Что делать во время кризиса Бизнес в кризис - стратегия НЕвыживания.
"Успех измеряется не тем, как высоко поднялся человек, а тем, насколько быстро он оправится, сорвавшись с вершины и ударившись о дно самой глубокой низины."
Джордж Пэттон
Здравствуйте уважаемые подписчики!
С Вами Виктор Хоменко, автор рассылки «Что делать во время кризиса».
Бизнес в кризис - стратегия НЕвыживания.
Поведение предпринимателей в условиях экономического кризиса напоминает действия блондинки за рулем - они руководствуются чем угодно, кроме...
...здравого смысла, - иронизирует владелец британской fashion-марки Funky Рональд Вудстер.
На деле два последних года были едва ли не самыми легкими для Рональда Вудстера, поскольку большинство конкурентов вели себя истерично и бессистемно, совершая немыслимое количество стратегических ошибок". Еще недавно малоизвестная локальная ТМ Funky за два последних года вошла в пятерку самых востребованных fashion-марок в Австралии, США, Новой Зеландии и странах Западной Европы (по данным Inter Research).
Рональд Вудстер признается в том, что конкуренты попросту подарили ему рынок, поспешно свернув перспективные программы развития действующего бизнеса ради сокращения расходов и упустив множество новых бизнес-возможностей.
Как отмечает декан Московской школы управления "Сколково" Вилфрид Ванхонакер, в кризисных условиях бизнесмены разных стран, работающие в различных отраслях, совершают одни и те же стратегические ошибки.
Ошибка № 1. Переждем, может, обойдется
Одна из наиболее типичных оплошностей бизнесменов в период экономического спада - организационная инертность, то есть нежелание или неумение корректировать собственные бизнес-модели. "В кризисных условиях необходимо использовать любую легальную возможность получения дополнительного дохода, - отмечает партнер отдела консультационных услуг Ernst & Young Константин Невядомский.
- Многие компании лишаются шансов на увеличение дохода, не решаясь выйти за рамки докризисных ограничений. Мне известны случаи, когда фирмы отказывали платежеспособным заказчикам, из-за нежелания изменить внутреннюю политику работы с подрядчиками на субконтракте".
Консультант убежден: чтобы преуспеть в нынешних условиях, нужна максимальная гибкость в отношениях с контрагентами и возможность менять принципы собственной работы. Причем далеко не всегда речь идет о существенных изменениях в организационной структуре компании. Иногда достаточно предоставить сотрудникам, контактирующим с конечными потребителями, чуть больше свободы, делегировав им принятие некоторых решений.
"Мой знакомый, топ-менеджер крупного отечественного предприятия, недавно обратился в кредитовавший его банк с просьбой о пересмотре графика погашения займа, - рассказывает Константин Невядомский. - Сотрудник финучреждения даже не выслушал пожелания клиента, сославшись на отсутствие полномочий, несмотря на то что мой приятель пытался предложить график, предполагавший досрочное погашение. В результате клиент решил как можно скорее расплатиться и прекратить всякие отношения с этим банком".
Глава представительства Indesit в Украине, Молдове, Армении и Азербайджане Сергей Ложкин считает, что многие участники рынка крупной бытовой техники не справились с последствиями экономического кризиса именно потому, что намеревались его переждать, не меняя принципов работы.
"Пассивность в условиях экономического спада противопоказана, нужно действовать на опережение, даже если это кажется рискованным, - подчеркивает Сергей Ложкин. - Ожидать новостей, чтобы потом отреагировать на уже свершившееся изменение, крайне опасно. Слишком уж велика вероятность того, что решение, принятое в критической ситуации, будет неадекватным".
Ошибка № 2. Давайте не платить
Еще один типичный кризисный промах бизнесменов - попытка сэкономить на собственных сотрудниках. По данным Ernst & Young и Европейской бизнес-ассоциации (EBA), 54% украинских компаний в условиях экономического спада принялись сокращать персонал и 39% снизили заработные платы.
"В трудные времена, когда от сотрудников требуется максимальная отдача, не следует предпринимать действия, разрушающие их лояльность к работодателю, - говорит Константин Невядомский. - Никому из клиентов мы не рекомендовали проводить резкое сокращение заработных плат, независимо от того, насколько тяжелым было финансовое положение действующего бизнеса. В безвыходных ситуациях скорее следует сократить персонал, но ни в коем случае не демотивировать тех, кто останется в штате".
Стремясь увеличить производительность труда, сократив расходы на персонал, многие компании уменьшали ставки сотрудников, увеличивая всевозможные бонусы, зависящие от оперативных результатов работы.
"Перенос части вознаграждения из условно постоянной составляющей заработной платы в условно переменную, на мой взгляд, тоже не идеальное решение, - считает консультант. - В любом случае, если применили этот подход, разница между первоначальным и итоговым соотношением оклада и бонусов не должна быть существенной.
Если люди привыкли получать 70% зарплаты в постоянной составляющей, а 30% - в переменной, нельзя переходить, например, к соотношению 30% - ставка, 70% - бонусы". В нынешней ситуации заработную плату нужно индексировать, сохраняя при этом соцпакеты, корпоративные образовательные проекты и все мотивационные программы. По мнению Сергея Ложкина, фиксировать зарплаты в национальной валюте, которая дешевеет, - это самообман. Сумма, выплачиваемая каждому сотруднику, должна
меняться вместе с покупательной способностью населения.
Ошибка № 3. Все равны
В период экономического роста большинство компаний разрабатывали стандартные схемы сотрудничества с контрагентами. К примеру, у крупных производителей и импортеров потребительских товаров существовали шаблоны отношений с дистрибьюторами, ритейлерами, поставщиками внутри страны и т. д. Партнерам предлагали унифицированные условия сделок и общие схемы развития отношений. В условиях кризиса этот подход не работает.
"Каждого контрагента нужно тщательно изучать и оценивать, необходимо понять, выплывет ли он в трудные времена, достаточно ли у него ресурсов, а главное - умеет ли он работать в условиях экономического спада, - считает комерческий директор торгового дома Flora Александр Кальников.
- С начала 2008-го мы свернули программы сотрудничества с 40% розничных сетей: отказали в товарных кредитах, прекратили проведение партнерских тренингов, перестали оплачивать обучение продавцов и вообще сбросили их со счетов. При этом с некоторыми ретейлерами мы напротив стали гораздо щедрее.
Смешно было смотреть на конкурентов, которые накачивали своими товарами ритейлеров, находившихся в преддефолтном состоянии, а потом долго и мучительно пытались выбить деньги. Да и выбивать, по сути, было некому, поскольку менеджеров, работавших с проблемными сетями, увольняли в первую очередь".
Пишите мне, задавайте вопросы.
На этом пока все. До следующего выпуска.
Пишите мне на E-mail: xvi1956@gmail.com