Единственная проблема, решение которой имеет практическую ценность:
"Что делать дальше?"
Артур Блох,
"Закон Мэрфи"
Учимся инвестировать в условиях Украины
Автомобиль vs инвестиций
Здравствуйте, дорогие подписчики!
Сегодня, как раз на экваторе лета и года, когда деловая активность минимальна, а падение индекса ПФТС не перестает удивлять, хочется поговорить на более отвлеченные темы, дабы отмежеваться от этого и не предпринимать поспешных эмоциональных решений. :)
Последние несколько лет, и это нельзя не заметить, ознаменовались очень динамическим ростом автомобильного парка в Украине, особенно в крупных городах-миллиониках. Сейчас в порядке вещей в Киеве добраться сравнительно быстро до нужного места в часы-пик можно только на метро, при этом наблюдая огромные пробки, причем далеко не из самых дешевых автомобилей.
Нефть на планете всё дорожает, цены на авто всё выше, объемы двигателей всё больше и т.д. - где же логика? :)
В общем, психологические особенности украинцев при увеличении уровня доходов не уникальны. Во многих развивающихся странах население на фоне увеличения притока средств в свой кошелек, в первую очередь, пытается насытить свои потребительские аппетиты.
И так уж сложилось исторически (начиная от первого транспорта – лошадей и вьючных животных), одним из средств самовыражения человека (наряду с некоторыми другими) стал автомобиль. И хотя сейчас твердят, что авто уже давно не роскошь, а средство передвижения, всё равно «роскошная составляющая» еще очень и очень высокая.
Когда человек начинает задумываться о том, чтобы взять под контроль свои личные финансы, он предпринимает первые шаги – уменьшает расходы, увеличивает доходы, вкладывает деньги. Если эти шаги выполняются с должной дисциплиной, то через некоторое время размер активов вырастает до размеров, соизмеримых со стоимость транспортного средства. Вот тут и появляется огромное искушение – взять всё и потратить. В большинстве случаев, к сожалению, так всё и происходит. При этом преимущественно эмоции преобладают над
разумом. Вместо того, чтобы сесть и всё просчитать, насколько это выгодно или нет, - глаза горят и навязчивая мысль «хочу и всё» туманит всю рациональность :).
Сами судите. Допустим, у вас есть активы, которые приносят, скажем, в среднем 15-20% годовых (с учетом сегодняшних ставок по депозитам – это вполне реально). И тут наступает момент истины, разум в чистую проигрывает эмоциям и приобретается столь желанный железный конь.
Среднее падение стоимости автомобиля в первые годы эксплуатации составляет 10-20% ежегодно (в зависимости от стоимости, марки и т.д.). Вот и получается, что вместо роста своего капитала в +15-20%, мы его проедаем со скоростью – 15-20%.
Рассмотрим гипотетический пример.
Вариант 1. Допустим, мы обладаем активами в 20 тыс. долларов, и успешно их инвестируем (с капитализацией процентов) в среднем под 15% годовых. Через 5 лет мы имеем прирост в более чем 2 раза, общие активы: 40,2 тыс. долларов. Необходимо уточнить, что 15% это далеко не потолок. Грамотное инвестирование принесет плоды намного внушительнее.
Вариант 2. Мы имеем те же 20 тыс., но не инвестируем, а покупаем автомобиль. Итого через 5 лет его стоимость будет приблизительно составлять около 10 тыс. долларов. Это в лучшем случае, т.к. за это время возможны сюрпризы в виде ДТП, которые еще больше уменьшат стоимость. Кроме того, мы также не учли текущие расходы (топливо, расходные материалы, возможные текущие ремонты и т.д.). Поэтому, 10 тыс. – это цифра с хорошей натяжкой.
Думаю, разница в результатах обоих вариантах довольно внушительная.
Ситуация во втором случае может усугубиться, если приобретать транспортное средств в кредит. В таком случае, разница в обоих вариантах будет существеннее за счет расходов на содержание кредита.
Нет, я абсолютно не призываю читателей данной рассылки срочно отказываться от своих автомобилей, пересаживаться на общественный транспорт и уподобляться подпольному миллионеру Корейко.
Автомобиль, как и многие другие вещи, созданы нам для облегчения жизни и получения от неё удовольствия. Можно и нужно радовать себя всевозможными удобствами, которые будут делать наше пребывание в этом мире намного ярче и интереснее. Но при этом необходимо знать меру.
Перед тем, как задуматься о покупке транспортного средства (среднего, дорогого или очень и очень дорогого), необходимо создать стабильный и стабильно растущий денежный поток в свой карман. При этом доля дивидендов от инвестиций в этом потоке должна постоянно расти, чтобы к зрелым годам смогла приблизиться к 100%. Размер и стабильность потока активов, который генерируется вами и вашими инвестициями, должен быть определяющим фактором при осуществлении крупных покупок.
И тут возникает резонный вопрос: какими минимальными доходами я должен обладать, чтобы позволить для своих финансов безболезненное приобретение автомобиля. Можно конечно провести серьезные расчеты, учесть все факторы и риски, которые могут возникнуть при обладании транспортным средством. Поэтому любителям математики – пища для ума будет довольно вкусной :).
Мне очень нравится простенькая такая формула, которая приведена в одной из своих книг Бодо Шефером. С удовольствием делюсь нею с вами:
Стоимость будущего авто = Уровень вашего месячного дохода Х 2
То есть, вы можете рассчитывать на тот автомобиль, стоимость которого равна как минимум двум вашим доходам за один месяц.
Эта на первый взгляд незамысловатая формула, как по мне, таит в себе много чего интересного. По-моему, в ней учтены кроме расходов на сам автомобиль, также и всевозможные текущие и непредвиденные расходы.
Конечно, всё это довольно приблизительно, однако дает ориентиры вашим стремлениям в зависимости от ваших же аппетитов.
Приблизительно прикинем, для покупки этих автомобилей, уровень ваших доходов должен быть следующим:
Daewoo Lanos - от 5 000 USD / месяц,
Chevrolet Lacetti - от 9 000 USD / месяц,
Hyundai Santa Fe - от 17 000 USD / месяц,
Toyota Camry - от 20 000 USD / месяц,
BMW X5 - от 50 000 USD / месяц,
Mercedes-Benz S600 - от 90 000 USD / месяц и так далее :).
Хочу заметить, что все сегодняшние размышления не распространяются на автомобили, которые покупаются для работы вашего бизнеса, которые вам действительно необходимы – здесь уже необходим индивидуальный подход.
В конце выпуска сделаем выводы:
- повышайте свои аппетиты – это является хорошим стимулом для увеличения денежного потока в ваш карман;
- в вопросе управления личными финансами руководствуемся здравым смыслом, та как эмоции и финансы несовместимы;
- постоянно ищите способы повышения ваших доходов;
- увеличивайте свою финансовую грамотность, которая позволит как увеличить доходы, так и избежать ненужных, импульсивных и эмоциональных трат.