Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Поступить на журфак, или Заработай как журналист сегодня


xxxxx

Поступить на журфак,

или Заработай как журналист

сегодня

Выпуск 23 от 24 мая 2006
xxxxx


Интернет-журналистика:
пишем как умеем,
только "хуже"

Пиша текст для сайта, интернет-журналист имеет в виду двух читателей:

  • человека, что прочтет его текст
  • робота, который текст проиндексирует и включит в выдачу Yandex, Google, Rambler, Апорт и т. д.

Специфика Интернет-журналистики вытекает из необходимости сочетать потребности живого человека и запросы бездушной глупой машины. (Хотя машины быстро умнеют.)

Кибержурналист – слуга двух господ. Угодить нужно обоим, поскольку в Сети даже самый интересный текст имеет мало смысла, если не будет найден. В среднем, по статистике, две трети трафика на сайт дают поисковики!


Пишем для человека

Вот сжато основные стандарты журналистского текста, как они сложились в "бумажной прессе", то есть в расчете на читателя-человека:

  1. Информационный текст отвечает на вопросы Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему? или на часть из них.
  2. Текст структурирован как "Перевернутая пирамида": самая важная информация помещена в начале – в лиде и в первых абзацах.
  3. Тексту предпослан информирующий ("говорящий") заголовок, из которого ясна тема материала. Метафорический заголовок-"крючок" обязательно сопровождается "говорящим" подзаголовком.
  4. Соблюдаются требования к формату журналистского текста: точность, краткость, ясность, эмоциональная сдержанность, ссылки на источник, свободная от жаргона и канцеляризмов лексика и т. д.
  5. Новости отделены от мнений и комментариев.


Пишем для робота

Теперь взглянем на текст "глазами робота". Более высокое место в выдаче поисковика получит страница с контентом, который отвечает условиям:

  1. Текст содержит ключевые слова и словосочетания, по которым его, скорее всего, будут искать посредством поисковых сервисов.

    Ключевые слова возникают в тексте сами собой, когда журналист, освещая тему, отвечает на вопросы Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему? или на часть из них. Ваш текст прежде других найдет читатель, которого интересуют описываемые вами событие, человек, место, время, обстоятельства.

     

  2. Ключевые слова более густо сосредоточены в начале текста.

    Это также получается автоматически, когда журналист строит текст в виде "Перевернутой пирамиды". Важнейшая информация, помещенная в лид и первые абзацы, даст здесь наибольшую плотность ключевых слов.

     

  3. Ключевые слова (хотя бы одно, важнейшее) включены в заголовок и подзаголовки (в теги Н1 – H3).

    Хороший заголовок с позиции робота – только "говорящий", информативный заголовок. Метафоры, игру слов и смыслов машина, увы, не понимает.

     

  4. Текст написан кратко и ясно. Кратко – не в смысле коротко, а без воды, строго по делу.

    Машина, отыскивая релевантные запросу страницы, "отделяет мух от котлет", т. е. введенные читателем ключевые слова – oт всей остальной лексики страницы. Когда текст перегружен прилагательными, обширными цитатами, цифрами, жаргоном, канцеляризмами, вводными оборотами и т. д., машине приходится отделять ключевые "котлеты" от "мух", "тарканов", "клопов", "жуков", "пауков" и проч. Важные для вас ключевые слова тонут в болоте лишних слов.

    Для хорошей видимости страницы в поисковых системах насыщение текста ключевыми словами должно составлять 6-7% ко всему контенту страницы. (Рекомендация специалистов Net Promoter, известной компании, занимающейся анализом, оптимизацией, продвижением русскоязычных сайтов. Однако Алан Вебб, гуру Интернет-оптимизации из Германии, считает, что "определенный процент содержания ключевых слов на странице – вчерашний день". По его мнению, важнее наличие ключевых слов в названии страницы, в тексте внутренних ссылок.)

    В русифицированном Word есть проверка удобочитаемости текста: Сервис >> Параметры >> Правописание (выделите текст и нажмите F7). Желательно, чтобы уровень сложности текста не превышал 10 по 20-балльной шкале. Правда, далеко не все считают оценку Word'а корректной...

     

  5. Ключевые слова выделены:
    • полужирным
    • курсивом
    • включены в тексты ссылок
    • включены в подписи к изображениям (в тег Alt)

    Здесь мы вторгаемся в область юзабилити – форматирования сетевых текстов и веб-дизайна, о которых подробнее поговорим в следующем выпуске рассылки.

Соблюдение таких журналистских стандартов как отделение новостей от комментариев, безукоризненная точность информации, обязательные ссылки на источник не могут быть по достоинству оценены роботами и не влияют на результаты выдачи. Но они влияют на репутацию журналиста и сайта, поэтому в Сети столь же обязательны, как и в оффлайне.

При всех равных условиях Интернет-текст более прямолинеен, деловит, сух, нежели традиционный. Правильный текст для роботов лишен метафор, образных сравнений, словотворчества, редкой неожиданной лексики. С позиций литературной образности сетевой текст хуже. Он более стандартизирован, чем газетно-журнальный язык, где допускаются "вольности" типа заголовков-"крючков".

Однако общий вывод все равно получается радостный. Из нашего сравнения видно, что коренных различий между стратегиями "писать для людей" и "писать для машины" нет. Пишите по-журналистски правильно, как изложено в выпусках настоящей рассылки, :-) учитывайте требования роботов к стилистике, и будет вам сетевое журналистское счастье. :-)

(Оптимизацию страниц и раскрутку сайта в онлайн-журналистике обсудим позже.)


Специфика кибержурналистики

Отличительные особенности текстов в Интернете по сравнению с оффлайном:

  1. Гипертекст. Ссылки из текста на другие тексты, статичные изображения, видеоролики, звуковые файлы. Гипертекст – фундаментальное свойство Интернета, которым не стоит пренебрегать. Ссылки обогащают текст, придают ему объемность и авторитетность.

    Текст ссылок поисковики ранжируют выше обычного текста, поэтому линки должны говорить, куда они ведут. Не "здесь" и "жми сюда", а Интернет-журналистика, Особенности сетевого текста и т. д.

     

  2. Объем текста – не более двух экранов (до 3600 знаков). Рекомендация распространенная, но и спорная, на мой взгляд. Размер текста не имеет решающего значения. Качество важнее.

    Мне приходилось встречать в Сети толстенные книги, лежащие одним файлом – и ничего. Устанавливаешь в броузере покрупнее шрифт, уменьшаешь ширину окна, и вполне комфортно можно читать. К тому же искать нужное место в книге-файле удобнее, чем рыскать по разрозненным главам.

     

  3. "Письменная разговорная речь". Сеть провоцирует "писать как говоришь". Устная по форме речь, однако же набранная на клавиатуре, стала стандартом сетевого общения, особенно в письмах, форумах, блогах.

    Из этой же оперы засилие англицизмов, сокращений типа "плз" вместо "пожалуйста", "имхо" вместо "по моему мнению" ("in my humble opinion").

    На мой взгляд, сетевой текст, адресованный молодежи, может (должен?) быть сколь угодно неформальным, вплоть до "превед медвед". Солидные сайты, конечно, придерживаются стилистики, выработанной в традиционной прессе. Однако и им часто не помешала бы некоторая легкость интонации, неуместная на бумаге, но естественная на мониторе компьютера.

    Здесь просматривается противоречие: яркий неформальный текст нравится читателям, но плохо находится поисковиками. Выход очевиден:

    • будьте в жанре; блог и форум – это одно, а сугубо информационный текст или аналитическая статья – другое
    • будьте верны себе: умеете писать прикольно – пишите, ваша аудитория найдет вас и без поисковиков (есть много других путей стимуляции трафика)

     

  4. Текст с ошибками так с ошибками и индексируется, что не улучшает его "находимость". Вместе с тем, темп, в котором живет Интернет, часто не позволяет часами корректировать текст. В общем, имеем задачку на оптимизацию, каждый решает ее исходя из своих обстоятельств.

     

  5. Использование смайликов, эмоционально оживляющих текст. Опять же форматирование...


Ключи от онлайн-журналистики

Какие использовать ключевые слова? Где их брать? Подобные вопросы, наверное, уже возникли в головах читателей.

В самом деле, традиционный журналист, создавая текст, проходит два главных этапа:

  • сбор информации
  • написание текста

В работе сетевого журналиста обязательных этапов три:

  • сбор информации
  • подбор ключевых слов или позиционирование текста
  • написание текста

Иногда поиск темы может сочетаться с подбором ключевых слов. Тогда порядок работы:

  • подбор ключевых слов = позиционирование текста = поиск темы
  • сбор информации
  • написание текста

Существуют программы, позволяющие автоматизировать подбор ключевых слов для выбранной вами темы. Наверняка среди них есть и бесплатные. Однако я пока пользуюсь методом "ручного подбора". На мой взгляд, даже он позволяет избежать грубых ошибок.

Подбор ключевых слов:

  1. Иду в статистику запросов Yandex'a, ввожу в форму ключевые слова и словосочетания, по которым, на мой взгляд, читатели смогут найти мой текст. Предполагается, что замысел материала у меня есть, и я примерно представляю интересы своей аудитории. Проверяю в Yandex'e и те слова, что не пришли мне в голову, но статистика запросов их выдала.

    Так, например, для статьи, которую вы читаете, по состоянию на 24 мая 2006 года получилось следующее (Yandex заглавные буквы читает как строчные, дефисы считает пробелами):

    Формулировка запроса Количество запросов (КЗ) Количество страниц (КС) Коэффициент видимости (ВИД)
    интернет текст 829 938191 0.9
    интернет журналистика 647 66779 9.7
    интернет журналист 174 202305 0.9
    сетевая журналистика 80 5925 13.5
    онлайн журналистика 34 1238 27.5
    кибержурналистика 26 1956 13.3
    сетевой журналист 8 15850 0.5
    сетевой текст 8 35861 0.2
    кибержурналист 0 112 0

    Чаще всего ищут "Интернет-текст" (столбец КЗ). Значит, это ключевое словосочетание принесет мне больше всего читателей? Не факт. Надо еще оценить остроту конкуренции по данному запросу.

     

  2. Иду на главную Yandex'а, ввожу запросы, фиксирую, сколько страниц с соответствующим запросом выдает поисковик (стобец КС).

     

  3. Высчитываю "коэффициент видимости" моей будущей страницы среди конкурирующих страниц: ВИД = КЗ : КС х 1000 (умножение на 1000 облегчает сравнение цифр).

     

  4. Анализирую полученные цифры:
    • С максимально возможной вероятностью (ВИД=27.5) мой опус найдут по запросу "онлайн-журналистика". Вместе с тем, ввести это словосочетание за месяц сподобились лишь 34 человека.
    • Запрос "сетевая журналистика" использовали 80 человек – более чем вдвое больше. Но и коэффициент видимости этого запроса вдвое меньше (13.5).
    • Запрос "Интернет-журналистика" ввели 647 человек – больше, чем у моей рассылки подписчиков. И коэффициент видимости не так уж мал (9.7).

Решено: беру в заголовок, размещаю в названии страницы и мета-тегах (о которых поговорим в другой раз), а также вставляю в текст словосочетание "Интернет-журналистика". А ведь первое мое спонтанное движение было назвать статью "Слуга двух господ, или Кибержурналист"! Долго бы я ждал читателей с поисковиков...

Словосочетания "онлайн-журналистика", "сетевая журналистика", "кибержурналистика" ставлю по возможности в заголовки разделов, а также насыщаю ими текст (не впадая в маразм).

Иначе говоря, я позиционирую свой онлайн-текст по вышеозначенным запросам, поскольку:

  • по данным запросам реально ищут
  • в данной нише пока не слишком сильно толкаются

Подбор ключевых слов рекомендуют проводить для каждой важной страницы сайта. Каждая такая страница может стать входной на ваш сайт.

 

***

Вниманию поступающих на журфаки: согласно Yandex'у запрос "требуется интернет журналист" работодатели за последний месяц набирали 14 раз. Кажется, без работы пишущая сетевая молодежь не останется.



Дистанционно ваш,
Игорь Николаевич Борисов,
журналист, копирайтер
inborisov@mail.ru


Все выпуски рассылки живут на моей веб-страничке http://voxfree.narod.ru/


Письма читателей могут быть использованы в рассылке, если обратное не запрещено отправителем.


xxxxx


В избранное