Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Торговля на бирже - нестандартный взгляд


Торговля на бирже - нестандартный взгляд

Каталог рассылки: http://subscribe.ru/catalog/economics.school.tsarikhin
Сайт рассылки: Центр Финансового Образования http://fintraining.ru

ВЫПУСК 228

СЕМИНАР КОНСТАНТИНА ЦАРИХИНА И ВАЛЕРИЯ ГАЕВСКОГО В КИЕВЕ

Если вы живёте в Украине и хотите научиться основам профессиональной биржевой торговли через Интернет украинскими акциями, то мы вам рекомендуем посетить наш семинар, который состоится 2-4 октября в Киеве. Подробности – по адресу http://specialist.ua/node/217

ДИСКУССИОННЫЙ ВОПРОС: МОЁ ПОНИМАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (ОКОНЧАНИЕ, НАЧАЛО В ПРЕДЫДУЩЕМ ВЫПУСКЕ)

По моему мнению, рынок ценных бумаг – это ассоциативно-резонансная система. Теперь я расскажу об этом более подробно. Сначала давайте уясним себе, что такое «ассоциация» и «резонанс».

«Ассоциация — в современной психологии связь между двумя или более психическими явлениями, при которой возникновение одного из них обусловливает появление (актуализацию) другого (других)».
(«Энциклопедия Кругосвет»)

Есть и другие значения этого термина, но я употребил его именно в психологическом значении.

«Резонанс (франц. resonance, от лат. resono — звучу в ответ, откликаюсь) – это явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний в какой-либо колебательной системе, наступающее при приближении частоты периодического внешнего воздействия к некоторым значениям, определяемым свойствами самой системы».
(«Большая советская энциклопедия»)

Термин «резонансный» я также употребляю в плоскости психологии. Ассоциативно-резонансная система – это такая система, которая вызывает у человека ассоциации с другой системой. Ассоциативно-резонансный, наверное, может быть любая система. Ассоциации вызываются у человека по принципу психического резонанса. Например, у человека, бывшего на войне, рынок ценных бумаг может вызвать ассоциации с военным делом. Предшествующий опыт его души входит в резонанс с опытом, получаемым на рынке. Б. Вильямс изучал математическую
теорию хаоса и происходящее на рынке напомнило ему нелинейную динамическую систему. А. Элдер, профессиональный психиатр, нашёл в действиях трейдеров мотивы, наблюдавшиеся у его пациентов. У. Д. Ганн смотрел на графики, и они воскрешали в его душе идеи гармонии, связанные с числами Фибоначчи. Я наблюдаю за действиями трейдеров и мне кажется, что их поведение напоминает действия ос и пчёл (трейдеры также разделены географически, действуют по типовым сценариям и т.д.; к сожалению, двигаясь по этому пути, уподобляя
трейдеров насекомым, мы не придём к сколько-нибудь значимым результатам, потому что люди – это люди, а насекомые – это насекомые). Во всех этих случаях происходит явление ассоциативного резонанса.

«Но всё-таки он был гениальным математиком и, увы, ничего не мог поделать с этим своим качеством. Это качество порой не только помогало ему, но даже и мешало, выставляло порой в нелепом и смешном виде, ибо принимало характер мании. Председательствуя, например, однажды в консультативном подкомитете ЮНЕСКО по вопросам экологии, стоя под софитами в белом старинном зале с тончайшей резьбой по мрамору, Эрнест Аполлинариевич вдруг заметил в галстуке пакистанского коллеги заколку, похожую на дальнейшее сползание сигмы
к катеноиду удлиненной под вечер тройной альфы в кубе обычной урбанической дисгармонии банахового пространства, откуда следовало, что
о чем он и сообщил изумленным коллегам по борьбе».
(В. П. Аксёнов «Золотая наша железка»)

Ассоциативный резонанс – это психический феномен, суть которого составляет установление похожести между системами или процессами. Кто-то говорит: «биржа – это казино», а кто-то утверждает: «рынок ценных бумаг – это лохотрон». Всё это ассоциации. А «казино», «лохотрон», «ризома», «фрактал» – это слова-маскировщики. Сложные понятия. Такие, как «коммунизм» и «демократия». Действительно, подумайте, как можно совокупность общественных, экономических, правовых, моральных и прочих норм и отношений, сложившихся в США
к началу ХХI в. назвать одним словом? Но даже если мы всё это охарактеризовали термином «демократия», то, как можно навязывать эту систему другим странам? Слово демократия – как дымовая завеса. А из-под дымовой завесы демократии проглядывают контуры современного атомного авианосца. Так и на фондовом рынке: за словами-маскировщиками типа «казино» или «фрактал» проглядывают контуры какой-то конкретной прогностической системы, видна мысль какого конкретного исследователя.
Во многих случаях ассоциативный резонанс наталкивал учёных на новые пути исследований, который давали потрясающие результаты. Ассоциативный резонанс может отражать как действительную, так и мнимую общность систем и процессов. К сожалению, в нашем случае мы имеем мнимую общность. Да, торговля на рынке чем-то похожа на боевые действия, график чем-то похож на природный объект, поведение торговцев чем-то похоже на поведение алкоголиков, но этими сравнениями рынок не исчерпывается. Вспоминается известная притча из
«Нирвана-сутры»:

«Однажды правитель приказал своим министрам привести во дворец слона. Узнав об этом, пятеро слепых пришли во дворец, чтобы воспользоваться такой возможностью, чтобы получить представление о том, что это за животное. Не имея возможности слона увидеть, они стали его ощупывать. Одному из них в руки попал бивень. Потрогав его, он сказал:
– Слон похож на длинную толстую морковь.
Второй, трогая ухо, воскликнул:
– Он похож на большой веер.
Третий обхватил ногу слона и возразил:
– Он как огромная колонна.
Четвёртый упёрся обеими руками в бок животного и заявил:
– Слон, как стена.
Тот, у кого в руках оказался хвост, был уверен, что больше всего слон похож на змею или верёвку. После этого они начали яростно спорить друг с другом, на кого же всё-таки похож слон, сами не зная, насколько каждый из них далёк от истины».

Слон – это не «морковь» + «веер» + «колонна» + «стена» + «верёвка». Фондовый рынок – это не сообщество психически больных людей, склонных к чрезмерной эмоциональности и воюющих друг с другом, активность которых порождает пропорции «золотого сечения» и которая описывается фрактальной геометрией. Сумма коллективного представления не равна целостному взгляду. Здесь целостного взгляда нет. Отдельно взятая пчёла не в состоянии обозреть всё панораму строящихся сот. В истории, особенно в истории военного искусства
очень остро стоит проблема целостного взгляда, интегрированного описания. Долгое время советские историки не могли составить более-менее полное описание Цусимского сражения (кстати говоря, а что такое «более-менее полное описание»?). До сих неясно, например, а что же происходило на броненосце «Император Александр III», потому что с него не уцелело ни одного человека. И только благодаря японским источникам, удалось восстановить общую картину боя.
Сумма ассоциативных резонансов фондового рынка – это ризома. Однако, повторюсь ещё раз, сколько бы мы ни вертели и ни крутили эти понятия, целостного взгляда не получим. Для этого надо изучать рынок изнутри. Это такой объект, который нельзя понять по рассказам других людей.
Чтобы «добить» вас окончательно, я скажу, что параметры цены, объём и время в совокупности также образуют ризому. Мозг исследователя может предложить бесконечное множество комбинаций этих показателей, соединённых математическими операторами. Аналитик же из этого огромно количества выбирает такую комбинацию, которая имеет смысл. Точнее сказать, в данном случае смысл предшествует комбинаторике. То есть, сначала мы ставим задачу – а что конкретно хотим увидеть? Какие параметры отследить? А потом выдумываем соответствующий
индикатор и подбираем под заданные условия комбинацию параметров.
Как вы уже чувствуете, теперь пришло время ответить на вопрос Басо: «что такое смысл»? С моей точки зрения, смысл – это многозначное понятие, которое довольно трудно формализовать. Но давайте всё же попытаемся это сделать. «Большая советская энциклопедия» определяет понятие «смысл» следующим образом:

«Смысл – это 1) идеальное содержание, идея, конечная цель (ценность) чего-либо (С. жизни, С. истории и т. д.). Термин "С." может обозначать целостное содержание какого-либо высказывания (научного, философского, художественного), не сводимого к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения. Таково, например, понятие «С. произведения искусства» (С. художественного образа), равнозначное понятию художественной идеи. Категория С. получила особую разработку в ряде направлений идеалистической
философии конца 19 — 20 вв., прежде всего в идущем от В. Дильтея учении о "понимании" как специфическом методе "наук о духе" (т. е. гуманитарных наук), в основе которого лежит интуитивное постижение и целостное истолкование смысловых связей различных форм человеческой культуры (см. также Понимающая психология). 2) В логике — то же, что значение. 3) В языкознании — иногда синоним значения (например, в часто встречающемся сочетании «смысловая структура слова»), но обычно противопоставляется ему (см. Значение лексическое)
и может означать: совокупность внеязыковых характеристик содержания, в отличие от значения как обобщения его внутриязыковых характеристик, семантическую характеристику целого высказывания или текста, в отличие от значения (на уровне отдельного слова), коннотативную (см. Коннотация), а значение — денотативную (см. Сигнификат) сторону содержания слова (при этом в разных концепциях С. понимается либо как целое, а значение как его компонент, либо, наоборот, как компонент значения). В модели «смысл — текст» С.— понятие,
описывающее глобальное содержание высказывания».

Словарь по «Общей психологии» говорит нам о том, что:

«Смысл — 1) суть, главное, основное содержание (иногда скрытое) в явлении, сообщении или поведенческих проявлениях; 2) личностная значимость тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного субъекта. Понятие «С.» является междисциплинарным и, как правило, используется вместе с понятием значения, причем единая традиция его употребления не выработана: в лингвистике, логике и теории познания понятие С. чаще используется в первом определении,
фактически синонимично понятию значения; в психологии, социологии и философской антропологии оно чаще используется во втором определении, образуя с понятием значения полярную оппозицию».

Я думаю, что смысл – это, во-первых, то, ради чего создавался объект, причём данная интерпретация смысла имеет отношение как к начальному этапу в его создании (зарождение идеи), так и к конечной цели функционирования (для чего создавался). Во-вторых, смысл есть указание на суть объекта. В-третьих, смысл – это конечное различие похожих объектов или слов. Например, глагол «разбить» в русском языке имеет два основных смысла: 1) разрушить, разобрать на составные части, превратить целое во множественное; 2) благоустроить
(например, разбить сад). Смысл – понятие субъективное, то есть, его интерпретация зависит от конкретного человека. Отсутствие смысла называется термином «нонсенс». Читатель, заинтересованный в дальнейших рассуждениях на тему смысла может посмотреть в словаре «История философии» статью о понятии «означивание». От себя могу добавить, что очень часто человек понимает смысл чего-то, приняв, как говорится, на грудь. Китайцы говорят: «Ли Бай поднимает чарку вина и наполняет смыслом горы и реки».
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что фондовый рынок – это сложная, искусственно созданная система, в создании и развитии которой принимает участие большое количество людей и законы функционирования которой до конца ещё не установлены (вопрос также в том, а существуют или не существуют эти законы?). Здесь я пощажу читателя и самого себя, и не буду забираться в философские дебри, выясняя, что такое «закон» и т.д., зато ещё раз спрошу: что такое рынок ценных бумаг? – И ответ на этот вопрос оставлю
открытым. Мне вспоминается ответ, который Л. Д. Ландау однажды дал на вопрос студента о том, является ли электрон корпускулой или волной: «Электрон – не корпускула и не волна. С моей точки зрения, он – уравнение, в том смысле, что лучше всего его свойства описываются уравнением квантовой механики, и прибегать к другим моделям – корпускулярной или волновой – нет никакой необходимости».
Мой метод анализа рынка – имманентный, а метод рассказа о нём – ассоциативный. А у моих западных коллег всё наоборот: метод анализа рынка ассоциативный, а метод рассказа о нём – имманентный. Это означает, что мои методики анализа, прогноза и трейдинга выводятся из самого рынка, а вот рассказываю я об этом, используя многочисленные ассоциации. Зарубежные авторы предпочитают другой подход. Они выводят методики анализа, прогноза и трейдинга из ассоциаций (моллюски, фракталы, «золотое сечение»), а рассказывают об
этом, не прибегая к метафорам, притчам, анекдотам – вспомните, например, цитату из Т. Демарка.
Одна из главных целей книги «Фондовый рынок и мир» – стремление установить тождество между её содержанием и предметной областью. Хотя я осознаю, что эта цель никогда не будет достигнута. И даже если пренебречь деталями (а их множество), то получится, что пока я буду излагать свои мысли на бумаге, предметная область изменится. Древнегреческий философ Гераклит сказал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так как в ней будут течь уже другие воды. Один из его современников добавил, что в реку нельзя войти
даже один раз, так как пока входишь, река меняется. Рынок ценных бумаг – это река, в которую нельзя войти даже один раз. А для описания такого объекта очень хорошо подходят методы древнекитайской философии. Любовь к ней мне привил Валерий Владимирович. За что ему огромное спасибо.

«Тот, кто знает то, что создаёт человек, тот использует познанное, чтобы познать непознанное».
(Книга философа Чжуан Цзы)

В своё время эти строки из Чжуан Цзы натолкнули меня на простую мысль: в случае с фондовом рынком не надо искать внешних ассоциаций, надо просто хорошо разобраться с тем, что натворили люди.
Вторичный рынок акций – это маргинальная система, то есть система, находящаяся на грани предсказуемости и непредсказуемости, постоянно балансирующая на этой черте. Иногда рынок вроде предсказуем, а через некоторое время выясняется, что непредсказуем. Когда я только начал на нём работать, то думал, что он непредсказуем. Потом понял, что предсказуем. А потом стал сомневаться в своём понимании. Мой друг Володя Коган как-то раз рассказал мне вот какую историю:

«Примерно в конце 19 века, Эрец Исраэль посетил кайзер Германии Вильгельм II. Его очень интересовали вопросы о соотношении свободной воли человека и Божественной предопределенности. Ведь если будущее предопределено, то есть, Всевышнему известно все, то тогда человек не свободен. А если человек свободен, и Всевышнему неизвестно будущее, то тогда какой же это Всевышний? Ему посоветовали съездить к одному еврейскому мудрецу, жившему недалеко от Иерусалима. Беседа с ним произвела на Вильгельма II большое впечатление.
Мудрец объяснил, что Божественное знание будущего оставляет человека свободным в своем выборе. Например, если «А» знает все о будущем «Б», но никак на него не влияет, то «Б» абсолютно свободен в своем выборе. Однако, у кайзера все равно оставались вопросы. Перед расставанием мудрец сказал: «Я знаю, что ты сейчас отправишься в Иерусалим. И я знаю, каким образом ты въедешь в город. Но я тебе сейчас это не скажу. А напишу на листочке и запечатаю конверт. А когда ты прибудешь в Иерусалим, то откроешь конверт и убедишься».
Так он и сделал. Пока кайзер ехал в Иерусалим, его мучили сомнения: «Откуда этот еврей может знать, каким образом я прибуду в Иерусалим? Ведь старый город окружен надежной стеной с несколькими воротами. Наверное, он решил, что раз я – кайзер, то выберу самые главные, представительские ворота (ворота для VIP-персон, как сказали бы сегодня). Я разгадал его хитрость! Но я поеду к самым непрезентабельным, Мусорным воротам»! И кайзер приказывает изменить маршрут. Но вновь его одолевают сомнения: «Но ведь этот еврей
– мудрец! И он мог просчитать на несколько ходов вперед! Догадаться о ходе моих мыслей! Что же делать»? И кайзер начинает вместе с кортежем кружить около стен города, не решаясь въехать. В один прекрасный момент кайзера осеняет гениальная идея. И он приказывает сделать в городской стене пролом. Слуги разбирают фрагмент стены, и карета торжественно въезжает в Иерусалим. Кайзер облегченно вздыхает и распечатывает конверт. На небольшом бумажном листочке написана только одна фраза: «Король пробивает ограду»! Это
цитата ТаНаХа (Священного Писания). И на иврите звучит так: «Мэлэх порец гадер»!

Вопрос о предсказуемости рынка остаётся открытым. Непредсказуемость и предсказуемость рынка приводят к тому, что в одном случае одна и та же модель является «бычьей», а в другом – «медвежьей». Как быть? Успокаивает только одно: проблема противоречивой трактовки сигналов в теханализе была со всей остротой поставлена ещё на рубеже XI-XII в. и до сих пор ничего путного люди не придумали. У Чжу Юя читаем:

«На юго-востоке птичий крик считается дурным предзнаменованием, а сорочье стрекотанье добрым. Поэтому сороку называют ещё «радующая». А вот в Шаньдуне я видел, как люди, услышав стрекотанье сорок, плюются, а крику птиц радуются. Не понимаю, почему так сложились обычаи».

Помимо всего прочего, здесь мы видим недвусмысленный намёк на то, что в разных местностях и странах одни и те же фигуры на графике интерпретируются по-разному (вспомним флаг, наклонённый в сторону тренда). С моей точки зрения, это явление симптоматично, так как российский и западный рынки отличаются друг от друга, прежде всего, по критерию расторгованности. Многие статистические закономерности, характерные, скажем, для фондовых рынков США или Европы, у нас не работают именно по причине относительно небольшого
объема торгов на ММВБ и в РТС.
В процессе работы над книгой «Фондовый рынок и мир» я подверг критике классический подходу к теханализу. Однако моя критика не носила огульного характера. Я помню слова Хун Ин-мина:

«Нельзя в связи с общепринятыми точками зрения отказываться от собственного видения. Нельзя в связи с собственными предпочтениями огульно отвергать чужую точку зрения».

Но в какой-то момент я подумал: «А может, забыть про старые постулаты, и сотворить новую парадигму»?

«– Целый день мы с тобой спорили о дзэн. Что можно извлечь из нашего спора? – спросил Исан.
Кёдзан начертил в воздухе линию.
– Если бы ты показал это кому-то другому, он бы ничего не понял, – сказал Исан».
(Р. Х. Блайс «Золотой век дзэн»)

КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ?

Очень часто читатели рассылки задают мне такой вопрос: «Куда пойти учиться?». В этом выпуске рассылки я дам на него развёрнутый ответ.

*

Каждый год на фондовый рынок России приходит большое количество новых инвесторов и спекулянтов. Опыта торговли у них мало, поэтому в большинстве своём они проигрывают деньги. Для того, чтобы научиться выигрывать, надо работать над собой. В этом вам могут помочь опытные наставники, которые имеют большой практический опыт торговли и знают, как и что надо делать.
Мы с моим коллегой Валерием Владимировичем Гаевским занимаемся обучением искусству торговли на фондовом рынке уже пять лет. Мы можем вам предложить ряд обучающих программ и продуктов.
Итак, если вы новичок, и вам хочется узнать о том, стоит ли вкладывать деньги на фондовый рынок, то мы вам рекомендуем:
1) Купить в Интернете или в книжных магазинах на выбор две моих книги «Как самому заработать деньги на фондовом рынке» и «Инвестиции в акции – просто и понятно».
2) Скачать с сайта www.dream4you.ru из раздела «Бесплатные радиопередачи» 4 радиопередачи: «Акции», «Где торгуют акциями?», «Котировки и графики», «Биржевые графики».
Если вы решили начать торговать ценными бумагами, то мы вам рекомендуем:
1) Скачать с сайта www.dream4you.ru из радела «Платные радиопередачи» 5 радиопередач: «Биржевые графики», «Биржевые индексы», «Выставление заявок в программе КВИК», «Программные стоп-заявки», «Построение графиков в программе КВИК».
2) Записаться на курсы трейдеров в Москве. Они проводятся по понедельникам, средам и четвергам в компании «Риком-траст» (www.ricom.ru). Записаться можно по телефону 8-917-552-55-47 у Валерия Владимировича Гаевского.
3) Если вы живёте в другом городе, то можете подписаться на дистанционный курс «Инвестиции в ценные бумаги» на базовом сайте рассылки www.fintraining.ru.
Если вы уже имеете опыт торговли и хотели бы совершенствоваться, то мы вам рекомендуем:
1) Скачать с сайта www.dream4you.ru из раздела «Литература» мою книгу «Фондовый рынок и мир».
2) Скачать с сайта www.dream4you.ru из раздела «Бесплатные радиопередачи» 3 радиопередачи из серии «Основы стратегии торговли ценными бумагами».
3) Скачать с сайта www.dream4you.ru из радела «Платные радиопередачи» 4 радиопередачи: «Конкретные приёмы выставления стопов», «Типовые ошибки, причины их возникновения и меры по их устранению» и 2 радиопередачи из серии «Типовые сигналы на открытие лонгов».
4) Ждать в рассылке рекламу мастер-классов.
Перечень радиопередач постоянно расширяется.
Если вы хотели бы научиться торговать на рынке фьючерсов и опционов, то мы вам рекомендуем ждать рекламу мастер-класса по фьючерсам и опционам. Если же вы живёте не в Москве, то мы вам рекомендуем подписаться на дистанционный обучающий курс «Фьючерсы и опционы» на сайте www.fintraining.ru.
Мы с Валерием Владимировичем желаем вам успеха!
Константин Царихин, Валерий Гаевский.


Если вы хотите задать вопрос или поделиться своими мыслями, пишите
Константину Царихину или Валерию Гаевскому
Приглашаем принять участие в обсуждении материалов рассылки на форуме сайта
Центр Финансового Образования

Центр Финансового Образования
предлагает вам без отрыва от основной работы или учебы
пройти обучение на дистанционных учебных курсах

  1. "Управление личными финансами", автор и ведущий - Сергей Спирин
  2. "Инвестиции в ценные бумаги", автор и ведущий - Константин Царихин

Более подробная информация - на сайте Центра Финансового Образования
http://fintraining.ru.

Рекомендуем подписаться на рассылки:


В избранное