"Всегда ожидайте лучшего – ибо Вы всегда получаете именно то, чего ожидаете." Лори Хард
Здравствуйте уважаемые подписчики!
С Вами Виктор Хоменко, автор рассылки «Что делать во время кризиса». Вы получили очередной выпуск рассылки .
В саванну под названием «Мировая экономика» пришла Большая засуха. Затронула она всех: от слонов до сусликов. Разумеется, засуху переживут не все, а только наиболее приспосабливаемые и стойкие представители бизнес-флоры и фауны. Попробуем разобраться, что поможет выжить, и даже укрепиться в новых условиях малым обитателям нашей саванны.
Все ли так плохо? И на сколько?
Первый вопрос, на который нужно себе ответить: «где мы?» А точнее, каково положение компании на рынке на текущий кризисный момент? Для ответа на этот вопрос у вас должно быть хотя бы 5-6 основных показателей хозяйственной деятельности: месячный оборот, рентабельность, средний чек, количество клиентов, соотношение дебиторской и кредиторской задолженности и т.д. Далее смотрим динамику изменений этих показателей в разрезе последних 6 месяцев и делаем выводы. Результаты не радужные? Значит, движемся
дальше.
Изменение управленческой структуры
Сила малого бизнеса в гибкости и скорости реакции. Этот факт поможет скорректировать организационную структуру в самые короткие сроки. Проанализируйте эффективность работы заместителей руководителя по различным направлениям, а также линейных менеджеров. Скорее всего, вам придется сократить их количество в два-три раза: уволив неэффективных и переведя в разряд специалистов всех непрофильных менеджеров. Сообщите о ваших планах всему коллективу: лейтмотив – работать придется больше и за меньшие деньги,
причем всем: от директора до курьера. Со всеми, кто не готов жить в новой реальности, также придется расстаться. Вместе с тем, не стоит нагнетать панику и страх: поддержите или по крайней мере оставьте вознаграждения на докризисном уровне для инициативных и трудолюбивых сотрудников.
Аутсорсинг
Если у вас еще не переведено на аутсорсинг все, что можно, самое время сделать это. Бухгалтерия, управление кадрами, обслуживание ИТ-инфраструктуры, сопровождение сайта, управление маркетингом и рекламой – все эти поддерживающие процессы должны быть первыми в списке на аутсорсинг. Далее разбираемся с профильным направлениями деятельности фирмы: подсчитайте себестоимость каждого подразделения (производство, основные услуги, отдел продаж). Скорее всего, часть этих отделов в том или ином виде можно
также перевести на аутсорсинг или на подрядную схему. Всегда лучше платить за результат, а не за процесс, привязав оплату к конкретным достижениям.
Причем, выбор поставщика также не должен быть вопросом автоматическим и сиюминутным: организуйте тендер по каждому направлению. Вы удивитесь, что обеспечение жизнедеятельности фирмы может стоить в разы дешевле, чем вы так думали еще 3-4 месяца назад.
Диверсификация
Устойчивость любого бизнеса в условиях резко меняющегося потребительского рынка напрямую зависит от продуктовой линейки компании, а точнее от ее разнородности. Оптимальным числом направлений деятельности компании, которые и обеспечивали бы эту самую разнородность, должно быть от 3 до 8 видов. Желательно, чтобы все виды деятельности имели максимальное количество непересекающихся рынков. Например, если у вас есть два направления, ориентированные на продажу и обслуживание определенного продукта в корпоративном
сегменте Hi-End класса, вам имеет смысл рассмотреть вопрос выхода а) на розничный рынок и б) на рынок эконом-класса. Используйте основное преимущество малого бизнеса – возможность быстрой перестройки производственного/обслуживающего отдела под нового клиента.
Инновации
Регулярно отслеживайте все новшества, которые повсеместно появляются как в ваших профильных отраслях, так и отраслях, которые на первый взгляд кажутся далекими от вашего бизнеса. Однако далеко не все инновации можно рассматривать в качестве волшебных пилюль, ресурсоемко решающих задачи малого предприятия в современных условиях. Ориентируйтесь как на стоимость внедрения инновационных решений, так и на стоимость владения ими. Зачастую второй фактор на практике бывает более значимым, особенно на длительном
временном отрезке. Например, возьмем корпоративный сайт компании. Современная система он-лайн продаж, реализованная в функционале сайта, позволит сократить расходы отдела продаж за счет уменьшения количества менеджеров в два раза. При этом, правильно выбрав поставщика услуги, вы сможете сэкономить еще кругленькую сумму на поддержке такой системы, если конечно заранее и грамотно сформулируете условия к системе управления сайтом.
Партизанский маркетинг
Подчитайте, каков был ваш среднемесячный маркетинговый фонд в докризисный период? Теперь сократите его минимум в два раза и самое главное – кардинально пересмотрите каналы продвижения вашего продукта. Используйте современные Интернет-сервисы (социальные сети и блоги) для продвижения в духе сарафанного радио. Если вы поставляете услуги или продукцию крупных вендоров попытайтесь максимально разделить с ними ваш маркетинговый фонд, пусть они станут вашими аутсорсерами в маркетинге. Также хорошим и
достаточно малозатратным способом продвижения является поисковая оптимизация в Интернет, при том, что практически в любом крупном городе интернет-аудитория занимает значимую долю.
Из офф-лайна также можно привести несколько нестандартных рекламных идей, которые скорее всего будут вам по карману. К примеру, это может быть реклама на собственных автомобилях сотрудников или яркие и запоминающиеся флэш-моб акции на улицах. А если с деньгами на рекламу «напряженка», то в конце концов, никто не отменял старый добрый бартер.
Укрепление лидерства
Сильное лидерство – это необходимое условие для преодоления трудных времен в любой компании. В малом бизнесе глава компании всегда должен быть лидером, наставником и командиром в одном лице. Путь достижения только один – постоянное самосовершенствование, воспитание в себе бесстрашия, желание заражать людей оптимизмом, подпитка чувства юмора и огромное усердие, основанное на личном примере. Сильная личность – это сильные поступки. Не бойтесь совершать сильные поступки.
Вывод - реальные деньги зарабатывает лишь тот, у кого в распоряжении имеется собственный товар, а еще лучше целый ассортимент. Решение проблемы собственного товара достаточно простое: приобретайте товары с правами перепродажи. Таким образом Вы получаете в свое распоряжение товары, которыми могли бы с успехом торговать, не тратя времени на их разработку.
Начните свой бизнес в Интернет, сейчас для этого самое время. И начните его с работы с продуктами с правами перепродажи.