Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Владелец бизнеса

  Все выпуски  

Контроль бизнеса его владельцем


"Контроль бизнеса его владельцем"

Выпуск 20 от 01 февраля 2007 года

10 мифов о контроле бизнеса его владельцем

 

Продолжение. Начало в выпуске 19

Миф шестой. «Заграница нам поможет», или Упор на западные технологии управления

Мы не против использования западных технологий управления в российском бизнесе. Вопрос в том, как их использовать. Практика показывает, что в наших условиях необходимо выбирать отдельные элементы из этих технологий и с их помощью конструировать свою систему и владения и управления бизнесом.

Дело в том, что на Западе выпускается много специалистов со степенью МВА. Это могут быть не особенно выдающиеся специалисты, но они похожи на детали из одного конструктора, из них можно легко собрать работающую фирму. Наши же специалисты похожи на детали из разных конструкторов - попробуйте собрать их в одно целое.

Один мой знакомый бизнесмен-американец на вопрос об использовании их технологий в России сказал примерно следующее: «Когда мы начинали работать в России, то сначала решили, что так, как работают здесь - работать нельзя. Прошло три месяца, и мы поняли, что так работать можно и что нам придется именно так работать. Теперь, когда новые бизнесмены приезжают в Россию и говорят нам, что так работать нельзя, мы ждем три месяца».

Многие западные консультанты признают, что в России нужно строить свои технологии управления, но при этом можно использовать отдельные элементы их технологий.

Особо остановимся на технологиях владения бизнесом. Сейчас активно распространяется корпоративное управление, но оно далеко не всегда правильно используется. Вообще корпоративное управление – это способ «борьбы» акционеров с менеджерами за влияние на бизнес и использование его результатов. Скорее всего, оно на 80 – 90% было придумано самими менеджерами, и используется ими, чтобы привлекать больше акционерного капитала и стимулировать рост курса акций. Его можно использовать в российской практике, но при этом необходимо не забывать о существующих методах прямого контроля бизнеса.

Владелец должен контролировать каркас бизнеса, регулярно осуществлять те действия, которые будут приводить бизнес в необходимое владельцу состояние. Это делается по всем основным направлениям: результаты, сотрудники, рынок, финансы и их использование, бизнес-проекты, производство, безопасность и окружение фирмы, управление и роль владельца.

Опыт построения системы владельческого контроля бизнеса с российскими владельцами показал два интересных эффекта.

1. Несмотря на изобилие разнообразных идей, они далеко не всегда эффективно используются в управлении фирмой. Сами идеи начинают работать по-новому, когда их рассматриваешь с точки зрения владельческого контроля. А некоторые идеи действуют с точностью до наоборот. При построении системы контроля, владельцы находят много недостатков в текущем контроле бизнеса, новые идеи для развития своего бизнеса и решают много текущих проблем. «Рекорд» – 30 страниц конкретных идей.

2. Почти во всех фирмах отсутствует понятие «владельческий бюджет». Очень часто деньги излишне тратятся на нерезультативные действия, а используемые системы материальной мотивации сотрудников только демотивируют их излишними выплатами. Владельцы плохо контролируют свои доходы.

Владельческий и управленческий контроль – это не только разные виды работ, но и разные системы мышления.

 

Миф седьмой. Чтобы мотивировать директора, нужно отдать ему долю в фирме

Это довольно часто встречающееся мнение. Обычно оно подкрепляется мнением консультантов и примерами, как кто-то сделал это. Иногда такой шаг действительно дает эффект на некоторое время. Но есть другое мнение, мнение владельцев, которые сделали это несколько лет назад. Сначала менеджеры начинают более активно работать и больше времени посвящают работе. Сам факт превращения их в сособственников не делает их ни умнее, ни результативнее, но делает их более заинтересованными и значимыми. Через некоторое время, как и все менеджеры (да и владельцы то же), они «перегорают». Работа становится менее интересной, появляются другие интересы. Но в этом случае разойтись с менеджером без конфликта гораздо сложнее. Если уж вы решили взять менеджера в сособственники, то не делайте это просто так, лучше дайте ему возможность заработать это и сразу оговорите варианты возможного «развода».

 

Миф восьмой. Нужно постоянно сокращать издержки

Многие бизнесмены думают, что сокращение издержек - одно из главных направлений их работы. Но это не всегда так. Конечно, нет необходимости излишне тратить деньги, но когда вы начинаете экономить, вы переключаете свое внимание и внимание сотрудников с зарабатывания дохода на сокращение расходов. Доходы при этом тоже могут сократиться.

Один мой клиент рассказывал, что он однажды решил, что фирма тратит слишком много, и ввел режим экономии, в итоге доходы упали. Тогда он сказал сотрудникам: «Будем тратить, сколько хотим, но мы должны сначала заработать эти деньги». Усилия сотрудников переключились на увеличение дохода и в итоге ситуация в фирме выровнялась.

Прежде чем сокращать расходы, необходимо понять, как это отразится на доходах.

 

Миф девятый. Кадры решают все

Сейчас трудно найти менеджеров, полностью готовых эффективно работать в наших условиях. Обычно они готовы к этому на 30 – 70%. Кроме того, многие фирмы сейчас заканчивают прохождение этапа «героизма» и только начинают переходить к системной работе. На место «героев» должны приходить «прорабы», способные спокойно и системно получать результаты. Таких менеджеров еще меньше. В этих условиях владельцу необходимо из руководителя, привыкшего лично получать главные результаты в бизнесе, превратиться в тренера, главным результатом которого являются победы его менеджеров. Это достаточно кропотливый труд - «выращивать» новых менеджеров и новую фирму, но если не делать этого, то бизнес, скорее всего, умрет.

Для начала, владельцу самому необходимо начать работать более системно, проработать систему владельческого контроля и отделить ее от менеджерской работы. Затем можно начать систематизировать работу других.

Кроме того, необходимо учитывать, что менеджеры рассматривают бизнес, в котором работают, как этап в своей карьере. Они видят себя в бизнесе на достаточно короткий срок, за который они хотят стать и богаче, и опытнее, и хотят получить новую хорошую запись в свое резюме. Только владелец заинтересован в том, чтобы его бизнес приносил прибыль еще несколько десятков лет и остался его потомкам.

Кадры - действительно, основной ресурс бизнеса, но они будут эффективно работать только тогда, когда владелец поместит их в соответствующие условия и будет их грамотно контролировать.

 

Миф десятый. Я и так хорошо контролирую свой бизнес

Это мнение особенно свойственно владельцам-директорам. Действительно, они постоянно в курсе многих дел, ежедневно урегулируют много разнообразных текущих проблем, и у них создается иллюзия, что они хорошо контролируют свой бизнес. На самом деле, это может быть совсем не так. Владельцы-директора контролируют много «вторичных конструкций», часто упуская из поля зрения каркас, основу бизнеса. Текущие дела владельцам делать необходимо, но эти текущие дела должны быть связаны с контролем бизнеса, а не с постоянным улаживанием оперативных проблем.

Владельцы-директора могут потакать себе как менеджерам, разрешать себе делать то, что не разрешили бы наемному руководителю. Или могут неэкономно использовать оборотные средства в своих интересах. Или вообще не выполнять обязанности владельца.

Один клиент пожаловался, что прибыль постепенно падает. При анализе выяснилось, что он стал делать много расходов, которые упрощают ему жизнь как менеджеру. Если бы директором был другой человек, то владелец бы на эти расходы не пошел.

 

Владельцам бизнеса необходимо понять, что в наших условиях владелец бизнеса – это должность. И от того, как владелец бизнеса выполняет свою работу, зависит и успех бизнеса, и его личные финансовые возможности. Владельческий и управленческий контроль – это не только разные виды работ, но и разные системы мышления.

 

 Статья впервые напечатана в журнале для руководителей «Топ-менеджер», №1 (45) 2005

 

С уважением, Сычёв Николай Андреевич,

бизнес-консультант,

президент Центра Владельческого контроля бизнеса,

к.ф.-м.н.,

действительный член Некоммерческого партнерства профессиональных консультантов «Консалтинг Сибири».

г. Новосибирск, (383) 339-75-50 и мобильный 214-45-54. Пишите >>>

 


 Как получить ещё больше деловых партнеров,

работая с Международным Клубом Деловых Связей?

 

Каждый, кто хоть раз размещал на нашем сайте своё деловое предложение, на личном опыте мог убедиться в высокой эффективности использования нашего интернет-ресурса в поиске партнеров, дилеров, представителей и инвесторов.

Даже простенькое объявление гарантированно дает результат, не говоря уже о грамотно написанном деловом предложении.

Продвижение бизнеса на нашем сайте уже давно стало де факто коммерчески выгодным делом, приносящим деловые контакты, а значит и прибыль.

Но реально ли повысить отдачу от использования сайта ещё во много раз?

Можно ли увеличить отклик на ваше предложение в РАЗЫ, и тем самым сформировать круг потенциальных партнеров не только очень быстро, но и качественно? Подробнее...    

 


Архив рассылки можно скачать здесь

 


 


В избранное