Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Лучшая идея из десяти. Выбор из массива идей системы DoTSA.n


   

 выпуск 8

 

 

Технологии Прогнозов & Прогнозы Технологий


или

Тайны Технологий Точных Технических Прогнозов

 

 

Автор рассылки:
Varnava Leem


Адрес для писем:

solvers@yandex.ru

 

 

Рассылка о новинках в области прогнозирования развития технологий, о методах решениях технических (и не только) задач, о применении Законов  ТРИЗ для принятия правильных решений в выборе своего будущего…

 

 

 

Поддержите благотворительную акцию!

Одна смс-ка, и вы помогли грудным детям – сиротам!
Подробности тут (http://www.trizline.ru/leem/sms.htm

  

 

 

 

 

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

 

(по материалам семинара Мастера ТРИЗ В.Г.Сибирякова)
Прогнозы и планирование развития систем

 

S - кривая или как оседлать закономерность?

(окончание…)

 

Что ждет  ТС после загиба S-кривой?    Возможны разные варианты. Система может тихо уйти со сцены, как газовое освещение, паровой автомобиль или виниловая грампластинка. Может «спрятаться в экологическую нишу»  спорта,  как велосипед, лук, яхты. Может включиться в состав новой надсистемы.

Если мы сможем описать признаки, позволяющие определить этап развития системы, то сможем правильно прогнозировать вложение и распределение средств (денежных, материальных, людских).         

Зная правила и законы развития систем, можно S - образную кривую превратить просто в «ступеньку», сразу со старта перейти к синтезу принципиально новых ТС... Именно в этом и состоит основное  преимущество ТРИЗ перед другими методами поиска новых творческих решений. В один прием - колоссально трудный и интересный - мы можем проделать работу, которую раньше делали сотни и тысячи исследователей!

 

Американские эксперты подсчитали, что 2% затрат от стоимости проекта на прогнозирование дают 50-кратную отдачу от своевременного  использования  прогнозных оценок при  принятии решений  в научно-технической и производственной  политике.  То есть проект, прошедший всестороннее прогнозное исследование, окажется в конечном счете, в два  раза дешевле исходного варианта. Выгодно, не правда ли?

Наиболее распространенная ошибка руководителей – линейное прогнозирование тенденций. Как же преодолеть третий этап в развитии системы? Проведенный нами системный анализ  нескольких десятков различных систем,  показал, что  при всем разнообразии противоречий, возникающих при развитии систем (технических, социальных, организационных) и приводящих эти системы на третий этап S-кривой, существуют всего два (!) принципиальных пути преодоления кризисов.

 

Сначала пример из техники. Во второй половине 19-го века парусный флот вышел на третий этап своего  развития: были достигнуты предельные параметры скорости судов под парусами. Увеличение площади парусов приводило к опасному снижению остойчивости, а увеличение длины кораблей резко ухудшало их маневренность. В то же время общественная потребность требовала увеличения объемов и скорости перевозок грузов. Растущий товарооборот между Европой, Индией и Америкой диктовал торговому флоту весьма жесткие рыночные условия. Судостроители того времени сделали все возможное. Знаменитая «Катти Сарк» - шедевр, но и предел развития парусников. Противоречие обострилось до предела.

Конечно, это противоречие можно было разрешать просто увеличивая количество парусных судов, но... Любой парусник имеет еще одно  принципиальное ограничение по скорости - он просто стоит на месте, если нет ветра. Как преодолеть полосу штиля? Вот и возникает «светлая идея» - поставить на парусник паровую машину, причем первоначально исключительно для преодоления полосы штиля! Представляете себе реакцию моряков,  одетых в белую форму, когда на их белоснежные (по морской традиции) суда с белыми парусами установили грязную и вонючую паровую машину, которую топили английским антрацитом из Глазго и у которой была не очень высокая  кирпичная  труба?!

Их уважение и любовь к морским традициям по-человечески понятна, но давайте спросим себя: «Где  сегодня парусный флот?» Как и положено технической системе, исчерпавшей свои ресурсы развития,  парусники ушли в «нишу»  развлечений, досуга и спорта. А во что превратилась паровая машина? Дизель-электроходы, атомоходы и т.д. - дети системы, которая первоначально предназначалась для выполнения «презренной функции» - преодоления парусниками  полосы  штиля.   И таких примеров в технике (и не только в ней) - множество.

Обобщая,  можно сформулировать простое правило:   Если система исчерпала ресурсы своего развития - объедините ее с другой системой, имеющей ту же  главную функцию.  Причем желательно, чтобы вторая система была помоложе, на первом или втором этапе собственного развития.

Такое объединение рождает новую систему, ресурсы развития  которой гораздо выше  каждой из  исходных (по определению).  Сказанное  иллюстрируется рис. 3:

  

 

Рис. 3.

 

Понятно, что даже если мы чисто графически сложим эти две кривые, то получим качественный скачёк. Реально этот скачёк происходит не только на графике, но и в жизни, в  развитии предприятия. Такой подход называется инновационным.

Другой путь выхода системы из кризиса – развитие одной из ее подсистем. Это путь,  когда фирма   использует имеющиеся ресурсы (основные и оборотные средства, технологии, организации, коллективы, информацию, идеи и т.д.) для развития новых ТС, направлений деятельности,  для формирования у потенциальных клиентов  новых потребностей. Фактически речи идет о закладывании новых S-кривых. Такой подход можно назвать инвестиционным.

Пример. В 1948 году в Миннеаполисе, центре медицинской науки США, образовалась небольшая фирма «Медтроникс», которая сначала специализировалась   на ремонте медицинских приборов для физиолечения (S1 на рис.4).   В середине 50-ых годов в Миннеаполисе начали проводить операции на открытом сердце. Однако многие больные умирали во время операций или вскоре после них из-за сердечной недостаточности. Появилась потребность в разработке электрокардиостимуляторов. «Медтроникс» смогла удовлетворить эту потребность – был разработан стимулятор на электронных лампах, работающий от электрической сети. Родилась новая техническая система, стартовала новая S-кривая! (S2 на рис.4).  Процент успешных операций резко вырос.

В дальнейшем потребовались многие усовершенствования первого неуклюжего образца. В полном соответствии с  ТРИЗовскими  законами развития,  «Медтроникс» разработала сначала  автономный электрокардиостимулятор с питанием от автомобильного аккумулятора (S3 на рис.4). Затем создала целую серию носимых стимуляторов, размером с сегодняшний аудиоплейер   (S4 на рис.4). Они спасли и продлили жизнь сотням тысяч людей на многие годы. Однако возникло и множество проблем: прибор носили на шее, а довольно объемный аккумулятор к нему – на поясе. С такими «украшениями» довольно неудобно спать, принимать душ, да и просто жить... Снова противоречие. И снова – потенциальный кризис.

 «Медтроникс» с блеском решила целый клубок технических задач: был создан вживляемый под кожу электрокардиостимулятор со встроенной батарейкой питания. Для него потребовалось создать миниатюрные источники тока (S5 на рис.4), исследовать совместимость живых человеческих тканей с металлами и пластмассами (S6 на рис.4), разработать уникальные электронные схемы (S7 на рис.4.) и т.д.  Все это – новые  S-кривые, новые технические системы. Но ведь это и новые производства, и новые ниши для бизнеса!

Рис. 4.

В итоге создано более тысячи модификаций вживляемых стимуляторов (для новорожденных, беременных женщин, пожилых,  людей с самыми разными заболеваниями...) Миллионы ранее обреченных на смерть людей живут полноценной жизнью по 20 и более лет, работают в полную силу, рожают и растят детей, занимаются спортом,  совершенно не замечая своего недуга.

Сегодня «Медтроникс» – мощная корпорация, имеющая свои филиалы во многих странах на всех континентах и входящая в десятку наиболее динамично развивающихся фирм США. Аккумуляторы, патент на которые принадлежит «Медтроникс», по несколько лет работают  на американских космических аппаратах. При этом фирма.... продолжает  производство и  ремонт приборов для физиотерапии. Понятно, что сегодняшние показатели Р  в сотни и тысячи раз превосходят стартовые показатели Р1.

История развития фирмы «Медтроникс» – блестящий пример  диверсификации  производства.

Диверсификация - лат. DIVERSUS разный + FASERE делать - разнообразие, разностороннее развитие. Для производства - одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов производства, расширение ас­сортимента производимых изделий. Диверсифицировать - придать чему-либо разносторонний, комбиниро­ванный, многоотраслевой характер.

Обобщая,  можно сформулировать еще одно правило:

 Для упреждения кризисов в развитии предприятия, разумно уже в середине 2-го этапа вкладывать часть прибыли (порядка 10% по опыту передовых предприятий)  в развитие новых направлений,  то есть закладывать новые S – кривые.

 

3.   Планирование.

 

Теперь, зная один из основных и наиболее универсальный  закон развития систем, можно вернуться к прогнозированию и планированию развития производства.

Полученные нами закономерности  ЖЦС, их смена во времени, тенденция постоянного роста потребительских качеств  ТС позволяют предложить следующую модель  построения планов.

1.     Стратегическое планирование.  Осуществляется в пределах нескольких ЖЦС. Оптимально учитывать этап развития существующей ТС и, минимум, ещё одну ТС   разрабатывать на перспективу. Целью  стратегического планирования  является вывод новых товаров (ТС или продуктов переработки сырья) на рынок и обеспечение лидирующих позиций в перспективе. Маркетинг должен быть направлен на формирование новых (будущих)  потребностей у клиентов. Важнейшим инструментом стратегического планирования является система целей и миссия организации.

2.     Тактическое планирование. Осуществляется в пределах одного ЖЦС. Целью  тактического планирования  является перевод ТС  на следующий этап внутри его жизненного цикла. Маркетинг направлен на перевод  ТС (товаров) в разряд массовых.

3.     Оперативное планирование. Проводится внутри  имеющегося этапа ЖЦС. Цель – решение текущих задач развития ТС или технологий.

 

 

 

 

 ТРИЗ – ЗРТС – DoTSA.n

Технический аудит предприятий, процессов, технологий – взгляд из будущего. Только индивидуальная работа.

Простые и красивые решения всегда находятся рядом, но в другой области. Наш опыт, это прежде всего огромная база знаний из разных отраслей науки и производства.

Мы находим дешевые и эффективные решения, дорогие решения вы можете найти сами.

© «Тайны Технологий Точных Технических Прогнозов» 2006 г. 

 

 

 

Поддержите благотворительную акцию!

Одна смс-ка, и вы помогли грудным детям – сиротам!
Подробности тут (http://www.trizline.ru/leem/sms.htm

 

 

 

 

Варнава Лим       solvers@yandex.ru


В избранное