэтапно имитируются все предполагаемые события для того, чтобы определить:
позиции ключевых игроков – исполнителей, заказчиков и конкурентов;
противоречия – внешние (между игроками и сценариями) и внутренние (в изучаемой организации или проекте);
правдоподобность предпосылок, сделанных при прогнозировании – за счет наблюдений экспертов и обратной связи участников.
Виды имитационного моделирования:
классические сюжетно-ролевые игры – требуют большой подготовки и включают в себя формальное прописывание истории моделируемой области, сюжета и ролей;
системные расстановки на основе метода Берта Хэллингера – сочетание диагностики, исследования и поиска решений различных задач, возникающих в социальных системах.
Чем сложнее ситуация, тем дольше и масштабнее может быть моделирование – при наличии ресурсов можно задействовать сотни, и даже тысячи людей. Однако в большинстве ситуаций группы по 8-15 человек более чем достаточно.
Управление
Результат сценарного моделирования – «саженец», жизнеспособное сценарное дерево. Чтобы оно «прижилось», в схему управления организацией должны быть встроены управленческие практики:
«распаковка» сценария – в директивы (управленческие решения), проекты и программы, которые поддерживают тот или иной сценарий;
«перемещение» по сценариям – настоящее движется в будущее, под влиянием новых, неизвестных ранее событий и сделанных выборов будут меняться вероятности сценариев, некоторые могут исчезнуть.
управление изменениями – рано или поздно появится необходимость в новых сценариях и ключевых выборах.
Также вся полученная информация упаковывается так, чтобы система была а) управляемой и б) двигалась в нужную сторону.
Для этого создается операционная модель сценариев, связанная с конкретными действиями:
инерционный – наиболее вероятный сценарий, если ничего не менять;
запаздывающий – сценарий запоздавших изменений;
базовый – оптимальный и наиболее осуществимый;
опережающий – оптимальный, но менее осуществимый, потому что требует изменений кардинально и очень быстро.
резервные – если что-то пойдет не так.
Вероятность желаемого сценария можно усилить, прописав его в литературной или иной художественной форме.
Будущее формируется в том числе и в головах людей, действующих и принимающих решения.
Дополнительная информация Сценирование – инструмент тонкий, поэтому автор рекомендует приведенные ниже материалы, тех у кого он учился и чьи работы внимательно изучал.