Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Владелец бизнеса

  Все выпуски  

Контроль бизнеса его владельцем


"Контроль бизнеса его владельцем"

Выпуск 15 от 08 сентября 2006 года

 

Этому не учат в университетах!
 

Сейчас многие владельцы бизнеса уже не хотят лично заниматься текущим оперативным управлением.

В тоже время, просто передать свой бизнес наемному руководителю они не могут из-за опасения потерять его (бизнес).

Наверное, вы сами знаете владельцев, которые уже пытались сделать это и получили плохой эффект.

Решение этой проблемы простое, необходимо понять, что в наших условиях владелец бизнеса – это должность у которой есть свои «обязанности» - владельческий контроль бизнеса.

Правильное определение этих «обязанностей» и грамотное их выполнение позволяет владельцу не только сэкономить много времени, денег и нервов, но и изменить свой стиль жизни, стать более свободным от текущих дел и начать новые более интересные ему проекты. Даже если вы хотите остаться на должности директора, вам необходимо разделить его обязанности и работу владельца, чтобы эффективнее выполнять их.

Более того, основные проблемы владельцев бизнеса можно свести к 10 типовым ситуациям и все они имеют в своей основе одно решение – грамотный владельческий контроль бизнеса.

Предлагаю вам построить систему владельческого контроля вашего бизнеса. Это поможет решить многие владельческие проблемы и укрепит ваш бизнес.

Владельческий контроль бизнеса необходим для:

  • Повышения доходов владельца бизнеса при сокращении временных и эмоциональных затрат;

  • Улучшения устойчивости и эффективности бизнеса и его защищенности от непрофессиональных действий менеджеров;

  • Создания условий для эффективной постановки новых бизнесов и бизнес-проектов.

Сычёв Николай Андреевич, бизнес-консультант, президент Центра Владельческого контроля бизнеса, Технология результатов: владельческий и управленческий консалтинг, к.ф.-м.н.

 

Пишите, задавайте вопросы, предлагайте ваши примеры.

 



Контроль бизнеса - обязанность владельца бизнеса

 

Прояснение роли владельца и построение системы владельческого контроля в бизнесе позволяет собственникам надежно защищать и развивать бизнес в своих интересах, добиваясь его эффективности на новом, более высоком уровне. Экономия на контроле - прямой путь к потере бизнеса.

 

Огромное количество консультантов и исходящих от них полезных идей далеко не всегда способны решить проблемы конкретного бизнеса. Одни компании много лет остаются на том же уровне развития, другие вообще исчезают. Хотя руководители этих фирм периодически посещают различные семинары, курсы и даже приглашают консультантов, значительного эффекта это не приносит. Исследование ситуации показало, что, во-первых, проблемы владельцев бизнеса рассматриваются в консалтинге не комплексно, а лишь фрагментарно, и во-вторых, ключом к решению проблем владельцев бизнеса является эффективный владельческий контроль. В результате анализа появилось отдельное направление - «владельческий консалтинг».

 

Три главных рычага управления зрелым бизнесом

 

Случай из жизни. В компании начали внедрять новые технологии управления. Разрабатываются структура организации, должностные обязанности, система мотивации сотрудников и т. д. Все это сталкивается с сопротивлением работников, не давая видимых результатов.

Вопрос владельца: Каково оптимальное решение проблемы?

Решение: Кроме улучшения технологии работы фирмы, необходимо использовать еще два рычага управления: роль владельца и эмоции сотрудников.

 

Как автомобиль нельзя вести только с помощью рулевого колеса, так и бизнесом нужно управлять, используя несколько рычагов воздействия. Три главных рычага управления зрелым бизнесом - роль владельца бизнеса, технологии, эмоции.

 

Роль владельца бизнеса

Практическая работа с владельцами показала, что многие из них не вполне ясно представляют себе возможности позитивного контроля над бизнесом. Охватывая, как правило,  лишь отдельные направления своей работы, они не видят ее в комплексе. Здесь уместно сравнение с игрой в «пазлы», где большая картинка разрезается на множество частей, которые перемешиваются и собираются. Знания современного руководителя зачастую представляют собой именно такую смесь из нескольких разобранных «пазлов», часть деталей которых к тому же потерялась. Довольно трудно руководить на основе таких знаний. Необходимо хотя бы частично упорядочить их, собрав в отдельные «картинки».

Некоторые владельцы нашли выход в том, что сами исполняют роль топ-менеджеров. Это создает у них иллюзию контроля. На самом деле они попадают под влияние текущих проблем фирмы, подчиняя собственные интересы интересам своих сотрудников. В этой ситуации прояснение обязанностей владельца и отделение их от обязанностей директора особенно необходимо.

Следует заметить, что продвинутые топ-менеджеры тоже заинтересованы в прояснении роли владельца бизнеса и своих взаимоотношений с ним. Это помогает им упорядочить свою работу и получать лучшие результаты, а также соответствующее вознаграждение.

 

Технологии

Эта тема достаточно хорошо известна, и основные проблемы, которые встречаются при работе с технологиями, связаны со следующим.

1. Упование на западный опыт. Мы не против использования западных технологий в условиях России. Но далеко не всем фирмам удается удачно применить хотя бы их элементы. Это связано с большими различиями в положении сотрудников и клиентов на Западе и в России. На Западе ежегодно множество людей проходят  курсы МВА, выпускники похожи на детали из одного конструктора. Им легко взаимодействовать и из них можно собрать различные «типовые конструкции». У нас все иначе. Наши сотрудники похожи на детали из разных «пазлов». Не так просто собрать из них что-нибудь цельное.

2. «Пазл» в головах руководителей и сотрудников. Очень часто внедрение новых технологий происходит без понимания полной картины происходящего. Например, разработка организационной структуры не даст эффекта, если ожидаемые результаты никак не связаны с должностными обязанностями сотрудников, ответственных за конкретный участок работы. Бизнесу нужны не должности или функции, а результаты. С учетом этого и нужно выстраивать организационную структуру. Помочь в данной ситуации может разработка иерархии результатов, которые необходимы организации.

3. Не доведение технологий до документации. Повальное увлечение организаций написанием должностных обязанностей и инструкций напоминает болезнь. С одной стороны, без них обойтись трудно, а с другой, какого-либо заметного эффекта они обычно не дают. Любая должность - это механизм и документироваться она должна как механизм: мало определить его функции, необходимо еще и описать способы его использования.

 

Эмоции

Чем выше позитивный эмоциональный настрой сотрудников фирмы, тем быстрее и безболезненнее решаются дела и производятся изменения. Определяемый положительными эмоциями высокий уровень сотрудничества в фирме становится ее конкурентным преимуществом.

Существуют три возможных уровня взаимодействия сотрудников компании: насилие, манипуляция и сотрудничество. Манипуляция иногда помогает, но имеет существенные недостатки. Во-первых, манипулируя другим человеком, вы должны соответствующим образом изменить себя, что требует больших эмоциональных и умственных усилий. Оставаться самим собой всегда проще. Во-вторых, человек, который манипулирует, боится разоблачения, что тоже ухудшает его внутреннее состояние. В эмоциональном смысле сотрудничество гораздо выгоднее.

Эмоции - это то, что дается человеку только личным опытом. Затем он запоминает полученные эмоции и ситуации, в которых он их получил, и принимает соответствующие решения. Такие воспоминания начинают руководить им.

За последние 15 лет работы в нашей стране многие люди получили негативный эмоциональный опыт сотрудничества. Здесь и увольнения с работы, и неудачи в бизнесе, и дефолт 1998 г. Все это мешает людям эффективно сотрудничать. Такую ситуацию можно и нужно менять. С помощью теоретического обучения эмоциональный опыт человека изменить нельзя. Существенную помощь в этом могут оказать корпоративные тренинги. За два с половиной дня тренинга обучаемые могут получить положительный эмоциональный опыт сотрудничества, равный десятилетнему опыту совместной работы.

Используйте сразу три рычага для управления зрелым бизнесом! Работая сразу по трем направлениям, можно существенно изменить и улучшить бизнес. Это требует кропотливой и системной работы. Управление бизнесом не похоже на работу конвейера - более близкой аналогией является выращивание сада или воспитание ребенка. Для проведения такой работы многим руководителям придется сменить стиль своей деятельности. На этом этапе руководителям фирм из героев, лично приносящих победы фирме, приходится превращаться в тренеров, для которых главным личным успехом становятся успехи их сотрудников.

 

Владелец бизнеса – это должность

Ситуация из практики: Владелец принял на работу наемного директора, который «завалил» бизнес. После этого владелец сам  восстановил дело. И так четыре раза подряд.

Вопрос владельца: Как найти и как мотивировать пятого директора?

Решение: Владельцу нельзя полностью отдавать контроль над бизнесом директору. Владелец бизнеса - это должность.

 

Сейчас большинство российских фирм завершает этап, на котором бизнес развивался за счет волевых усилий его владельцев, и переходит к этапу постоянной системной работы. Системная работа становится конкурентным преимуществом фирмы.

Развитие бизнеса затрудняется по различным причинам. В большинстве случаев главной из них является плохое прояснение роли владельца бизнеса в новых условиях. Это наиболее заметно, когда владелец уходит с должности генерального директора и передает фирму наемному руководителю. В этой ситуации часто возникает конфликт «владелец-менеджер», в основе которого лежит одна причина - владелец перестает в достаточной степени контролировать бизнес, а менеджер может повести его своим, понятным только ему путем. Здесь необходимо понять, что владелец - это должность и от того, как владелец выполняет свои «обязанности», зависит успешность всего бизнеса.

Обычно под понятием «владелец» понимают собственника. Это не совсем так. Понятие «владелец» более широкое и включает в себя три направления: идеи, собственность и деятельность. Нельзя быть собственником бизнеса. Можно быть собственником имущества, денег, торговой марки, акций или доли в юридическом лице и т. д. Но эта собственность сама по себе не является бизнесом. Это инструменты или ресурсы бизнеса; их нужно заставить работать, чтобы получить нужный результат. Быть собственником - значит контролировать только одну из зон владения бизнесом.

Организацией деятельности занимаются топ-менеджеры. И они фактически начинают претендовать на роль совладельцев, даже не имея доли в собственности. Их роль может быть кратковременной, и они порой действуют исходя из своих временных интересов в бизнесе. Часто интересы топ-менеджеров настолько расходятся с интересами собственников, что это вредит делу.

Обычно бизнес базируется на некотором количестве ключевых идей. К ним можно отнести само определение конкретного бизнеса, концепции брэндов, систему взаимоотношений с сотрудниками и др. Изменение этих идей может существенно исказить бизнес не в лучшую сторону. В нашей практике на эти идеи особенно активно пытаются влиять не только топ-менеджеры, но и маркетологи, рекламисты и менеджеры по персоналу. Если это делается без достаточного контроля со стороны владельца, то он отдает существенные стороны бизнеса под контроль отдельным сотрудникам.

Чтобы быть владельцем бизнеса, собственнику необходимо выполнять соответствующую работу владельца. В противном случае его собственность может превратиться в ничто. Для интеграции работы отдельных сотрудников полезно создать должность «управляющий владелец бизнеса» или даже отдел владельца. Некоторые сотрудники фирмы могут войти в состав отдела владельца по совместительству с основной работой. В любом случае лучше координировать работу, которая относится к понятию «владение бизнесом», чем пускать ее на самотек.

 

Что такое владельческий контроль бизнеса?

Ситуация из практики: Владелец принял на работу наемного директора. Директор оказался с характером. Он все время конфликтует с владельцем и не идет на сотрудничество.

Вопрос владельца: Как контролировать директора (или, может быть, его лучше уволить)?

Решение: Владелец должен контролировать не директора, а весь бизнес.

 

Обычно собственник назначает директора и вводит систему показателей, по которым оценивает и поощряет работу директора. При этом делается ключевая ошибка - директор контролирует бизнес, а собственник оценивает результаты работы директора. Это неверно. Владельцу необходимо самому контролировать весь бизнес, директор же - это только часть фирмы, которая обеспечивает работу бизнеса.

Владельческий контроль – это контроль каркаса, «несущих конструкций» бизнеса. Если каркас бизнеса сохранен, то бизнес всегда можно восстановить и улучшить; потеря каркаса - это потеря бизнеса. Владельческий контроль – это действия владельца по приведению бизнеса в нужное ему состояние. Они осуществляются по всем важным направлениям работы: результаты, сотрудники, рынок, финансы и их использование, бизнес-проекты, производство, безопасность и окружение фирмы, управление и роль владельца.

Владельческий контроль - это помощь сотрудникам в реализации бизнеса, выращивание бизнеса и его механизмов. Сейчас трудно найти готовых специалистов, уже имеющих опыт работы в текущих российских условиях. Их нужно выращивать и помогать им.

Иногда владельцы путают владельческий контроль с корпоративным управлением и работой управляющих компаний. Корпоративное управление - это западная методика «борьбы» акционеров с менеджерами за влияние на бизнес. Похоже, что эта методика на 90% создана самими менеджерами. Управляющая компания - это инструмент управления несколькими бизнесами, тоже требующий хорошего владельческого контроля, поэтому нельзя допускать, чтобы при ее создании роль владельца «растворилась».

Зарубежный опыт показывает, что проблемы владельческого контроля бизнеса там тоже решены не до конца. Достаточно вспомнить банкротства Enron и WordCom. А в книгах известного маркетолога Джека Траута приводится много примеров того, как мировые гиганты проигрывали на рынке только из-за отсутствия владельческого контроля над новыми маркетинговыми начинаниями. Общее в этих примерах то, что наемные менеджеры искажали маркетинговую позицию бизнеса в соответствии со своими текущими интересами, и это приводило к большим потерям.

 

Продолжение статьи в следующем выпуске рассылки.

 

С уважением, Сычёв Николай Андреевич,

бизнес-консультант,

президент Центра Владельческого контроля бизнеса,

к.ф.-м.н.,

действительный член Некоммерческого партнерства профессиональных консультантов «Консалтинг Сибири».

г. Новосибирск, (383) 339-75-50 и мобильный 214-45-54. Пишите >>>

 



Рекомендуем вашему вниманию реальные бизнес идеи и деловые предложения от наших партнеров из Международного Клубы Деловых Связей:

 

Производитель физпрактикумов – комплекта оборудования для проведения лабораторных работ по курсу физики для школ, лицеев и ВУЗов, расширяет свою дилерскую сеть, и приглашает к сотрудничеству дилеров и представителей из России и стран СНГ. 

За последние 15 лет большинство предприятий, занимающиеся производством учебного и методического оборудования, разорились и прекратили свое существование. В результате чего, состояние школьного учебного оборудования достигло катастрофического состояния. В подавляющем числе школ оборудование для проведения лабораторных работ полностью отсутствует, а в остальных находится в нерабочем состоянии.  

В настоящее время в России сохранилось буквально единицы организаций, и наша компания в том числе, которые способны производить лабораторное оборудование для физпрактикумов. Однако, притом, что наше оборудование по функциональности превосходит аналоги, отпускная цена на наш комплект оборудования в 5 (пять!) раз ниже отпускных цен наших ближайших конкурентов. Что позволяет нам вести более выгодную для наших дилеров и дистрибьюторов ценовую политику,  давая возможность устанавливать для них значительно более высокие проценты комиссионных, при этом всё равно оставаясь недосягаемыми для конкурентов. Мы убеждены, что вы останетесь довольными нашими комиссионными! 

Комплект лабораторных работ награжден дипломом лауреата конкурса инновационных разработок в номинации «Инновации в производстве оборудования и средств обучения для образования» на выставке «Российский образовательный Форум-2005». Имеет все необходимые сертификаты по электро- и санитарно-эпидемиологической безопасности, защищен патентом на полезную модель. 

Кроме того, особо хотелось бы отметить, что ещё какой-то год назад продвижение лабораторного оборудования не имело никакого смысла. Не смотря на полное его отсутствие в школах, и потенциальное желание руководства приобрести подобный комплект оборудования, денег у школ для этого всё равно не было. Сейчас в связи с развитием нацпроекта «Образование», школам началось специальное выделение денежных средств для приобретения компьютеров, учебно-методических пособий, комплектов лабораторных работ и т.д. И цена на наш комплект физпрактикума намного меньше суммы, которое выделяет Правительство каждой школе. Стоимость же физпрактикума конкурентов, кстати, значительно превышает правительственные выплаты. 

Поэтому для тех, кто станет нашим партнером, представляется великолепный шанс быстро и хорошо заработать – рынок абсолютно не занят, потребность в товаре налицо, со стороны производителя конкурентоспособные цены. В ближайшем будущем мы планируем ограничить число партнеров на один регион. Наиболее выгодные условия получат люди, хорошо знакомые с системой среднего и высшего образования, способные преодолеть возможные административные барьеры, так характерные для российского образования, имеющие для этого достаточные ресурсы. Мы гарантируем гибкий подход в работе с нашими дилерами и партнерами. Возможна поставка физпрактикума частями – комплект работ по курсу «Механика», «Молекулярная физика» и т.д. Подробнее...   

 


Поставщик модельного ряда оригинальных автомобильных миниатюрных моек расширяет сеть дилеров и представителей и приглашает к сотрудничеству оптовиков и дилеров.

Сейчас, в летний период, когда автомобиль чаще загрязняется, наш товар особенно популярен, ведь летом намного больше пыли, которая оседает на автомобиль, а ездить на автомойку каждый день - слишком накладно да и время свободного не так много.

Увеличение объемов продаж у наших дилеров говорит о том, что к лету наши автомойки становятся еще популярнее. Не упускайте благоприятный сезон, принимайте решение о включении в этот бизнес уже сейчас.

Наши автомобильные мойки выгодно отличаются своей мощностью от представленной на рынке модели с электромотором от очистителя стекол, за счет чего можно более качественно и с большим комфортом оперативно вымыть автомобиль.

Поставляются модели с емкостью 10 л., 20 л. или без емкости - при этом можно использовать любую емкость с чистой водой.

Предлагаемая нами новинка - автомобильная миниатюрная мойка – это компактный электрический прибор для мытья кузова (наружной поверхности) автомобиля при его средней загрязненности (что как раз и бывает летом).

Миниатюрная мойка работает от напряжения в 12 вольт, подключается к прикуривателю в автомобиле.

В ручке расположен электровыключатель, позволяющий легко управлять устройством.

Ручка авто-мойки имеет небольшие габариты и вес, что позволяет легко направлять струю в нужное место, быстро смывая загрязнения, целенаправленно и экономно расходовать воду.

Для дилеров предлагаются выгодные условия сотрудничества по целой группе товаров для комфорта и безопасности вашего автомобиля, в которую входит и автомобильная мойка. Написать письмо

 


Поставщик уникальных бытовых инверторных сварочных аппаратов по-прежнему расширяет дилерскую сеть и приглашает к сотрудничеству дилеров из России и стран СНГ.

Наш эксклюзивный дилер в Украине очень доволен своим бизнесом и рекомендует нашу продукцию другим предпринимателям. Можете прочесть его отзыв. http://www.businesspartner.ru/full.php?pp=35838

По нашей просьбе, один из покупателей сварочного аппарата из Украины ответил на наши вопросы. Вот что он рассказывает об аппарате, которым пользуется более 3-х месяцев.

Интервью с владельцем инверторного сварочного аппарата.

Вопрос: Какие задачи возникали? Зачем нужен был сварочный аппарат? Где предполагали его использовать?

Ответ: Аппарат брал для дачи. На даче варил металлическую лестницу, беседку, навесы, ворота. Кроме того что уже сделано, работы для аппарата еще предвидится много.

Вопрос: Довольны ли конструкцией? Удобством использования? Надежностью? Работой с нестабильной сетью? Легко ли было научиться пользоваться сварочным аппаратом? Насколько качественный шов получается?

Ответ: Очень удобен. Все соседи по дачам удивляются такой коробочке, уж очень непривычна она для всех. Типа: "и что, это может варить?", и аж млеют, когда я ставлю электрод 4-ку... Проблем пока не возникало никаких, надежность можно оценить, когда что-то сломается.

Сварка разными электродами: Подробнее...

 


Приглашаю к сотрудничеству опытного партнера, имеющий практические навыки и положительный опыт в продвижении Интернет-магазина. Задача партнера - сконцентрироваться только на продвижении магазина, как следствие - получение заказов - чем быстрее, тем больше:-)

Магазин работает, ходовые товары - в наличии, собственная курьерская служба обеспечивает доставку по Москве, по России и всему миру.

Прошу в первом же письме показать реальные примеры вашего опыта: важно знать сколько реальных посетителей (не клики) вы сможете привлечь в магазин. Новичкам и без реальных примеров просьба не обращаться. Написать письмо  

 



Архив рассылки можно скачать здесь

 


В избранное