Напоминаю, что жду Ваших
предложений и пожеланий по содержанию рассылки. Что было бы полезно лично вам?
- l-lunkova@yandex.ru.
Без Ваших писем мне придется
писать об общих, абстрактных проблемах, только вот захотите ли Вы это читать?
Живая рассылка, в которой решаются реальные проблемы реальных читателей, по
моему опыту, получается гораздо интереснее.
Далее, я очень рекомендую читателям две передачи, которые идут
сейчас по ТНТ.
Это, во-первых, «Капитал», который идет каждое воскресение в 20.00.
Суть в том, что люди, желающие начать свой бизнес, которым не хватает на это
средств, презентуют свои проекты 5-ти
крупным предпринимателям-капиталистам с целью получить деньги. А предприниматели: Евгений Чичваркин (Евросеть), Андрей Коркунов (Одинцовская кондитерская фабрика), Надежда
Копытина (Лёдово), Сергей Недорослев
(Каскол), Павел Теплухин
(Тройка Диалог) – оценивают проекты, и решают, дать на них денег или не дать, и
на каких условиях.
Очень интересно понаблюдать за тем, как мыслит матерый
предприниматель, и сравнить с тем, как мыслит начинающий. Начинающие смогут
вскрыть множество свои ошибок и недочетов, наблюдая процесс.
К тому же, кажется, еще не поздно в этом поучаствовать: http://www.tnt-tv.ru/casting/idea/, если у
вас есть бизнес-идея, на воплощение которой, не хватает средств.
И вторая передача – реалити-шоу «Шанс»,
которая так же идет по ТНТ по субботам и воскресениям в 15.00. Здесь 5 команд
по 4 человека в каждой, пытаются создать свой бизнес прямо на ваших глазах.
А мы сегодня с вами поговорим о трубах J.
Да не о простых трубах, а о тех, в который улетает рекламный бюджет
предприятия.
Стандартная ситуация: есть в компании отдел маркетинга и рекламы,
который варится себе в собственном соку и добросовестно планирует рекламу и
вкладывает в нее средства…
А результат – нулевой.
Почему?
Простой пример из практики.
Года три назад я консультировала вьетнамскую компанию, которая
занималась (и занимается по сей день) производством и
продажей продуктов питания быстрого приготовления.
Задача, которую передо мной поставили, звучала так: «Спланировать
рекламную кампанию на год с бюджетом $ 1,5 млн.», и «увеличить долю рынка компании
до 20%».
Точнее даже, передо мной поставили только первую часть задачи:
«Спланировать», или, грубо говоря, потратить на рекламу $ 1,5 млн., которые мне
выделили J.
Вторую часть (про 20%) добавила я, отчасти потому, что профессиональная
гордость не позволила заниматься задачей «потратить $ 1,5 млн.» J,
а отчасти для того, чтобы легче было оценить результаты моего труда.
Вьетнамцы, конечно, согласились с такой постановкой задачи, и
работа началась.
На тот момент компания имела 7% своего рынка в России. Я с
ностальгией вспоминаю это время, когда можно было поставить задачу увеличить
долю рынка на 10-20% в год, и, шутя это сделать: сейчас уровень конкуренции
такого уже не позволяет L, по крайней мере, в Москве.
Впрочем, среди Российских конкурентов на то время очень немногие
могли себе позволить потратить на рекламу $ 1,5 млн., и это была весьма
внушительная сумма на общем фоне.
Так вот, я начала выполнять свою задачу, не особо глядя по
сторонам... J
А потом (и совершенно случайно) я узнала о проблемах, которые
угрожали свести «на нет» все мои потуги по увеличению доли рынка.
1.Буквально
краем одного уха я услышала о том, что на складе огромные перебои с товаром;
получалось, что деньги, которые выделяются на рекламу, разумнее было бы пустить
на развитие производства. Бессмысленно ставить цель «увеличить долю рынка»,
если ее нечем увеличивать J - нет товара.
На тот момент я привыкла к европейской организации работы и не
представляла себе, на каком уровне находится большинство существующих в России
компаний, и я просто не ожидала такого подвоха. Мне и в голову не пришло, что,
получая задание «увеличить долю рынка», сначала надо проверить, а есть ли
вообще товар?.. J
Казалось, что раз цели ставятся именно так (пусть по моему предложению, но
руководство утвердило такую цель), то товар, конечно же, есть J.
И я, конечно, приступила к выполнению задачи, будучи уверенной, что
товара будет столько, сколько потребуется.
И если бы не этот край моего уха, то я бы села в самую большую лужу
из всех, в которых мне доводилось сидеть J: я бы вложила $ 1 500
000 в рекламу товара, которого просто нет.
2.Ко
всему прочему, в той фирме были «чудесные» секретари.
Ставя мне задачу по планированию рекламной кампании, директор
(вьетнамец) объяснил, что в прошедшем году он потратил на рекламу $ 700 000,
что тоже немало, но не получил вообще никакого эффекта, и не понимает, почему…
Так вот секретари не знали, что если клиент спрашивает менеджера
Васю, а у менеджера Васи занята линяя, то клиента надо
об этом предупредить, и когда такое случалось, они молча клали трубку рядом с
телефоном, ожидая, пока Вася освободится.
А если, не дай Бог, менеджера Васи не было на месте вовсе, клиенту
никто этого не говорил. Его спокойно переключали на менеджера, и телефон на
столе менеджера трезвонил до тех пор, пока кто-то из них не перегревался
первым: телефон или звонивший клиент J.
Слова «минуточку» секретари вовсе не знали. Если вы звонили и
просили кого-то к телефону, в ответ раздавалось молчание, а потом тот, кого вы
просили, если вам особенно повезло, брал трубку J.
А если нет – то вам оставалось только гадать, то ли человека,
которого вы спросили, сейчас позовут, то ли ваш вопрос просто не расслышали, то
ли связь оборвалась... J.
Все это приводило к тому, что, расслышав рекламное сообщение,
клиент, при всем своем желании, не мог пробиться в компанию, чтобы поговорить,
а потом не мог получить товар и отсеивался на одном из этапов «хождения по
фирме»: либо звоня по телефону в первый раз, либо разговаривая с менеджером во
второй J.
Ну, понятно, что при всем этом размер рекламного бюджета просто не
имел никакого значения, и можно было потратить $ 10 тыс., $ 1,5 млн., и даже $
10 млн. с одинаковым эффектом… J
Когда я рассказала это вьетнамцу, он посоветовал мне не совать носа
в чужие дела, и заниматься своим: тратить $ 1 500 000.
Для любого консультанта это не задача, а мечта! J
Но только не для меня: меня это вывело из себя J.
Я попыталась объяснить ему, что непрофессиональные секретари – это
серьезная проблема, но он не верил. Он возражал, что даже если они не
профессиональны, это вовсе никак не может отражаться на продажах, ведь с
клиентами работают не секретари, а менеджеры.
А самый хороший секретарь – это такой, который готов работать за
меньшие деньги, а его секретари работают за $ 250 в месяц. И когда у меня будет
своя фирма, я с ним непременно соглашусь.
Поняв, что спорить и доказывать бесполезно, я предложила вьетнамцу
купить в своей фирме собственной продукции, пройдя весь путь, который проходит
клиент. И если его этот путь полностью устроит, то я приступлю к работе, и
больше не буду обращать внимание на то, что «меня не касается» J.
Он согласился, позвонил секретарям в соседний кабинет, и, представившись
новым клиентом, попросил соединить его с менеджерами.
Как и положено, ему ничего не ответили, а просто положили трубку
рядом с телефоном, и пошли звать менеджера. А может и не пошли – мы этого из
кабинета не видели J.
Вьетнамец был крайне нетерпелив (в число добродетелей восточных
людей терпение обычно не входит J); сначала он продолжал кричать в трубку «Але!», а
потом начал стучать пальцем по отверстию для звука в телефоне, как будто
рассчитывал протолкнуть внутрь трубки нечто, что мешало ему услышать секретаря J.
Потом он в крайнем раздражении посмотрел на трубку, шмякнул ее на аппарат и со словами: «Я ничего не понимаю!»,
побежал к секретарям.
Вернулся в кабинет он задумавшимся и
просветленным, и сказал, что «продолжать эксперимент не имеет смысла» J.
Тут я ввернула: «Я полагаю, клиенты приходят к такому же выводу».
J
После чего я получила все карты в руки и смогла завершить проект с
успехом.
К чему я вам это рассказываю. К тому, что важно помнить о том, что
реклама – это очень эффективное средство продвижения продукции…
но это ПОСЛЕДНЕЕ средство.
Оно будет эффективно работать только в том случае, если вся
остальная работа в компании налажена на «отлично», бизнес-процессы прописаны на
бумаге и соблюдаются, и координация между отделами работает без перебоев.
Как только на каком-то даже самом простом этапе происходит сбой
(секретарша сегодня не выспалась), так МГНОВЕННО это сказывается на
эффективности рекламы.
А в запущенных случаях это не просто уничтожает рекламный бюджет
без толку. В запущенных случаях реклама начинает работать «в минус», как анти-реклама.
Другой случай. Мой знакомый консультант недавно начал работать на
очень крупном российском мясоперерабатывающем заводе. Первое, что он там
сделал: сократил рекламный бюджет примерно на $ 1 млн. в месяц.
На данный момент, таким образом, предприятие сэкономило уже около $
4 млн., а продажи при этом не снизились…
Copyright © Людмила Лунькова, 2004-2006. Письма, присланные автору рассылки, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале письма. Спасибо.
Наши коллеги в сети:
Сергей Сидоренко Новости Питерского Клуба Своего Дела
Рассылка Киевского клуба предпринимателей Внутри бизнеса
Рассылки, которые мы рекомендуем:
Юрий Логачев Стратегия Вашего успеха. Осознание истины
Валерий Арцрунович Симонян Управление - царица всех наук!
Сергей Спирин: "Секреты инвестирования"
Сергей Спирин: "Финансовое обучение"
Сергей Спирин: "Психология НЕ для всех"
Сергей Спирин: "Бесплатное образование в Интернете"
Лунькова Людмила Академия женской гениальности
Александр Левитас Больше денег для Вашего бизнеса
Александр Левитас Почему Ваш бизнес-сайт не работает?
Анатолий Белоусов. Сколько стоит бизнес?!!
Тимур Мамедов Как бросить курить?