Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вопросы экономики и управления на предприятиях


Информационный Канал Subscribe.Ru

Еженедельный электронный журнал
Вопросы экономики и управления на предприятиях
№14 (14),
14 апреля 2003 г.
 

      Уважаемые подписчики! НОП "EUP.RU - Экономика и управление на предприятиях" представляет Вам очередной выпуск рассылки "Вопросы экономики и управления на предприятиях". Надеемся, что данная рассылка поможет Вам в повседневной учебе или работе. Все пожелания Вы можете направлять на адрес авторов рассылки или в форум.
      Ресурс НОП "EUP.RU - Экономика и управление на предприятиях" открыт для всех: приглашаем всех, кому показался наш проект не безынтересным принять участие в его развитии. Присылайте свои новости, статьи, научные работы - они обязательно будут опубликованы!
      Удачного дня!

Содержание

  • Новости и обзоры

    Война окончена: российские туристы возвращаются в арабские страны.
    Инна Коломейская.
    Для отечественных путешественников конфликта в Персидском заливе больше не существует. Россияне вновь потянулись на привычные места отдыха. Туркомпании уже жалеют, что отменили чартеры в Объединенные Арабские Эмираты, поскольку сегодня не могут удовлетворить возрастающий спрос. Возникли сложности и с Турцией: местные курорты сейчас заполнены европейцами, и крайне низкие нынешние цены обещают стремительно взлететь сразу после майских праздников.

    Война уже в прошлом: инвесторов интересует только экономика.
    Михаил Оверченко.
    Победа в Ираке представляется делом решенным, но инвесторы не спешат ее праздновать. Вести с фронта почти перестали влиять на рынки, и участники рынков стали задумываться, что теперь будет с этой самой экономикой. А здесь не так уж много поводов для оптимизма.

Новости

 
Новости и аналитика

Инна Коломейская
ВОЙНА ОКОНЧЕНА: РОССИЙСКИЕ ТУРИСТЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ В АРАБСКИЕ СТРАНЫ.

Источник: Газета "Финансовые Известия"
Разделы: Туристический бизнес
      Для отечественных путешественников конфликта в Персидском заливе больше не существует. Россияне вновь потянулись на привычные места отдыха. Туркомпании уже жалеют, что отменили чартеры в Объединенные Арабские Эмираты, поскольку сегодня не могут удовлетворить возрастающий спрос. Возникли сложности и с Турцией: местные курорты сейчас заполнены европейцами, и крайне низкие нынешние цены обещают стремительно взлететь сразу после майских праздников.
     
      По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), продажи путевок в Арабские Эмираты, остановившиеся две недели назад, сейчас снова набирают обороты. Мест на майские праздники практически не осталось, а авиарейсы заполняются на две недели вперед. По словам Дмитрия Арутюнова, генерального директора "АРТ-тура", заявки на бронирование поступают буквально каждую минуту. Но удовлетворить всех невозможно. С началом войны в Ираке компания "Спейс тревел" отменила свой чартер на "Аэрофлоте", который летал два раза в неделю. Сняли воскресные рейсы "Уральские авиалинии". Были отменены и несколько чартеров из регионов. В результате на сегодняшний день на линиях остались только регулярные рейсы "Аэрофлота" и чартер "Континентальных авиалиний", который выполняется на Ту-154 вместо прежнего Ил-86.
     
      "Если бы на направлении остались все чартеры, они летали бы полупустыми, - оправдывается Ксения Бузлаева, менеджер компании "Ист Лайн". - Но сейчас мест явно не хватает. Спрос можно было бы удовлетворить, если бы "Континентальные авиалинии" вернулись на Ил-86. А пока информация об отсутствии билетов снижает поток, а цены на перевозку растут. Авиабилеты на Дубай реально стоят $210-210, но продаются вне блоков по $250-300.
     
      По мнению Сергея Канаева, директора представительства департамента туризма и коммерческого маркетинга Дубая, россиян привлекли необыкновенно низкие цены на самые престижные отели, расположенные на берегу. По оценкам операторов, скидки в них составляют 20-30%. Многие гостиницы перешли на летние цены, которые гораздо ниже зимних, уже с 4 апреля.
     
      На скидки 30-40% пошли и турецкие хотельеры. Причем самыми соблазнительными оказались цены на высококлассные гостиницы. Но воспользоваться этим раньше россиян успели европейцы. "В Анталье один за другим садятся самолеты с немцами, англичанами и бельгийцами, - говорит Эрол Кахраман, руководитель турецкого направления "ПАК-груп", которому несколько дней назад пришлось отстоять четыре часа в очереди на получение въездной визы в аэропорту. - Европейцы хорошо умеют считать, и сейчас они фактически заняли места замешкавшихся россиян".
      Турки уверены, что летний сезон у них пройдет хорошо. Куртулуш Ташкент, посол Турции в России, заявил, что никаких дополнительных мер для поощрения туризма на этот раз не будет. Он уверен, что и без особых усилий со стороны властей российский турпоток по сравнению с прошлым годом вырастет с 950 тыс. до 1,1 млн человек.
     
      "Отели, с которыми мы работаем, уже просят предоплату за номера, хотя мы рассчитывали, что в сложившейся ситуации можно будет обойтись и без предоплаты, - говорит Виталий Сапунцов, финансовый директор "ПАК-груп". - Я уверен, что спецпредложения, которые турки сейчас объявили, будут действовать только до окончания майских праздников. Потом цены быстро пойдут вверх и как минимум вернутся на прошлогодний уровень".
     

Инна Коломейская. Война окончена: российские туристы возвращаются в арабские страны. // Газета "Финансовые Известия". - №771, - 10.04.2003

| к содержанию |

 

Статьи

Михаил Оверченко.
ВОЙНА УЖЕ В ПРОШЛОМ: ИНВЕСТОРОВ ИНТЕРЕСУЕТ ТОЛЬКО ЭКОНОМИКА.

Источник: Ведомости
Разделы: Мировая экономика
      
     
      Победа в Ираке представляется делом решенным, но инвесторы не спешат ее праздновать. Вести с фронта почти перестали влиять на рынки, и участники рынков стали задумываться, что теперь будет с этой самой экономикой. А здесь не так уж много поводов для оптимизма.
      В то время как американские морские пехотинцы сбрасывали с пьедестала статую Хусейна, а иракцы грабили госучреждения и магазины, инвесторы обратили свой взор на ситуацию в экономике и корпоративном секторе. Тут подоспел опубликованный в среду доклад МВФ, в котором фонд снизил прогноз роста мирового ВВП в 2003 г. с 3,7% до 3,2% , ВВП США - с 2,6% до 2,2% , зоны евро - с 2,3% до 1,1% , Японии - с 1,1% до 0,8%. Акции на основных мировых фондовых площадках снижаются, дешевеет и доллар.
     
      По словам Ларри Уочтела, аналитика Prudential Financial, акции росли на ожидании быстрой победы в Ираке, а теперь, когда она так близка, сводки об успехах коалиционных войск уже не являются новостью. "Пока шли активные действия англо-американских войск в Ираке, улучшалась если не экономическая конъюнктура, то, по крайней мере, котировки акций. Сейчас война закончилась, и европейцы остались лицом к лицу с мрачными макроэкономическими и корпоративными новостями", - говорит аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Илья Воробьев. Вчера, например, финская Nokia уже четвертый раз с августа 2002 г. сообщила о сокращении персонала; будут уволены 1800 человек. Пассажироперевозки американских авиакомпаний снизились из-за войны в Ираке на 17,4%. Аналогичные потери понесли и авиакомпании многих других стран. Тяжелым бременем на авиаиндустрию, розничную торговлю и туристический сектор ложится эпидемия атипичной пневмонии. Малайзия, например, закрыла въезд в страну для жителей Китая и Гонконга и наложила ограничения на въезд из Канады, Тайваня и Вьетнама.
     
      "Если в военном отношении можно констатировать, что блицкриг в Ираке удался, то пока не видно, чтобы это простимулировало экономику США. Прогнозы роста прибылей не изменились [по сравнению с предвоенными прогнозами], компании не спешат объявлять об увеличении капиталовложений, индекс потребительских настроений в последние месяцы снижался", - говорит старший аналитик "НИКойла" Алексей Казаков. Индексы США, падавшие с начала недели, вчера на дневных торгах потеряли 0,2 - 0,5%. Европейские индексы упали на 1,5 - 2,7%. "Фондовый рынок вырос на 10% с предвоенных уровней, и [ожидавшееся] поствоенное ралли, возможно, уже состоялось. Если это так, не стоит ждать оживления экономики", - пишет в отчете руководитель аналитического отдела консалтинговой фирмы 4Cast Алан Раскин.
     
      Курс доллара, укрепившийся на ожиданиях победы в войне, снова пошел вниз. Если в понедельник евро стоил $1,056, то вчера - $1,0798. "Положительное влияние, которое оказывало на курс доллара приближающееся завершение войны, начинает исчезать", - говорит Тони Норфилд, руководитель отдела валютного анализа ABN Amro. Если же американские акции не покажут хорошую динамику, иностранные инвесторы не будут покупать их. США должны привлекать ежедневно $1,5 млрд иностранных инвестиций, чтобы финансировать дефицит счета текущих операций, составляющий 5% ВВП (более $500 млрд) , и поддерживать таким образом стоимость доллара. "Мы совершенно точно не собираемся покупать доллары, - приводит Bloomberg слова Мюррея Гунна, помогающего в качестве валютного аналитика управлять активами на $125 млрд в Standard Life Investments в Эдинбурге. - Инвесторы не хотят рисковать на фондовом рынке, да и политическая ситуация [в свете иракских событий] не совсем ясна".
     
      Подешевевшая нефть может оказать некоторую помощь экономике развитых стран. Военная премия с цены на нефть снялась, и многие аналитики полагают, что до конца года цена будет колебаться около уровня $25 за баррель. Он устраивает ОПЕК, которая уже предпринимает меры по недопущению падения цены; 24-го должна состояться внеочередная встреча членов организации. Ирак же, по оценкам аналитиков, сможет вернуться на предвоенный уровень нефтедобычи в 2,5 млн баррелей в день в лучшем случае к концу года.
     
      Стабилизация на нефтяном рынке выгодна и России. "Для нашего фондового рынка самое худшее позади, - полагает Казаков. - Самое неприятное, что ему грозило, если бы серьезно испортились отношения России с США. Этой опасности мы избежали. Голос России звучал, но не так громко, как голос Франции и Германии".
     
      (Использованы материалы FT, WSJ. )
                


     


Михаил Оверченко. Война уже в прошлом: инвесторов интересует только экономика. // ПРАВДА On-line. - №63, - 11.04.2003.

| к содержанию |

Мониторинг законодательства


Новые нормативные акты.

Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ от 5 февраля 2003 г. N 03-4/пс "Об утверждении Методики расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг"
Перечисляются виды средств, сумма которых составляет собственные средства профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также средства, не включаемые в расчет.
Собственные средства увеличиваются (уменьшаются) на величину положительной (отрицательной) разницы между оценочной и балансовой стоимостью объектов недвижимости и незавершенного строительства, по которым имеется заключение независимого оценщика об их оц еночной стоимости на дату не ранее 1 года до даты представления в ФКЦБ РФ сведений о величине собственных средств профессионального участника.
Методика не применяется для расчета собственных средств кредитных организаций.

Указание ЦБР от 27 февраля 2003 г. N 1255-У "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию"
Кредитные организации не позднее 30 апреля 2003 г. представляют в территориальные учреждения Банка России сведения о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах по приводимой форме.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования в "Вестнике Банка России".

Распоряжение ФКЦБ РФ от 25 марта 2003 г. N 03-558/р "Об утверждении Квалификационного минимума по специализированному экзамену для специалистов по корпоративным финансам"
Утверждается минимальный тематический перечень вопросов, законодательных и нормативных документов, знание которых обязательно для квалифицированного выполнения функций специалиста по корпоративным финансам.
Распоряжение вступает в силу с 1 апреля 2003 г.

 | к содержанию |

Статьи

      Заказы на изменение структуры компаний сейчас в моде. Это могут быть и обращения к консультационным компаниям, и создание внутренней проектной группы, задачей которой является реструктуризация.
     
      Меня как консультанта всегда интересовал вопрос: какова мотивация заказчика для такой постановки задачи, и как он понимает термин «реструктуризация»?
     
      Боюсь, что получить ответ на подобный вопрос легче внешнему консультанту, чем внутреннему. Однако даже внешний консультант, как мне кажется, нуждается в определенной доле мужества, чтобы спросить об этом клиента.
     
      И все же — чего хочет клиент, ставя вопрос таким образом? Наверное, я не ошибусь, если скажу: каждый — чего-то своего. Общий алгоритм, видимо, следующий.
     
      Результаты работы компании перестают удовлетворять владельцев, менеджеров компании. То ли объем продаж снижается, то ли долю рынка теряем, то ли лояльных клиентов становится все меньше, то ли обслуживаем клиента все хуже, то ли конфликты внутренние вылезают, то ли потоки информации натыкаются на барьеры. Может быть, еще что-нибудь? Может быть, конкретный человек хочет больше конкретной власти? Возможно, и это, но эффективность явно уже не та…
     
      Наиболее продвинутый руководитель начинает волноваться и задумывается о том, что, может быть, необходимо предпринять какие-то действия. Какие? Маркетинг усилить? Финансовые потоки отрегулировать? Документооборот наладить? Людей пообучать? Только очень уж это банально. Хочется чего-то свежего, нового и глобального, ведь есть надежда, что если глобальнее возьмешься, то потом можно долго плодами пользоваться…
     
      И приходит мысль: «А что если структуру компании перестроить? Бытие ведь определяет сознание. А потом — застыть во вновь сооруженной форме и пожинать плоды…»
     
      Проблема в том, что реструктуризация представляет собой огромный соблазн как для руководителей предприятий, так и для консультантов.
     
      Соблазн решить все основные проблемы чисто, аккуратно, научно и наглядно. Квадратики перерисовал, стрелочки переставил — и никаких тебе споров и обсуждений с пеной у рта. «Мне сверху видно все, ты так и знай!» — говорю я «им», которые там, внизу, объясняю основные принципы построения новой структуры и отправляю их на новые свершения. Вот и всё! Изменения прошли — теперь можно и отдохнуть. Ну, может быть, еще должностные инструкции подправить только…
     
      Картина, возможно, кому-то знакомая, а возможно, и чересчур сатирическая.
     
      Сегодня широко признается, что на определенном витке развития фирмы ее организационная структура может стать и часто становится препятствием ее успеху. Вопрос в том, как определить этот момент и как действовать?
     
      Помню, в одном из консультационных проектов, который я делала, члены команды топ-менеджеров, а по совместительству и совладельцы компании, спросили: «Надо ли исследовать структуру нынешнюю, а потом уже новую делать, или можно сразу новую?»
     
      Не любим мы неопределенность, хочется нам быстро чего-то конкретного, чудесного и спасительного. («И бог с ним, с прошлым. Начнем с чистого листа!»)
     
      Хотелось бы понять — догадываются ли заказчики проекта по реструктуризации (владельцы, топ-менеджеры), что они начинают? Ведь реально реструктуризация компании является основным методом проведения кардинальных изменений в ней. Так что если мы занимаемся графическими работами по перераспределению квадратиков, то мы зря тратим деньги (только разве что на сердце спокойнее может стать). А если мы действительно собираемся что-то менять по сути, то мы ввязываемся в долгий и не простой процесс, который может потребовать кардинального пересмотра базовых аспектов деятельности организации и широкого вовлечения персонала начиная с топ-менеджеров.
     
      Заказчик проекта имеет право спросить — почему это так?
     
      Дело в том, что структура организации в том виде, в каком она сформировалась и работала в течение некоторого времени, является неотъемлемой составной частью ее культуры. И если мы хотим, чтобы вновь созданная структура работала на повышение эффективности организации, то нам никак не обойти анализ некоторых других аспектов организационной культуры и их связи со старой структурой.
     
      Организационная культура является одним из основных результатов совместной деятельности людей в организации. Она образует общую ткань компании, от которой зависит ее функционирование.
     
      Необходимо понять, какие аспекты деятельности организации (как внутренние, так и внешние) входят в понятие культуры.
     
      Чтобы выжить и развиваться во внешнем окружении, каждая организация выстраивает для себя постулаты и предположения о том, что делать и как делать. Для успешного существования организация должна соответствовать различным потребностям и ограничениям своего окружения. Поэтому и появляется набор постулатов о базовой миссии организации, о ее стратегических намерениях, о финансовой политике, об основах ее структуры. Все они, являясь составляющими организационной культуры, способствуют выживанию, росту и успешности организации. Эти составляющие организационной культуры характеризуют компанию для внешнего окружения.
     
      Такие внутренние аспекты организационной культуры, как наличие общего языка и общего стиля мышления, осознанность границ организации и ее идентичности, природа власти и отношений между сотрудниками, система поощрения и стимулирования, коммуникации между уровнями, распределение полномочий, стиль руководства, чрезвычайно важны для понимания культуры организации в целом. И часть этих аспектов также имеет непосредственное выражение в организационной структуре.
     
      В консалтинговой практике достаточно часто встречаются случаи, когда организации, декларирующие одни и те же «выученные ценности», одни и те же принципы построения структуры, на поверхностном уровне демонстрируют совершенно разные стили поведения и отношений. Это лишний раз свидетельствует о том, что культуры у них разные, поэтому та структура, которая может работать в одной организации, в другой будет абсолютно неэффективна.
     
      Таким образом, консультант, взявшийся за проект по реструктуризации предприятия, хочет он этого или нет, оказывается на ориентационной оси организационной культуры (внешняя направленность — миссия, стратегия, структура, цели; внутренняя направленность — общий язык, границы, отношения и прочее). А оказавшись там, он не может затронуть только одну из областей на этой оси, вырвав ее из контекста, так как все области, находящиеся на этой оси, прочно взаимосвязаны.
     
      Изменение структуры компании в отрыве от понимания ее культуры можно уподобить созданию ледяной скульптуры из верхушки айсберга. Может быть, и красиво, но опасность столкновения не уменьшается, а скорее всего, и увеличивается.
     
      Серьезность проекта по реструктуризации как раз и заключается в том, что изменение структуры компании — это работа с ее культурой, а возможно, и изменение культуры в целом или каких-то ее аспектов. А это — задача хоть и интересная, но очень не простая, требующая глубокого анализа, точной диагностики и на нынешнем этапе — уже и вовлечения персонала, а не просто «работы сверху».
     
      Правда, существует мнение в стане консультантов, что изменение организационной культуры — это дело несложное. Изменил дизайн столовой, отремонтировал туалеты, глядишь — и культура меняется.
     
      Такому смелому подходу можно только позавидовать. Когда встречаешься с ним, каждый раз хочется спросить: «А вы пробовали изменить культуру, например, Франции? или России?» Или кажется, что сложность задач уменьшается с уменьшением области охвата? А ведь судя по историческому опыту, в нашей родной стране за последние сто пятьдесят лет много раз осуществлялись «реструктуризационные проекты». Помогли ли они нам? Может, они что-то не учитывали? Есть ведь айсберги и подводные камни — и для стран, и для организаций… Масштабы разные, а люди те же.
     

ПЕРСОНАЛ-МИКС:
      телефон (812) 326-1358,
      факс (812) 271-5064;
      е-mail: info@peronal-mix.ru

   


Мария Гагарина. Подводные камни реструктуризации. // ПЕРСОНАЛ-МИКС. - 2002. - №4.

 | к содержанию |

 

Статьи

Хэди Исаакс, PhD (докторская степень в области государственного управления), доцент университета West Indies (Ямайка)
НЕДЕНЕЖНЫЕ МОТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА.

Источник: ПЕРСОНАЛ-МИКС: Научно-практический журнал по вопросам управления персоналом.
Разделы: Управление персоналом , Менеджмент
      
      Люди являются самым важным ресурсом организации. Они обеспечивают увязку в единое целое финансовых, производственных и других ресурсов так, чтобы организация функционировала. Дальновидные руководители, если они стремятся повысить производительность, не опираются исключительно на финансовое вознаграждение персонала. Они рассматривают потребности своих работников целостно и дают возможность людям руководствоваться также другими мотивами. Поиск соответствующих неденежных мотивов, которые побуждают работников эффективно использовать свои умения и таланты, — нелегкая задача. Она обусловлена динамичной окружающей средой, в которой функционируют сегодня государственные учреждения.
     
      В этой статье кратко рассмотрены динамический характер государственных организаций, выгоды от использования неденежного вознаграждения персонала, дан выборочный обзор неденежных мотивов, которые могут быть использованы для повышения производительности труда.
     
      Изменяющаяся среда государственных организаций
      Государственные организации функционируют в изменяющейся внешней и внутренней среде. Внешняя среда выставляет ограничения на ресурсы организации: возрастающие потребности граждан становятся более сложными, люди требуют больше услуг и более высокого качества обслуживания, но при этом более дешевых. Эти требования в сочетании с ограниченными ресурсами организации часто приводят к тому, что ей приходится добиваться бульших результатов с меньшими затратами. Совсем не обязательно, что финансовые мотивы приведут к удовлетворению ожиданий граждан получить больше услуг и более высокого качества, а также к удовлетворению потребностей персонала, которому приходится увеличивать объем работы. Ценности и интересы многих работников изменяются. Люди могут быть больше заинтересованы в своем здоровье и благополучии. Они могут также ожидать, что качество трудовой жизни обеспечит им комфортные условия в соответствии с их запросами, здоровье и безопасность.
     
      Работники могут уделять много времени работе, но при этом быть более заинтересованными в поддержании баланса между их личной и трудовой жизнью. Талантливые и квалифицированные люди могут рассчитывать на уменьшение рутины, на творческую работу, которая способствует росту и развитию и позволяет достигать, наряду с организационными, также и личных целей. Организациям, для того чтобы удовлетворять все или большинство из этих потребностей, вероятно, не нужно полностью полагаться на финансовые инструменты, нужно также опираться на неденежные мотивы.
     
      Использование неденежных мотивов для стимулирования персонала государственных учреждений желательно по ряду обстоятельств.
     
      Внешняя среда организаций изменяется. У персонала государственных организаций, так же как и у населения, отношения и ожидания изменяются. Динамический характер среды требует от руководителей государственных организаций использования инновационных подходов, которые позволят работникам увеличивать производительность.
     
      Оперативное реагирование руководителей на личные потребности и ожидания работников является решающим для успешной реализации программ повышения производительности. Продолжающиеся исследования наводят на мысль, что существует явная взаимосвязь между удовлетворением потребностей человеческого капитала организации и повышением производительности. Когда руководители демонстрируют заинтересованность в людях, работающих в их организациях, и понимают, что удовлетворение потребностей персонала означает повышение продуктивности, то, скорее всего, они придут к выводу, что нужно не только платить работникам заработную плату, равную стоимости их знаний и навыков на рынке труда. Необходимо также реагировать на индивидуальные потребности человека.
     
      Более ранние исследования показывают, что как характер труда работника, так и окружающая среда влияют на его поведение: работники, не удовлетворенные условиями труда, скорее всего, будут не удовлетворены своей работой в целом. Неудовлетворенность трудом может привести к снижению его производительности.
     
      Социальные связи, которые формируются у людей в рабочей группе, могут внести свой вклад в повышение производительности. Данные группы могут играть роль связующего звена, усиливать командный дух и групповую мораль. Попытки руководителей «разбить» рабочие группы могут оказать негативное воздействие на уровень производительности в них.
     
      Отношение руководителей к персоналу организации может также повлиять на уровень продуктивности работников. Результаты исследований показывают, что, когда руководители относятся к сотрудникам как к трудолюбивым и способным работать самостоятельно, тогда производительность труда, скорее всего, будет расти. И наоборот, если менеджер относится к работнику как к ленивому, то такое отношение будет неблагоприятно отражаться на производительности. Подход руководителя к оценке производительности труда работников государственного учреждения также может повлиять на нее. Руководители должны проводить оценку деятельности персонала эффективно для того, чтобы адекватно оценивать потребности работников. У каждого человека есть свои особенные потребности. Постоянная оценка производительности вместе с регулярной и тщательной обратной связью и необходимым обучением и развитием существенно влияет на повышение производительности.
     
      Исследования показали, что потребности человека не только разнообразны, но и сложны. Государственные и частные организации используют все больше и больше неденежные мотивы, чтобы реагировать как на индивидуальные, так и на коллективные нужды работников организации.
     
      Неденежные мотивы: выборочный обзор
      Существует и успешно используется множество неденежных мотивов. Некоторые из них представлены ниже. Они связаны с удовлетворением потребностей наемных работников в признании, участии в принятии решений, их самих касающихся, а также с необходимостью находить баланс между временем, проводимым на работе, и посвященным заботе о близких, об их благополучии.
     
      Все работники нуждаются в позитивной оценке своего труда и рассчитывают на это. Вручение поздравительных писем или просто одобрение работников может способствовать лучшей производительности. Производительность тех работников, которые стремятся к успеху, может быть повышена путем расширения круга выполняемых задач или их обогащения. Включение работников в программы комплексного управления качеством положительно сказывается на приверженности сотрудников своей работе.
     
      Все большую озабоченность, особенно среди женщин, вызывает потребность в согласовании семейной и личной жизни. К неденежным мотивам, значимым для сотрудниц с маленькими детьми, относится создание в организации специальной службы по уходу за детьми. Возможность воспользоваться ее услугами экономит время родителей, которое обычно тратится на дорогу, когда детские учреждения находятся за пределами организации. Это также уменьшает беспокойство родителей о своих чадах.
     
      Использование гибкого графика рабочего времени является другим мотивом, способным повысить производительность труда персонала. Такая мера будет работать только в том случае, если индивиды, работающие по гибкому графику, заслуживают доверия и ответственны.
     
      К потребности ощущать себя здоровыми можно подойти творчески, обеспечивая работников абонементами в спортивные залы, организуя мониторинг состояния их здоровья и направляя в соответствующие медицинские учреждения.
     
      Государственные организации сталкиваются с острой проблемой сохранения талантливых и квалифицированных работников. Используя неденежные мотивы, организация демонстрирует свою заинтересованность в удовлетворении потребностей и интересов работников. Персонал организации скорее всего отреагирует на неденежное стимулирование повышением производительности труда.
      

ПЕРСОНАЛ-МИКС:
      телефон (812) 326-1358,
      факс (812) 271-5064;
      е-mail: info@peronal-mix.ru

     


Хэди Исаакс. Неденежные мотивы повышения производительности труда. // ПЕРСОНАЛ-МИКС. - 2002. - №2.

 | к содержанию |

Все новинки сайта


Познакомиться со всеми новинками проекта НОП "EUP.RU - Экономика и управление на предприятиях" Вы можете здесь.
.

© НОП "EUP.RU - Экономика и управление на предприятиях"
Вопросы экономики и управления на предприятиях
№14 (14), 14 апреля 2003 г.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное