Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Методические материалы, рекомендации, бизнес - технологии.


корпоративный коучинг

 

Все больше современные руководители, воспринимающие свой персонал как основной актив компании, убеждаются в полезности коучинга как важного инструмента повышения ценности этого актива. При работе непосредственно с самими руководителями компании более применим термин Executive Coaching.

Коуч работает с первым лицом компании для того, чтобы:

  1. руководитель мог найти наиболее верное, глубоко продуманное решение для сложной задачи повысить эффективность управления временем руководителя
  2. улучшить существующую корпоративную культуру в направлении, определенном руководителем предоставить наиболее стимулирующую среду для обсуждения идей и догадок руководителя давать беспристрастную оценку намерений или действий руководителя
  3. дать возможность руководителю при крайней необходимости безопасно делиться раздражением и разочарованиями для поддержания ясности рассудка
  4. руководитель мог увидеть то, что сам не может или не хочет видеть руководитель смог сбалансировать эффективность в бизнесе и плодотворную и насыщенную личную жизнь

Компании заказывают услуги "внешнего" коуча для решения, в частности, следующих задач:

  • Поднятие "планки" ключевых менеджеров
  • Оттачивание лидерских качеств сотрудников
  • Взращивание перспективных сотрудников для решения сложных задач
  • Улучшение КПД сотрудников и корпоративной культуры в целом
  • Обучение сотрудников навыкам коучинга
  • Содействие внедрению инноваций внутри компании

В корпоративном коучинге цели ставятся руководством компании, а коучинг проводится с сотрудниками, определяемыми руководством. Результативность работы коуча оценивается по достижении заранее оговоренных критериев. Как правило, контракты с компанией формализованы и компании требуют четко измеримых, осязаемых результатов. Весь арсенал коуча направляется на достижение "коучируемыми" этих результатов.

Один из примеров решения возможных сложностей в корпоративном коучинге. Заказчик- один человек в компании ("босс"), а коучинг проводится с другим человеком - менеджером. Менеджер может оказывать "сопротивление" или просто "закрыться" из опасения, что я могу сказать о нем "боссу" что-нибудь, что выставит его не в лучшем свете. Для поддержки открытости менеджера в данном случае мы договариваемся заранее, что отчитываться о ходе работы "боссу" я буду только в присутствии самого менеджера.

Бизнес-коучинг – это путь открытия скрытых ресурсов компании, её команды и первого лица. Фактически – это переход в четвертое измерение, имеющее стратегическое значение для бизнеса. Там рождаются бизнес-идеи и происходят «квантовые скачки» в сознании менеджеров.

 

 

Рынок бизнес-образования и консалтинга в России уже сформирован. В этих областях возможно получить практически любые услуги международного уровня по мировым ценам. А также легко можно обратиться и к зарубежным специалистам.

 

Коучинг – как услуга для бизнеса, -  пока ещё что-то достаточно виртуальное. Часто даже топ-менеджеры российских компаний не могут связно объяснить, что же это такое. Рынка коучинга как услуги в России пока фактически нет. Нет общеизвестных стандартов этой услуги и критериев выбора коуча, специалиста в области коучинга. И самое главное, что спрос на коучинг ещё только формируется.

 

Понятие «коучинг» произошло из технологий работы спортивных тренеров (от англ. Coach - тренер), которые добивались от спортсменов «нечеловеческих», фантастических результатов в преодолении возможностей духа и собственного тела.

 

Искусство задавать правильные, раскрывающие коучинговые вопросы, строить «раппорт»* с клиентом только непосвященным кажется технологией. Хотя по западным стандартам коуч должен обладать массой знаний и практических навыков (психология, коммуникации, НЛП и пр.). Всё это позволяет по крупицам собрать мозаику успеха из классического образования, индивидуального опыта и энергетического потенциала клиента.

 

Коуч не просто задаёт вопросы. Он спрашивает, дает обратную связь и помогает клиенту найти ответы на такие вопросы, которых тот ещё не задавал или не хотел себе задать. Таким образом, искусство коуча – это содействовать развитию творческого потенциала клиента.

 

Часто, чтобы достичь результатов, клиенту приходится «выходить из зоны собственного комфорта», где существует чёткая иерархия организационной структуры и календарный план работ. Это невозможно сравнить с «предложениями и готовыми решениями» консультанта или «натаскиванием» на тренинге. Хотя тренинг и консалтинг в свое время нужны и даже необходимы компании, но они подразумевают несколько иную, меньшую «глубину погружения» и личной вовлеченности сотрудников в процесс изменения себя и своей деятельности в компании и в жизни. Кроме того, результаты тренинга, коучинга и консалтинга лежат в разных плоскостях: профессиональных навыков, функций и творчества. Именно творчеством и занимаются коуч и клиент.

 

КОУЧИНГ – УСЛУГА ДОРОГАЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ.

 

И те компании, которые уже привлекали внешних коучей для работы с менеджерами, знаю об этом не поныслышке. И привлекать внешнего коуча просто необходимо в ряде ситуаций, когда нужно получить свежий «творческий ресурс» для открытия собственных, ранее недоступных творческих возможностей. А также, например, для определенных моментов работы с первыми лицами и владельцами компаний.

 

Однако в других ситуациях, и таких немало, очень необходимо, чтобы в компании были те люди, которые владели бы искусством и технологией коучинга и могли бы в любое время оказать нужную поддержку, находясь «внутри компании». Это корпоративные коуч. И сейчас у московских компаний уже есть некоторые возможности «вырастить» своего корпоративного коуча.

 

 Часто роль корпоративного коуча выполняют неформальные лидеры организации, которые интуитивно задают «неудобные» вопросы и выводят руководство из ступора оперативной текучки.

 

Если в результате подобных действий создается ситуация взаимного дискомфорта, она обычно продолжается недолго. В результате, ценные сотрудники уходят, линейные руководители продолжают работать в рамках приоритетов своих отделов и личных интересов борьбы за внурифирменные ресурсы. В результате «дважды два – получается три» и потенциал компании уменьшается. Вектора деятельности подразделений компании направлены в разные стороны по принципу наименьшего сопротивления, и синергии в общей работе не получается. Бизнес-процессы нуждаются в личном контроле и постоянном присутствии руководителей.

 

Но есть конструктивный путь. Корпоративный коуч знает «кухню и всех поваров» на ней, чтобы синхронизировать их усилия во времени и пространстве. Ему только необходимо дать базовые знания искусства и технологии коучинга для вовлечения в раппорт* всей команды. И еще надо доверить ему необходимый объем полномочий и ответственности!

 

Подготовка корпоративного коуча - это смелое и очень эффективное решение для оптимизации внутрифирменных взаимодействий в организации.

 

Это ответственность генерального директора, которому большую помощь в этом может оказать грамотный директор по кадровой политике. Именно он не только «поставляет человеческие ресурсы» в компанию, но и при определённом таланте выполняет роль корпоративного коуча.

 

Задача такого HR-менеджера при поддержке и участии генерального директора сконструировать для сотрудников своей компании сбалансированный комплекс тренингов,  консультаций и коучинга.  Хорошо, когда в компании уже есть определенные ресурсы – свои тренеры, наставники и коучи.

 

Традиционно в компаниях уделяют огромное внимание подбору и найму специалистов, но после приёма на работу нового сотрудника  развитию его потенциала уделяют мало внимания. Именно в этом случае коучинг помогает достигнуть наивысшего уровня эффективности сотрудника в оптимальные сроки для увеличения продуктивности организации. Ведь стоимость тренингов относительно непосредственного эффекта от них обычно высока. Зачастую по причине того, что на отработку полученных на  тренинге навыков необходимо время, приверженность и внутренняя дисциплина, их вообще не используют после тренинга, на рабочем месте – в этом случае такие инвестиции в развитие персонала можно считать напрасными.

В этом случае именно использование технологий коучинга является одним из способов повышения отдачи от средств, вложенных в обучение и адаптацию нового сотрудника. С помощью коучинга возможно эффективно использовать ограниченные и скрытые ресурсы организации, команды и личности. То, что делает коучинг -  фокус на личности, - позволяет максимально использовать индивидуальные стимулы для развития для непрерывного обучения и совершенствования важных для данного бизнеса навыков.

 

Таким образом, бизнес-коучинг - это путь развития самоорганизующихся и самообучающихся сотрудников, которые требуют меньше контроля  и постановки оперативных задач с «готовыми решениями».

 

В результате у руководства появляется необходимое время для стратегических вопросов, т.к. коучинг создает в компании более гармоничное, комфортное окружение, которое стимулирует и мотивирует сотрудников к лучшим индивидуальным и групповым результатам в работе.

Есть ряд сомнений,  из-за которых руководство не считает необходимым внедрять коучинг в организации. Это определенная текучесть кадров, отказ от ежедневного использования «готовых решений» и отложенный результат, который трудно описать измеряемыми критериями. Однако конкретные результаты коучинга в краткосрочной перспективе имеют трудно, но всё же измеримые результаты, а в долгосрочной перспективе - кумулятивный эффект.

 

В отраслях с высокой текучестью кадров руководители считают, что невозможно оправдать время и расходы на коучинг персонала, который в любой момент может уйти из организации. Но как раз именно коучинг обеспечивает вовлеченность в работу и лояльность сотрудников к компании.

 

В компаниях с авторитарным стилем управления, где принято использовать «готовые решения», у руководителя больше контроля, но развитие у сотрудников личной инициативы возможно только в случае использования коучинга. И в первую очередь команды топ-менеджеров компании, т.к. у них зачастую нет ясности в отношении роли коуча и коучинга. Если руководство никогда не использовало коучинг в работе, то у них есть сомнение, не будет ли коучинг отвлекать сотрудников от ежедневной работы? Тем не менее, компактная процедура коучинга, которая увеличивает компетентность сотрудников и делает их более самостоятельными, освобождает рабочее время менеджеров для решения более важных задач. И наиболее экологичным вариантом внедрения коучинга в управление организацией является подготовка корпоративного коуча. Такова практика успешных компаний во всем мире, будем надеяться, что этот опыт удастся перенять и применить и самым заинтересованным в успехе российским компаниям!

 

 

*раппорт – состояние глубокого доверия между коучем и клиентом

 

Тайны корпоративного коучинга.

Применение коучинга нашими компаниями:
Тренерство может дать нашим компаниям многое. Если руководитель четко знает, каких изменений он ждет – коучинг, действительно, может быть ему полезен. Здесь очень многое зависит от первого лица. Коучинг имеет огромное количество инструментов, техник, методов по раскрытию внутреннего потенциала людей. Их использование возможно в разных контекстах: на уровне «Быть», на уровне «Делать», на уровне «Иметь». Формирование результата, формирование целей, на уровне физических моментов и на уровне духовном – что нужно больше? Но только руководитель определяет, какие изменения нужны ему в компании. Ведь  бизнес – это творчество,  и  только руководитель знает, что в его творческом процессе нужно изменить, чтобы получать больше прибыли. Изначально коучинг может помочь руководителю сформировать запрос. А дальше – у коуча есть очень большой инструментарий для того, чтобы помочь собственнику определить, как именно реализовать этот запрос.
 
В целом, механизм такой: правильный коуч встретиться с руководителем, сделает ему ознакомительную коуч-сессию (бесплатно, на прояснение запросов). Это так называемое формирование контракта между коучем и его клиентом. Клиенту нечего купить, если клиент не знает, что хочет изменить. В моей практике бывали случаи, когда руководитель говорит: «Я точно хочу изменений. Но не знаю, каких». Коуч может сделать слепые пятна видимыми, помочь найти ответ на вопрос «В чем сейчас нуждается компания, в изменениях какого рода?». Хорошо сформулированная цель на первом этапе – это 50% результата. И если уже при первой встрече коуч формирует цель, то можно сказать, что коуч начал работать на компанию.
 
Можно ответить на вопрос о том, что коучинг может дать компании и по-другому. Он дает возможность создавать и общее виденье, и вовлекать людей в процессы, которые происходят, и создавать высокую степень приверженности делу. Что получает при этом работодатель? Прежде всего, свободу, легкость, нормальное партнерское взаимоотношение, мозговой штурм в поиске новых идей и самых легких путей. Также он получает конструктивные разговоры, интересные совещания, которые ориентируются на результат, и многое другое. Основная наша задача как коучей – разгрузить работодателя в каких-то тонких вопросах, в которых он, возможно, не силен, да ему это и не надо. Его задача – культивировать бизнес, видеть прибыль, уметь ее притянуть и удержать, и если команда будет его единомышленниками и ответственными партнерами, то он, естественно, не будет тратить время и энергию на работу с командой, а будет работать непосредственно на получение прибыли, на развитие бизнеса. Возможно, я и идеализирую.
 
Коучинговое сопровождение компаний:

Для компании со штатом в 50-70 человек, необходимы как минимум два тренинга для «настройки» коучинговых инструментов – чтобы сотрудники понимали, что такое коучинг. Первым модулем, к примеру, может быть «Менеджмент в стиле коучинг», вторым – «Коучинг для команд». Дальше идет работа с ключевыми сотрудниками. Формат такой работы определяет руководитель. Длительность такого проекта, обычно, как минимум три месяца. Именно в эти сроки, по моим наблюдениям, происходят указанные в запросе изменения. 
То есть, работа с командой занимает в среднем три месяца. А каким будет наполнение, должен решать руководитель: два тренинга, пять тренингов. Возможно, он будет ранжировать программы – с одной  командой  проводить один тренинг, с другой – другой.
Коуч-сессии возможны и по Интернету, в частности на сайте www.coachcenter.com.ua. Из личного опыта скажу: чтобы практиковать коучинг по почте, важно, чтобы у клиента был развит центр воли. А у наших людей он не совсем развит, потому что на протяжении 70 лет он подавлялся, отключался, поэтому наша ментальная задача – развивать центр воли. Кроме того, необходима высокая степень самодисциплины. Чуть ли не с каждым клиентом мы прорабатывали самодисциплину.
Что касается оплаты, сколько вы готовы заплатить за то, чтобы получить в компании высокоэффективную команду, ориентированную на результат, с высокой корпоративной культурой? Вопрос «насколько дорого?» должен переформулироваться иначе: «насколько коучинг окупаем?». Нужно понимать, что любое обучение, любой тренинг, любой коучинг – это инвестиция, прежде всего, в себя, в потенциал компании. По моим наблюдениям, коучинг окупаем максимум за 3 месяца. Бывали случаи, когда в первый месяц эта сумма полностью покрывалась. Эффективность людей, по статистике, увеличивается в шесть раз.  
За индивидуальную полуторачасовую сессию берут от 30 до 200 долларов. Все зависит от качества работы, от запроса, от вашего мастерства и профессионализма. Если говорить о программах, то стоимость может варьироваться. Зависит от количества людей, от объема работ, от проработанных тем.
 Это огромное удовольствие – видеть рост людей. Сам коучинг – это удовольствие. Сейчас людям нужно уметь быстро обучаться. Коучинг – это именно о том, как быстро учиться.


В избранное