Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Cамопрограммируемся на успех

  Все выпуски  

ВОСХВАЛИТЕ СЕБЯ


ВОСХВАЛИТЕ СЕБЯ


Мы привыкли считать, что это некрасиво. Но практика публичного самовосхваления давно существует в традиции жителей Африки, а сегодня легла в основу необычного тренинга, созданного уже в Европе. Наш корреспондент побывала на занятиях.
«Главное сейчас – выключить голову. Отважиться на это и вернуться в детство, к чему-то сокровенному, что и теперь звучит в глубине нашей души…» Группа собралась вокруг Марии Милис и внимательно слушает. За окнами шумят деревья. В листве мелькают солнечные зайчики. В Брюсселе лето. Тридцать человек – мужчин и женщин разного возраста – собрались на необычный писательский семинар. Я замечаю девочку лет двенадцати и на другом конце зала – восьмидесятилетнюю даму. Перед участниками стоит задача воздать себе хвалу – с радостью и без стеснения. Ведущая семинара вдохновилась древним ритуалом под названием «касала». И поняла, насколько полезно такое необычное занятие, еще в те времена, когда преподавала математику в школе. Тогда она предложила эту практику подросткам из неблагополучных районов.
«Те дети редко встречали одобрительные взгляды других людей, – рассказывает она. – Но они написали тексты необыкновенной зрелости и красоты. Самовосхваление позволило им уверенно заявить о своих достоинствах и вспомнить о своих корнях. И это заметно повысило их самооценку». Теперь Мария предлагает свои семинары всем желающим. Их успех прославил ее и за пределами родной Бельгии. Просто она убеждена, что «наша жизнь, полная трудностей, может превратиться в славный жизненный путь», если мы найдем верные слова, чтобы ее описать.

«Я тигр, что крадется по горной тропе»

«Это очень просто, – ободряюще улыбается Мария. – Вы можете начать со слова «я», но это не обязательно. Дайте себе волю, развейте первую же мысль, которая у вас возникнет. Она приведет вас к другим, новым идеям. Может быть, вы считаете, что для этого нужен писательский талант? Вовсе нет. Вы сами будете поражены тому, что выйдет из-под вашего пера. Не пытайтесь сдержать его бег – пусть оно говорит о вас. Есть только одно правило: преувеличивайте все. Не ограничивайтесь рассказом о своих достоинствах – воспойте их! Вы хотите написать о своей смелости? Вы не просто храбры – вы тигр на горной тропе.
Помните о том, что вам предстоит прочесть написанное вслух. Пусть слушатели замрут от восторга. Пусть каждый подумает: «Как мне повезло, что я знаком с этим человеком!» И еще одно важное правило: врать не разрешается. Не пишите, что вы ни на что не годный человек, – это не может быть правдой. А ложь всегда скучна.
Если в жизни у вас печальный период, еще сгустите краски: дайте вашему отчаянию проявить свой жизненный потенциал!»

Традиция касалы

Нго Семзара Кабута преподает литературу в Гентском университете (Бельгия). Он написал книгу и защитил диссертацию на тему традиции касалы.
«Я вернулся в Конго через много лет после того, как покинул родину, – рассказывает он. – Моя семья пригласила гриота – сказителя и поэта. Под звук барабанов он говорил мне обо мне – о моем происхождении, моей истории – и вплел в свой рассказ упоминания о каждом члене общины. Четыре часа длилась эта эпопея. Она поразила меня в самое сердце». Такая традиция существует во всех странах Африки. Сказители напоминают путешественнику, кто он, восстанавливают его связь с близкими. Гриот вплетает в ткань повествования упоминания о себе самом, они словно подпись художника под картиной. В дело идет и гипербола, и метафора, и юмор – эти стилистические фигуры наряду со всей обстановкой ритуала узаконивают восхваление себя, которое в повседневной жизни не принято. «У нас говорят, – добавляет Нго Семзара Кабута, – когда ты долго шел без отдыха, надо остановиться, чтобы дать душе тебя нагнать. Нельзя все время идти вперед, надо иногда возвращаться к себе». И касала в этом помогает.

С этими напутствиями участники тренинга разошлись. Одни остались в зале, другие предпочли выйти в парк. Я выбрала уголок под тенистым деревом. Что ж, пора взяться за перо…

Я чувствую робость. Хотя профессия журналиста, можно сказать, имеет отношение к писательскому ремеслу, к такой свободе я не привыкла. У меня ведь нет под рукой ни плана статьи, ни записи интервью. Писать для удовольствия и к тому же о самой себе… Непривычно. Я стараюсь не прислушиваться к своему страху показаться смешной, нелепой или хвастливой. Я открываю тетрадь, стараясь «выключить голову», как говорила нам Мария. «Я – ветер…» Ветер, да неужели? Нет, не буду следить за тем, что я пишу! Попытаюсь вернуться в поток… «Я ветер, который летит над холмами, – ветер ласкает, ветер бушует. Я ураган, что воет среди небоскребов, вздымая к небу пыль, рождая энергию, хаос…» Неплохо! Перо и впрямь летит вперед, будто на крыльях. И то, что оно говорит обо мне, – та энергия в глубине моей души, из которой оно черпает силы, – удивляет меня и воодушевляет. Я пишу без остановки, страницы так и летят – три, четыре... Это облегчение, освобождение, разрядка. Я превращаюсь в тайфун, ураган, бурю… Преувеличение – не там, где я его ожидала. Я думала, что оно будет только в словах, но теперь чувствую, как возвеличивается все мое существо. Я все больше, все сильнее. Настоящий подарок – вдруг осознать, что, оказывается, эта музыка таится во мне – и всегда под рукой!

Как воздать хвалу

Это можно сделать по-разному, в зависимости от настроения и ситуации. Нго Семзара Кабута предлагает несколько примеров.

Чтобы восстановить связь со своими внутренними силами
«Я упорен, я непотопляем, никакие трудности и преграды не заставят меня свернуть с пути…»

Чтобы разделаться со своими слабостями
«Мне нет равных в искусстве тянуть время, я все и всегда откладываю на потом. И вот передо мной вырастает громада неоконченных дел… Со всех сторон несутся упреки, надо что-то делать – на меня волной накатывает стыд, но я не стану краснеть…»

Чтобы освободиться от власти своего врага
«Ты самый нужный мне человек – и самый ненавистный. И все-таки я благодарю тебя за то, что с тобой я лучше почувствовал, каково это – быть собой».

Чтобы почтить ушедших
«Она была то веселой, то серьезной, то мудрой, то беззаботной. Сколько любви и нежности, сколько сил она нам отдала! Иногда мечты уносили ее далеко от реальности, но из них она творила свой мир!»

Декламировать непросто

Сорок пять минут истекли. Свежеиспеченные писатели возвращаются в зал. На одних лицах удивление и радость, на других – боязнь. «Читать тексты будем вслух, чтобы все услышали! – предупредила Мария. – Сама суть касалы в том, чтобы набраться смелости и заявить о себе, показать себя во всей красе!» И действо начинается. 60-летний Филипп воздает почести своим доблестным предкам: «Я – дитя света. Мои деды и прадеды завещали мне синий цвет совершенства, красный цвет гнева…» Его голос звучит громко, он простирает перед собой руку, как народный трибун. В его жестах я читаю гордость и благородство. Александр, высокий рыжий молодой человек, по-птичьи примостился на спинке кресла. У него недавно родился сын, и он делится своей радостью: «Мой голос – это моя душа. Я пою о своем счастье, я вливаюсь в хор тех, кто славит новое утро». Некоторые закрывают глаза, чтобы лучше прочувствовать слова. Звучат тексты. То смешные (Маргарита: «Я – корова, которая провожает глазами поезд. Бешеная корова, священная корова… Корова я этакая!»), то нежные (Анна: «Я – гора, что с волнением ждет восхода солнца»), то чувственные (Марк: «Я – покоритель твоих потаенных душистых земель…»). В текстах открываются тайны, разрастаются страсти, выходят на свет тайные горести. «Я – дикарка», – читает Моника, пожилая голубоглазая дама, а затем рассказывает о своих детских играх в стоге сена. Слушая ее и других, я чувствую, как мы все, вопреки внешним различиям, похожи между собой, как близки в наших общих эмоциях.

Научиться принимать похвалу

Такое упражнение помогает избавиться от неловкости и страха, которые многие испытывают в ситуации, когда нас оценивают другие люди.
Рассказывает бизнес-тренер Светлана Наумова: «Это упражнение обычно выполняется к концу тренинга, когда все хорошо знакомы. Один из участников встает на стул, как на пьедестал. А другие произносят про него хвалебную речь, описывая и превознося его достоинства. Иногда эта речь полна метафор: «Вы только взгляните на этот алмаз, какие у него великолепные грани! Одна – ум, другая – красота, а если посмотреть на грань, обращенную к семье, то мы увидим, какой он прекрасный семьянин!» Это очень красиво, люди вкладывают столько творческой энергии в это упражнение! Человек обычно смущается, ему непривычно слышать о себе хорошее. И сам он не посмел бы такое сказать о себе. Но ему приятно, и постепенно он привыкает, начинает получать удовольствие, купаться в этом восхищении, в этой любви. Такие ощущения всегда отражаются в нашем теле: оно расправляется, словно внутренне мы расширяемся. И если запомнить такое свое состояние, в нужный момент (непростой разговор с начальством, трудные переговоры...) оно придет на помощь и вернет чувство спокойствия, устойчивости и того, что у нас все хорошо».

«Тюремщица слов»

Я сжимаю тетрадь в дрожащей руке. Мне казалось, что написать похвалу себе будет труднее, чем ее прочесть, а получается наоборот. Я начинаю: «Я – ветер…» Я читаю, и дрожь, охватывающая меня, становится все сильнее. Виной тому не только страх оказаться в центре всеобщего внимания – все дело в вибрации моего текста: слова отдаются во всем теле! «Я преодолею громадные пространства, я полечу вихрем, разрастаясь по пути в бешеном вращении…» В эти минуты я чувствую, что слова – как дыхание. С ними на губах я расцветаю, я исцеляюсь… Затем наступает очередь Вероники, высокой, красивой, коротко стриженной женщины лет сорока пяти. Она неуверенно поднимается с места. «Мне было трудно это написать», – признается она, опустив голову. Мария ободряюще кивает. Голосом, полным боли, Вероника начинает читать: «Я – тюремщица запертых слов. Я киплю изнутри, я – вулкан под слоем бетона. Я даю трещину, как бетон. Я трещина, я провал. В себе я вижу ту пустоту, что была до сотворения мира». По ее щекам катятся слезы. «Я только дотронулась до преграды, стоящей у меня на пути», – заканчивает она. «Восхваление не всегда легко, словно крылышко стрекозы, – объясняет Мария. – Иногда оно звучит как рык наших внутренних чудовищ. Но в этом и его творческая сила, этим оно дарует нам освобождение. Ты нашла в себе мужество рассказать о чувстве, которое знакомо нам всем. Наша группа как оркестр: один – духовые, другой – барабан. Все вместе мы в какой-то мере выразим опыт каждого».

Инструмент развития

Чтение окончено. Настало время обмена впечатлениями. «Оказывается, переход от письма к живому слову – необыкновенно мощная штука, – удивляется Филипп. – Это упражнение прямо-таки преображает человека». Александр поражен: «Люди сами не замечают, сколько в них поэзии!» «А я бы с удовольствием послушал, как мой текст читает кто-нибудь другой, чтобы лучше услышать себя», – вставляет один из участников. Мария кивает: «Сохраните свои тексты. Может статься, ваши слова откроют вам свой смысл лишь через несколько лет…» Моника никак не может успокоиться: она написала о детстве и дорогих ей людях, которых больше нет: «Когда мы восхваляем ушедших, мы горюем по ним, но это помогает пережить утрату». Методике, которую разработала Мария Милис, сегодня учатся и специалисты по переподготовке кадров, и работники исправительных учреждений. Ведь уже доказано, что эта необычная практика помогает людям и лучше строить свою карьеру, и снова включаться в общество. А я после того семинара всегда ношу при себе блокнот. Как только захочу, я отпускаю перо гулять по бумаге и снова улетаю с вольным ветром.

Мнение Ирины Хакамады: "Если мы относимся к себе хорошо, то и наш организм будет к нам хорошо относиться. Появится энергия в глазах, быстрее заработает мозг, мы начнем молодеть. Если же нет, организм начнет мстить, сначала физически, а потом и духовно. Конечно, в текучке не всегда приятных дел и событий нам свойственно забывать то хорошее, что есть в нас самих и нашей жизни. Негатив более харизматичен, он подминает под себя позитив. Неприятность цепляет, окутывает, а позитив словно проскакивает мимо: порадовались и тут же забыли! Чтобы вновь ощутить свои достоинства, всегда нужна пауза. Мой способ – уехать на дачу, в лес, выйти из машины в пробке и пройтись пешком. Не надо спешить с позитивом, вначале нужно просто выйти из потока суеты. Остаться одному, без детей и родственников, выключить мобильный. Взять любимую книжку. Или фильм. Или кисть, если вы любите рисовать. А в мозгу в это время вывесить табличку: «Мои достоинства». Мозг это зафиксирует. И найдет, выполнит задание, пока мы будем получать удовольствие».

Источник - Элеонора Качанова

В избранное