В последнем номере журнала «Карьера» (№ 6 (102), июнь 2007 года) опубликован обзор Алены Спицыной тренинговых программ по переговорам.
Приводится обстоятельный обзор подходов различных компаний к содержанию тренингов по переговорам.
Основные тезисы статьи:
1. Большинство тренинговых программ по переговорам привязаны только к продажам.
2. Идеально, когда тренинг ведет опытный топ-менеджер, а не вчерашняя выпускница психфака.
3. Чтобы оценить программу, нужно провести переговоры с учебным центром.
Доводы вроде «после обучения у нас вы будете более успешны» не нужно принимать во внимание.
4. Некоторые специалисты считают распространенную модель win-win (когда в итоге довольны обе стороны) не только бесполезной, но и вредной.
5. Многие учебные компании не придерживаются четкой концепции тренинга, а меняют ее по ходу в угоду пожеланиям участников.
6. По-прежнему среди бизнес-тренеров много любителей «деловых» и «ролевых» игр с последующим разбором и расдачей советов.
Отдельно в статье приведено мнение вашего покорного слуги…
Не могу удержаться, чтобы не процитировать его целиком:
«У старшего партнера компании «Мир Профессионалов» Ричарда Борзова своя точки зрения:
Если вас хотя бы раз останавливали на улице улыбающиеся люди с большими сумками и предлагали что-нибудь у них купить – то вы знакомы с результатом, который дает «классический» тренинг по продажам и переговорам.
Мужчина, у нас сегодня юбилей и презентация, если купите 2 утюга, то третий чайник получите бесплатно, ведь вам же нужны недорогие и хорошие вещи, мы еще и скидочку дадим, вы сразу купите или сбегаете домой за деньгами?
Скороговорки этих несчастных только на первый взгляд кажутся простым бредом.
На самом деле это воплощение в жизнь программ «классических» тренингов:
1. Пробирование потребностей
2. Презентация предложения
3. Работа с возражениями
4. Завершение сделки.
Эти пункты обязательны и могут дополняться обычно иностранными словами (кастомизация, фасилитация, матрица раппорта) и иностранными же аббревиатурами, а также ссылками на иностранные исследования и авторитеты.
Мы называем такие тренинги «Продажа чайников по методу WIN».
Такой подход устарел.
Сегодня обязательные четыре установки выглядят так:
1. Потребности клиента надо знать еще до встречи с ним.
2. Ваш продукт в эпоху Интернета не нуждается в личном представлении.
3. Переговоры надо вести так, чтобы возражений не возникало.
4. Завершение сделки – не сиюминутное эмоциональное решение и не может быть стимулировано дешевыми уловками и улыбочками.
Хороший тренинг по переговорам – обучение тому, как создать ситуацию, когда ваше предложение безусловно принимается.
Психология на тренинге, безусловно, присутствует, но в минимально необходимом объеме.
А еще мы отказались от «святого святых» всех тренингов – «отработке навыков» (это когда бизнес-тренер берет 30-60 минут отдыха, а участников разбивает на пары и они, например, делают друг другу комплименты).
Никакой навык (именно навык!) выработать за 1 час нельзя, а драгоценное время тренинга уходит».