Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Управленческий консалтинг и информационные технологии выпуск №2


Информационный Канал Subscribe.Ru

Доброго Здоровья, уважаемые подписчики.

После долгого перерыва продолжаю выпуск рассылки. За прошедший месяц благодаря участию в одном достаточно большом проекте мое отношение к предмету рассылки немного изменилось, поэтому этот выпуск будет о моем видении места ИТ-консалтинга в бизнесе.

Начнем с описания общей структуры бизнеса. Любой бизнес состоит из пяти взаимосвязанных частей. Ресурсы, Силы, Методы, Информация и Цели. Ресурсы – это оборудование, недвижимость, финансы и т.д – то что является необходимым для осуществления бизнеса. Управление ими заключается в поддержании их количества и качества в оптимальном соотношении. Это достаточно проработанная область и сильно касаться ее не будем. Грамотному учету и анализу эффективности его использования можно научится как в учебных заведениях так и в процессе работы с ними. Хотя опыт показывает, что даже здесь можно сходу увидеть возможности для повышения эффективности. Обещанный пример из практики. Оптовая база и сеть магазинов. Бич любого подобного бизнеса – пересорт продукции при распределении с базы на магазины. В среднем, на описываемом объекте около 15 процентов. Для выявления ее в магазинах осуществляется входной контроль с помощью сканирования штрих-кодов и составления реестра пересорта. Автоматически запускается грандиозный документооборот между базой и магазином. Дополнительный приход, возврат, письмо в ревизионный отдел, при необходимости заведение товарных позиций. Товар не теряется и продается. Но за полгода работы по такой схеме ПРОЦЕНТ ПЕРЕСОРТА НЕ УМЕНЬШИЛСЯ. Почему? Ведь свойство любой обратной связи – АВТОМАТИЧЕСКИ сводить разницу между желаемым результатом и действительностью к погрешности регулирования! А дело оказалось лишь в том, что сигнал обратной связи не доходил до входного узла, которым являлись сборщики на оптовом складе. На оценку их работы процент пересорта никак не влиял. Перенос контроля по штрих-кодам с помощью терминала сбора данных на оптовую базу сразу после сборки за месяц снизил пересорт до 1-2 процентов и экономии около 3 тысяч долларов в месяц. Просто сборщики сразу на месте стали получать «по голове» за некачественную сборку.

Силы – это люди, которые этими ресурсами пользуются. Тут уже вопрос управления гораздо сложнее. Гораздо больше неопределенности. Все-таки человеческий фактор :)))  Но и тут достаточно много хорошо проработанных методов, поэтому кадровый менеджмент оставим на откуп профессионалам-кадровикам. Хотя и ИТ-консультанты могут здесь найти свой хлеб.

Методы – это знания и навыки, которые необходимы для осуществления бизнеса. К сожалению в этой области наработок меньше. Мало кто действительно серьезно занимается таким вопросами, как составление работающих должностных инструкций и  положений, не говоря уже о базах знаний, службах поддержки, кружках качества. Тут непаханое поле и можно найти место для приложения своих сил как консультанта. Это направление не дает сиюминутного уменьшения издержек или повышения прибыльности, но значительно увеличивает потенциал развития бизнеса.

Эти три части являются основой бизнеса. В большей или меньшей степени они присутствуют в любой организации. Но что дает возможность эффективно взаимодействовать этим трем частям между собой?  Правильно, это….

Информация – знание о текущем состоянии объектов этих частей и динамика их изменения. Как вы думаете, сможет ли снабженец принять правильное решение о закупке необходимого товара, если он  не знает количества, находящегося на складе? Или знает, но с опозданием на неделю, месяц? Или если данные об этом ошибочны и ли искажены? Не сможет. Также и менеджер отдела продаж не сможет принять решение о методах продвижения того или иного товара,  если не будет знать динамики продаж. Как проверить, хорошо ли организованы информационные потоки в организации? Провести замеры времени от выявления потребности в чем-либо до ее удовлетворения – допустим, от выявления отсутствия товара на складе до его появления там. Если этот показатель стабилен – значит все хорошо, если нет значит там есть значительный резерв для повышения эффективности. Тут имеется масса возможностей для ИТ-консалтинга. Выявление хотя бы одного разрыва в передаче информации в том или ином бизнес-процессе и его устранение может сильно изменить эффективность. Или рассмотрим скорость передачи информации. Если информация поступает медленно и только в интегрированом виде, то менеджмент компании будет запаздывать с принятием необходимых управленческих решений. Если она поступает слишком быстро да еще напрямую старшим менеджерам – то скорее всего компанию будет постоянно «раскачивать» от разборок и взбучек конкретным исполнителям. В одной консультируемой компании заведующие магазинов при каких-либо проблемах могли сразу напрямую звонить директору сети с жалобами. Считалось, что это позволяет оперативно реагировать на текущие проблемы. В результате директор сети был постоянно перегружен «текучкой» и на стратегическое осмысление эффективности работы сети времени просто не оставалось. Введение формализованных ежедневных отчетов по электронной почте значительно повысило ответственность заведующих магазинов и дало возможность директору сети заняться проработкой стратегических вопросов, что тут же сказалось на прибыльности.

 

Тут мы переходим к очень тонкому вопросу – Целям. Тонкому, потому что это почти всегда касается топ-менеджмента и владельцев бизнеса. Именно здесь работают действительно высокооплачиваемые бизнес-консультанты. Именно упорядочивание взаимосвязей между управлением потоками информации и управлением целями может дать сильнейший импульс для развития бизнеса. Цели – это как раз то, что заставляет работать весь комплекс Методов, Сил и Средств и приводит к получению желаемого результата. Если Цели четко не обозначены для исполнителей или нет хорошей обратной связи о движении к их достижению то скорее всего организация будет работать неэффективно. Еще один пример из жизни «сетевиков». Была поставлена задача  централизации бизнеса – полная автоматизация работы магазинов, автоматический заказ товаров, отсутствие возможности работы с наценками и товарными запасами, централизованный подбор персонала. Но в личном интервьюировании владельца бизнеса выяснилось, что он видит дальнейшее развитие сети через систему франчайзинга, а это сильно меняло подход к формированию информационных потоков. Глубокая проработка  этого вопроса изменила взаимоотношения менеджеров высшего звена, поставила новые задачи по изменению работы аналитической группы, а также по подбору кадров. Этот процесс идет и сейчас, но уже видны изменения в лучшую сторону во взаимоотношениях между владельцами и топ-менеджментом. Это сразу сказалось на повышении мотивации персонала.

Описывая составные части работы абстрактной организации я подвожу Вас к осмыслению места информационных технологий. Это нечто, подобное смазке в двигателе автомобиля – то что снижает трение между составляющими частями, снижает температуру, удаляет продукты износа, и даже позволяет восстанавливать некоторые части. Понимание необходимости  ИТ появляется только после достаточно длительного функционирования организации – через кризисы, неудачи и периоды застоя. Именно о них и должен рассказывать консультант и именно их и должен выявлять в процессе работы. Основные вопросы, которые он должен задавать – это что будет если что-то в механизме компании не сработает. Об этом сотрудники обычно редко говорят, поэтому надо развивать навыки интервьюирования – вплоть до «перекрестных допросов». Для этого и нужны сторонние консультанты -  во всех организациях есть определенные табу, о которых внутри никто никогда говорить не будет при обсуждении проблем. А стороннему консультанту могут и рассказать. А это обычно как раз те больные узлы с которыми надо работать, лечение которых может привести к ошеломительным результатам.

 

 

В следующем выпуске – обзор средств автоматизации и их применимость в тех или иных видах бизнеса. А также я коснусь такого интересного вопроса, как консалтинг в государственных структурах.

 

И хочу обратиться к подписчикам – если у кого-то есть какие-либо конкретные примеры решений проблемных ситуаций в организации бизнеса – присылайте на почту – я их с удовольствием опубликую.

 

С уважением.

Иван Голубовский.

Генеральный директор, «СИА-Инфо»


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.tech.golubovsky
Отписаться

В избранное