Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Успех в стиле action

  Все выпуски  

аннотация


Информационный Канал Subscribe.Ru

УСПЕХ В СТИЛЕ ACTION

#010 от 07.08.2005
ведущий Сергей БЕЛОКОНЬ

Во всяком мудреце довольно простоты

или уточнение понятий

Мы ГОСТ читаем, как поэты,
С ИСОм наедине сидим.
И Пивника за всё за это
Благодарим-благодарим.

Замудрствовал однако наш Александр Васильевич. Прошлое письмо читать совсем тяжко. Но давайте всё дорасставлять на свои места.
С одной стороны, ИСО серии 9000, даже в последней редакции - это не догма. За это говорит хотя бы тот факт, что до неё были и другие редакции ИСО и масса стандартов, также в достаточной для своего времени степени отражающие реальность. Вспомним, что даже циклов Деминга существует несколько.
С другой, любая модель - лишь отражение действительности, некого объективного всемирного процесса, который обычно называют Жизнью. Процесс этот неразрывен, в отличие от наших представлений о нём. Посему не стоит впадать в фанатизм и чрезмерное мудрствование, а чётко держаться границы текста ИСО: "Менеджмент организации наряду с другими аспектами включает менеджмент качества". Т.е. ИСО - ещё не весь бизнес и, скорее, не бизнес вовсе, это инструмент, с помощью которого мы изучаем бизнес-процессы. Поразительно, но им можно изучать любые процессы.

К примеру, встретились трое. Захотели выпить. Согласились. Прикинули сколько надо (до кайфа), сбросились, послали гонца...

С точки зрения процессного подхода прошёл этап "ответственность высшего руководства" (кто-то предложил и все согласились) и этап "планирование ресурсов" (включая стадию маркетинга): изучили потребность (да, все хотят и готовы заплатить, знают где и почём взять), взяли на себя ответственность, определились в количестве и распределении ресурсов (денег, км необходимого пути до магазина, кто куда пойдёт и чем займётся). В цикле Plan-Do-Check-Act (PDCA) - это будет Plan.

Принесли, разложили, налили, сказали тост. Затем второй и пошло-поехало пока не кончилось...

Прошёл этап жизненного цикла продукции (или Do).

Задумались (а хорошо ли сидим?).

Это "измерение, анализ и улучшение" (Check).

Решили добавить. Скинулись, отрядили, ждём...

Вот тут мы вошли в цикл: снова "ответственность высшего руководства" (Act - действия по постоянному улучшению показателей процессов) и планирование ресурсов (Plan).

Принесли, налили. Ещё налили... нахрюкались. Решили, что уже поздно, стали провожаться. Подумали, что в следующий раз надо что-то изменить или улучшить.

Здесь всё ясно, требует расшифровки только последняя фраза - это "постоянное улучшение" процесса. Если это есть (а оно есть всегда) - можно сказать, что Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, работает полностью (рисунок 1 ГОСТ Р ИСО 9001).
Удивительно, что А.В.Пивник до сих пор не привёл этот пример юмористического, но показательного применения ИСО, рассказанного нам.
Всё очень просто, попробуйте взять любое законченное действие и помыслить его в терминах процессного подхода. Можете прислать результат.

БИЗНЕС - увлекательнейшая игра,
в которой максимум азарта
сочетается с минимумом правил.
Билл Гейтс

ИСО - для установившегося (большого и среднего) бизнеса, где надо углубить или доказать сторонним лицам качество своей продукции. Там же, где надо начать своё дело, малый бизнес - всё намного проще (начинать надо с доступных образов, определений; описательная база должна быть проще и русской). Хотя теоретически ИСО подходит всем без исключения, рекомендую именно такой подход.
Давайте подумаем логически. Вот я, к примеру, руководитель малого предприятия или хочу создать таковое. Зачастую я в единственном лице, ну максимум нас двое-трое. Кто у меня, в соответствии с циклом PDCA, планирует-делает-контролирует-улучшает? Да я же сам! Только цель управления у меня чуть-чуть другая - предпринимательская (новый товар/услуга, новые рынки сбыта), а не повышение качества. И отчётность несколько иная, в основном в голове и в секретной папке, поскольку каждый шаг мой - стратегический и окружён, соответственно, коммерческой тайной. Иначе на кого я буду похож, заполняя 22 матрицы ответственности на себя, плюс 19 типов записей, 62 (минимум) процесса и т.п. И куда после этого меня должны увезти?

Презумпция интерпретации

Интерпретация (лат. Interpretation)
1) в широком смысле - истолкование,
объяснение, перевод
на более понятный язык...
Большой энциклопедический словарь

Сильно вольное искажение понятий получилось у Пивника в прошлом письме. Применение новых понятий без точных определений, отсутствие общеупотребительных терминов и перевода на более понятный язык - это не интерпретация, это вызов читателя, т.е. вас, на диалог, на дискуссию. Для рассылки это не совсем правильно. Хотя, не скрою, авторам хочется знать вашу реакцию.
Далее. "Лейтмотив ИСО способствует процессу формирования высказывания читателем-интерпретатором определенных стереотипов и условностей, которые создаются при взаимодействии текста с читателем-интерпретатором". Круто сказано! Но что это значит по-русски? А то, что на ночь такому "читателю-интерпретатору" ИСО лучше не читать. К утру может заговорить сплошными штампами, а желудочный сок начнёт выделяться от условного слова типа "процесс" или "идентификация". Строго говоря, подобное происходит во всех науках, и, тем более, в религиях. Изучая их, невольно переходишь на соответствующую терминологическую базу. Мудрость же состоит в том, чтобы наряду с употреблением профессиональных терминов, не впадать целиком в стереотипы и условности, а видеть действительность в её многообразии.
Про то, что "Истинное значение лейтмотива может проявляться в вариациях, интерпретации текста ИСО" отдельный разговор. Истинное значение чего-либо может проявляться в чём угодно и даже в отсутствии этого. Скорее в отсутствии чего-либо только и может проявляться что-либо. Например, истинное значение бумаги мы ощущаем, когда надо писать, а её нету. Истинное значение справедливости появляется лишь при отсутствии таковой. Заряд атома (+) - это отсутствие электрона (-) в его оболочке и т.д. и т.п. В данном случае сильно не хватает как раз лейтмотива ИСО. Каков он? Давайте поищем.
Термин "лейтмотив" в широком, не музыкальном, значении - это определение доминирующего начала в деятельности человека, в цепи событий. Количественный анализ повторяемости слов в соотношении процесс:потребитель:менеджмент:качество (исключая слова система менеджмента качества и область качества как фоновые, не дающие новых вхождений) показывает для:

ГОСТ Р ИСО 9000-2001 73:50:25:11;

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 75:62:18:25;

ГОСТ Р ИСО 9004-2001 385:135:55:37.

Учитывая по прошлому письму, что "лейтмотивный анализ текста ИСО включает в себя апелляции к соседним текстам ИСО и к предшествующим", читаем самые первые абзацы в самых первых номерах стандартов, поскольку именно там всегда излагаются основы основ любых ГОСТов.
ИСО 9000-1-94 (прошлая ред.): Требования потребителя включают в технические условия. ...изменения (в структуре стандартов ИСО 9001 - ИСО 9004) нацелены на будущие пересмотры для лучшего удовлетворения запросов пользователей.
ГОСТ Р 15.201-2000 Порядок разработки и постановки продукции на производство "устанавливает основные положения по разработке... продукции, а также по подтверждению их соответствия обязательным требованиям".
ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2000 Общие требования к органам, осуществляющим оценку и сертификацию/регистрацию систем качества (первое издание, 1996 г.) ссылается на Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (от 07.02.1992 N 2300-1) и работает "в интересах международной торговли".
И, наконец, ГОСТ Р ИСО 9001-2001 "определяет ... способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей".

По определению "любая деятельность, ...может рассматриваться как процесс". Суммируя результаты количественного и качественного анализов, можно сказать, что лейтмотив ИСО серии 9000 - вседеятельностное (процессное) удовлетворение потребителя, а качество играет, по сути, вспомогательную роль. Растущая глобализация потребительства и есть суть данных стандартов. Цивилизация наша - потребительская, причём потребительская глобально (поскольку это записано уже в международных стандартах). Плохо это или хорошо - тема отдельного исследования.

В заключении разберём ещё одну мудрёность Пивника: "Адресность текста ИСО - заключается в соотношении понятий о теории и практике управления бизнес-процессами у читателя-интерпретатора, на основе интересов, ожиданий, убеждений и знаний о бизнес-процессах".
Адресность (синонимы направленность, нацеленность, целенаправленность) - связана с точностью доставки послания, в данном случае текста ИСО, тому, кому оно предназначено (адресату). Она вовсе не предназначена для выявления каких-либо соотношений, теорий и т.п. Адресность если хотите - это эффективность попадания нужной информации об ИСО в сознание адресата: начальника, директора, инженера, рабочего...
Поскольку текст нынешнего ИСО имеет высокий уровень обобщения и абстракции, представляет собой систему прямых и контекстных ссылок трёх достаточно сложных, изобилующих иностранными словами стандартов, то уже в силу этого он доступен только лицам с высшим образованием и достаточной сообразительностью. Он адресован руководителям высшего уровня, топ-менеджерам. На сегодня мы практически не знаем даже директоров, правильно понимающих его, т.е. не как "происки империализма" или как очередную возможность облапошить красивой вывеской. Посему говорить об адресности ИСО 9000 в её практическом применении пока бессмысленно - её нет. Текст ИСО написан для башковитых, грамотных людей, а наши начальники только-только вышли со станций номенклатура и бандитизм.
Надежда на вас, на молодых, на обучение и самообучение.


ведущий рассылки Сергей БЕЛОКОНЬ
адрес сайта

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.school.successaction
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное