«Обратная связь» как инструмент управления сотрудниками.
Нет таких менеджеров, которые не хотели бы добиться лучших результатов работы от своих сотрудников.. В этом случае не обойтись без "обратной связи".
Обратная связь – процесс влияния результатов деятельности человека на его дальнейшие действия. Конечно, в ходе работы обратная связь отчасти происходит и без вмешательства извне, но мы можем усилить, ослабить или направить это воздействие.
Вполне обоснованно возникает вопрос: "Для чего нужна "обратная связь"?"
На примере нескольких ведущих предприятий строительного комплекса Москвы было установлено, что:
Во-первых, у подчиненных появляется возможность вовремя скорректировать свои действия, что приводит к увеличению достигнутых результатов.
Результаты исследований подтвердили, что фирмы, в которых были успешно реализованы программы регулярного оценивания работы менеджеров, имеют более высокие показатели прибыли. В том случае, когда такие программы вводились в деятельность компании, производительность возрастала на 94%.
Во- вторых, происходит укрепление отношений менеджера и сотрудников.
Опасения, что обратная связь может вызвать негативную реакцию, справедливы лишь в том случае, если для ее передачи будет выбрана неправильная форма или не подходящий момент, например, когда человек остро переживает свою неудачу. Зато отсутствие или недостаток информации о результатах собственной работы часто становится причиной возникновения у работников раздражения, недовольства, повышенной тревоги. Неизвестность всегда пугает, к тому же в такой ситуации любое приглашение к начальству воспринимается как "вызов на ковер".
Необходимость давать своим подчиненным обратную связь заставляет руководителей собирать больше информации о работе своего подразделения и глубже задумываться о результатах сотрудников. Не секрет, что часто анализ работы подчиненных менеджеры относят к задачам хотя и важным, но не срочным, и как результат - откладывают его "до лучших времен". К сожалению, иногда, "лучшие" времена оборачиваются худшими - если подразделение провалило выполнение важного проекта..
Вариантов осуществления обратной связи - множество. Каждый из них имеет место быть в конкретной ситуации. О плюсах и минусах предлагаемых вариантов судите сами. Главное, понять, что приемлемо именно для Вашего предприятия и для вашего конкретного случая. Следует отметить, что допускается комбинация нескольких вариантов. Рассмотрим некоторые из них.
Вариант 1. "Вы не справились с этим заданием. От вас одни неприятности".
Один из лучших способов остановить работу на некоторое время. Это напрямую зависит от психической устойчивости подчиненного. В общении используется критика с переходом на личность ("вы - никчемный человек"). Более крепких подчиненных это может спровоцировать на защитную реакцию по типу "Сам дурак". Менее крепкие могут заработать синдром выученной беспомощности: "Что бы я ни делал все без толку".
Это не лучший вариант проявления обратной связи, но, к сожалению, не редко встречающийся в практике работы предприятий.
Вариант 2. "Ваш отчет не дал нам никаких новых сведений".
Используется смягченная форма критики, направленная уже на продукт деятельности, а не на самого человека. Однако, она также может нанести ущерб самоуважению человека, а главное - не даст ему информации для развития.
Вариант 3. "Отчет написан хорошим слогом и с соблюдением формальных требований, но информации, приведенной в нем не достаточно для выстраивания нашей маркетинговой стратегии".
В этом варианте явно отсутствует критика, а значит, подчиненный будет искать не оправданий, а способы исправления ситуации, что наиболее подходит для достижения лучших результатов.
В принципе, владение этим способом обратной связи уже дает значительный прирост эффективности, и для кого-то этого может оказаться достаточно. Но тем, кто хочет не только обеспечивать текущую работу, но и развивать своих подчиненных, наверное, будет полезным попробовать следующий способ обратной связи.
Вариант 4. Для повышения эффективности полезно вовлечь исполнителя в процесс качественной оценки своей работы. "Какова цель вашего отчета? Насколько вам удалось ее достичь? Что можно было бы изменить в отчете?" Эти и подобные вопросы (заданные заинтересованным, а не обвинительным тоном!) позволяют подчиненному почувствовать свою ответственность за результаты деятельности, ясно осознать, для чего и как нужно выполнять задание, приобрести уверенность в себе.
В результате анализа и практических исследований работы преуспевающих предприятий были выявлены основные правила формирования обратной связи.
Правило 1. Убедитесь, что собеседник готов воспринимать сказанное вами. Яркий эмоциональный фон (как положительный, так и отрицательный) может этому помешать.
Правило 2. Обратная связь должна быть своевременной. "Разбор полетов" двух - трехмесячной давности больше похож на сведение счетов или шантаж, и, скорее всего, вызовет оборонительную реакцию подчиненного.
Правило 3. Обратная связь должна быть конкретна, четко выражена и понятна вашему собеседнику. Вот как, например, начальник одного из отделов пытался деликатно сказать своему сотруднику о том, что он уволен: "Знаешь, мы с тобой уже не будем ежедневно общаться.. Сейчас все так быстро меняется. Если хочешь добиться успеха, нельзя засиживаться на одном месте.." и т.д. Неудивительно, что сотрудник решил, что уход предстоит не ему, а самому начальнику.
Не забывайте, что ваши действия (в том числе интонации и невербальное поведение) оказывают зачастую больший эффект, чем слова.
Правило 4. Соблюдайте баланс между положительной и отрицательной оценкой. Начинать следует с "хорошей" части. При этом критика не должна перечеркивать, перевешивать похвалу (помните как говорил кот Матроскин: "Поздравляю, Шарик, ты- балбес").
Следует отметить, что обратная связь должна даваться не только по результату выполнения задания, но и в ходе деятельности. Результат - лишь внешнее проявление множества взаимодействующих факторов. Давая обратную связь "в процессе", вы можете влиять на них по отдельности. Но, есть опасность того, что человек уступи функцию самооценки тому, кто его хвалит или ругает, а это увеличивает его зависимость от взглядов других людей. Чтобы уменьшить риск такого эффекта, побуждайте человека самостоятельно давать оценку своей работе и, как следствие, добиваться лучших результатов.
Подводя черту под вышеизложенным, можно с уверенностью сказать, что процветание предприятия - результат слаженной работы всей команды. Во многом это зависит от стиля и методов управления руководства компании, от применяемых схем взаимного сотрудничества и координации действий команды. Одним словом, результат работы напрямую зависит от применяемых средств управления. А, как известно, в бою все средства хороши. И если использовать все существующие возможности и средства, учитывать практический опыт коллег и применять его в работе своего предприятия, то положительный результат будет обеспечен.