Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Фабрика Мысли: технологии, идеи, инновации - Сюжеты и проекты, 1 часть


Сюжеты и проекты, 1 часть

Здравствуйте, уважаемые читатели.


Сюжет Рассылка “Фабрика мысли” ещё раз поздравляет своих читателей с Новым Годом и Рождеством и посвящает первый выпуск в этом году управлению сюжетами.

В управлении сюжет – это базовая схема повторяющегося явления или процесса, в которую входит последовательность происходящий действий и совокупность существующих в нём персонажей и их отношений.

Чтобы понять – что же такое сюжет в действии – предлагаю вспомнить, как вы провели эти длинные новогодние праздники.

Начнем с середины декабря – когда большая часть страны стремилась и завершить все срочные дела, и купить подарки, и спланировать отдых. Возможно, у вас все было улажено в срок, и вы спокойно наблюдали как приближается 2010 год. Но наиболее типичная картина декабря – сроки горят, отчеты не готовы, все спешат и торопятся. Параллельно вначале в магазинах, а потом и домах появляются гирлянды и новогодние ёлки.

За хлопотами быстро и незаметно пришли корпоративы, оливье, бой курантов и шампанское... Дальше вариации – горные лыжи, теплое море или просто походы по друзьям и родственникам... Деловая активность и ритм жизни замедляются... Работает только сфера услуг. Но очень не спеша.

Месяц пролетел быстро. Хорошо, плохо или как всегда – не столь важно, вариантов много. Главное – как не пытайся рассчитать и сделать все заранее, избежать праздничных волнений многим очень сложно.

Потому что они попадают в сюжет “Новогодний карнавал”.


Как это работает?

Самое простое объяснение – что человек подражает распространенным в его социальной среде шаблонам. И действительно, все новогодние сказки похожи друг на друга.

Но самое простое – не всегда верное. Саперы предпочитают идти разведанной дорогой, а люди, которые хотят добиться результата, изучают успешные стратегии своих предшественников.

  • “Спасибо титанам, на чьих плечах мы стоим”.

Поэтому наборы реально работающих схем сейчас очень популярны. Особенно если эти схемы содержат пошаговое руководство и оформлены в виде инструментов, которые можно внедрять в повседневную жизнь.

  • Самая популярная бизнес-книга интернет-магазина “Озон”: “7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности”.

И даже если человек стремится найти свою дорогу, перед глазами всегда будут чужие истории, набор чужих промахов или, наоборот, удачных находок.

  • “Умные учатся на чужих ошибках”.

В результате с одной стороны срабатывает эффект “ожидания”, и человек при соблюдении рекомендаций и “попутном ветре” достигает желаемых целей. Но в нагрузку получает роль, которая может влиять на решения в будущем.

  • “Назвался груздём – полезай в кузов”.

Конечно, теоретически можно быть всегда гибким и переключаться между разными ролями – делая каждый раз оптимальный выбор. Но на практике решения часто приходится принимать в состоянии стресса и в предельно сжатые сроки – когда на анализ просто нет времени.


Какие бывают сюжеты

Сюжеты могут иметь разный масштаб от личного (характерного только для отдельного человека или группы людей) до глобального (инсталлированного в общество на уровне культуры). Глобальных сюжетов не так много – всего несколько десятков. Потому что для создания такого сюжета нужно, чтобы он был достаточно сильным и востребованным всем обществом.

Есть и промежуточные масштабы: например, сюжеты, характерные для определенного социального слоя – предпринимателей. Таких сюжетов на несколько порядков больше, они более конкретные и, хотя во многом и схожи, обладают своими особенностями.

  • Сравните сюжеты успешного создания ИТ-фирмы – “Гаражный кооператив” и сюжет “Золотая жила”, по которому создавались многие ресурсодобывающие компании.

Сюжеты могут иметь разную длительность от нескольких минут до тысячелетий.

  • Бытовая ссора и “Гибель империи” (см. падение Римской цивилизации и цикл “Основание” А. Азимова).

Сюжеты имеют разные механизмы запуска, связанные со временем, местом или определенным событием.


Чем плохо находиться в сюжете?

Не все сюжеты заканчиваются одинаково хорошо. И даже зная неудачную концовку, даже предвидя все возможные последствия – иногда не получается сделать ничего хорошо.

  • И хорошо, если “история всегда повторяется – один раз как трагедия, второй как фарс".

Из таких сюжетов нужно стремиться выходить либо переживать их с минимальными потерями.

Но и хороший сюжет не всегда хорош. Он может “замылить взгляд” – мир меняется, и сюжеты медленно, но тоже меняются. Соответственно, делая одно и то же 10 раз с тем же успехом, на 11-й можно “пролететь”. Это может означает, что сюжет угас. Хотя… возможно, это тоже неотъемлемая часть сюжета.


Чем хорошо знать, что вы находитесь в сюжете?

Вы знаете, чем все может закончиться – будущее более предсказуемо, и есть шанс к нему подготовиться.

Если ваши сюжеты вас устраивает – замечательно, можно расслабиться и наслаждаться.

Если нет – сюжетами управлять можно и нужно. На уровне личности этим занимается сказкотерапия, на корпоративном уровне – профессиональные агентства по разработке брендов.

  • Но лишь великие мастера создают шедевры, которые меняют весь мир.

Кроме того, существуют специальные методики сценирования будущего – исследования сюжетов, которые влияют на развитие всего общества.


Удачных вам сюжетов в 2010 году!

Продолжение следует...

 

Евгений Воротников: evgeniiv@mail.ru
Сайт рассылки: znark.ru


В избранное