Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Серый" кардинал. Тот, кто стоит за спиной.


День добрый, друзья.
Серый кардинал вновь с вами. Вновь пытаюсь познакомить вас с моей последней книгой «Без лоха и жизнь плоха. Откровения российских консультантов». Надеюсь, что мои наблюдения будут полезны и вам.


Кто ты – учитель?

Психолог-консультант настороженно оглядел приятелей и аккуратно проговорил: «Мнения, конечно, могут быть разными, но вопрос о профессиональном уровне имеет место быть. Клиенты имеют право знать, кто копается в их бизнесе, мозгах или пытается эти мозги запудрить».
Бизнес-консультант молча рубанул рукой воздух, что, судя по всему, должно было означать: клиент имеет право платить и не более того.
Мозговед согласно кивнул головой, но продолжил: «И все таки, нам не всегда верят. Скажем, не так давно мне пришлось выслушать довольно продолжительный монолог руководителя серьезной компании. Кстати, это камень именно в твой огород, культиватор бизнеса. Привожу сказанное почти дословно…».

Точка зрения

«Лично я считаю, что разнообразные тренинги и семинары по повышению квалификации для различных специалистов - вещь нужная и полезная. Тем более, при условии, что институты сегодня выпускают не понятно кого, такие мероприятия безусловно, нужны. Вопрос в другом: кто их проводит?
С одной стороны, многие руководители компаний сами справляются с задачей обучения своих подчиненных. Особенно это касается небольших фирм. Конечно, подобная система обучения является результативной только при условии, если начальник сам достаточно опытен и умен. К сожалению, происходит с точностью до наоборот, и именно те руководители, которые не обладают данными качествами и стараются самостоятельно проводить обучение своих работников.
Крупные же компании просто вынуждены участвовать в тренингах и семинарах: при больших объемах работ персонал надо обучать и постоянно совершенствовать его знания и умения.
Самая тяжелая задача, которая стоит перед руководителем – это выбрать наиболее эффективную методику обучения, тем более, что на сегодня появилась масса разнообразных обучающих центров, море программ подготовки. Обычно выбор основывается на репутации той компании, которая предлагает обучение, на собственном мнении и отзывах коллег и друзей. Поэтому, самое главное – это собрать наиболее полную информацию о том, кто будет обучать твоих сотрудников.
Скажем, если я ищу юридическую фирму, я же не обращаюсь в первую попавшуюся. Я просматриваю целый ряд предложений и оцениваю: какими вопросами эта компания занималась, кто является ее клиентами, какова ее история, что о ней говорят, какие связи имеет. Точно так же надо, на мой взгляд, поступать и при выборе фирмы, которая предлагает обучение сотрудников…».

Бизнес-консультант и пиарщик встряхнулись и удивленно посмотрели друг на друга, потом уставились на психолога.
«Нет, не заучивал специально, - ответил он на немой вопрос. – Просто врезалось в память. Да и память у меня после литра пива прорезается. Так что, не надо пялиться на меня. Давайте лучше порассуждаем, кто и откуда берется. И почему он решает, что может кого-то чему-то учить. Начнем с нашего бизнес-учителя. Прошу вас, Бизнес-консультант. Поведайте нам страшную тайну превращения обычного человека в гуру предпринимательской науки».
Бизнес-консультант хлебнул из кружки, расправил плечи и неожиданно тонким голосом провизжал: «А они все лезут и лезут!». Потом осекся, удивлено огляделся и уже во вполне нормальной тональности приступил к повествованию…
Учу бизнесу

У нас теперь полгорода – это бизнес-консультанты. Встречаешься с приятелем – лет пять не виделись – уже бизнес-консультантом стал. Вчера еще завхозом работал, а теперь тренинги ведет. Понятно, что это крайний вариант (я о нем расскажу позже). Однако менее травматичных ситуаций хоть пруд пруди.
Скажем, один известный бизнес-тренер закончил математико-механический факультет. Увлекался астрономией и восточными единоборствами. Потом занялся психологией. Довольно успешно консультировал нуждающихся, вел тренинги личностного роста. То есть, все было прекрасно. И неожиданно он решил, что пора переключаться на бизнес-консультирование. Причина? Элементарна. Денег в бизнес-среде гораздо больше, чем у простых смертных с психологическими проблемами.
Кроме того, книжка в руки попала умная про коучинг. Слово модное, тема новая – предприниматели млеют, деньги текут рекой. Так и пошел наш математик-астроном-психолог бизнесменов учить-лечить. И ведь учатся и лечатся! И ни у кого не возникает даже вопроса: а с бизнесом-то, друг, ты знаком хоть немного. Сам хоть чуть-чуть в нем был? Не был, не привлекался. Помните анекдот: «Вы хорошо плаваете? Нет, я хорошо учу!».
Возможно, бизнес-тренеру и необязательно знать всех предпринимательских тонкостей. Тем более, если он коучингом занимается. Руководитель одного из психологических центров о коучинге сказал мне следующее.

Точка зрения

«Основателями коучинга являются психтерапевты, которые устали от психотерапевтической работы. Кроме того, они понимали, что чистая терапия бизнесу не нужна. Поэтому смогли найти ту золотую середину, которая позволила не копаясь во внутреннем мире человека стимулировать его личностный рост. Тренер позволяет человеку взглянуть на себя со стороны и понять, какие возможности еще не задействованы. Поэтому, коучи (или коучеры) – это частично психотерапевты, тренеры социально-психологических тренингов. Правда, неплохо
было бы иметь и собственный управленческий опыт.
Необходимо отметить, что подготовка по программе коучинга состоит в первую очередь из обучения самокоучингу и только потом из коучинга, направленного вовне.
Самокоучинг – это непрерывная работа по самонаблюдению за тем, кто ты, как ты говоришь, как сидишь, что делаешь, какие мысли тебя посещают, можешь ли ты посвятить пять минут работе, не отвлекаясь на посторонние мысли. Если ты на совещании, то кем ты себя чувствуешь здесь? Какова твоя роль. Если ты осознал ее и она не оптимальна для данной ситуации, то как из нее выйти? Или какую роль надо избрать, чтобы получить максимальную выгоду. Самокоучинг – это своеобразный сплав поведенческой психотерапии, древних духовных
практик (жизненно важные и понятные способы концентрации и медитации, сосредоточения внимания, снятия стресса, умения осознать мотив своих эмоций).
Вообще все люди делятся на мыслителей, у которых заглушены эмоциональный и физические стороны. Эмоциональные люди, которые не очень хорошо думают и плохо могут общаться со своим физическим телом. И люди телесного плана, которые дольше всего думают, у них подавлены эмоции. Так вот, человек, занимающийся коучингом, может идти по четвертому пути. Он – наблюдает за собой и в необходимые моменты может моментально переходить от одной формы существования к другой: от эмоций к мыслям, от мыслей к физическому комфорту».

Прикиньте, сколько всего наворочено и наверчено. Особенно мне понравилось про древние духовные практики и про переход от одной формы существования к другой. Но, по-моему, к серьезному бизнесу не имеет абсолютно никакого отношения. И тем не менее, многие бизнесмены просто глаза закатывают при слове «коучинг». Хотя, должна же быть в жизни хоть какая-то отдушина. И так все слишком серьезно и однообразно. А может, я не на того тренера наткнулся, а комментарий получил не от того специалиста. Возможно. Однако, представляете
сколько подобных бизнес-консультантов бродит вокруг нас и собирает свой урожай.
Вообще, причины попадания людей в отряд бизнес-консультантов, наверное, можно разделить на две основные категории:
- случайность,
- умысел.
Что лучше, а что хуже, сложно сказать. Возможно, у человека вдруг дар открылся. Тогда он бросает свою успешную фирму и идет обучать премудростям бизнеса всех желающих.
У меня есть знакомый – владелец успешного рекламного агентства. Он ежемесячно проводит тренинги по организации бизнеса, по продажам, по работе с персоналом. И я это только приветствую: передача колоссального опыта начинающим или менее успешным. Причем, дошел он до жизни такой действительно случайно. Сидели в компании, кто-то задал вопрос о мотивации сотрудников, мой приятель ответил. Тут же последовал вопрос на тему организации продаж. Он прочел мини-лекцию. Дальше вопросы сыпались градом. А рядом тихонько сидела
девушка из консалтинговой компании. В конце вечера она подошла к приятелю и предложила попробовать провести пробный семинар-тренинг. Он согласился. И понеслось.
Бывают и случайности с противоположным знаком.
Молодой человек работал геологом. Потом его сократили и он от нечего делать подался в завхозы. Попал в компанию, которая занималась психологическим консультированием. В промежутках между покупкой туалетной бумаги и заменой перегоревших лампочек стал завхоз похаживать на лекции и семинары. И вошел во вкус. Правда, в коридорах время от времени не было света, а канцелярия стала дефицитом, но уже через полгода наш герой самостоятельно вел тренинги. Для начала – психологические, личностного роста. Но он быстро понял,
что работать с коммерсантами и выгоднее и проще – у них с головой проблем меньше. Решил – сделал. Превратился в бизнес-консуьтанта. Теперь проводит тренинги продаж, формирования команды и прочее-прочее. И народ идет, и компании деньги платят. Но не дай вам Бог консультанта-геолога-завхоза. Хотя… Каждому – свое.
Кстати, встречаются люди, которым просто необходимо быть консультантами – опыт пропадает бесценный. Однако, видимо, тот самый случай не подворачивается. Например, вот что рассказывал мне один хороший знакомый - Роман, специалист по переговорам и конфликтам одного из крупнейших охранных предприятий Петербурга:
«Да, у меня нет соответствующих габаритов и внушительных размеров, что пользовалось спросом в определенные прежние времена. Но у меня есть голова, и это, на мой взгляд, намного важнее в нашем деле. Кроме того, даже на тот момент очень важно было иметь хорошо подвешенный язык. Помните, как все “за базар отвечали”. Это сейчас можно сказать: “Извините, я не понимаю вашего слэнга”. А тогда было очень важно, кто кого переговорит на стрелке. Кроме того, мы ни разу не доходили до силового противостояния. Мы могли
расстаться с противниками недобрыми знакомыми, но врагами - никогда. При этом, это не значит, что мы шли на компромиссы или сдавали наших клиентов.
Вообще поначалу мы ко встречам специально не готовились: брали нахрапом. Это уже позже шла предварительная подготовка к переговорам: расставлялись люди, готовился сценарий. У нас даже пара сформировалась с приятелем. Леша-большой - личность колоритная и очень крупная. Я же выглядел более интеллигентно и даже иногда костюм надевал – для контраста. Он молчал, я говорил. Но если уж он произносил слово, то оно было очень веским.
Кем я сейчас являюсь? В трудовой книжке написано: охранник. Однако за все эти годы я не разу не стоял на дверях и ничего не охранял. Скорее всего, меня можно назвать или конфликтологом или специалистом по переговорам. Жаль, что нет теоретических знаний и дипломов - всему учили жизнь и практика».

Представляете, какой опыт ведения переговоров и решения конфликтных ситуаций! Это вам не построенный на теории тренинг. Увы, человек консультантом не пойдет работать. У него и свои дела есть.
Теперь о тех, кто идет в бизнес-консультирование с умыслом.
Замечательно, если умысел положительный и шаг делается сознательно. То есть, целью является не тупое зарабатывание денег на впаривании общих фраз и никому не нужных систем, а желание поделиться своим опытом.
Один из моих хороших знакомых не смог сохранить свой достаточно успешный бизнес – что называется, «попал» и «попал» очень сильно. С долгам рассчитался, но на прежний уровень выйти не смог. И тогда он решил уберечь от своих ошибок других. Понятно, что всегда приятнее наступать на собственные грабли. Однако иногда все же стоит изучать и устройство чужих. Мой знакомы очень хорошо знал и организацию успешного бизнеса, и то, что может его разрушить. Вот этому он и стал обучать руководителей компаний. Надо сказать,
что его тренинги-семинары и консультации пользовались и пользуются большой популярностью. Не мудрено, ведь каждому хочется послушать о чужих бедах, да еще получить парочку дельных советов на практически любой случай бизнеса.
Бывает умысел и другого свойства.
Жил-был молодой человек. Открыл одну контору – обанкротился. Открыл другую – аналогичный результат. Ну, не получалось у него работать ни с клиентами, ни с поставщиками, ни с персоналом. Вокруг него обитали одни козлы. Раскинув тем немногим, что обычно именуется мозгами, молодой человек решил, что его призвание – это бизнес-консультирование. Да и картинка рисовалась крайне приятственная: солидный костюм, дорогие аксессуары, уважительные взгляды клиентов. И при этом, ничего делать-то особо не надо: значительный
вид, многозначительные паузы и побольше умных слов.
Действительно, молодой человек собрал несколько семинаров. А потом начал консультировать частным образом. И клиенты находились. Наверное, и до сих пор консультирует. Правда, насколько я слышал от общих знакомых, пара фирм, которые воспользовались услугами данного «специалиста», сначала начал хромать на одну ногу, потом на обе, а потом и вовсе завалились набок.
Итак, насколько вы поняли, я выступаю за наличие серьезных намерений и серьезного опыта при входе в когорту бизнес-консультантов. Так как, нет ничего хуже учителя-дилетанта. Научить человека можно чему угодно, а вот переучивать гораздо сложнее.
Желаете посмотреть на все те типажи, о которых я так долго распространяюсь? Нет проблем. Загляните на заседание какого-либо сообщества консультантов. Кстати, там сможете рассмотреть и бизнес-консультантов, и деятелей от психологии, и прочих господ, дающих советы.
Интересна одна особенность подобных собраний – странная нетерпимость к коллегам по сообществу. Стоит кому-нибудь неопытному высказать какую-либо, как ему кажется, оригинальную мысль, как тут же находится с десяток человек, которые готовы его растерзать или, во всяком случае, побольнее укусить.
На одном таком мероприятии выступала девушка – бизнес-консультант из небольшого российского городка. Она по наивности решила сообщить своим коллегам о радостном событии – разработке новой и буквально уникальной программы тестирования сотрудников компаний. Дескать, человек рисует дом или дерево, и по деталям этого рисунка можно судить о его психологическом состоянии, настрое на работу и о прочих других составляющих. Это, якобы, помогает заранее определить, что можно ждать от менеджера, и корректировать его поведение
и результаты деятельности.
Замечательно. Правда, девушка то ли не знала, то ли забыла сообщить присутствовавшей публике, что подобный тест под условным названием «Дом. Дерево. Человек» уже давным-давно существует и успешно используется в психологической практике. Так что, «новая» программа тестирования – это лишь адаптация прошлого опыта. Ну, да ладно. Главное, что консультант стремится к поиску нового, не стоит на месте. Меня поразило другое. «Доброжелательная» аудитория обратила внимание отнюдь не на вышеприведенный казус, а стала методично
размазывать выступающего по поверхности стены вопросами типа: «А у вас, вообще, есть опыт работы с персоналом? А сколько фирм уже пользовались вашими услугами? Н хотите ли поменять сферу деятельности?». Допрос в подобном стиле продолжался минут пятнадцать. Девушка сначала отвечала бодро, потом сникла, пошла пятнами и бледной тенью проскользнула на свое место. Публика бурно зааплодировала. Судя по всему, себе и собственному красноречию.
И это специалисты, работа которых связана в том числе с умиротворением и улаживанием конфликтов? Или это форма своеобразной разрядки: на людях истинное лицо показывать нельзя, а в своем кругу – можно? Или это связано с потребностью в самоутверждении? За счет клиента - не особо получится, так отыграемся на коллегах. Кстати, тем самым клиентам, которые обожают различные консультации не мешало бы пару раз посетить подобные собрания. Очень много полезных выводов смогли бы для себя сделать. Возможно, и нового консультанта
из особо активных выбрали бы.
Впрочем, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы побольше дури и гиперактивности из голов ушло. Тогда и бизнесмен-клиент выйдет из консалтингового окружения с наименьшими потерями.
Чуть не упустил один момент. Ведь я уже обмолвился о потребностях. Так, может, пару слов скажем и о них? То есть, о том ради чего приходят люди в бизнес-консультирование, какие потребности подталкивают их на этот неблагодарный и каменистый путь.
Но для этого придется традиционно вспомнить несчастную, всеми засиженную, упомянутую-переупомянутую, жеванную-пережеванную пирамиду потребностей имени легендарного Маслоу. Простите меня, люди. Ну, никуда от нее не деться - считайте меня занудой. Повторение, как говорится, мать учения.
Помните? На самом нижнем уровне лежат базовые потребности в пище, сексе и прочих вещах, без которых жизнь становится прозябанием, да и практически невозможна. Каждый кандидат в бизнес-консультанты надеется, что спать он станет мягче, кушать слаще. Здесь все ясно.
Следующий уровень – потребность в безопасности. Действительно, многим кажется, что деньги дают гарантию безопасности и стабильности. Кроме того, некоторым выходцам из психологической среды кажется, что взаимодействие с более-менее разумными предпринимателями куда безопаснее, чем с малопредсказуемыми частными клиентами и их внутренними «тараканами». Возможно. И этому даже есть конкретные примеры.
Скажем, один психотерапевт плюнул на свою практику и сбежал в оргконсультирование после того, как испытал на себе физическое воздействие мужа одной из своих клиенток. Жена, естественно, не сообщила благоверному о своих визитах к психотерапевту. И тот воспринял регулярные отлучки из дома, как угрозу своему мужскому достоинству. Тем более, что каждый раз любимая возвращалась домой с умиротворенной физиономией в благостном состоянии. Муж пошел в дозор и установил наружное наблюдение. Через некоторое время он отследил
месторасположение гнезда психотерапевта и не тратя времени на разбирательство взял крепость штурмом. Психологи готовы к внутренним схваткам, но не часто сталкиваются с внешним воздействием, поэтому результат был предрешен. Традиционная фраза: «Вы хотели бы об этом поговорить?» была загнана обратно мощнейшим ударом разъяренного самца. Удовлетворенно оглядев поле боя и поверженную фигуру «соперника», муж удалился. А очнувшийся психотерапевт спешно помчался переквалифицироваться в бизес-консультанты.
Однако ради справедливости надо отметить, что и бизнес-консультанты не всегда ограждены от опасностей и неприятностей. Я не говорю о таких мелочах, как недовольный результатом клиент или не проплаченная за консультацию сумма. Случаются более серьезные и неприятные вещи.
Бизнес-консультант довольно долгое время работал с компанией. Естественно, что он обладал большим объемом внутренней информации фирмы. И как на грех, неожиданно начала происходить утечка данных к конкурентам. Служба безопасности, проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что «засланным казачком» может быть только наш бизнес-консультант. Уверяю вас, у него осталась масса приятных впечатлений от загородной поездки в багажнике, от милой лесной прогулки, от дружеской беседы, больше напоминающей общий массаж тела.
Хорошо, что собеседники попались опытными и буквально через пару минут поняли, что кроме разнообразной хрени типа мотивации сотрудников, стиля руководства и формирования команды данного «супершпиона» ничего не интересует. Однако, даже вполне приличная материальная компенсация не заставила бизнес-консультанта продолжать свое опасное ремесло. Он подался электриком на стройку. Благо, первое образование позволяло. Теперь при слове консультирование он начинает тихо подвывать, пускать слюни и даже может в буквальном
смысле подмочить репутацию.
Так что, подумайте еще раз о своей безопасности, господа кандидаты в бизнес-консультанты.
Переходим к потребности в принадлежности к группе. Это можно реализовать, если, конечно, группа примет вновьобращенного, а, с другой стороны, если он сам захочет вливаться в эту группу. Я, конечно, имею в виду профессиональное сообщество. Мы уже немного познакомились с ним ранее. Могу лишь добавить, что все попытки организовать что-то типа клуба оргконсультантов чаще всего заканчивались провалом. Ну, не могут почему-то эти люди общаться спокойно и на отвлеченные темы. Разговор моментально переходит в плоскость
подсчитывания клиентов, поведенных тренингов и заработанных денег. Ничего, кроме зависти, злорадства и скрытой издевки это не порождает.
Можно говорить о принадлежности к бизнес-элите. Однако, кто же вас туда пустит. Это очень надо постараться, чтобы консультанта воспринимали не как обслуживающий персонал, а на равных. Увы, многие бизнес-консультанты делают все, чтобы было именно так – оближут клиента с ног до головы, побегут за ни на край света, примут любую позу. Лишь бы контракт был заключен. И при этом, будут уверенно рассказывать о том, что нужно выравнивать позиции устанавливать партнерские отношения. Забывают лишь об одном: к тебе относятся
так, как ты сам к себе относишься. Скажем, консультант заявляет цену своих услуг. Ему отвечают, что это дороговато. И он тут же скидывает половину стоимости. А еще чуть позже половину от той половины. Причем, не особо упираясь. Просто желая хоть что-то получить.
Именно поэтому и возникают ситуации, когда, например, на банкет, посвященный окончанию выездного корпоративного тренинга бизнес-тренеров просто не приглашают: «А нечего им тут делать! Пускай их на кухне накормят». И нормально – утерлись и пошли на кухню хавать вместе с обслугой.
Еще пример. Бизнес-консультант приходит на переговоры с владельцем компании, а тот лениво распахивает дверцу сейфа, указывает мясистым пальчиком на пачки долларов и лениво позевывая спрашивает: «У тебя такое есть? Так чему ты меня хочешь научить?». А в ответ – невнятный лепет и жалобные уверения в собственном профессионализме: «Дяденька, ну, подкинь на бедность хоть что-нибудь».
После подобного можно говорить о равенстве и об элитном положении? Сомневаюсь.
Чуть не упустил одну мелочь. Помните выражение: «Встречают по одежке, провожают – по уму». На любом мероприятии я всегда могу вычленить из толпы бизнес-консультанта: он будет озабочен, боязлив, и не слишком хорошо одет. Особенно бросается в глаза последнее. Почему? Я как-то поинтересовался об этом у знакомого специалиста. «Не стоит давить клиента своим преуспевающим видом», - таков был его ответ. Чем-то мне эта позиция напомнила ситуацию с профессиональными нищими: нужно вызвать у прохожего жалость. Возможно,
подобная позиция и имеет право на существование, но я приветствую противоположный подход: клиент должен видеть, что у консультанта все складывается очень замечательно, только в это случае он будет доверять ему и станет общаться на равных. Приведу пример из собственной практики.
Девушки начала работать бизнес-консультантом. Стиль одежды она предпочитала следующий: длинная юбка, растянутый свитер, бесформенные плащи и пальто. Естественно, макияж и прическа оставляли желать лучшего. И клиент почему-то попадался все больше мелкий, ощипанный и малоденежный. Во время очередной нашей случайной встречи я не совсем тактично намекнул ей, что неплохо бы поменять имидж – ведь и фигура нормальная, и ноги есть, и внешностью родители не обидели. Девушка засмущалась и ничего вразумительного не ответила.
Мы встретились где-то через полгода. Каково же было мое удивление, когда вместо золушки я обнаружил принцессу: дорогой деловой костюм, великолепный макияж, модная прическа. Передо мой стоял совсем другой человек: обаятельная, умная, красивая и уверенная в себе женщина.
Как выяснилось позже она вняла моим бестактностям и провела работу над своей оболочкой. И вслед за этим начали происходить изменения в жизни. Появился один богатый клиент, второй. Сейчас она работает в качестве бизнес-консультанта с одной из крупнейших российских компаний. На мой немой вопрос она ответила честно: «Ты знаешь, благодаря тебе, я поняла, что, чем дороже выглядишь, тем дороже можешь себя продать». Умница!
Теперь пару слов о потребности в уважении и признании. Безусловно, бизнес-консультант, советник – это звучит гордо, е сегодня еще и модно. Окружающие просто обязаны сразу зауважать и кинуться за автографами. И такое, действительно, случается. Но у единиц. Например, как у той золушки-принцессы. Остальные продолжают мечтать и метаться в поисках клиентов.
Ну, и, наконец, мы добрались до потребности в самовыражении. С этим у бизнес-консультантов проблем не существует. Если, конечно они сами отчетливо представляют, что же хочется выразить. То есть, когда работа – это творчество, а не простая подгонка программы одного клиента под другого.
А с другой стороны, какая разница? Главное, что никто не мешает, не диктует условия, не ставит рамки. Самовыражайся в свое удовольствие.
Убедились, что реализовать свои потребности в качестве бизнес-консультанта можно в полной мере. Наверное, именно поэтому в погоне за мечтой множество людей начинают себя именовать модным словом и кидаются давать советы.

Бизнес-консультант умолк, перевел дух и пригубил вовремя принесенную официанткой новую кружку пива. Приятели-слушатели ошарашено молчали и явно переваривали услышанное. Стояла тишина и даже был явно слышен плеск волн пива о стенки желудков.
Первым выпал из прострации пиарщик. Он, как человек, привыкший взвешивать каждое слово, был явно несколько растерян и огорошен: «А ты не слишком сурово подходишь к своим соплеменникам? Тебя послушать, так в бизнес-консультирование идут одни убогие и недалекие. А ведь бизнес их услугами активно пользуется…».
«Какие консультанты, такой и бизнес, - усмехнулся Бизнес-консультант. – Я мог бы и так ответить. Но это шутка. Ты пойми, я же не обобщаю. Я рассказываю о наболевшем, о том, чего никто не видит, о том, что скрыто за красивым занавесом. Ты что, хочешь, чтобы я тут заливался соловьем, распевая песни об успешных консультантах, которые за пару дней по пять-десять тысяч долларов загребают, и к которым очередь стоит? Могу. Но ты о них можешь и в газетах прочитать и в многочисленных книжках. О них и об их успехах все
знают.
Только есть и обратная сторона медали. Вот ее-то вам я и показываю. Достойных людей много, только вот уроды им репутацию портят. Поэтому и не могу больше молчать! Давайте выпьем за правду!». Приятели с глухим стуком сдвинули кружки. Отпили. Помолчали. Голос вновь подал PR-консультант: «Ладно. Ты особо-то не грусти. Все-равно, хороших людей и специалистов больше. Во всяком случае, хочется в это верить. А разнообразных «высоких профессионалов» в любой профессии достаточно. Да и время такое: вся муть на поверхность
всплыла. Только сейчас потихоньку оседать начинает. Ничего, прорвемся. А теперь заслушаем нашего начальника психологического цеха. А то он что-то заскучал и помрачнел. Господин Психолог-консультант, поведайте нам страждущим, откуда на свет божий берутся луди вашей профессии?».
«Не заскучал я. Просто уважаемый Бизнес-консультант больную тему зацепил, - Психолог-консультант придвинул полную кружку. - Ведь то же самое и у нас творится: и случайные люди попадаются, и коллеги друг друга придушить норовят, и клиентов на пустом месте разводить пытаются. Даже потребности во многом схожи. Кстати, это и немудрено, ведь многие бизнес-консультанты, как уже было сказано, из психологов выросли. Так что, многое уже было описано уважаемым коллегой. Однако я постараюсь кое-чем дополнить картину».
Он залпом опустошил посуду. Утерся рукавом и задумчиво проследил путь по стене невесть откуда сюда забредшего таракана – заведение претендовало как минимум на три звезды, и тараканы могли здесь присутствовать только в виде экзотической закуски. Да и то не наши – мелкие, а заморские – крупные. Психолог-консультант подумал, что это – знак судьбы. Он достаточно серьезно относился ко всевозможным подобным подсказкам. Поэтому насекомое давить не стал, а вышел из подсознания и медленно начал говорить…

В избранное